Связанные понятия
Ли́дертафель (нем. Liedertafel, от Lied — песня и Tafel — стол) — немецкое мужское хоровое любительское сообщество, состоящее из певцов, поэтов и композиторов. Лидертафели появились в начале XIX века в Северной Германии, сначала в Берлине (под руководством Карла Фридриха Цельтера), а затем в других городах, в том числе в Швейцарии, Австрии.
Кёльнская высшая школа музыки (нем. Hochschule für Musik Köln) — крупнейшая консерватория Европы, расположенная в Кёльне. По состоянию на 2004/2005 учебный год в ней обучалось более тысячи студентов, не считая почти пятисот студентов в филиалах в Ахене и Вуппертале.
Ганноверская Высшая школа музыки и театра (нем. Hochschule für Musik, Theater und Medien Hannover) — германская консерватория, расположенная в Ганновере. Основана в 1897 году, в 1973 году перешла в подчинение земельной администрации Нижней Саксонии. В школе обучается около 1200 студентов, специализирующихся в области музыки, музыковедения и театрального искусства; в состав школы входит также Институт журналистики и коммуникационных исследований (нем. Institut für Journalistik und Kommunikationsforschung...
Венская народная опера , также Фо́льксопер (нем. Volksoper Wien) — второй после Венской оперы оперный театр в Вене. За сезон с сентября по июль театр даёт около трёхсот представлений. Рассчитан на 1473 места, дополнительно может вместить 102 зрителя на стоячих местах. Репертуар Фольксопер традиционно связывался с опереттой и оперой на немецком языке. Ныне на его сцене ставятся оперы, оперетты, зингшпили, мюзиклы и балеты.
Сословный театр (чеш. Stavovské divadlo, нем. Ständetheater) — театр в Праге, c 1948 года — одна из сцен Национального театра.
Фортепианное трио — камерный ансамбль в составе фортепиано и, как правило, скрипки и виолончели, а также произведение для такого состава инструментов.
Дни музыки в Донауэшингене (нем. Donaueschinger Musiktage) — старейший фестиваль новой музыки, проходящий в немецком городе Донауэшинген с 1921 года.
Скрипичный концерт ми минор, соч. 64 — концерт Феликса Мендельсона для скрипки с оркестром, впервые исполненный в 1845 году. Является одним из наиболее популярных концертов в скрипичном репертуаре.
Международные летние курсы новой музыки (нем. Internationale Ferienkurse für Neue Musik, Darmstadt) — цикл лекций и семинаров по современной музыке в Дармштадте. Курсы проводятся с 1946 года ежегодно (международные — с 1948), с 1970 г. — раз в два года. Представляют собой важнейший образовательный и информационный центр в области радикальных музыкальных практик. К Летним курсам приурочен международный музыкальный фестиваль, известная площадка, на которой проходят премьеры современной музыки.
Мангеймская школа (нем. Mannheimer Schule) — немецкое творческое и исполнительское направление, сложившееся в середине XVIII века в Мангейме. Композиторы этой школы выработали 4-частный симфонический цикл, подготовив таким образом классическую симфонию. Наиболее заметное влияние мангеймская симфония оказала на В. А. Моцарта.
Гаагская консерватория , Королевская консерватория (нидерл. Koninklijk Conservatorium Den Haag) — нидерландская консерватория, расположенная в Гааге.
Оркестр без дирижёра — оркестр, который выступает без дирижёра (недирижируемый оркестр). Как правило, такие инструментальные ансамбли имеют меньшее количество участников, нередко состоят только из струнных инструментов и выполняют репертуар камерного оркестра.
Свободный художник (калька с фр. artiste libre) — в Российской империи звание, присваивавшееся выпускникам старшего отделения консерватории.
Духовой квинтет ― камерный ансамбль, состоящий из пяти духовых инструментов, а также произведение, написанное для такого ансамбля. Включает в свой состав флейту, гобой, кларнет, фагот и валторну.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до мажор, оп. 15 — произведение немецкого композитора Людвига ван Бетховена, написанное в 1796—1797 годах, и опубликованное в мае 1801 года. Премьера прошла в 1798 году в Праге, с самим Бетховеном в роли солиста. Во второй и последний раз композитор исполнил его спустя два года в Вене.
Нормальная школа музыки (фр. École normale de musique de Paris) — французская частная консерватория, основанная в 1919 году. Основателями выступили музыкальный критик Огюст Манжо, в значительной степени разработавший идеологию нового учебного заведения и обеспечивший ему финансовую поддержку государственных структур, и знаменитый пианист Альфред Корто, чьё имя консерватория стала носить в дальнейшем (часто называется Нормальной школой имени Альфреда Корто, фр. École normale Alfred-Cortot).
«Проданная невеста » (чеш. Prodaná nevěsta) — комическая опера в трёх действиях чешского композитора Бедржиха Сметаны на либретто Карела Сабины. Опера считается значительной вехой в развитии чешской музыки. Написана в период 1863—1866 годов, и впервые исполнена 30 мая 1866 года во Временном театре (Prozatímní divadlo) в Праге. Опера не сразу завоевала признание и была переработана и дополнена в течение следующих четырёх лет.
Капелла (позднелат. capella, итал. cappella) — небольшой музыкальный ансамбль, первоначально только вокальный, ныне — также инструментальный.
Брюссельская консерватория имеет богатую музыкальную библиотеку. Эта библиотека содержит около 250 000 счетов и книг по музыке, музыковедения и музыкальной педагогики, а также небольшая коллекция записей (в основном винил). Библиотека открыта для общественности. Сегодня, несмотря на фламандские и французские оранжереи оба равные ресурсы для инвестиций в библиотеку, подавляющее большинство фактической работы выполняется фламандского крыла, включая разработку онлайн-каталога.
Чешская академия наук и искусств (до 1918 года Королевская Богемская академия наук, словесности и искусств императора Франца-Иосифа, позже Чешская академия императора Франца Иосифа наук, словесности и искусств), (нем. Böhmische Kaiser-Franz-Joseph-Akademie der Wissenschaften, Literatur und Kunst in Prag, чеш. Česká akademie věd a umění) — чешское научное общество, организация, целью которой была поддержка развития наук и искусства в Чешском королевстве.
Амстердамская консерватория (нидерл. Conservatorium van Amsterdam) — нидерландское высшее музыкальное учебное заведение. Входит в состав Амстердамской высшей школы искусств.
Сольфе́джио (итал. solfeggio от названия нот «соль» и «фа») — многозначный музыкальный термин, означающий...
Маленькая торжественная месса (фр. Petite Messe solennelle) — позднее произведение Джоакино Россини, написанное им в Пасси в 1863 году, спустя более чем 20 лет после его предыдущей крупной работы, «Stabat mater», и почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры.
Капри́ччио (итал. Capriccio, также каприс, фр. caprice; букв. каприз, прихоть; причудливый изыск) — произведение академической музыки, написанное в свободной форме.
Песни странствующего подмастерья (нем. Lieder eines fahrenden Gesellen) — вокальный цикл австрийского композитора Густава Малера, написанный на собственный текст в первой редакции, для голоса и фортепиано, в 1884—1885 годах. Новая версия, для голоса и оркестра, была создана Малером в 1892—1893 годах и впервые исполнена, под его управлением, в 1896 году.
Славянские танцы (нем. Slavische Tänze) — сборник народной танцевальной музыки различного происхождения в обработке Антонина Дворжака. Танцы (всего 16) изданы двумя тетрадями в 1878 (op. 46) и 1886 (op. 72) годах. Изначально написанные для фортепиано в четыре руки, они почти сразу были оркестрованы самим автором. Славянские танцы принадлежат к числу самых репертуарных сочинений Дворжака, наиболее известны ми-минорный (op. 72 № 2) и до-минорный (op. 46 № 8).
Концертме́йстер (от нем. Konzertmeister) — руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Понятия концертмейстера и аккомпаниатора принято считать тождественными. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную...
Клави́р (нем. Clavier, Klavier, от фр. clavier — «клавиатура»), в Германии и землях, находившихся в сфере германского культурного влияния (Австрии, отчасти в Швейцарии, Чехии, Польше, Дании, Швеции) в XVII—XVIII веках, — общее название клавишных музыкальных инструментов — клавикорда, клавесина, фортепиано, органа и их разновидностей. Пример такого словоупотребления — 3 сборника Clavierübung (Клавирных упражнений) И.С. Баха (1731, 1735, 1754
Консервато́рия — музыкальное высшее учебное заведение. Готовит профессионалов высшей квалификации по всем специальностям музыкального образования: концертных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей различных дисциплин для музыкальных училищ и средних музыкальных школ. В России в 2016 году действовало тринадцать консерваторий, в мире — несколько сотен. Московская и Санкт-Петербургская государственные консерватории отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской...
Современная фле́йта , флейта Бёма — поперечная флейта, музыкальный духовой инструмент симфонического оркестра. Основной вид современной флейты — большая флейта сопранового регистра. Другие виды: малая (пикколо), альтовая и басовая флейта.
Ка́нтор (нем. Kantor, от лат. cantor — «певец, певчий») — руководитель богослужебной музыки в лютеранском храме. В исторические времена совмещал функции дирижёра (руководителя хора и инструментального ансамбля), композитора, органиста, учителя элементарной теории музыки и пения (как правило, в аффилированной с данным храмом церковно-приходской школе).
Синодальное училище церковного пения — духовно-музыкальное учебное заведение в Москве под управлением Святейшего Синода. Здание училища находилось по адресу: улица Большая Никитская, дом 11.
Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Новая музыкальная газета , Neue Zeitschrift für Musik — немецкое музыкальное периодическое издание, выходящее с 3 апреля 1834 года. Фактическим основателем, главным автором и, с 1835 г., официальным редактором газеты был Роберт Шуман; на первых порах помогали ему в этом начинании его тесть Фридрих Вик и друзья Людвиг Шунке и Юлиус Кнорр.
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, op. 61 — единственный завершенный скрипичный концерт немецкого композитора Людвига ван Бетховена, написанный в 1806 году.
Но́вая ве́нская шко́ла (нем. Zweite Wiener Schule, Neue Wiener Schule, Junge Wiener Schule, англ. Second Viennese School) — устоявшееся в мировом музыковедческом дискурсе название композиторской школы, эстетические принципы которой исторически сложились в первой трети XX века в Вене, явившись результатом активной творческой, педагогической и организационной деятельности Арнольда Шёнберга и его учеников.
Каде́нция (итал. cadenza, от лат. cadere — «падать») — виртуозное исполнительское соло; то же, что исполнительская каденция. В отличие от каденции как категории гармонии, в исполнительстве слово «каданс» (как синоним «каденции») не используется.
Королевская академия музыки (англ. Royal Academy of Music) — консерватория расположенная в столице Великобритании городе Лондоне и находящаяся под началом Лондонского университета.
Клавираусцуг (нем. Klavierauszug, от Klavier — фортепиано и Auszug — извлечение) — переложение для фортепиано музыкального произведения, написанного изначально для крупного музыкального ансамбля. Часто употребляется сокращённая форма этого слова, клавир. Может использоваться в процессе репетиций, а также для ознакомления широкой публики и музыкантов с произведениями. В клавираусцуге вокальная партия записывается отдельно; переложение может быть сделано как для одной пары рук, так и для нескольких...
Молоточковое фортепиа́но (нем. Hammerklavier, Hammerclavier, англ. fortepiano, фр. piano-forte) — клавишный музыкальный инструмент, старинная разновидность фортепиано.
Роттердамская консерватория (нидерл. Rotterdams Conservatorium) — нидерландская консерватория, расположенная в Роттердаме. Основана в 1930 году путём слияния нескольких работавших в городе музыкальных лицеев, среди которых ведущую роль играл лицей Виллема Фельцера. В настоящее время организационно является одной из трёх составных частей роттердамской Высшей школы искусств.
Контрапу́нкт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония). Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются литературоведы, искусствоведы и журналисты.
Юмореска — (нем. Humoreske от Humor — юмор) — музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера или включающая выдержанные в таком характере разделы.
Хорме́йстер (от хор и нем. Meister — мастер, начальник; нем. эквивалент Chorleiter) — руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет (дирижирует) хором при разучивании новых, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий. Художественный руководитель хорового коллектива, на которого, помимо дирижёрских, возложены обязанности обеспечения художественного уровня творческой деятельности хора обеспечения называется главным хормейстером.
Тео́рия му́зыки — общее обозначение комплекса дисциплин (учебных и научных) музыковедения, занимающихся теоретическими аспектами музыки.