Плацкарта

  • Плацкарта (нем. Platz-Karte) — дополнительная к проездному билету карточка или квитанция на нумерованное место в вагоне в поездах дальнего следования. Иногда плацкартой ошибочно называют плацкартный вагон. Плацкарта, в отличие от проездного билета (куда включены расход на локомотивную тягу и транспортную инфраструктуру), является ценой за услуги владельца вагона.

    В билетах железных дорог стран СНГ и Латвийской, Литовской и Эстонской республик на поезда дальнего следования дополнительная карточка или квитанция к проездному билету не выдаётся, вместо этого в графе «Цена» указывается цена за билет и плацкарту. При возврате билета в кассу до отправления поезда уплаченная сумма за билет возвращается полностью, а за плацкарту — не полностью. Сумма возврата за плацкарту зависит от времени, оставшегося до отправления поезда.

    Плацкарта должна содержать следующие основные данные:

    * буквы «МС» и условное обозначение железной дороги, а плацкарта, оформленная электронным способом, — буквы «МС», код и условное обозначение железной дороги, выдавшей плацкарту;

    * наименование станции отправления и назначения;

    * путь следования;

    * дату, время отправления, номер поезда, вагона и места;

    * класс вагона и категорию места;

    * количество человек;

    * стоимость плацкарты;

    * наименование железной дороги, выдавшей плацкарту;

    * дату выдачи плацкарты;

    наименование железной дороги — собственницы вагона, для проезда в котором выдана плацкарта.Допускается выдача плацкарт без указания в них номера поезда, номера вагона и места, даты и времени отправления.

    Срок годности такой плацкарты соответствует сроку годности билета, по которому осуществляется проезд. Для осуществления поездки пассажир обязан оформить проездные документы в соответствии с правилами, действующими на дороге отправления, и при покупке плацкарты проверить правильность содержащихся в ней данных.

    Бланки плацкарт печатаются каждой железной дорогой на языке своей страны, а также на двух из языков — китайском, немецком и русском.

    Продажа плацкарт производится железнодорожными кассами и пунктами продажи от любого пункта одной страны, до любого пункта другой страны, если они указаны в применяемых тарифах. Продажа плацкарт в спальные вагоны прямого международного сообщения производится также начальником поезда или проводником вагона. На участках с автоматизированной продажей проездных документов по ходу поезда дорогой — собственницей вагонов может быть установлен иной порядок оформления плацкарт.

    Для проезда в спальном вагоне прямого международного беспересадочного сообщения пассажиру выдается одна плацкарта на весь путь следования от станции отправления пассажира до станции назначения.

    При следовании пассажира из одной страны в другую с пересадкой на пограничных станциях или в других пунктах пассажиру выдаются отдельные плацкарты, каждая из которых действительна только для проезда по указанному в ней беспересадочному участку.

    Пассажир (группа пассажиров) имеет право выданные на определенный день или поезд (вагон) плацкарты заменить на новые плацкарты по тому же маршруту на другой день или поезд (вагон) при условии наличия свободных мест, а равно отказаться от поездки и возвратить проездные документы не позднее чем за 6 часов до отправления поезда при перевозках индивидуальных пассажиров и не позднее 5 суток (для ЛГ и ЭВР — 1 сутки) при перевозках организованных групп численностью 10 и более взрослых пассажиров.

    При отказе от поездки и возврате проездных документов до предусмотренного выше срока пассажиру (группе пассажиров) возвращается стоимость плацкарт.

    Замена плацкарт на новые без уважительных причин допускается не более одного раза.

    Пассажиру, имеющему плацкарту, на время поездки в вагоне бесплатно предоставляются постельные принадлежности из расчета один комплект на каждые 5 суток.

    Заказ мест в вагонах прямого международного сообщения производится в соответствии с правилами, действующими на дороге отправления.

    Плацкарты на место для лежания дают право, как правило, использования места для лежания только в ночное время. Ночным временем считается время от 21 часа до 7 часов утра следующего дня.

    При согласии других пассажиров в купе можно использовать место для лежания и в другое время суток.

    Плацкарта упоминается в стихах русских поэтов, начиная по меньшей мере с начала XX века. Например, в стихотворении Саши Чёрного «Отъезд петербуржца» («Середина мая и деревья голы…»; 1909) заказ плацкарты фигурирует в ряду срочных обязательных дел петербуржца перед отъездом на дачу:

    Надо подписаться завтра на газеты,

    Чтобы от культуры нашей не отстать,

    Заказать плацкарту, починить штиблеты

    (Сбегать к даме сердца можно нынче в пять).

    В фельетоне Валентина Катаева «Наши за границей» плацкарта выступает как неизвестный загранице чисто русский феномен:

    В Риме на вокзале он долго требовал «обязательно плацкарту», вызывая у окружающих весёлое недоумение по поводу загадочной «русской плацкарты».

Источник: Википедия

Связанные понятия

«Белый аист» (№ 85/86 ) — скорый фирменный поезд БЧ, курсирующий по маршруту Минск — Киев — Минск. Поезд следует на электротяге - Минск—Гомель, на тепловозной тяге на участке Гомель — Чернигов и снова на электротяге от Чернигова до Киева. Нумерация вагонов указана с головы при отправлении из Минска, с хвоста при отправлении из Киева. В состав поезда обычно входит 6-14 вагонов. В составе имеются плацкартные, купейные вагоны и вагон СВ. В зависимости от класса, купе некоторых вагонов оборудованы телевизором...
Вагон беспересадочного сообщения (беспересадочный вагон) — пассажирский вагон, следующий в составе нескольких поездов с переприцепкой по одной или нескольким станциям.
«Белого́рье» — скорый фирменный поезд № 071В/072В совместного формирования ФПК и ТКС, осуществляющий перевозку пассажиров по маршруту Белгород — Москва — Белгород. В отличие от скоростных поездов, курсирующих по этому же маршруту, является ночным.
Поезд класса «Премиум» — фирменный поезд повышенной комфортности Федеральной пассажирской компании РЖД. В этих поездах используют исключительно новые вагоны Тверского вагоностроительного завода (модели 61-4440,47 и т.д.) и как правило новые локомотивы (например, электровозы ЭП10, ЭП20).
«Рыбинск» — пассажирский местный поезд № 601Я/602Я, курсирующий по маршруту Рыбинск — Москва — Рыбинск.

Упоминания в литературе

При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте его приобретения не позднее чем за 24 часа до отправления поезда (судна) пассажиру выплачивается стоимость проезда, при возврате проездного документа (билета) позднее указанного срока, но до отправления поезда (судна) – стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте обратного отправления действует порядок, установленный выше.
С помощью бомбилы беглецы добрались до Киевского вокзала и попросили остановиться за пятьсот метров до него. Пройдя через турникет, заняли очередь в кассу. Притом, что денег хватило бы и на места в люксе, купили плацкарту, рассудив, что там обзор лучше, больше путей отступления, да и защищаться, на крайний случай, проще. Места им достались возле туалета.

Связанные понятия (продолжение)

«Чува́шия» — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 053Ж/054Г) Российских железных дорог, курсирующий ежедневно по маршруту Чебоксары — Москва — Чебоксары. Время в пути из Чебоксар в Москву составляет 12 часов 55 минут, из Москвы в Чебоксары — 13 часов 17 минут. Общая протяжённость маршрута — 768 км. Бо́льшая часть пути для удобства пассажиров приходится на ночное время. С мая 2010 года поезд относится к категории поездов премиум, в связи с чем официально утратил имя собственное, фирменное постельное...
«Экспресс» (№ 03/04) — скорый фирменный пассажирский поезд РЖД, курсирующий по маршруту: Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург.
Сыктывка́р — скорый фирменный пассажирский поезд № 33М/34Я, курсирующий по маршруту Сыктывкар — Москва — Сыктывкар. Протяженность маршрута поезда "Сыктывкар" составляет 1412 км. В состав поезда включены вагоны повышенной комфортности экономкласса. В этих вагонах пассажир получает дополнительные услуги, стоимость которых включается в стоимость билета. Обслуживают такие вагоны наиболее квалифицированные проводники. В составе поезда курсирует вагон-ресторан.Фирменный поезд "Сыктывкар" обслуживают поездные...
Улья́новск — скорый фирменный пассажирский поезд № 021Й/022Й, курсирующий по маршруту Ульяновск — Москва — Ульяновск. Маршрут следования поезда проходит по территории Ульяновской, Пензенской, Рязанской, Московской областей и республики Мордовия. Через такие города как Рязань, Сасово и Инза. В пути ежедневно в обоих направлениях проезжает 873 км.
«Томич» — скорый фирменный поезд № 37/38 сообщением Томск — Москва. Курсирует через день отправляясь из Томска и Москвы по четным дням. Время в пути из Томска в Москву – 54 часа 56 минут, в обратном направлении – 54 часа 11 минут. Маршрут пролегает через Тайгу, Юргу, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир. Расстояние между конечными пунктами – 3619 км. Статус фирменного присвоен поезду с 1967 года.
Общий вагон — пассажирский железнодорожный вагон в составе пассажирских поездов, не относящихся к скорым и скоростным, предназначенный для перевозки пассажиров сидя (не имеет мест для лежания). Обычно используется для перевозки пассажиров, чья поездка превышает маршрут обычного пригородного электропоезда, но по длительности не занимает больше 12 часов (в зависимости от маршрута поезда).
«Заура́лье» — скорый фирменный пассажирский поезд сообщением Петропавловск — Курган — Москва (Казанский вокзал) — Курган — Петропавловск. По состоянию на январь 2018 года поезд не является фирменным.
Фирменный поезд "Карелия" — скорый фирменный поезд № 17/18 Российских железных дорог, обслуживающий маршрут Петрозаводск—Москва—Петрозаводск.

Подробнее: Петрозаводск — Москва (поезд)
Росси́я — скорый фирменный пассажирский поезд № 002Щ/001М, курсирующий по маршруту Владивосток — Москва — Владивосток.
«Славянский экспресс» — фирменный поезд № 3/4 и 7/8, курсирующий между Москвой и Брестом.
«Башкортостан» — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 039/040) Российских железных дорог, курсировавший через день, отправлением из Уфы по чётным, из Москвы по нечётным числам месяца по маршруту Уфа — Москва — Уфа. Время в пути составляет 26 часов.
«Лотос» — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 005Ж/005Г) Российских железных дорог, курсирующий ежедневно по маршруту Астрахань — Москва — Астрахань.
«Сура́» — скорый фирменный пассажирский поезд совместного формирования РЖД и ТКС, курсирующий по маршруту Пенза — Москва — Пенза. Маршрут следования поезда проходит по территории Пензенской области, Республики Мордовия, Рязанской и Московской областей через города Рузаевка и Рязань.
Смена — А. Бетанкур — скорый фирменный поезд № 25/26 сообщением Санкт-Петербург — Москва Северо-Западного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания».
«Мордо́вия» — скорый фирменный пассажирский поезд совместного формирования РЖД и ТКС № 41Й/42Й, курсирующий по маршруту Саранск — Москва — Саранск.
«Татарстан» — бывшее название скорого поезда класса премиум (№ 001/002) Российских железных дорог, курсирующего ежедневно по маршруту Казань — Москва — Казань. Время в пути составляет 11 часов 50 минут. Поезд начал курсировать как «Татарстан» с 1993 года, но в 2009 году переведён в класс «Премиум» и утратил своё собственное имя и дизайн. Первоначальный номер поезда 027/028 сменился 02 сентября 2005 года.

Подробнее: Премиум (поезд 1/2)
«Гилю́й» — скорый фирменный поезд № 81/82 сообщением Тында — Благовещенск, формирования вагонного участка Тында Дальневосточного филиала ОАО «ФПК». Поезд ходит через день, время отправления регулируется посезонно. Время в пути — 16 часов 17 минут. В состав поезда входит 10 вагонов, ранее купейные вагоны были окрашены в сине-голубой цвет, плацкартные вагоны окрашены в серый цвет, установленный новыми стандартами «РЖД». В связи с ребрендингом компании «РЖД», все вагоны стали стандартного серого цвета...
«Сибе́лиус» (фин. Sibelius) — пассажирский поезд Финских железных дорог, курсировавший по маршруту Хельсинки — Санкт-Петербург (фирменный поезд № 35/36 «Сибелиус» по российской классификации) c 30 мая 1992 года до 11 декабря 2010 года. Заменен на фирменные скоростные поезда «Аллегро».
«Кра́сная стрела́» — скорый фирменный поезд № 001А/002А Северо-Западного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания», курсирующий по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. Исторически первый фирменный поезд в СССР и России.
«Александр Невский» (№ 11/12) — Фирменный поезд класса «люкс», курсировавший по маршруту Санкт-Петербург — Москва.
«Приоско́лье» (№ 57/58) — скорый фирменный поезд РЖД № 57/58 сообщением Старый Оскол — Москва.
«Волга» — скорый фирменный поезд № 059Г/059А, ежедневно курсирующий по маршруту Нижний Новгород — Санкт-Петербург — Нижний Новгород.
«Лев Толсто́й» — фирменный пассажирский поезд № 32А/31А РЖД, курсирующий по маршруту Москва — Хельсинки.
Денежный поезд — это один или несколько вагонов, используемых для сбора платы за проезд со станций метро и доставки в центр для обработки. Этот поезд, как правило, используется для перевозки мешков с деньгами, охраняемых полицией для предотвращения грабежей.
Северный Урал — название поезда сообщением Москва (Ярославский вокзал) — Приобье, номер следования — 84М (83Е). Состав поезда "Северный Урал " состоит из купейных, плацкартных и СВ-вагонов, а также из вагона-ресторана.
«Байка́л» (№ 209/210) — фирменный пассажирский поезд РЖД (ранее — поезд № 09/10 «Байкал») курсировавший в 1964—2013 годах, до 2010 года по маршруту Иркутск — Москва, а в 2010—2013 годах по маршруту Иркутск — Санкт-Петербург).
Фи́рменный пассажи́рский по́езд — одна из категорий пассажирских поездов дальнего следования повышенной комфортабельности. Появились в СССР и существуют в некоторых странах постсоветского пространства. Все требования к фирменным поездам СНГ и стран Балтии изложены в положении «О фирменном пассажирском поезде». Все фирменные поезда России периодически проходят переаттестацию в Федеральной пассажирской компании.
«Шексна́» — скорый фирменный пассажирский поезд № 126/125 совместного формирования ФПК и ТКС, курсирующий по маршруту Череповец — Москва — Череповец.
«Янта́рь» — скорый фирменный поезд № 029Ч/030Ч РЖД Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания», курсирующий по маршруту Калининград — Москва — Калининград.
«Ти́хий Дон» — скорый пассажирский фирменный поезд № 099С/100С (бывший № 019С/020С) повышенной комфортности, осуществляющий перевозку пассажиров по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону.
«Волого́дские зо́ри» — скорый фирменный поезд, курсировавший по маршруту Вологда — Москва — Вологда в период с 1978 по 2014 годы.
«Магнитка» — фирменный скорый пассажирский поезд (№ 93/94) Российских железных дорог, курсировавший до 2010 года по маршруту Магнитогорск — Москва (Казанский вокзал). Время в пути составляло 37 часов.
Литерный поезд — условное название поездов высокой важности, перевозящих ценные грузы или весьма именитых персон (чаще всего — первых лиц государства).
«Иртыш» — Поезд № 047Н/048Н сообщением Омск — Москва — Омск формирования вагонного участка Омск Западно-Сибирской железной дороги. Протяжённость маршрута 2588 км.
Пригородный поезд — железнодорожный состав для выполнения пригородных перевозок по железной дороге. Как правило, пригородный поезд останавливается на всех остановочных пунктах на маршруте, имеющих пассажирскую платформу. Длина маршрута пригородного поезда, как правило, не превышает 200 км в одном направлении (в РФ — 150 км). Посредством согласований пригородные поезда выполняют роль «сетеобразующего» транспорта, позволяющего с гарантированными пересадками переехать от пункта А в пункт Б.
«Стриж» — брендовое название скоростных поездов Talgo 250, приобретённых ОАО «РЖД» для эксплуатации на российских и европейских железных дорогах. Является адаптированным к России проектом испанского поезда Talgo Intercity (Тальго), который с успехом используется на железных дорогах Европы. Брендовое название поезда продолжило традицию присваивать скоростным поездам имена птиц («Сокол», «Буревестник», «Сапсан», «Ласточка», «Иволга» , «Соловей»).
«Марий Эл» — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 058Э/058Г) Российских железных дорог, курсирующий ежедневно по маршруту Йошкар-Ола — Москва — Йошкар-Ола. В Москве поезд прибывает на Казанский вокзал. Время в пути из Йошкар-Олы в Москву составляет 13 часов 34 минуты, время следования из Москвы в Йошкар-Олу — 14 часов 12 минут, общая протяженность маршрута 861 км, бо́льшая часть пути для удобства пассажиров приходится на ночное время.
«Саяны» — скорый фирменный поезд РЖД № 67/68 сообщением Абакан — Москва — Абакан Красноярской железной дороги. До 2000 года ходил по маршруту Красноярск — Абакан (через ст. Саянскую) № 023/024
ЭВС «Сапсан» (Velaro RUS) — высокоскоростные электропоезда из семейства электропоездов Velaro производства компании Siemens, приобретённые ОАО «РЖД» для эксплуатации на российских скоростных железных дорогах. Брендовое название получили в честь сокола-сапсана (Falco peregrinus). Электропоезда серии ЭВС1 — постоянного тока, ЭВС2 — двойного питания. Разработаны компанией Siemens специально для России.
«Лыбидь» (укр. «Либідь») (№ 53/54 ) — скорый фирменный поезд Юго-Западной железной дороги, курсирующий по маршруту Киев — Санкт-Петербург — Киев. В состав поезда обычно входит 7 вагонов (№ 6-12). В составе имеются плацкартные, купейные вагоны и вагон СВ (18 мест). В зависимости от класса, купе некоторых вагонов оборудованы ж/к телевизором. Вагон-ресторан в составе отсутствует как и во всех поездах формирования УЗ, кроме экспрессов класса «Интерсити+». Купейные вагоны производства Украины (Крюковский...
Кама — скорый фирменный поезд ОАО «Российские железные дороги», курсирующий по маршруту Пермь — Москва — Пермь с 1967 по 2010 годы и с 2016 года.
Скорый поезд — разновидность пассажирского поезда, следующего по маршруту с остановками только на крупных станциях. Скорые поезда существовали ещё в девятнадцатом веке, когда появлялись новые разновидности паровозов.
Почтово-багажный поезд — особый поезд, предназначенный для перевозки почты и багажа по железной дороге и имеющий в своём составе преимущественно почтовые и багажные вагоны. Формируется из пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных пассажирских вагонов, для перевозки пассажиров.
Океан — фирменный скорый поезд № 5/6 РЖД, курсирующий по маршруту Владивосток — Хабаровск.
«Поволжье» — скорый фирменный пассажирский поезд № 133А/133Г, курсирующий по маршруту Санкт-Петербург — Казань. На категорию «фирменный» был аттестован 9 июня 2005 года.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я