Связанные понятия
Зурна ́ (тур. и азерб. zurna, арм. զուռնա, курд. zûrna, греч. ζουρνάς, узб. сурнай, surnay, перс. سرنای, сорнай, سورنای, сурнай, карач.-балк. сарнай, сырыйна, серб. и макед. зурла, буквально — праздничная флейта) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.
Тутек , или тутэк (азерб. Tütək) — таджикский, армянский, азербайджанский, горских евреев татов (под названием тютяк) духовой музыкальный инструмент флейтового типа, распространённый с древних времён, главным образом, среди пастухов. Представляет собой трубку с 6—7-ю игровыми отверстиями. В Азербайджане разновидности тутека большого и малого размеров используются, преимущественно, в качестве солирующих инструментов в составах ансамблей и оркестров народных инструментов.
Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посыле направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.
Кемане (макед. ќемане; произносится как ) — музыкальный смычковый струнный инструмент, традиционно используемый в Республике Македония.
Балабан (азерб. Balaban, лезг. кфил, перс. دودوک или بالابان; Narmeh-ney, тур. Balaban или Mey, узб. Balaban), или иногда баламан — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями. Является народным инструментом у азербайджанцев, узбеков и некоторых народов Северного Кавказа. В Азербайджане балабан также называют дюдюк (азерб. düdük). Близок по конструкции и звучанию с балабаном инструмент дудук (Армения), в Грузии — дудуки...
Жале́йка (пищик, брёлка) — духовой язычковый музыкальный инструмент, распространённый среди славянских народов. Жалейка наряду с шалюмо и венгерским тарогато считается предвестником современного кларнета.
Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов. По классификации, разделяющей инструменты по источнику колебаний, они относятся к амбушюрным (или мундштучным) музыкальным инструментам, то есть колебания создаются губами музыканта. Высота звука регулируется положением губ (амбушюром), силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), открывающие и закрывающие дополнительные трубки инструмента.
Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, источником звука в которых является колеблющийся столб воздуха, находящийся в трубке инструмента. Согласно классификации Хорнбостеля — Закса духовые инструменты относятся к группе аэрофонов.
Янци́нь (кит. трад. 扬琴, упр. 洋琴, пиньинь: yángqín, палл.: янцинь) — китайский струнный музыкальный инструмент наподобие цимбал. Используется для аккомпанемента в представлениях китайской оперы, театральных постановках, а также в качестве ансамблевого и сольного инструмента.
Окари́на (итал. ocarina — гусёнок), свисту́лька — духовой музыкальный инструмент, род свистковой сосудообразной флейты. Существуют глиняные, фарфоровые и деревянные окарины. Название «окарина» применяется как ко всему семейству свистковых флейт, так и к конкретной разновидности, изобретённой в Италии Джузеппе Донати в 1860 году и используемой в классической музыке; её также называют «классическая окарина». Народные окарины используются по всему миру — в Латинской Америке, Китае, Африке, восточной...
Шия́лтыш (луговомар. шиялтыш, сев.-зап. мар. шиӓлтӹш, циӓлтӹш; от шиялташ, циалташ — «дуть, дудеть») — марийский свистковый деревянный духовой музыкальный инструмент типа флейты.
Музыкальные инструменты славян — предметы, с помощью которых славянами извлекались различные музыкальные, а также немузыкальные звуки (сигналы опасности, обережные звуки). Использовались на праздниках, похоронах и в будние дни как выражение чувств, для синхронизации действий (например, у гребцов) или для коротания времени (пастухами).
Шви (арм. Շվի — свист) — название двух разных инструментов: 1) Армянская свистковая флейта Тута́к (туте́к, туту́к, туллу́к, блул, сринг). Таджикская флейта Чай-чупони или Филан. 2) Глиняная свистулька Пепук по типу окарины.
Ситар — многострунный музыкальный инструмент, используемый для исполнения индийской классической музыки, относящийся к группе струнных щипковых музыкальных инструментов.
Кавал — продольная или полупоперечная флейта народов Малой Азии, Южной и Юго-Восточной Европы. Распространена в Болгарии, Северной Македонии, Турции, Венгрии, Албании, южной Сербии, Украине, Молдове, северной Греции, Румынии, Армении, Азербайджане. Диапазон 2,5—3 октавы.
Ча́нза или ша́нза (монг. шанз, бур. шаанза) — монгольский и бурятский струнный щипковый инструмент.
Бирбине (лит. birbynė) — литовский народный деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной или двунарной тростью.
Диплица (хорв. Diplica) — древний деревянный духовой музыкальный инструмент, на котором играли во многих частях Хорватии. В настоящее время сохранился только в Славонии и Баранье.
Давул — народный музыкальный ударный инструмент, распространённый на Кавказе, в Средней Азии, Иране, Болгарии (тъпан), Турции и Гагаузии (Молдавия). С двух сторон имеет мембраны из овечьей или козлиной кожи. Как правило, используется в качестве сопровождения зурны.
Чонгури (груз. ჩონგური; лезг. чуьнгуьр) — грузинский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент.
Карцганаг — (осет. къæрцгæнæг), исконно осетинский ударный музыкальный инструмент, идиофон.
Пастушеская труба — 1) общее название разновидностей русских народных мундштучных деревянных духовых музыкальных инструментов; 2) русский народный мундштучный деревянный духовой музыкальный инструмент.
Мундшту́к — часть духового инструмента, обычно съёмная, которой исполнитель касается ртом.
Пи́па ́ (кит. упр. 琵琶, пиньинь: pípá) — китайский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения — к V веку. Однако прототипы пипа бытовали в Китае уже в конце III века до н. э. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» — обратное движение вверх.
Сули́нг — индонезийский духовой музыкальный инструмент, род продольной свистковой флейты. Цилиндрический ствол из бамбука имеет в длину около 850 мм и снабжён 3—6 игровыми отверстиями. Звук сулинга нежный; обычно на этом инструменте исполняются печальные мелодии. Используется соло или как оркестровый инструмент (в некоторых типах оркестра гамелан и в ансамблях кечапи сулинг (англ. «'kacapi suling'»)).
Плектр (др.-греч. πλῆκτρον plēktron, от πλήσσω plēssō — ударяю), также медиа́тор — костяная, пластмассовая или металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец (мизраб).
Хушнай, хушнай (от таджикск. Хуш — хороший, най — свирель) — таджикский духовой музыкальный инструмент. Состоит из двух тростниковых дудочек (длиной около 30 см), каждая с язычком и 7 пальцевыми отверстиями. Звукоряд — диатонический, в пределах октавы. Используется как сольный музыкальный инструмент и входит в состав оркестра народных инструментов.
Подробнее: Кошнай
Лита́вры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему от двух до семи металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.
Рожок — 1) общее название для различных духовых музыкальных инструментов; 2) русский народный мундштучный духовой музыкальный инструмент.
Гоша-нагара (азерб. Qoşa-nağara) — азербайджанский народный ударный музыкальный инструмент. Является одним из самых распространённых ударных инструментов в народной музыке Азербайджана.
Подробнее: Гоша нагара
Эрху (кит. 二胡) — старинный китайский струнный смычковый инструмент, оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. При игре пальцами левой руки используется поперечное вибрато, когда струна как будто бы продавливается вниз — чему способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны. Связанный со струнами смычок довольно...
Чатхан (хак. чадыған) — многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов, типа цитры. Корпус-резонатор в форме продолговатого ящика, чаще без дна, с прикрепленными вдоль струнами.
Шупелка (макед. шупелка, сербохорв. шупељка) — болгарская пастушья полупоперечная флейта. Малая разновидность кавала. Также распространена и в других странах Балканского региона, включая Македонию, Сербию и Грецию.
Сринг , Блул, Блур (арм. Սրինգ, Բլուլ, Բլուր) — армянский духовой музыкальный инструмент, разновидность продольной флейты-пикколо. Сринг может изготавливаться из трёх материалов: тростника, дерева или металла. Инструмент является традиционным для пастухов, но также применяется в быту для сопровождения танцев.
Ко́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе.
Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Пу́нги — капсульный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Используется в Индии для исполнения традиционной музыки и в практике заклинания змей.
Юэцинь (кит. 月琴, пиньинь: Yuèqín) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как самостоятельно, так и в качестве аккомпанемента в пекинской опере и для танцевальных песен. Также используются названия: Лунная лютня, Лунная гитара, Китайская лютня.
Канджира — ударный музыкальный инструмент, бубен, используемый в южноиндийской музыке. Имеет высокий звук. Известен не так давно, в классической музыке используется с 1930-х гг. На канджире обычно играют в ансамбле народных инструментов, с мридангой.
Мелофон , Меллофон (от англ. mellophone) — медный духовой инструмент. Популярен в США. Практически не используется в качестве солирующего инструмента, заменяет валторну в военном духовом оркестре. Имеет три вентиля и аналогичную с валторной аппликатуру, но чуть меньшую длину трубки. Наиболее выразителен средний регистр инструмента, а верхний звучит несколько напряжённо и сдавленно. Строй инструмента Es или in F, диапазон — две с половиной октавы.
Голтуг нагара (азерб. Qoltuq nağara) — азербайджанский народный ударный музыкальный инструмент. Один из самых распространённых ударных инструментов в народной музыке Азербайджана.
Шекере — музыкальный инструмент, идиофон. Используется в африканской музыке, популярен также в музыкальных мотивах Карибских островов. Корпус инструмента изготовлен из высушенной тыквы-горлянки, а современные производители делают его из стеклопластика. Снаружи инструмент оплетён сеткой с бусами или семенами, которые добавляют характерный звук.
Серпент (фр. serpent — змея) — старинный духовой музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Известен с XVI века. Своё название получил благодаря змеевидной изогнутой форме.
Хитирики (яп. 篳篥) — традиционный старинный (VIII в.) духовой японский инструмент, из группы гобоев, широко представленный в классической японской музыке. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. Обычно изготавливается из бамбука. Диапазон — одна октава.
Лаггуту (азерб. Laqqutu) — азербайджанский народный ударный музыкальный инструмент. Один из самых распространённых ударных инструментов в народной музыке Азербайджана.
Баньху ́ — китайский струнный смычковый инструмент, разновидность хуциня. Корпус из усечённой скорлупы кокосового ореха прикрыт тонкой деревянной декой. Длинная безладовая шейка оканчивается головкой с колками. Общая длина около 700 мм. Струн две, настраиваются в квинту (d2 – a1). Хроматический диапазон модернизированного инструмента — c1 — e4. Исполнитель нажимает на струны пальцами левой руки, не прижимая их при этом к шейке.
Кеманча ́ (фарси; от «кеман» – смычок, по другой точке зрения, от «кеман» – лук с тетивой (выражение известно с древних переводов Корана на азербайджанский язык); локальные разновидности: понтийская лира, кеменче, кемендже, кеменджеси, кеменча, кяманча, кемендзес, кементсия, кеман, гиджак) — струнный смычковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной шейкой. Кеманча распространена в Азербайджане, Армении, Греции, Грузии, Дагестане, Иране и др. странах. Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях...
Паркапзук (арм. - Պարկապզուկ) - армянский духовой музыкальный инструмент. Является близким родственником ирландской волынки. Паркапзук используется и в инструментальных ансамблях, и в военных оркестрах.
Сурди́на (итал. sordina от sordo — «глухой») — приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр.