Связанные понятия
Таврский экспресс (тур. Toros Ekspresi) — ночной поезд, получивший своё название от Таврских гор (гряда на юге Турции в провинции Анталия) и курсирующий между Эскишехиром и Аданой. В прошлом это был главный пассажирский поезд, управляемый Compagnie Internationale des Wagons-Lits, ходивший по маршруту между Стамбулом и Багдадом. После 1972 года пассажиры могли путешествовать в Басру через пересадку на экспресс № 2 на центральном вокзале Багдада. В 2003 году, после начала войны в Ираке, этот маршрут...
Скорый фирменный поезд "
Урал " № 45/46 — скорый поезд сообщением Екатеринбург — Кисловодск (до 3 июня 2009 года сообщением Екатеринбург — Москва — Екатеринбург, формировавшийся на Свердловской железной дороге; с 3 июня 2009 года поезд расформирован в связи с переводом в класс «премиум», составы которого стали формироваться сначала в Ростове-на-Дону Северо-Кавказской железной дороги, затем в Чебоксарах, а с июня 2015 года — в Ижевске). С нового графика 2010—2011 составы бывшего «Урала» (Екатеринбург...
«Слобожанщина » — фирменный пассажирский поезд Укрзализныци (железных дорог Украины).
«Лотос » — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 005Ж/005Г) Российских железных дорог, курсирующий ежедневно по маршруту Астрахань — Москва — Астрахань.
«Со́чи » — бывшее название скорого пассажирского поезда № 11/12 сообщением Адлер — Москва. С 1 июня 2009 года поезд, преобразован в поезд премиум класса и получил номер 101/102.
Упоминания в литературе
Внедрению электрического привода в корабельную технику немало способствовал энтузиаст электротехники А.А. Реммерт. Благодаря настойчивости лейтенанта А.А. Реммерта в период исполнения им с 15 августа 1896 г. дел флагманского минного офицера на отряде судов Средиземного моря на броненосце «Наварин» была доработана и надежно действовала система электрического управления рулем с помощью электродвигателей французской фирмы «Сотер и Харле». В 1897 г. «за устройство судовыми
средствами первого во флоте электрического управления рулем броненосца «Наварин» и организацию стрельб минами Уайтхеда с броненосца» ему был пожалован орден Св. Анны 3-й ст. С 21 сентября 1898 г. Реммерт уже флагманский минный офицер Тихоокеанской эскадры и эту систему установили на броненосных крейсерах «Рюрик» и «Россия». В 1899 г. на крейсерах «Паллада» и «Громобой» и на броненосце «Пересвет» было установлено рулевое устройство по разработанной Шубиным системе генератор-двигатель.
Связанные понятия (продолжение)
«Кра́сная стрела ́» — скорый фирменный поезд № 001А/002А Северо-Западного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания», курсирующий по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. Исторически первый фирменный поезд в СССР и России.
Улья́новск — скорый фирменный пассажирский поезд № 021Й/022Й, курсирующий по маршруту Ульяновск — Москва — Ульяновск. Маршрут следования поезда проходит по территории Ульяновской, Пензенской, Рязанской, Московской областей и республики Мордовия. Через такие города как Рязань, Сасово и Инза. В пути ежедневно в обоих направлениях проезжает 873 км.
«Приоско́лье » (№ 57/58) — скорый фирменный поезд РЖД № 57/58 сообщением Старый Оскол — Москва.
«Авро́ра » — скоростной фирменный поезд № 159А/160А сообщением Москва — Ленинград (Санкт-Петербург), Октябрьской железной дороги. В начале эксплуатации и до 1984 года (по другим данным 1985 года) поезд имел № 9/10. Курсировал между двумя столицами с 12 июня 1963 года до 4 апреля 2010 года. В конце 2009 года ему на смену пришёл скоростной экспресс «Сапсан». Также на этом же маршруте с 2001 года действует во многом аналогичный скоростной поезд локомотивной тяги «Невский экспресс», а в 1984—2009 годах...
«Солове́й » (№ 105/106) — ночной фирменный (с 1 февраля 2010) скорый поезд Российских железных дорог, курсирующий по маршруту Курск — Москва — Курск. В 2005—2008 годах название «Соловей» носил также поезд № 81/82 сообщением Курск — Санкт-Петербург. Ранее для поезда № 105/106 часто использовалось неофициальное название «Курский соловей».
Жигули ́ — скорый фирменный пассажирский поезд № 009Й/010Й, курсирующий по маршруту Самара — Москва — Самара. Маршрут следования поезда проходит по территории Самарской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской, Московской областей и республики Мордовия. Крупнейшие города в пути следования — Сызрань и Рязань. В пути ежедневно в обоих направлениях проезжает 1044 км.
Кама — скорый фирменный поезд ОАО «Российские железные дороги», курсирующий по маршруту Пермь — Москва — Пермь с 1967 по 2010 годы и с 2016 года.
«Байка́л » (№ 209/210) — фирменный пассажирский поезд РЖД (ранее — поезд № 09/10 «Байкал») курсировавший в 1964—2013 годах, до 2010 года по маршруту Иркутск — Москва, а в 2010—2013 годах по маршруту Иркутск — Санкт-Петербург).
Тургенев — скорый фирменный пассажирский поезд № 033В/034Ч (Москва — Орёл — Москва) в общем обороте с 029Я/030П (Москва — Симферополь — Москва). Существовал с 26 мая 2006 года по 1 ноября 2014 года.
«Иртыш » — Поезд № 047Н/048Н сообщением Омск — Москва — Омск формирования вагонного участка Омск Западно-Сибирской железной дороги. Протяжённость маршрута 2588 км.
«Татарстан» — бывшее название скорого поезда класса премиум (№ 001/002) Российских железных дорог, курсирующего ежедневно по маршруту Казань — Москва — Казань. Время в пути составляет 11 часов 50 минут. Поезд начал курсировать как «Татарстан» с 1993 года, но в 2009 году переведён в класс «Премиум» и утратил своё собственное имя и дизайн. Первоначальный номер поезда 027/028 сменился 02 сентября 2005 года.
Подробнее: Премиум (поезд 1/2)
«Московия » — поезд класса премиум (с июня 2010 года) № 104/103 Москва — Адлер. Поезд следует ежедневно в течение всего года. Расстояние от Москвы до Адлера поезд преодолевает за 23 часа 58 минут.
«Вя́тка » — скорый фирменный пассажирский поезд № 31/32, курсирующий по маршруту Киров — Москва — Киров.
«Марий Эл » — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 058Э/058Г) Российских железных дорог, курсирующий ежедневно по маршруту Йошкар-Ола — Москва — Йошкар-Ола. В Москве поезд прибывает на Казанский вокзал. Время в пути из Йошкар-Олы в Москву составляет 13 часов 34 минуты, время следования из Москвы в Йошкар-Олу — 14 часов 12 минут, общая протяженность маршрута 861 км, бо́льшая часть пути для удобства пассажиров приходится на ночное время.
Слуцкий автобус — единственный в Слуцке вид общественного транспорта, который насчитывает более чем 100-летнюю историю. Слуцкий автобус стал одной из первых успешных автобусных систем на территории Белоруссии. В то же время слуцкий автобус не является первой по продолжительности работы автобусной системой в Белоруссии, так как работал с перерывами и разными целями.
«Томич » — скорый фирменный поезд № 37/38 сообщением Томск — Москва. Курсирует через день отправляясь из Томска и Москвы по четным дням. Время в пути из Томска в Москву – 54 часа 56 минут, в обратном направлении – 54 часа 11 минут. Маршрут пролегает через Тайгу, Юргу, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир. Расстояние между конечными пунктами – 3619 км. Статус фирменного присвоен поезду с 1967 года.
«Чува́шия » — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 053Ж/054Г) Российских железных дорог, курсирующий ежедневно по маршруту Чебоксары — Москва — Чебоксары. Время в пути из Чебоксар в Москву составляет 12 часов 55 минут, из Москвы в Чебоксары — 13 часов 17 минут. Общая протяжённость маршрута — 768 км. Бо́льшая часть пути для удобства пассажиров приходится на ночное время. С мая 2010 года поезд относится к категории поездов премиум, в связи с чем официально утратил имя собственное, фирменное постельное...
Южный ветер — пассажирский поезд, оборудованный и эксплуатируемый совместно Пенсельванская железная дорога, железной дорогой Луисвилла и Нэшвилла, железной дорогой Атлантического побережья (позже береговой линией) и железной дорогой восточного побережья Флориды. «Южный ветер» начал свою деятельность в декабре 1940 года, обеспечивая обслуживание лайнеров между Чикаго, штат Иллинойс и Майами, штат Флорида. Это был один из трех семиместных поездов, курсирующих каждый третий день по разным маршрутам...
«Волого́дские зо́ри » — скорый фирменный поезд, курсировавший по маршруту Вологда — Москва — Вологда в период с 1978 по 2014 годы.
"Воркута ́" — скорый фирменный поезд № 41/42, курсирующий по маршруту Воркута — Москва — Воркута.
«Ре́пин » — фирменный пассажирский поезд № 33/34 Октябрьской железной дороги РЖД, курсировавший по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки с 1974 до конца 2010 года.
Восточный экспресс (фр. Orient-Express) — пассажирский поезд класса «люкс» частной компании Orient-Express Hotels, курсирующий между Парижем и Константинополем (Стамбулом) с 1883 года.
Берли́нская городска́я электри́чка (S-Bahn) (нем. S-Bahn Berlin) — пригородно-городской поезд (S-Bahn), один из видов общественного транспорта в Берлине и Бранденбурге, Берлинской агломерации.
«Стриж » — брендовое название скоростных поездов Talgo 250, приобретённых ОАО «РЖД» для эксплуатации на российских и европейских железных дорогах. Является адаптированным к России проектом испанского поезда Talgo Intercity (Тальго), который с успехом используется на железных дорогах Европы. Брендовое название поезда продолжило традицию присваивать скоростным поездам имена птиц («Сокол», «Буревестник», «Сапсан», «Ласточка», «Иволга» , «Соловей»).
Ю́жный Ура́л — скорый фирменный пассажирский поезд Уральского филиала ФПК, курсирующий ежедневно круглый год по маршруту Челябинск — Москва — Челябинск. По расписанию, действующему на 01.12.2015, время в пути — порядка 34 часов (две ночи и один день). Поезд ежедневный. Отправление из Челябинска — в 19-40 (московское время), прибытие в Москву в 06-20. Отправление из Москвы — в 21-22, прибытие в Челябинск — в 06-40. Приписан к вагонному депо станции Челябинск. Долгое время вагоны поезда окрашивались...
Росси́я — скорый фирменный пассажирский поезд № 002Щ/001М, курсирующий по маршруту Владивосток — Москва — Владивосток.
Минский автобус — вид общественного транспорта в столице Республики Беларусь городе Минске. До 2014 года автобус перевозил наибольшее число пассажиров, уступив свои позиции метрополитену. Доля пассажиропотока, среди всех видов пассажирского транспорта города — 37,3 % в 2017 году.
«Сибе́лиус » (фин. Sibelius) — пассажирский поезд Финских железных дорог, курсировавший по маршруту Хельсинки — Санкт-Петербург (фирменный поезд № 35/36 «Сибелиус» по российской классификации) c 30 мая 1992 года до 11 декабря 2010 года. Заменен на фирменные скоростные поезда «Аллегро».
«Запорóжье» (укр. Запорíжжя) № 72/71 — ночной скорый фирменный пассажирский поезд Приднепровской железной дороги сообщением «Запорожье — Киев».
Подробнее: Запорожье (поезд)
Скоростно́й по́езд — поезд, следующий со скоростью, превышающей среднюю скорость железнодорожного сообщения на данных железных дорогах.
Океан — фирменный скорый поезд № 5/6 РЖД, курсирующий по маршруту Владивосток — Хабаровск.
«Ти́хий Дон » — скорый пассажирский фирменный поезд № 099С/100С (бывший № 019С/020С) повышенной комфортности, осуществляющий перевозку пассажиров по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону.
Смена — А. Бетанкур — скорый фирменный поезд № 25/26 сообщением Санкт-Петербург — Москва Северо-Западного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания».
ЭВС «Сапсан» (Velaro RUS) — высокоскоростные электропоезда из семейства электропоездов Velaro производства компании Siemens, приобретённые ОАО «РЖД» для эксплуатации на российских скоростных железных дорогах. Брендовое название получили в честь сокола-сапсана (Falco peregrinus). Электропоезда серии ЭВС1 — постоянного тока, ЭВС2 — двойного питания. Разработаны компанией Siemens специально для России.
«Поезд в облака » (исп. „Tren a las Nubes“) — это туристический поезд в провинции Сальта, Аргентина. Поезд проходит по восточной части железнодорожной линии Сальта — Антофагаста железной дороги Бельграно (также известна как линия «С-14»), которая соединяет Северо-Запад Аргентины с чилийской границей в Андах, на высоте 4220 метров над уровнем моря, это пятая по высоте железная дорога в мире. Первоначально построенная по экономическим и социальным причинам, сейчас в первую очередь железная дорога интересна...
Таллин — Санкт-Петербург — железнодорожный маршрут, обслуживавшийся поездами эстонской компании GoRail. Формировался в период с 1991 по 2008 годы. С сентября 2008 по 26 мая 2012 года поезда в Санкт-Петербург не ходили по причине экономической убыточности. С 27 мая 2012 по 11 мая 2015 года маршрут Таллин — Санкт-Петербург-Витебский был возобновлен и обслуживался дизельным поездом ДР1А-312. После возобновления поезда ФПК 18 июля 2015 года в пределах Эстонии GoRail сохранил только поезд Нарва — Таллинн...
Нижегоро́дский авто́бус — система автобусного общественного транспорта Нижнего Новгорода. Представлена сетью маршрутов автобусов большой вместительности и маршрутными такси.
«Полоне́з » (польск. Polonez) — скорый поезд, курсирующий по маршруту Варшава — Москва (Белорусский вокзал). В настоящее время обслуживается только российской стороной (РЖД).
«Ямал » — фирменный поезд, соединяющий две столицы — Москву и Новый Уренгой, город негласно признанный «газовой столицей» России.
«Сибиряк » — скорый фирменный поезд Западно-Сибирской железной дороги сообщением Новосибирск — Москва — Новосибирск. В связи с низким пассажиропотоком в 2014 году поезд был отменён.
«Гилю́й » — скорый фирменный поезд № 81/82 сообщением Тында — Благовещенск, формирования вагонного участка Тында Дальневосточного филиала ОАО «ФПК». Поезд ходит через день, время отправления регулируется посезонно. Время в пути — 16 часов 17 минут. В состав поезда входит 10 вагонов, ранее купейные вагоны были окрашены в сине-голубой цвет, плацкартные вагоны окрашены в серый цвет, установленный новыми стандартами «РЖД». В связи с ребрендингом компании «РЖД», все вагоны стали стандартного серого цвета...
Оренбуржье — скорый фирменный пассажирский поезд ЮУЖД № 031У/032У, курсировавший по маршруту Оренбург — Москва — Оренбург. Время в пути от Оренбурга до Москвы составляло 24 часа 24 минуты, в обратном направлении — 23 часа 57 минут.
Система трамвайного движения в Ульяновске была открыта 5 января 1954 года. Трамвай является основным видом общественного транспорта Ульяновска.
Подробнее: Ульяновский трамвай