Связанные понятия
Тычо́к — дебют в русских шашках. Табия дебюта получается после ходов 1.cb4 fe5 2.bc5 с перебоем d:b4 3.a:c5 b:d4 4.e:c5 или b:d4 3. e:c5 d:b4 4.a:c5, и белые ставят тычок (шашку на с5 при отсутствии чёрной на а5, если она есть, то это — коловая шашка ).
Обра́тный тычо́к — дебют в русских шашках. Это «тычок», разыгранный за черных. Табия дебюта возникает после ходов 1. cd4, fg5 2. bсЗ, gf4 3. g:e5, d:f4 4. e:g5, h:f4. В данном дебюте чёрные атакуют правый флаг белых, в надежде получить сильную центральную позицию. Похож на дебют «обратный кол». Дебют достаточно старый, но слабо изученЕще одна разновидность начала получается после 1. cb4 fg5 2. bсЗ gf4 3. g:e5 d:f4 4. e:g5 h:f4. Белые же окружают центр противника путем 5.ba5 и стремятся не допустить...
Обратная игра Бодянского , Обратная игра П. Бодянского — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 hg5 2.gh4 — «Игра Бодянского» за черных.
О́тыгрыш — один из дебютов в русских шашках. Табия дебюта возникает после 1. cd4 dc5 2. bc3 cd6 3. cb4 ba5 4. d:b6 a:c7 и характеризующего начало боя назад 4…a5:c7.
Старая партия — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1. cd4 dc5. 2. bc3 ed6.
Кол — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1. cd4 ba5 2.dc5 d: b4 3. a:c5 или сводится 1. cb4 ba5 2.bc5 d:b4 3. a:c5
Обратная игра Дьячкова — дебют в русских шашках. Игра Дьячкова за черных. Табия дебюта возникает после ходов 1.cb4 fg5 2. gf4 gf6 3. bc3 fe5. (см. диаграмму 1.) 4. ab2 или ba5. e: g3 5. f:f6 e:g5 (см. диаграммы 2 и 3). Возникает зеркально обратная позиция табии «Игры (Защиты) Дьячкова»
Отказанный отыгрыш Иванова (Отказанный отыгрыш В. А. Иванова) — редкий именной дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.cb4 fe5 4.d:f6 g:e5 5.ba5 hg7 6.a:c7 d:b6.
Обратный кол — дебют в русских шашках. В этом дебюте коловую шашку ставят черные, а не белые, как в дебюте «Кол». Табия дебюта возникает после ходов 1. cb4 fe5 /fg5 2. gh4 ef4/gf4 3... e:g5 h:f4
Дебю́т , устаревшее — начало (калька с фр. début — начало) — начальная стадия шашечной партии. За ним идет миттельшпиль (середина игры), и затем — эндшпиль. В русских шашках понятие дебюта не формализовано количеством ходов и возможен случай, что дебютный вариант переходит в глубокий миттельшпиль и в эндшпиль. В силу большого теоретического исследования дебютов в русских шашках применяются системы игры с летающими шашками («леталки»), с жеребьевкой начальных ходов. Еще больше роль теоретических знаний...
Перекресток — один из дебютов в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 de5 2.bc3 ed6 См. рис.
Подробнее: Перекрёсток (шашечный дебют)
Центральный тычок — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.gf4 fg5 2.cd4 gf6 3.hg3 gh4 4.dc5 d:b4 5.a:c5 b:d4 6.e:c5 — характерный двойной размен на с5 (см. тычок) при игре черных на левом фланге и белых в центре.
Отказанный обратный кол — дебют в русских шашках. Общепринятой табии нет. Отказанным обратным колом называют системы, возникающие после отказа чёрных от рельс дебюта «обратный кол».
Игра Блиндера — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cb4 fg5 2. dc3. Белые предлагают связать свой левый фланг. 2... ba5. При других ответах возможен переход на рельсы других дебютов. Блиндеровский ход — 3.cd2, возможен и 3.gh4, как в партии Юрия Аникеева, применивший теоретическую разработку своего тренера Сергея Бойко2.dc3. "Ход загромождает правый фланг белых, но препятствует постановке "Обратного тычка". 2... ba5 Связка правого фланга белых с целью получения сложной позиции...
Игра Филиппова — дебют в русских шашках. Табия дебюта получается после ходов 1. ed4 de5. 2. ab4 hg5, но возможен и другой порядок: 1. ed4 hg5; 2. gh4 de5.
Ортодокса́льная защи́та — шахматный дебют, разновидность отказанного ферзевого гамбита. Начинается ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 e7-e6 3. Кb1-c3 Кg8-f6 4. Сc1-g5 Сf8-e7 5. e2-e3 0—0 6. Кg1-f3 Кb8-d7.
Игра Шмульяна — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.ef4 fg5 2.cb4. g:e3. 3. d:f4. Возможна иная трактовка ходов: 1.ef4 fe5. 2. cd4. e:c3. 3. d:b4. Игра Шмульяна — теоретически лучший выбор белыми дебюта после ходов 1.ef4 fg5, приводящий белых к трудной защите. Иные дебюты требуют от белых очень трудной защиты. После 2. de3 возникает старинный дебют «Игра Боброва», а после острого выпада в центр 2. fe5 («Игра Матасова — Петрова») белые на грани поражения без особых шансов...
Защита Святого — Коршунова — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.cb4 de5 4.df6 eg5 (см. на диаграмме). Этот вариант с разменом разработал за чёрных...
Ру́сская па́ртия (защита Петрова) — дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kg8-f6.
Французская защита — дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e6. Относится к полуоткрытым началам. Одной из основных идей является кардинально прикрыть наиболее уязвимый пункт «f7». Стратегия чёрных построена на идее смещения равновесия в центре буквально на первых ходах, что предопределяет сложный характер дальнейшего течения партии в этом дебюте. Типовые позиции, возникающие во Французской защите, легли в основу написания одного из лучших шахматных учебников «Моя система» А. Нимцовича.
Защи́та Дамиа́но — шахматный дебют, начинающийся ходами 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 f7-f6.
Система Стейница — шахматный дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4. e5:d4 4. Kf3:d4 Фd8-h4
Защи́та двух коне́й — дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Kg8-f6.
Игра Дьячкова (Защита Дьячкова) — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 fg5 2.bc3 gf6 3.cb4 bc5 4.d:b6 с:c3 5.d:b4 hg7. Дебют ввел в турнирную практику известный мастер С. Дьячков в 1938 г.. Черные могут разыграть дебют иначе: 1.cb4 bc5 2.bc3 fg5 3.gf4 gh4 4.cd4 gf6 5.d:b6 с:c3 6.d:b4 dc7. Основное отличие состоит в том, что у черных еще не сдвинута шашка h8.
Ёж — шахматный термин, обозначающий пешечную структуру, характеризующуюся расположением чёрных пешек по шестому ряду или, реже, белых пешек по третьему ряду. Одна из наиболее популярных дебютных систем начиная с 1970-х годов.
Отказанная игра Блиндера , Отказанная игра Б. Блиндера — дебют в русских шашках. Выраженной табии дебюта нет. Название — по отказу черными от перехода в Игру Блиндера со связкой левого фланга белых после хода 2…ba5, и выбора другого пути развития. Как правило, «при иных ответах игра может свестись к другим дебютам, но и возможны и характерные лишь для данного дебюта построения. Например, 2…gh4. 3. ba5 (при 3.cd2 создаются позиции из других дебютов) 3…gf6…4.cb4 bc5 5.gf4 ab6 …6. hg3 fe5! с обоюдоострой...
Центра́льный дебю́т — дебют, начинающийся ходами 1. e2-e4 e7-e5 2. d2-d4 e5:d4 3. Фd1:d4. Относится к открытым началам.
Преимущество первого хода в шахматах — гипотетическое преимущество игрока (белых), который делает первый ход в шахматах. Шахматные практики и теоретики в целом согласны с тем, что белые начинают игру с некоторым преимуществом. Собранная статистика с 1851 года поддерживает это представление; белые последовательно выигрывают чуть чаще, чем чёрные, и обычно набирают от 52 до 56 процентов. Процент побед белых примерно одинаковый для турнирных игр между людьми и между компьютерами. Однако преимущество...
Вариант отравленной пешки — название нескольких шахматных дебютов, в которых пешка считается «отравленной или ядовитой», потому что её взятие приводит либо к немедленному ухудшению позиции, либо к существенной потере материала. Самым известным считается положение, возникающее в варианте Найдорфа после ходов...
Игра Петрова — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.gh4 ba5.
Испа́нский гамби́т — шахматный дебют, разновидность принятого королевского гамбита. Начинается ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 e5:f4 3. d2-d4.
Ша́хматная шко́ла — условное название группы сильных шахматистов, которые имеют общие взгляды на шахматы и успешно применяют их на практике.
Двойная игра Бодянского — дебют в русских шашках. Название дебюта характеризует игру белых и черных на связку своего левого фланга, характерную для "игры (прямой и обратной) Бодянского". Табия дебюта возникает после ходов 1.ab4 hg5 2. gh4 gf4 3. d:g5. bc5.
Шахматы для троих — семейство вариантов шахмат, разработанных специально для игры втроем. Относятся к коалиционным играм. Существует множество вариаций шахмат для троих игроков. Как правило, в них используется нестандартная доска. Например, шестиугольная доска, доска с клетками — правильными треугольниками или трехсторонняя с четырёхугольными клетками, соединяющимися в центре доски особым образом.
Дебю́т (фр. début — начало) — начальная стадия шахматной партии, характеризуется мобилизацией сил играющих.
Вилочка — дебют в русских шашках. Название предложил Вячеслав Константинович Лисенко, исходя из рисунка позиции после второго хода белых (Цукерник,1996, С. 60): 1. cd4 de5. 2. gf4 и возникает характеризующая дебют расстановка шашек. Медков и Мишин писали: «Удачное название этого начала (сравн. расположение шашек после 2-го хода белых) предложено В. К. Лисенко» «Белые, — пишут в своем курсе дебютов Потапов и Рамм (1938, С.75), — избегают вариантов прямого и обратного перекрёстка и стремятся занять...
Э́ндшпиль (от нем. Endspiel — «конец игры») — заключительная часть шахматной или шашечной партии.
Вариант Ульвестада — система, возникающая в Защите двух коней после ходов: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Kg8-f6 4. Kf3-g5 d7-d5 5. e4:d5 b7-b5!?
Перуа́нский гамби́т — шахматный дебют, разновидность разновидность отказанного ферзевого гамбита. Начинается ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 e7-e6 3. Kb1-c3 Kg8-f6 4. Cc1-g5 c7-c5 5. cd Фd8-b6.
Отказанный перекрёсток — редкий дебют в русских шашках. Так называют развитие в начале партии, характерное для дебюта Перекрёстка с отказом черными или белыми от канонического развития.
Сёги (яп. 将棋 сё:ги, «игра генералов»; ) — японская настольная логическая игра шахматного типа.
Бессмертная партия (нем. Unsterbliche Partie) — шахматная партия, сыгранная 21 июня 1851 года в Лондоне между Адольфом Андерсеном (белые) и Лионелем Кизерицким (чёрные). Примечательна большим количеством серьёзнейших жертв, которые принесли белые для достижения победы. Одна из самых знаменитых партий за всю историю шахмат, была единодушно признана высшим образцом романтических шахмат — течения, господствовавшего в середине XIX века.
Марсельские шахматы — вариант шахмат, в котором каждый игрок передвигает свои фигуры два раза за ход. Правила игры были впервые опубликованы в 1925 году в Марселе в местной газете Le Soleil. Этот вариант шахмат стал очень популярным в конце 1930-х годов. В настоящее время игра имеет ограниченное распространение во Франции, Италии, США, доступна на некоторых шахматных веб-серверах.
Защи́та Филидо́ра — шахматный дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 d7-d6.
Матч AlphaGo — Ли Седоль (или Google DeepMind Challenge Match) — матч по игре го, проходивший c 9 по 15 марта 2016 года между компьютерной программой AlphaGo, разработанной британской компанией Google DeepMind, и корейским профессионалом 9 дана Ли Седолем. Всего было сыграно 5 партий. Игра велась по китайским правилам, величина коми составляла 7,5 очков. Контроль времени классический — каждому игроку на партию даётся по два часа и 3 бёёми по 60 секунд. Для работы AlphaGo использовались 1920 процессоров...
Игра Романычева — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 fe5. 2.d:f6.
Компьютерные шахматы — популярный термин из области исследования искусственного интеллекта, означающий создание программного обеспечения и специальных компьютеров для игры в шахматы. Также термин «компьютерные шахматы» употребляется для обозначения игры против компьютерной шахматной программы, игры программ между собой.
Ниче́йная смерть — этап развития логической игры (обычно речь идёт о настольных играх, таких как шахматы, шашки, го и пр.), когда разработанность теории достигает уровня, позволяющего любому владеющему ей игроку, независимо от квалификации противника, свести партию в худшем случае к ничьей.
Рэ́ндзю (яп. 連珠) — настольная логическая игра для двух игроков, спортивный вариант крестиков-ноликов до пяти в ряд, сочетающая в себе, кроме спортивных элементов, также элементы искусства и философии. Возникла в Китае более четырёх тысяч лет назад, вариации были известны и цивилизации инков, и Древнему Риму. В начале нашей эры игра из Китая попала в Японию, где и получила наибольшее распространение. Принятый спортивный вариант, равно как и название, также родились в Японии. Старые вариации игры известны...