Мессия (оратория)

  • Месси́я (англ. Messiah, HWV 56, 1741) — оратория для солистов, хора и оркестра Георга Фридриха Генделя, одно из наиболее известных сочинений в жанре оратории.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Страсти по Матфею (нем. Matthäus-Passion или Matthaeus Passion), BWV 244 — духовная оратория И. С. Баха для солистов, двух хоров и двух оркестров. Первая редакция «Страстей» датируется 1727-29 гг., вторая (которая лежит в основе всех современных интерпретаций) — 1736 г. Полное название: лат. Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Matthaeum. Либретто Х. Ф. Генрици (Пикандера).
А́ве Мари́я (лат. Ave Maria — Радуйся, Мария) — католическая молитва к Деве Марии. Эту молитву называют также ангельским приветствием (лат. angelica salutatio), так как её первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, сказанное им Марии в момент Благовещения.
Пять песен (итал. Cinque canti) — вокальный цикл Луиджи Даллапикколы для баритона и камерного ансамбля, написанный по заказу Фонда Элизабет Спрэг Кулидж при Библиотеке Конгресса в 1956 году на стихи античных лириков в вольном переводе на итальянский Сальваторе Квазимодо. Характеризуется исключительной степенью взаимопроникновения слова и музыки. Работа ознаменовала полное устранение тонального центра в музыке композитора. Также сочинение известно подчёркнуто симметричной на всех уровнях структурой...
Месса си минор (нем. Messe in h-moll, h-Moll-Messe) BWV 232 — музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора, оркестра и basso continuo, на традиционный (латинский) текст католического ординария. Наряду со Страстями по Матфею, самое масштабное сочинение Баха. Дата создания — 1748 или 1749 год.
Тебя, Бога, хвалим (нем. Herr Gott, dich loben wir, BWV 16) — церковная кантата, созданная Иоганном Себастьяном Бахом. Была написана в Лейпциге для празднования Нового года и впервые исполнена 1 января 1726 года.

Упоминания в литературе

Весьма интересно обращение Иакова к «двенадцати коленам», или «племенам» (tais d?deka phylais). Хотя мы предполагаем, что первоначальными слушателями Послания были евреи, которые разделяли веру Иакова в «Господа Иисуса Христа», или, в менее эллинистических терминах, в «Господа Иисуса Мессию», возможно также, что имелась в виду и более широкая аудитория. Иаков, вероятно, обращался ко всем евреям, расположенным его слушать и считавшим его религиозным авторитетом, чей голос доходит до них из самого Иерусалима. В главах 3 и 5 мы постараемся доказать, что Иаков более двадцати лет кряду боролся с религиозными вождями Иерусалима за сердца и умы еврейского народа. Иаков не был заинтересован в создании Церкви как некоей институции за пределами Израиля. Во всяком случае, нам следует подчеркнуть тот момент, что Иаков обращается в своем послании к «двенадцати коленам», а не к членам какой-либо церкви, в которой присутствуют как иудеи, так и язычники. Иными словами, Иаков начинает свое послание в манере, заметно отличающейся от посланий Павла.
Вифлеем – маленький городок, которого не было даже в списках городов Иудиных, хотя именно в этом городе происходило множество наиболее значимых событий Ветхого и Нового Завета. В Вифлееме родился царь Давид (Евангелие от Луки, 2, 4—11); здесь находится место погребения Рахили (Бытие, 35, 16); на полях близ Вифлеема Руфь собирала колосья и т. д. Так как в этом городе родился царь Давид, Вифлеем в Новом Завете часто называют городом Давидовым (Евангелие от Луки, 2, 4—11). Но самым важным событием, произошедшим в Вифлееме, является Рождение Спасителя от Девы Марии. Мария и Иосиф Обручник жили в Назарете, но в связи с переписью населения вынуждены были отправиться в Вифлеем. Когда Святое семейство прибыло в город, все места в гостиницах были заняты, поэтому им пришлось ютиться в пещере (в вертепе), где содержался скот. Мария родила Иисуса, повила его пеленами и положила в ясли: кормушку для скота. Это последнее событие придает Вифлеему особенно высокое значение города, священного для всех христиан. Именно здесь «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Евангелие от Иоанна, 1, 14). Чуть позднее на полях Вифлеемских появился ангел и возвестил пастухам о рождении Мессии, а в это время ангельских хор пел славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Евангелие от Луки, 2, 14). Сюда же пришли волхвы – восточные мудрецы, чтобы поклониться Богомладенцу.
Эсхатологическая образность множилась и обогащалась в проповеди. После завоеваний Александра Македонского влияние греческой культуры простиралось далеко за границами античных полисов: эллинистическая эпоха привнесла новые литературные формы для иудейских пророчеств. В псевдоэпиграфическом жанре создана книга, авторство которой приписывается легендарному древнему мудрецу, упомянутому у Иезекииля, – это книга Даниила (II в. до н. э., во времена гонений Антиоха). В ней явно читается античное влияние: исторические персонажи закодированы в символических образах. Например, вредившие Израилю народы, описываются как апокалиптические звери: последний зверь (македонская держава) имеет 10 рогов, обозначающих царства преемников Александра Македонского (10 – число важнейших диадохов – полководцев и правителей после Александра), «Сын Человеческий» аллегорически изображается как иудейский народ, а функцию грозного мессии занимает архангел Михаил. Само же воскресение мёртвых становится возможным после финальной баталии добра и зла – в ходе которой зло раскроется максимально, что является необходимым условием для окончательной победы добра. Кроме того, в эллинистический период складываются неканонизированные ни иудейской, ни христианской традицией апокрифы. Их читали и переписывали, осмысляли и толковали: «Завещание двенадцати патриархов» (I в. до н. э.), «Вознесение Моисея» (предположительно I в. н. э.), «Книги Сивилл» (II в. до н. э. – IV в. н. э.), важнейший из апокрифов – «Книга Еноха» (влиял на раннехристианскую литературу, его яркая образность описывает Страшный Суд, на котором будут судимы и наказаны также и ангелы, восставшие и отпавшие от Бога, – идея, впоследствии развитая в средневековой литературе; предположительно III–I вв. до н. э).
Нужно иметь в виду, что Иоанн писал (диктовал Прохору) свое Откровение после произошедших с ним событий и делал он это в течение определенного времени, – иными словами, осмыслив и обдумав увиденное и испытанное и пропустив через призму христианского восприятия, обработав соответствующим образом в стремлении вызвать определенные религиозные чувства. К нему обратился один старец, говоря о представителе рода Иудинов, корне Давидов. Иоанн, судя по написанным им строкам, видит в потомке Давидов Иисуса Христа, так как считалось всегда, что из рода Давидов придет мессия. Современные евреи и некоторые этнические группы считаются потомками Иуды.
Совсем недавно был найден любопытнейший манускрипт, не опубликованный ранее. Вероятно, незадолго до своей кончины Мишель написал серию предсказаний, настолько сенсационных, что он ознакомил с ними лишь европейских монархов. Манускрипт считался потерянным, но был обнаружен в тайнике дома, где почил мэтр. Эти предсказания именуются «Черными». Кем явился в мир автор божественных предсказаний? Многие из его предсказаний касаются второго пришествия Мессии и появления Антихриста. Большинство специалистов считают его посланником Бога, другие – посланником будущего или инопланетянином. Ведь в ночь перед рождением пророка астрономы наблюдали необычайную космическую активность. Свидетельства, подтверждающие появление в небе над Сен-Реми (Франция) круглых сверкающих объектов, задокументированы и хранятся в архивах города Салона на юге Франции.
Оба текста объединяет глагол «радуйся» (chaire). В такой форме этот глагол в Септуагинте встречается только четыре раза (Иоил 2, 21, 23; Соф 3, 14; Зах 9, 9; Плач 4, 21), и каждый раз он означает не обычное приветствие («добрый день», «здравствуй», «приветствую»), но имеет религиозное, мессианско-эсхатологическое значение. Это торжественный призыв к мессианской радости. Повод к радости – пришествие Господа, Царя, Спасителя, на Сион. Именно так можно истолковать призыв пророка Софонии. Для обычного приветствия употреблялся глагол «шалом» (мир). Лука же перенял в ангельском приветствии призыв к радости пророка Софонии. У него слово chaire, обращенное к Марии, имеет не простое, повседневное значение, – оно призывает к мессианско-эсхатологической радости. Обычное еврейское приветствие «шалом» Евангелия переводили как eirene (мир), а не как chaire. Такое понимание подтверждает и контекст ангельского приветствия. Первое слово Ангела к Марии – торжественное, приподнятое, лирическое и эсхатологическое. Причины предвещаемой радости имеют свои соответствия: у Софонии – пришествие Господа, Спасителя, на Сион; у Луки – Рождество, то есть пришествие в мир Иисуса, имя Которого значит «Спаситель». Имени «Царь Израилев» (Соф 3, 15) у Луки соответствует упоминание о том, что Мессия будет царствовать на престоле Давида (Лк 1, 32–33). Наконец, оба текста наполнены радостью. Радость принадлежит к числу излюбленных тем Луки. Она соединяется с Рождеством Иисуса; это – радость «нищих Божиих», угнетенных и страдающих, ожидающих утешения Израиля и спасения Иерусалима (1, 51–53, 71, 73; 2, 25, 38). Это – эсхатологическая радость, радость о грядущем спасении (1, 14,28,47; 2, 10). Она достигает вершин в гимнах и песнях, сохраненных Лукой (1, 25, 46–50, 67–79; 2, 14, 29–32). К такой радости Ангел призывает Благодатную Марию. Греческие Отцы, хорошо знавшие употребление слова chaire в разговорной речи, объясняя ангельское приветствие, всегда понимали его в смысле призыва к мессианской радости.
Приход Мессии признали президенты России и США, руководители крупнейших стран мира. Специальные послания направили глава Русской Православной Церкви и Папа Римский, издавший энциклику, объявляющую о принятии Кода. Для большинства людей на Западе Мессия стал провозвестником наступающей эпохи покоя и благоденствия. Мировой процесс перехода в иудаизм захватил и арабских фундаменталистов. Хизбалла, ХАМАС, другие террористические группировки перестали существовать в одночасье, поскольку арабы несли в себе общую с евреями кровь, тот генетический материал, которого оказалось достаточно для включения программы. Лига арабских государств опубликовала поразительное коммюнике о первородстве Израиля и воссоединении Корана с Торой, точнее – о поглощении Торой Корана, точнее, тех его сур, что не шли с Книгой в принципиальное противоречие (пожалуй, это единственное место в книге, читая которое трудно удержаться от горестного вздоха, настолько эта идиллическая картина контрастирует с нынешним положением в стране…).
Символическим числом Антихриста в «Откровении Иоанна» (ХIII, 18) было названо мистическое число 666; в числе этом церковь уже во II м в. находила указание на антихриста, руководясь числовым значением греческих или еврейских букв. Новейшие толкователи находят в числе этом имя императора Нерона (по еврейским буквам). Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю, в которой еще евреи видели четвертое всемирное царство, о котором говорил Даниил, как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в Нероне видели олицетворение Антихриста. Сохранившееся до V века сказание повествует, что Нерон не умер и снова придет бороться против царства Мессии. Но многие придерживаются еще старейшего, встречающегося уже у Иринея объяснения посредством имени Lateinos (Latinus).
Секулярная концепция времени, хронологически и событийно непрерывного, была совершенно чужда «диаспорному» ощущению времени, сконцентрированному на моменте, когда откроются небесные врата и придет долгожданный мессия. Прошлое было лишь туманным напоминанием, призванным возвестить его приход.

Связанные понятия (продолжение)

«Вооружённый человéк» (англ. The Armed Man) — ораториальное произведение Карла Дженкинса, имеющее подзаголовок «A Mass for Peace» («Месса мира»). Одно из самых часто исполняемых сочинений композитора, которое принесло ему всемирную известность.
Маленькая торжественная месса (фр. Petite Messe solennelle) — позднее произведение Джоакино Россини, написанное им в Пасси в 1863 году, спустя более чем 20 лет после его предыдущей крупной работы, «Stabat mater», и почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры.
«Музыкальное приношение» (нем. Das Musikalische Opfer), BWV 1079, — это цикл канонов, фуг и других музыкальных произведений, написанных И. С. Бахом, основанных на теме, продиктованной Баху прусским королём Фридрихом II, и посвящённых ему. Поскольку инструментовка почти нигде не указана Бахом, сегодня этот цикл можно услышать исполненным на самых разных инструментах.
Духо́вная му́зыка (нем. geistliche Muik, итал. musica sacra, англ. sacred music) — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, в Реквиеме В.А...
Река Керлью (англ. Curlew River) — сочинение английского композитора Бенджамина Бриттена, одна из притч его сборника «Притчи для исполнения в церкви», Ор. 71 (1964). Притча написана для камерного ансамбля певцов и септета музыкальных инструментов.
Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.
«Мимолётности» (фр. Visions fugitives) op. 22 — сборник фортепианных миниатюр, написанных Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1915-17 гг. Некоторые «Мимолётности» Прокофьев исполнил перед отдыхающими в курзале Кисловодска 14 октября 1917 г. Официальная премьера «Мимолётностей» (сборник целиком) состоялась 15 апреля 1918 г. в Петрограде, также в исполнении автора. Поводом к написанию послужили стихи К. Д. Бальмонта, две строки из которых Прокофьев выбрал к качестве эпиграфа...
Страсти (пассион; нем. Passion, от лат. passio — страдание) — вокально-драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основанное на евангельских текстах. Среди наиболее известных произведений этого жанра «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха.
Жизнь без Рождества — цикл из четырех музыкальных произведений, созданный композитором Гией Канчели в первой половине 1990-х годов. Части цикла могут исполняться порознь. Некоторые из них вошли в репертуар выдающихся исполнителей современности: так, окончательная версия «Ночных молитв» появляется в концертных программах оркестра «Кремерата Балтика».
Слова Святого Павла (итал. Parole di San Paolo) — сочинение Луиджи Даллапикколы для меццо-сопрано и камерного ансамбля, написанное в 1964 году на текст из Главы 13 Первого послания к Коринфянам в латинском переводе. Продолжительность — около 8 минут (ровно 100 тактов). Партитура опубликована издательством «Suvini Zerboni». Сочинение считается одним из самых совершенных во всём творчестве композитора.
«Рождественская драма» («Комедия на Рождество Христово», «Перемена непостоянного мира сего, гордости сетьми в маловременной жизни человеков уловляющая, в вечную муку посылающая, на треокоянном Ироде, за гордость ищущем рожденного всех Царя Христа убити») — музыкальное произведение, считающееся древнейшей русской «оперой». Автором «с достаточной долей основания считается» святой митрополит Димитрий Ростовский (Туптало). Драма была поставлена впервые 27 декабря 1702 года; в 1982 году воскрешена Борисом...

Подробнее: Ростовское действо
«Представление о душе и теле», «Игра о душе и теле» (итал. La Rappresentazione di anima е di corpo, 1600) композитора Эмилио де Кавальери — первая известная оратория, по другой трактовке — одна из первых опер, так называемая «духовная опера».
Иеродра́ма (фр. hiérodrame; от др.-греч. ἱερός, священный) — во Франции старого порядка (вторая половина XVIII века) название вокальных сочинений для двух и более голосов на библейские сюжеты.
Пассакалья о жизни (смерти), «Человек исчезает как тень» (итал. Passacaglia della vita или лат. «Homo fugit velut umbra») — одно из самых известных вокальных произведений XVII века. Обычно приписывается, хотя и без достаточных на то оснований, итальянскому композитору Стефано Ланди.
«Сражение Танкреда и Клоринды» или «Поединок Танкреда и Клоринды» (итал. Il combattimento di Tancredi e Clorinda; SV 153) — драматический мадригал или сцена (жанровая принадлежность произведения до настоящего времени является предметом дискуссии), написанный Клаудио Монтеверди в 1624 году для сопрано и двух теноров.
«Великий Бог» — известный в мире под английским названием «How Great Thou Art» (Как Ты велик!) христианский гимн XIX века.
«Крестьянская кантата» (нем. Bauern-Kantate, BWV 212) (нем. Mer hahn en neue Oberkeet, «У нас новое начальство») — одна из самых популярных светских кантат Иоганна Себастьяна Баха, созданная им в 1742 году. Длительность произведения — 30 минут.
Песни странствующего подмастерья (нем. Lieder eines fahrenden Gesellen) — вокальный цикл австрийского композитора Густава Малера, написанный на собственный текст в первой редакции, для голоса и фортепиано, в 1884—1885 годах. Новая версия, для голоса и оркестра, была создана Малером в 1892—1893 годах и впервые исполнена, под его управлением, в 1896 году.
«Песни и пляски смерти» — цикл песен М. П. Мусоргского на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1877).
Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
«Дитя́ и волшебство́» (иногда «Дитя и волшебства́», фр. L’Enfant et les Sortilèges) — одноактная опера-балет (фр. fantasie lyrique — музыкальная фантазия) Мориса Равеля в двух картинах (фр. parties) на либретто Колетт. Номер сочинения по каталогу Марна M.71. Создавалась в период с 1919 по 1925 год. Премьера состоялась 21 марта 1925 года в опере Монте-Карло под управлением Виктора де Сабаты и в хореографии Джорджа Баланчина при участии Русского балета Дягилева. Вторая после «Испанского часа» и последняя...
Контрафакту́ра (нем. Kontrafaktur, от позднелат. contrafactum; англ. contrafactum) — подтекстовка вокальной мелодии новыми стихами взамен первоначальных.
Шен хар венахи, как правило, исполняется хором а капелла и может служить классическим образцом грузинского хорового полифонического пения. Музыкальная и поэтическая традиция, в которой создан Шен хар венахи, относится к Золотому веку грузинской культуры.
Концерт для оркестра, Sz. 116, BB 123 — симфоническое произведение в пяти частях венгерского композитора Белы Бартока. Одно из популярных произведений академической музыки XX века. Созданное в последние годы жизни после вынужденной эмиграции Бартока в США, это произведение, по мнению Витольда Рудзиньского, стало opus vitae композитора.
«Сокра́т» (фр. Socrate) — симфоническая драма в трёх частях, написанная композитором Эриком Сати по трём «Диалогам» Платона (в переводе Виктора Кузена). Драма была сочинена в самые трудные для Франции годы Первой мировой войны (1917—1918) по заказу княгини де Полиньяк. Многие музыковеды и историки музыки называют симфоническую драму «Сократ» беспрецедентным и единственным в своём роде произведением, не имеющим аналогов, которое на добрый десяток лет опередило своё время:75 и фактически открыло новый...
Псало́м (греч. ψαλμός — «хвалебная песнь», перевод с ивр. ‏תהלה‏‎ "теила" — «хваление», мн. ч.: ивр. ‏תהלים‏‎ "теилим" — «хваления») — музыкальное произведение, основанное на тексте Псалтири.
Богородица (польск. Bogurodzica) — самая старая религиозная польская песня, зафиксированная на письме и самый старый дошедший до нас поэтический польский текст.
Проклятие девятой симфонии — суеверие, состоящее в том, что, начиная с Бетховена, всякий композитор, написавший 9-ю симфонию, умирает вскоре после этого.
«На пустынных островах» — вторая опера Сергея Прокофьева (так и не завершённая композитором) по собственному либретто, сочинялась им в 1901—1903 годах.
Поэма «Колокола», оp. 35 — музыкальное произведение для смешанного хора, трёх солистов (сопрано, тенора и баритона) и оркестра, написанное С. В. Рахманиновым в 1913 году на слова одноимённого стихотворения Эдгара По в переводе К. Д. Бальмонта. Впоследствии поэма получила посвящение: «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».
«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
«Антиформалисти́ческий раёк» — музыкальное произведение Дмитрия Шостаковича для четырёх басов, чтеца, хора и фортепиано. Создавался с 1948 по 1968 год, впервые исполнен на сцене в 1989 году в Вашингтоне.
Го́льдберг-вариа́ции (нем. Die Goldberg-Variationen), BWV 988 — музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха, состоящее из Арии и тридцати вариаций для клавесина. Впервые опубликованы в 1741 году как четвёртая часть серии, названной композитором «Клавирная практика» («Clavier-Übung»).
Инци́пит (лат. incipit — начинается, личная форма глагола incipere) — начальные одно или несколько слов какого-либо текста, служащие для его идентификации, а также выполняющие функцию его названия (заголовка).
Респонсо́рий (позднелат. responsorium, от лат. respondere отвечать), жанр (форма) монодического песнопения в католическом оффиции. Текстовую основу респонсориев составляет Священное Писание (главным образом, Псалтирь) или его парафразы.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я