Связанные понятия
Курган «Хохлач» — один из памятников сарматского периода, который находится на окраине города Новочеркасска в России. Был открыт в 1864 году во время строительства трубопровода. В кургане был найден Новочеркасский клад.
Алтайский золотой человек — погребение, датируемое 4-3 веками до н. э., найденное сотрудником Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Петром Ивановичем Шульгой на территории Локтевского района Алтайского края (Россия).
Аджина́-Тепе ́ (название может быть переведено на русский язык как «Чёртов холм», «Холм нечистой силы») — холм в 12 км к востоку от города Курган-Тюбе в Таджикистане с остатками буддийского монастыря VI—VIII веков.
Городище Гавра́нок (словацк. Hradisko Havránok) — археологический объект, находящийся на севере Словакии. Располагается на холме над водохранилищем Липтовска-Мара в 2-х километрах от села Бобровник.
Упоминания в литературе
Люди хохокам были первыми древними людьми, о которых был собран большой археологический материал, и им отводится ведущее место в учебниках по археологии. Однако всего через пять столетий – что очень немного по меркам древних времен – после того, как люди культуры хохокам начали создавать систему каналов, также на юго-западе, но в другой его части, вели свою деятельность, давшую не менее внушительные результаты, люди другой знаменитой культуры. В 560 км от людей хохокам, в «районе четырех углов», где сходятся в одной точке территории штатов Нью-Мексико, Колорадо, Юты и Аризоны, начали строить свои знаменитые сооружения в скалах и пещерах люди культуры анасази. Анасази на языке индейцев навахо означает «старики», или «древние»; правда, следует отметить, что индейцы навахо не имели никакого отношения к культуре анасази и тем более не находились в генетически культурном родстве с ее носителями. Они пришли на эту территорию, кочуя с севера, уже тогда, когда она длительное время была совершенно безлюдной, и только таинственные и внушающие трепет сооружения напоминали об их создателях, которые исчезли так же таинственно. В наши дни каждое лето тысячи туристов посещают национальные парки юго-запада, чтобы полюбоваться творениями, созданными руками этого удивительного народа.
Места пребывания майя, относящиеся к классическому периоду, по меркам существовавших тогда в Европе городов
городами не являлись, а были в первую очередь центрами отправления религиозного культа. Расположение простых жилищ в непосредственной близости от храмов-пирамид лишь ненамного превосходило концентрацией такие же жилища в более отдаленной местности. Для строительства городских храмов и дворцов требовался камень, и вполне естественно, учитывая довольно равномерное распределение населения по всей территории майя, что города должны были расти там, где было легче всего добывать и обрабатывать камень.
Многие города поражали воображение, но нам будет полезнее сосредоточиться только на одном из них, Балхе, расположенном почти в 70 км к югу от Амударьи (в древности – Оксус), разделяющей современный Афганистан и Узбекистан. По любым меркам Балх был одним из величайших городов древнего мира в поздние времена. Его городские стены опоясывали примерно 4,5 кв. км земли, а внешние стены, защищавшие пригородный район и сады, были более 120 км в длину[55]. На богатых землях, ограниченных внешними стенами, древний путешественник мог найти апельсиновые рощи, поля сахарного тростника и ухоженные виноградники, не говоря уже о многочисленных цветниках и огородах. Потом шли пригородные дома, рынки и помещения для заезжих торговцев в так называемом рабаде – торгово-ремесленном предместье. Вскоре посетитель сталкивался с угрожающими стенами самого города. В Балхе, как и во множестве других городов Центральной Азии, были не простые вертикальные стены с парапетом, традиционные для средиземноморского мира и большинства городов Ирана, а массивное наклонное сооружение из высушенных на солнце кирпичей, облицованное обожженным кирпичом, на вершине которого располагалась дополнительная высокая стена, увенчанная длинными галереями, прикрывающимися бойницами для стрельбы и часто расставленными башнями для защиты и обзора. Такие крепостные стены защищали шахристан – плотно застроенный внутренний город из одно- и двухэтажных домов, базаров и храмов различных конфессий. В шахристане находилась главная цитадель с еще
более высокими стенами. Здесь располагались дворец правителя и основные здания правительства.
Результат взаимодействия двух параметров – размера политической единицы и ее популяционной плотности – тем или иным способом сказывался на технологическом и экономическом развитии полинезийцев, их социальном и политическом устройстве. Как правило, чем больше оказывался размер единицы и чем выше плотность, тем более сложной и специализированной технологией и организацией это общество обладало. Причины этой зависимости мы подробно разберем в последующих главах, здесь же для краткости только укажем, что в обществе с высокой популяционной плотностью участь земледельца была уготована не всем, зато аграрное большинство обрекалось на постоянный труд на ниве интенсивного производства пищи – достаточный для того, чтобы вырабатываемые им излишки шли на прокорм непроизводящих соплеменников. Поддерживающую такое положение дел мобилизационную функцию выполняли особые непроизводящие категории: вожди, жрецы, чиновники и воины. Крупнейшие политические единицы имели возможность мобилизовать массовую рабочую силу на сооружение ирригационных систем и рыбоводных водоемов, которые в свой черед выводили производство продовольствия на новый уровень интенсивности. Такой сценарий
был особенно характерен для островов Тонга, Самоа и Общества – все три архипелага отличались плодородными почвами, густонасе-ленностью и относительно большой по полинезийским меркам площадью. Но пика эта тенденция достигла на Гавайском архипелаге, в состав которого входили крупнейшие острова тропической Полинезии, – здесь в результате сочетания высокой популяционной плотности и обширной территории в распоряжении отдельных вождей оказались беспрецедентные ресурсы рабочей силы.
Средневековые города, как правило, были опоясаны мощными стенами, имели кривые и узкие улицы вокруг замка, городского собора или торговой площади. Жилые районы за пределами городских стен окружались новым кольцом стен, а иногда на их месте образовывались кольцевые улицы, которые в сочетании с радиальными улицами определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов. Москва – яркий пример такой радиально-кольцевой городской структуры. Сохранился Московский Кремль, опоясанный мощной крепостной стеной, сохранилась Соборная площадь в Кремле, сохранились даже остатки крепостной стены, опоясывавшей Белый город. В начале XVII в. к Кремлю сходились радиальные улицы Замоскворечья, лежавшего в низине. В виде трех полуколец располагались монастыри, самое ближнее из которых к Кремлю состояло из Алексеевского, Крестовоздвиженского, Никитского, Георгиевского, Златоустовского и Ивановского монастырей, находившихся с северной стороны. Второе полукольцо протянулось вдоль северной стены Белого города (Бульварное кольцо), в него входили: Высоко-Петровский, Рождественский, Сретенский и Страстной
(построенный позднее). На юге, за городской чертой располагалось третье кольцо, которое включало в себя Новодевичий, Ново-Спасский, Симонов, Андронников, Данилов, Донской монастыри. Бульварное кольцо, Садовое кольцо, Кольцевая автодорога и радиальные магистрали, ведущие в центр города, и сегодня характерные черты города Москвы. Надо сказать, что средневековые города, по тогдашним меркам густозаселенной Европы, современного обывателя привели бы в ужас. Москва в XVII в. страдала от сильнейших пожаров и эпидемий, среди которых самыми страшными были эпидемии чумы, оспы, холеры. Весной и осенью город тонул в грязи, летом, в жару, над рыбными и мясными рядами стоял ужасающий смрад. Бытовые отходы и нечистоты выбрасывались, как правило, во двор или на улицу.
Раскопки, проведенные в Хамукаре, позволяют оценить всю важность для своего времени этой торговой и промышленной метрополии – и неизбежность такого явления,
как война. Переход от племенного мира к универсуму городов-государств, стремящихся подчинить или привлечь на свою сторону весь обжитой мир, протекал под крики ужаса, при зареве огней, среди гор трупов. История кроила общество по своей мерке, как кроил путников легендарный Прокруст. Колесо истории сминало все на своем пути.
Даллас был основан в
1841году Джоном Брайаном и является молодым, даже по американским меркам городом.
Но, как следствие, тут же рождается каверзный вопрос: а с каких времен следует вести отсчет существованию русского народа? Может, со времен
первых людей на Русской равнине? Разумеется, нет. Русский народ выделился из семьи индоевропейских народов. Произошло это по историческим меркам не слишком давно. Но уж заведомо не полторы тысячи лет назад…
Этим именем, «украшение дворца», называл Арджуманад Бану Бегам ее будущий свекор, грозный шах Джангир. Сложны семейные отношения. Молодая жена приходилась племянницей матери Джахана и дочкой первому визирю. Впрочем, на этот счет существует много легенд, самая романтичная из которых гласит, что принц Кхуррам встретил на базаре прекрасную бедную девушку с бусами из дерева в руках, и так она на него посмотрела, что не видел он больше окружавшей грязи и нищеты и твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться никогда. Точно известно, что в тот год (1612) ей было 19 лет, довольно много даже по меркам современной Индии.
Связанные понятия (продолжение)
Дунайское оледенение — оледенение, происходившее в четвертичном периоде, относится исследователями к началу плейстоцена или концу плиоцена (около 1,5—1,8 млн лет назад). Оно не входит в традиционную схему четырёх ледниковых эпох Альп Альбрехта Пенка. Было выделено немецким геологом Бартелем Эберлем в 1928 году и названо в честь Дуная. Дунайское оледенение является древнейшим оледенением Альп, доказательства которого имеются за пределами региона Иллер-Лех. Оно происходило после Бибер-дунайского потепления...
Горная гряда Сундуки — природно-исторический памятник природы республиканского значения в Орджоникидзевском и Ширинском районах Республики Хакасия.
Ближневосточный неолит — первый исторический очаг неолитической культуры, сложившийся на Ближнем Востоке около 9500 г. до н.э., который впоследствии привел к появлению других неолитических центров (балканский неолит и джейтунская культура в Средней Азии), а также первых цивилизаций Шумера и Древнего Египта. Материнской культурой ближневосточного неолита является Натуф.
Красноярское городище — городище золотоордынского времени расположено при слиянии р. Бузан и р. Маячная на бэровских буграх в райцентре Красный Яр Астраханской области.
Вися́чие гробы ́ — погребальные сооружения в виде гробов, размещающихся на скалах, высоко над землёй. Встречаются во многих странах, в том числе в Китае, где они известны как сюаньгуань (кит. трад. 悬棺, упр. 懸棺, пиньинь: xuánguān), и на Филиппинах.
Лендьель (венг. Lengyel) — центральноевропейская археологическая культура эпохи неолита (4900—3400 гг. до н. э.).
«Гусиный перелёт » — палеонтологический природный памятник. Расположен в Павлодарской области, в городской черте Павлодара, на правом берегу реки Иртыш. Является самым крупным известным захоронением неогеновых животных. Было открыто в 1928 году Ю. А. Орловым, изучается с 1929 года, раскопки ведутся с 1930 года. Обнаружены кости более 60 видов ископаемых животных, Гусиный перелёт известен как одно из крупнейших в Евразии местонахождений гиппарионовой фауны, возраст которой составляет 4—4,5 миллиона...
Доистори́ческие во́йны происходили в период до изобретения письма и образования государства как крупного социального института. Данный промежуток военной истории охватывает большой временной период, включающий палеолит, мезолит, неолит и бронзовый век.
Священная гора — гора или холм, имеющие религиозное или культовое значение в некоторых религиях и верованиях.
Атлантический бронзовый век , АБК — принятое у археологов наименование комплекса археологических культур в Португалии, испанских исторических областях Андалусия и Галисия, а также в Арморике и на Британских островах, относившихся к периоду около 1300—700 гг. до н. э., то есть существовавших синхронно с культурой полей погребальных урн в Центральной Европе. Иногда, для более строгого указания на хронологические рамки, используется термин «финальная атлантическая бронза» (финальный атлантический бронзовый...
Скалообразное обнажение верхнего мела — геологический памятник природы местного значения. Находится в Константиновском районе Донецкой области возле села Белокузьминовка. Статус памятника природы присвоен решением облисполкома № 310 21 июня 1972 года. Площадь — 0,35 га.
Нураг, или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами.
Подробнее: Нураги
Копа́н (исп. Copán) — одно из крупнейших археологических городищ на территории Гондураса (одно из древних названий городища и окрестностей — Хушвинтик). Расположен на западе Гондураса, в центральной части долины одноимённой реки, в километре от одноименного городка и в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Существовал с первых веков до н. э., в период расцвета (VII—VIII веков н. э.) был центром царства Шукууп — самостоятельного государства древних майя, охватывавшего территорию современной...
Иньсюй (кит. трад. 殷墟, пиньинь: Yīnxū, буквально: «Развалины Инь») — крупный археологический объект, расположенный в провинции Хэнань, недалеко от современного города Аньян на месте столицы древнекитайского государства Шан (ок. 1300—1027 гг. до н. э.). В 2006 году занесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (2006 (II, III, IV, VI) N36 07 36 Е114 18 50).
Чебаки (Све-Тах) — древнее сооружение-крепость эпохи бронзы (2 тысячелетие до н. э.), расположенное на правом берегу р. Чёрный Июс, на вершине горы Све-Тах в 4,5 км к северо-востоку от с. Чебаки Ширинского района Республики Хакасия (54°37′44″ с. ш. 89°15′01″ в. д.).
Цебельди́нская культура — позднеантичная и раннесредневековая археологическая культура на территории Цебельды (Апсилия).
Мегали́т ы (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — сооружения из огромных каменных глыб, характерные в основном для финального неолита и энеолита (IV—III тыс. до н. э. в Европе, либо позднее в Азии и Африке).
Хаманджия (рум. Hamangia) — археологическая культура эпохи среднего неолита, распространённая в историческом регионе Добруджа на территории Румынии и Болгарии до правого берега Дуная в Мунтении и на юге. Название происходит от с. Бая-Хаманджия, где обнаружен один из археологических памятников.
Вознесенский археологический комплекс — средневековое наземное каменное сооружение, обнаруженное в ходе раскопок под руководством В. А. Гринченко в 1930 г. вблизи села Вознесенка (ныне в черте города Запорожье) в рамках Днепрогэсовской историко-археологической экспедиции. Множество найденных предметов (в том числе драгоценных) получили название «вознесенского» («кичкасcкого») клада.
Скандинавский (северный, североевропейский) бронзовый век — название археологической культуры или группы культур бронзового века в доисторической Скандинавии, которое ввёл в обиход Оскар Монтелиус. Термин охватывает период 1700—500 гг. до н. э., а памятники встречаются вплоть до территории Эстонии. Наследует культурам позднего неолита. Этнический и языковой состав неизвестен ввиду отсутствия письменных памятников, однако наблюдается культурная преемственность с последующими германоязычными культурами...
Тасумаль , Tazumal — археологический памятник постклассического периода культуры майя. Находится у г. Чальчуапа, департамент Санта-Ана, Сальвадор, в 60 км от столицы государства, г. Сан-Сальвадор, в бассейне реки Рио-Пас. Название Тасумаль на языке киче означает «место сожжения жертв».
Культура воронковидных кубков , КВК (англ. Funnel Beaker culture, нем. Trichterbecherkultur, TRB) — мегалитическая культура (4000—2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита.
Ингушские святилища и храмы — уникальные памятники древней ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные религиозные культовые каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском районе Ингушетии.
Даки (лат. Daci) — группа фракийских племён. Центральная область расселения даков располагалась севернее нижнего течения Дуная (на территории современной Румынии и Молдавии). Даки известны древним грекам с V века до н. э, и хорошо описаны благодаря их войнам с римлянами.
Канчо-Роано или Канчо-Руано (исп. Cancho Roano, Cancho Ruano) — археологический памятник на территории муниципалитета Саламеа-де-ла-Серена в провинции Бадахос (Испания). Находится в 3 км от г. Саламеа по направлению к Кинтана-де-ла-Серена, в небольшой долине у речки Каганча.
Культура террамар (е), Террамары (англ. Terramare culture, нем. Terramare-Kultur, итал. Civiltà terramare) — археологическая культура бронзового века, существовавшая в Северной Италии в долине реки По. Расцвет приходился на вторую половину 2-го тысячелетия до н. э., формирование — первая половина 2-го тысячелетия до н. э. племенами, пришедшими из-за Альп. Исследователи наших дней относят её к группе родственных европейских культур данного периода — Культуре полей погребальных урн, через которую на...
Керма (англ. Kerma, современное название — Дукки Гель англ. Dukki Gel, название означает «Красный Холм») — развалины древнего города Нубии. Город Керма был столицей древнего одноимённого государства, располагавшегося на территории современных Судана и Египта. Керма — один из самых больших археологических проектов по раскопкам древней Нубии, раскопки ведутся уже несколько десятилетий подряд, раскопаны тысячи захоронений и жилых построек на территории вокруг священной скалы, условно называемой Западная...
Культу́ра поле́й погреба́льных урн или Урнопольская культура (англ. Urnfield culture, нем. Urnenfelderkultur) (1300 — 750 гг. до н. э.) — общее название ряда археологических культур раннего железного века, данное по характерному признаку — могильникам без насыпей, которые содержат преимущественно остатки трупосожжений, обычно с захоронением праха в глиняных сосудах, поставленных на дно могилы.
Ингушская архитектура — искусство возведения ингушами монументальных жилых, оборонительных, культовых и других уникальных сооружений, а также совокупность всех данных объектов на территории исторического расселения ингушей, являющихся ярким свидетельством уникальной материальной культуры всего ингушского народа. Различных памятников истории и материальной культуры в Ингушетии насчитывается около 1500 объектов, из которых порядка 100 объектов являются конкретно башенными замкового типа средневековыми...
Археоло́гия Росси́и — история материальной культуры на территории Российской Федерации с древнейших времён до конца Средневековья (XVII век).
Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70 % среди половецких изваяний) женщин, установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. По мнению советского искусствоведа А.А. Фёдорова-Давыдова, они издавна привлекали внимание русских людей и служили своебразным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, возможно...
Подробнее: Каменная баба
Курганные гробницы Древнего Китая — гробницы правителей и знати V в. до н. э. — XVII в. н. э. из династий Чжоу, Чжао, Цинь, Хань, Суй, Тан, Мин. По состоянию на начало XXI века известна приблизительно сотня таких памятников. Большинство сооружений сосредоточено в радиусе 100 км от города Сиань провинции Шэньси, который раньше назывался Чанъань и был столицей империи во времена династий Западная Хань, Суй и Тан. В популярных изданиях и телефильмах эти сооружения уже традиционно называются «пирамидами...
Михельсбе́рг , нем. Michelsberger Kultur (MK) — важная археологическая культура центральной Европы эпохи неолита. Датируется периодом около 4400-3500 гг. до н. э. Название происходит от археологического памятника у холма Михельсберг около Унтергромбаха, между Карлсруэ и Гейдельбергом (земля Баден-Вюртемберг).
Линнхольм-Хойе (дат. Lindholm Høje) — одно из крупнейших сохранившихся захоронений викингов и бывшее поселение, расположенное к северу от датского города Ольборг на небольшом расстоянии от него.
Инуксу́к (англ. Inuksuk; мн.ч. инуксуит; также распространён вариант инукшук, англ. Inukshuk) — каменная фигура в культуре инуитов. В буквальном переводе с инуктитута слово «инуксук» означает «замещающий человека».
Среднедунайская культура полей погребальных урн или Среднедунайская урнопольская культура — археологическая культура среднего и раннего бронзового века. Относится к кругу культур полей погребальных урн. Ее название происходит от области, где возникают ее археологические памятники и от типичных для нее обширных могильников с захоронениями типа трупосожжения.
Рондела (кольцевая канава) — доисторическое земляное сооружение, как правило, эпохи мезолита и раннего неолита, характерное преимущественно для Центральной Европы. Область их распространения целиком совпадает с распространением культуры линейно-ленточной керамики и позднейших культур, происходящих от неё. Позднее сходные сооружения также строила культура воронковидных кубков.
Персидская архитектура или Иранская архитектура — разнообразие архитектурных стилей, существовавших на территории современного Ирана и государств, подпадавших под культурную гегемонию Персии. Первые произведения персидской архитектуры появились в III тысячелетии до н. э., географически образцы персидской архитектуры расположены от Турции на западе до Северной Индии и границ Китая на востоке, и от Кавказа на севере до Занзибара на юге.
Туму́лус (лат. tumulus — «холм, бугор») — принятое в Европе название вида мегалитических захоронений; купольная гробница, некрополь в виде кургана.
Бронзовый век на территории Европы последовал за европейским медным веком (западными археологами рассматривается как финальный этап неолита) в конце III тыс. до н. э. (поздняя традиция колоколовидных кубков). На большей части Европы бронзовый век почти полностью охватывал II тыс. до н. э., однако в Восточном Средиземноморье он закончился вместе с бронзовым коллапсом, когда погибли или пришли в упадок практически все цивилизации в регионе от Греции до Месопотамии, тогда как в Атлантической Европе...
Подробнее: Европа бронзового века
Костёнковско-борщёвский комплекс стоянок каменного века — палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе сёл Костёнки и Борщёво в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: более 60 стоянок древнего каменного века — стоянки Костёнки-I—XXI, Борщёво-I—V (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 км². Для их изучения и сохранения в 1991 году филиал «Костёнки» Воронежского краеведческого музея был преобразован...
Подробнее: Костёнковские стоянки
Лейлатепинская культура — археологическая культура эпохи энеолита, была распространена на южных склонах Центрального Кавказа (современная территория Азербайджана, Агдамский район), датируемая 4350—4000 годами до н. э.
Строи́тели курга́нов (англ. Mound Builders) — общий термин, относится в самом широком смысле к индейцам — обитателям США до прихода европейцев, сооружавшим различного рода земляные курганы для погребений, жилья или ритуальных целей. Данный термин объединяет сооружения архаичного и лесного (вудлендского) периода по североамериканской хронологии (культуры Адена и Хоупвелл), а также Миссисипскую культуру, существовавшие в период с начала 3 тыс. до н. э. по 16 в. н. э. в районе Великих Озёр, рек Огайо...
Эпиольмекская культура — культурная зона в центральной части нынешнего мексиканского штата Веракрус, сосредоточенная в бассейне реки Папалоапан. Эпиольмекская культура существовала примерно с 300 г. до н. э. до 250 г. н. э. Эпиольмекская культура являлась потомком ольмекской, откуда и греческий префикс «-эпи», означающий «после». Хотя эпиольмеки утратили часть достижений прежнего периода, они создали усвоили сложный мезоамериканский календарь и систему письменности.
Подробнее: Эпиольмеки
Культу́ра лине́йно-ле́нточной кера́мики (англ. Linear Pottery culture, фр. Culture rubanée, нем. Linearbandkeramische Kultur, LBK) — наиболее распространённая неолитическая культура Центральной Европы 5500—4000 гг. до н. э. Первая неолитическая культура в Западной и Центральной Европе, относится к группе дунайских культур (дунайская I или раннедунайская).