Связанные понятия
Мини-погрузчик (минипогрузчик) с бортовым поворотом (англ. skid-steer loader) — универсальная компактная, высокопроходимая техника на пневмоходу или гусенице, предназначенная для работы в ограниченных пространствах: в условиях узких городских улиц, заводских цехов, складов, доков, палубы судна и т. д. Благодаря тому, что колёса левого и правого бортов приводятся в движение отдельными моторами и способны работать в режиме противовращения, мини-погрузчик может поворачиваться практически на «одной точке...
Паровой грузовик — паровой автомобиль для перевозки грузов. Эта, самая ранняя форма грузовика делится на два основных типа: «Overtype» (внешнего типа) и «Undertype» (внутреннего типа) — различие состоит в расположении двигателя относительно котла. Производители были склонны концентрироваться на одной или другой форме.
Духоход Барановского — локомотив, приводимый в движение двигателем, рабочим телом которого является сжатый воздух. Построен С. И. Барановским на Александровском заводе (с 1922 г. — Пролетарский завод) в Санкт-Петербурге в 1861 году. Машина называлась конструктором «духоход» или «духовой самокат».
Бронево́й бруствер , Железный бруствер (нем. Brustwehr — оборона груди) — толстая металлическая стенка (броня) для прикрытия орудий (преимущественно береговых), заменяющая земляной вал.
Траверса — быстросъёмное грузозахватное приспособление, используемое на подъёмных кранах для работы с различными типами грузов. Являются промежуточным звеном между крюком крана и грузом. Позволяет избежать повреждений груза при его перемещении. Траверса может использоваться для подъёма длинномерных грузов и грузов, где возникают ограничения по высоте.
Коробки
отбора мощности (КОМ) предназначены для привода всевозможных рабочих органов оборудования, установленного на автомобильном шасси, посредством карданного вала или гидравлического насоса.
ДГКу (Дрезина Грузовая Крановая универсальная) — дрезина (мотовоз) с гидромеханической передачей и подъемным краном, предназначена для выполнения погрузочно-транспортных работ на железных дорогах.
Рама — двух- или трёхмерная конструкция, содержащая жесткие связи между элементами. В отличие от фермы элементы рамы могут испытывать помимо растяжения-сжатия ещё и изгиб.
Балластораспределительная машина — путевая машина на железнодорожном транспорте для завершения отделочных работ при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути. Балластораспределительная машина профилирует плечо и откос балластной призмы, перераспределяет балласт по поверхности призмы, засыпает пустоты, образующиеся при перемещении балласта, а также удаляет лишний балласт с рельсо-шпальной решётки.
Колесо Илона или, как его ещё иногда называют, Шведское колесо — роликонесущее колесо, позволяющее транспорту двигаться в любом направлении. Своё название оно получило от шведского изобретателя Бенгта Илона, разработавшего его. Идея создать такое колесо пришла к нему в 1973 году, когда он работал инженером в шведской компании «Mecanum AB».
Индика́торная мо́щность паровой машины — определяется как сумма мощности, получаемой на коленчатом валу (эффективная мощность), и мощности, расходуемой на потери (мощность трения). Понятие индикаторной мощности применяется также в теории двигателей внутреннего сгорания.
В
СССР , а позже в России выпускались и выпускаются лодочные подвесные моторы нескольких марок и моделей. Первые попытки наладить производство подвесных лодочных моторов предпринимались ещё до Великой Отечественной войны (например мотор «Пионер»). Однако эти попытки были неудачными. Массовый выпуск подвесных лодочных моторов в СССР начался только в 50-х годах. В истории отечественных подвесных моторов прослеживаются четыре основных эпохи...
«Прогресс » — серия моторных лодок, производилась в СССР в различных модификациях с 1960-х годов на Куйбышевском авиационном заводе.
Путевой домкрат — путевой инструмент для подъёма рельсо-шпальной решётки и её элементов. Применяется на железнодорожном транспорте при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути.
Уго́н пути ́ — продольное перемещение рельсов под колёсами проходящего поезда, как правило, направленное в сторону его движения. Угон вызывает серьёзные нарушения в работе железнодорожного пути.
Взрывозащитный контейнер (сокр. ВЗК, также противобомбовый сейф, «ящик для бомб» или просто «бочка») — часть системы безопасности Московского, Петербургского, Нижегородского и Новосибирского метрополитенов. Представляет собой цилиндрический ящик, изготовленный из толстой броневой стали, со шлицевым соединением одного из торцов. Окрашивается в тёмно-серый цвет. Чаще всего имеет плоскую поверхность в верхней части.
Рту́тно-поршнево́й насо́с — разновидность механических вакуумных насосов с использованием ртути. Были широко распространены в лабораторной и промышленной вакуумной технике середины 19-го — начала 20-го веков. В настоящее время полностью вышли из употребления и представляют только исторический интерес. Достигаемые значения вакуума до 10−8 атмосферы (~10−3 Па) — давление насыщенного пара ртути при рабочей температуре.
Тяговые испытания локомотивов — испытания, проводимые для определения и проверки тяговых качеств и экономичности локомотивов, характеристик их основных узлов и проверки системы управления. Данные испытания служат также для снятия и проверки характеристик локомотивов, необходимых для нормирования веса поезда и тяговых расчётов. Аналогичным испытаниям подвергается и моторвагонный подвижной состав.
Дизелевоз — подземный локомотив, оснащенный дизельным двигателем, снабженный специальными катализаторами и фильтрами для очистки выхлопных газов от окиси углерода и токсических продуктов сгорания рабочей смеси, предназначенный для рельсовой транспортировки людей и грузов в шахтах, а также при строительстве метрополитенов.
Безопасная шина — технология, применяемая при производстве автомобильных шин, которая позволяет продолжать движение после прокола шины.
Судовой крыльчатый движитель , известный также под названием движитель Фойта — Шнайдера (англ. Voith Schneider Propeller) — движительно-рулевое устройство с полностью погружённым в среду крыльчатым движителем с циклоидальным движением лопастей, создающее упор, направление которого может изменяться в пределах от 0° до 360° вправо или влево при изменении углов установки лопастей, что позволяет очень хорошо маневрировать судам и в состоянии почти мгновенно изменить его упор.
Топливный фильтр представляет собой фильтрующий элемент в топливной магистрали, задерживающий частицы грязи и ржавчины из топлива, как правило, содержит картриджи с фильтрующей бумагой. Их можно найти на большинстве двигателей внутреннего сгорания.
Гидролинии предназначены для прохождения рабочей жидкости в процессе работы гидропривода. В общем случае гидролиния состоит из всасывающей, напорной и сливной линий. Кроме того, в гидроприводе часто имеются гидролинии управления и дренажная.
Подробнее: Гидролиния
Фальшпол — вид поднятого пола, используемого в производственных помещениях, в которых требуется развести инженерные сети с выходом к отдельному оборудованию/установкам/устройствам, специально размещаемых в этом помещении.
Тракторный дозировщик — путева́я машина, применяемая на железных дорогах для дозировки балласта в путь и планировки балластной призмы, а также для вырезки балластного слоя при снятой рельсо-шпальной решётке.
Реактивное сопло — профилированный насадок (например, лопаточный канал соплового аппарата) для преобразования потенциальной энергии протекающего рабочего тела в кинетическую.
Подзе́мный автосамосва́л — самосвал специальной конструкции, предназначенный для проведения работ в подземных горных выработках.
Нейтральная вставка — это устройство контактной сети, предназначенное для разделения фаз А и Б (секционирования КС) станции и перегона в сетях постоянного 3,3 кВ и переменного 27,5 кВ тока.
Манипулятор (грузоподъёмное устройство) — многозвенный механизм с приводами в каждом суставе. Применяется для подъёма и переноса тяжеловесных грузов. Является сбалансированным манипулятором — груз в грузозахватном устройстве удерживается в любом положении неподвижно. Оператор передвигает груз непосредственно, либо с помощью дистанционного управления. В качестве приводов используются электрическое и гидравлическое оборудование.Неофициальное название — гусь.
Путеуборочная машина , (ПУМ) — путева́я машина для уборки с железнодорожного пути загрязнённого балласта, шлака, снега, а также для сколки льда, углубления междупутий и подбора сплывов грунта с откосов выемок и косогоров. Применяется при ремонте и текущем содержании пути.
Вышка-тура — передвижная сборно-разборная металлоконструкция башенного типа (башенные строительные леса), применяемая для работ на высоте. Строительные вышки-туры, как правило, имеют колеса с опорными винтами и отличаются большой степенью нагрузки, которую они могут выдержать. Преимущество этих конструкций заключается в мобильности и относительно легкой массой, поэтому их легко передвигать с места на место.
Подробнее: Тура (строительная)
Система подачи топлива — в двигателях внутреннего сгорания служит для подачи топлива из топливного бака к топливной рейке (моноблок дроссельных заслонок), избыток топлива через регулятор давления возвращается в бак.
Осевая формула локомотива — условное описание основных параметров экипажной части локомотива, описывающее количество, размещение и назначение осей. Одна из основных характеристик, используемых при классификации локомотивов.
Вагонный замедлитель — смонтированное на железнодорожном пути тормозное устройство для снижения скорости движения вагонов (отцепов).
Акти́вная турби́на (англ. action turbine) — турбина, в которой потенциальная энергия рабочего тела (газа, пара, жидкости) преобразуется в кинетическую (то есть давление рабочего тела уменьшается, а скорость растёт) в неподвижных каналах (соплах), а превращение кинетической энергии в механическую работу происходит на рабочих лопатках. Данную конструкцию также называют импульсной турбиной или турбиной равного давления, поскольку давление рабочего тела внутри самой турбины не изменяется. Альтернативная...
Разгруженный компенсатор предназначен для компенсации осевых, сдвиговых перемещений трубопроводов. При использовании разгруженных компенсаторов нет необходимости в неподвижных опорах, которые предназначены для принятия нагрузки распорных усилий как в обычном трубопроводе. В отличие от обычных компенсаторов, разгруженные обеспечивают компенсацию деформации трубопроводов любых видов и их сочетаний одновременно с восприятием распорных усилий, которые образуются из-за давления и эффективной площади компенсатора...
Роторный предкрылок — оригинальный движитель самолёта. Горизонтальный ротор с лопастями, расположенный вдоль передней части крыла. При вращении ротор создает как подъёмную, так и движущую силу.
Анкер в грунте — устройство, служащее для передачи выдёргивающих усилий от строительных конструкций на грунтовую толщу.
Гравитационный поезд — теоретическое средство транспортировки, разработанное таким образом, чтобы перемещаться между двумя пунктами на поверхности сферического объекта посредством прямого туннеля, который проходит непосредственно от одного пункта до другого через этот самый объект.
Масляный поддон - корпусная деталь ДВС, предназначенная для хранения и сбора масла (кроме двигателей с сухим картером, где функцию хранения масла выполняет отдельно стоящий масляный бак). Другое распространённое название - поддон двигателя. Поддон также изолирует полость картера (блок-картера, блока цилиндров - смотря по конструкции) от загрязнения деталей снаружи и препятствует потере масла при работе. В поддоне оседают крупные загрязнения (стружка, отколовшиеся детали и попавшие в двигатель загрязнения...
Кастор (англ. caster angle или castor angle) — угол продольного наклона оси поворота колеса автомобиля.
Фазоуказатель — индикаторный прибор, помогающий выявить расположение фаз в случае, когда электроустановку требуется подключить к трёхфазной сети и важным является порядок следования фаз.
Мото́р-колесо ́ — разновидность ведущего колеса, комплексный агрегат, в котором объединены непосредственно колесо, электрический двигатель, силовая передача и тормозная система.
Моде́льный электродви́гатель — электрический двигатель, приводящий в движение летающую, плавающую, вообще какую-либо движущуюся модель, например модель автомобиля.
Муфта Дженни (также муфта Джени, от англ. Williams-Janney hydraulic transmission/gear, универсальный регулятор скорости, УРС) — редуктор, который передаёт вращение одного вала другому с применением жидкости для передачи движения (объёмная гидропередача). Муфта состоит из насоса и гидромотора; оба сконструированы по аксиально-плунжерной схеме, насос является регулируемым.