Связанные понятия
Моби́льная игра́ — игровая программа для мобильных устройств, например сотовых телефонов, смартфонов, коммуникаторов, КПК и прочих (за исключением ноутбуков).
Подробнее: Игры для мобильных устройств
Персона́льный компью́тер , ПК (англ. personal computer, PC), ПЭВМ (персональная электронно-вычислительная машина) — настольная микро-ЭВМ, имеющая эксплуатационные характеристики бытового прибора и универсальные функциональные возможности.
Эмулятор игровой приставки — это компьютерная программа, которая позволяет эмулировать работу игровой приставки на персональном компьютере, смартфоне, другой игровой приставке (кросс-платформенная эмуляция) или любом другом устройстве. Типичным случаем использования эмулятора является запуск старых игр на современных ПК или игровых устройствах (ретрогейминг). Также эмуляторы используются для запуска игр, переведенных на языки, для которых не существует официальных версий, а также для модификации...
«Пра́вец » (болг. Правец, англ. Pravetz) — марка персональных компьютеров, производившихся на заводе в болгарском городе Правце (родина генерального секретаря компартии Болгарии Тодора Живкова; при выборе места для завода по производству компьютеров выбрал своё родное село, впоследствии ставшее городом).
«Специалист » — любительский 8-разрядный микрокомпьютер. Разработан в 1985 году Анатолием Фёдоровичем Волковым, г. Днепродзержинск Днепропетровской области (изначально компьютер назывался «Фахівець-85»). Схема и описание компьютера были опубликованы в журнале «Моделист-конструктор» в 1987 году.
Galaksija (Галаксия) — самодельный 8-разрядный домашний компьютер, разработанный журналистом и изобретателем Во́йя А́нтонич (Voja Antonić, Сербия). Компьютер был описан в специальном выпуске «Компьютеры в вашем доме» («Računari u vašoj kući») популярного научного журнала Galaksija, опубликованном в декабре 1983 года в Белграде. Компьютер распространялся в форме комплекта «сделай сам», но его можно было собрать и полностью самостоятельно. Позже компьютер предлагался и в полностью собранном виде.
Игровой компьютер (игровой ПК) — персональный компьютер, предназначенный для видеоигр и соответствующий системным требованиям всех игр на данный момент. Основным отличием игровых ПК от обычных персональных компьютеров является добавление игроориентированных компонентов, таких как одна или более видеокарт высокого класса(не всегда). Игровые компьютеры часто связаны с энтузиастами вычислительной техники в связи с похожестью интересов. Тем не менее, в то время как игровой ПК настроен для достижения...
Эмуля́ция (англ. emulation) в вычислительной технике — комплекс программных, аппаратных средств или их сочетание, предназначенное для копирования (или эмулирования) функций одной вычислительной системы (гостя) на другой, отличной от первой, вычислительной системе (хосте) таким образом, чтобы эмулированное поведение как можно ближе соответствовало поведению оригинальной системы (гостя). Целью является максимально точное воспроизведение поведения в отличие от разных форм компьютерного моделирования...
«Дельта-С » — 8-разрядный домашний компьютер, выпускался с 1989 года. Самый ближайший по структуре логики аналог ZX Spectrum+. Дельта-С, Дельта-СА , Дельта-СБ — советский аналог ZX Spectrum 48K.
Кросс-платформенность или межплатформенность — способность программного обеспечения работать с двумя и более аппаратными платформами и (или) операционными системами. Обеспечивается благодаря использованию высокоуровневых языков программирования, сред разработки и выполнения, поддерживающих условную компиляцию, компоновку и выполнение кода для различных платформ. Типичным примером является программное обеспечение, предназначенное для работы в операционных системах Linux и Windows одновременно.
Подробнее: Кроссплатформенность
Образ ПЗУ (ROM-image либо просто ROM) — двоичный файл, содержащий копию данных из микросхемы ПЗУ, обычно — из картриджа игровой приставки, из «прошивки» компьютера или сведения о конфигурации материнской платы аркадного автомата. Термин часто используется в контексте эмуляции: старые игры или программы, записанные в ПЗУ старого компьютера, копируются в файл образа ПЗУ и при помощи программы-эмулятора могут быть запущены на современном компьютере.
Насто́льный (стационарный) компью́тер (англ. desktop computer) — стационарный персональный компьютер, предназначенный для работы в офисе и дома. Термин обычно используется для того, чтобы обозначить вид компьютера и отличить его от компьютеров других типов, например портативного компьютера, карманного компьютера, встроенного компьютера или сервера.
Игровой контро́ллер — это устройство ввода информации, которое используется в консольных и компьютерных играх. Контроллер обычно присоединяется к игровой приставке или персональному компьютеру.
Портативная игровая система (портативная игровая консоль) — лёгкое, компактное, портативное электронное устройство, предназначенное для того, чтобы играть в видеоигры. От игровых приставок (игровых консолей) такие устройства отличаются компактностью и мобильностью; игровой контроллер, экран и звуковоспроизводящие элементы, как правило, являются здесь частью самого устройства.
Физический процессор (англ. Physics Processing Unit — англ. PPU, «физический ускоритель», «ускоритель физики») — специализированный микропроцессор, предназначенный для вычисления физических взаимодействий объектов преимущественно в физических движках видеоигр.
Графи́ческий интерфе́йс по́льзователя (ГИП), графический пользовательский интерфейс (ГПИ) (англ. graphical user interface, GUI) — разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений. Также называется графической оболочкой управления.
Патч ем или обновлением англ. update называется, в частности, содержащее такую информацию автоматизированное отдельно поставляемое программное средство, используемое для устранения проблем в программном обеспечении или изменения его функциональности.
Мод-чип (модчи́п, калька с англ. modchip — modification microchip) — устройство, плата (на микросхеме, чипе), которое используется для того, чтобы обойти технические средства защиты авторских прав во многих популярных игровых приставках, включая игровые консоли компаний Microsoft (серия Xbox), Sony (серия PlayStation) и Nintendo (GameCube, Wii) с целью запуска копий лицензионных игр и приложений, а также программ собственной разработки (homebrew).
Фрагментация платформы — ситуация, когда у какой-то вычислительной платформы становится настолько много моделей аппаратуры и версий ОС, что становится практически невозможным написать программу, хорошо работающую на всех устройствах, созданных на базе данной вычислительной платформы.
Мастер (англ. Wizard, «Волшебный помощник») — это инструмент, помогающий пользователю быстро и наглядно осуществить те или иные настройки в компьютерной программе (например — установки опции для той или иной операции), интерактивная функция в графическом интерфейсе пользователя, которая представляет собой последовательно сменяющие друг друга диалоговые окна для выполнения определённой задачи, которую можно разбить на этапы (шаги).
Интегри́рованная среда́ разрабо́тки , ИСP (англ. Integrated development environment — IDE), также единая среда разработки, ЕСР — комплекс программных средств, используемый программистами для разработки программного обеспечения (ПО).
Арка́дная систе́ма или арка́дная платфо́рма — это специализированная компьютерная система или печатная плата, чьей единственной целью является выполнение различных видеоигр. Основная плата аркадной платформы может включать в качестве расширения любое количество вспомогательных плат.
Эмулятор сервера (или эмулятор серверного программного обеспечения) — сервер, имитирующий работу других, зачастую более известных серверов.
Ромхакинг (англ. ROM hacking) — процесс модификации ROM-образа игрового картриджа от компьютерной игры с целью изменения игровой графики, текста, уровней и других составляющих. Ромхакингом занимаются опытные, обладающие специальными знаниями, фанаты консольных игр.
Бытовой (домашний) компьютер — компьютер, предназначенный для применения в быту. Термином бытовой или домашний компьютер обозначаются относившиеся к дешёвому сегменту представители второго поколения микрокомпьютеров, появившиеся на рынке в 1977 году и получившие широкое распространение в 1980-е годы. В отличие от более дорогих и мощных машин, обычно называвшихся профессиональными или, позднее, персональными компьютерами (калька с англоязычного термина Personal Computer), домашние компьютеры отличались...
Смартфо́н (англ. smartphone — умный телефон) — мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера.
Паралле́льный порт — тип интерфейса, разработанный для компьютеров (персональных и других) для подключения различных периферийных устройств. В вычислительной технике параллельный порт является физической реализацией принципа параллельного соединения. Он также известен как принтерный порт или порт Centronics. Стандарт IEEE 1284 определяет двунаправленный вариант порта, который позволяет одновременно передавать и принимать биты данных.
Блокли (англ. Blockly) — это библиотека для создания среды визуального программирования, которая может быть встроена в произвольное веб-приложение. Блокли включает в себя графический редактор, позволяющий составлять программы из блоков, и генераторы кода для подготовки исполнения программы в среде веб-приложения.
Порти́рование (англ. porting) — в программировании под порти́рованием понимают адаптацию некоторой программы или её части, с тем чтобы она работала в другой среде, отличающейся от той среды, под которую она была изначально написана с максимальным сохранением её пользовательских свойств. В этом основное отличие понятий порт и форк — в первом случае все пользовательские свойства пакета стараются сохранить, а во втором — это базирующаяся на общей основе самостоятельная разработка с новыми полезными...
Игрова́я приста́вка (игровая консоль) — специализированное электронное устройство, предназначенное для видеоигр. Для таких устройств, в отличие от персональных компьютеров, запуск и воспроизведение видеоигр является основной задачей. Домашние игровые приставки используют телевизор, проектор или компьютерный монитор в качестве независимого устройства отображения. Портативные (карманные) игровые системы имеют собственное встроенное устройство отображения (ни к чему не приставляются), поэтому называть...
Прямой доступ к памяти (англ. direct memory access, DMA) — режим обмена данными между устройствами компьютера или же между устройством и основной памятью, в котором центральный процессор (ЦП) не участвует. Так как данные не пересылаются в ЦП и обратно, скорость передачи увеличивается.
Игрово́й движо́к (англ. game engine) — базовое программное обеспечение компьютерной игры. Разделение игры и игрового движка часто расплывчато, и не всегда студии проводят чёткую границу между ними. Но в общем случае термин «игровой движок» применяется для того программного обеспечения, которое пригодно для повторного использования и расширения, и тем самым может быть рассмотрено как основание для разработки множества различных игр без существенных изменений.
Умные часы (англ. smart watch), также Смарт-часы или Часофон — компьютеризированные наручные часы с расширенной функциональностью (кроме стандартного слежения за временем), часто сравнимой с коммуникаторами. Первые модели выполняли простые задачи, например, выступали в роли калькулятора, переводчика или игрового устройства. Современные умные часы — это носимые компьютеры. Многие модели поддерживают сторонние приложения и управляются мобильными операционными системами, могут выступать в качестве мобильных...
Разделе́ние вре́мени (англ. Time-sharing) — способ распределения вычислительных ресурсов между многими пользователями с помощью мультипрограммирования и многозадачности. Появление данной концепции в начале 1960-х годов и активное развитие в 1970-е привело к значительному технологическому прорыву в истории вычислительной техники.
Фотон — советский игровой автомат, выпускавшийся в конце 1980-х — начале 1990-х годов одноимённым кооперативом в Пензе. Комплектующие закупались у заводов Воронежа, Саранска и Нижнего Новгорода. Автоматы закупались у производителя «Союзаттракционом» и Министерством культуры. Объём производства автоматов составлял до 150 штук в месяц.
Региональная блокировка — искусственная преграда, используемая для предотвращения воспроизведения какого-либо носителя, созданного для устройства из другого региона. Блокировка может осуществляться программно, на уровне микросхем или в виде физического барьера.
Ромплер (от англ. — sampler и ROM (Read Only Memory)) — электронные устройства, способные воспроизводить семплы, хранящиеся в их памяти. В отличие от семплеров, ромплеры не способны записывать или смешивать семплы — они могут их только воспроизводить.
Электро́нная кни́га (ри́дер, цифровая книга; разг. «читалка»; англ. e-book reader, англ. digital book) — общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текста в электронном виде, например, электронных книг.
Скретч (англ. Scratch, МФА:skræt͡ʃ) — визуальная событийно-ориентированная среда программирования, созданная для детей и подростков. Название произошло от слова scratching — техники, используемой хип-хоп-диджеями, которые крутят виниловые пластинки вперед-назад руками для того, чтобы смешивать музыкальные темы.
Это
список известных операционных систем. Операционные системы могут быть классифицированы по базовой технологии (UNIX-подобные, пост-UNIX/потомки UΝΙΧ), типу лицензии (проприетарная или открытая), развивается ли в настоящее время (устаревшие или современные), по назначению (универсальные, ОС встроенных систем, ОС PDA, ОС реального времени, для рабочих станций или серверов), а также по множеству других признаков.
В
первое поколение игровых систем выделяют игровые системы, произведённые с 1972 по 1977 годы, начиная с Magnavox Odyssey. Поколение продлилось до 1977 года, когда изготовители приставок типа «Pong» покинули рынок из-за обвала видеоигровой индустрии в 1977 году, и дальнейшего успеха приставок, основанных на микропроцессорах. В Японии поколение продолжилось до 1980 года, когда было прекращено производство Nintendo Color TV Game.
«Ага́т » — первый советский серийный универсальный 8-разрядный персональный компьютер, ориентированный для применения в народном образовании. Разработан в 1981—1983 гг. в Научно-исследовательском институте вычислительных комплексов (НИИВК). Главный конструктор — Анатолий Фёдорович Иоффе.
Карпьютер (англ. carputer) или Онбо́рдер (англ. onboarder) (другие названия — онборд, автомобильный компьютер, бортовой компьютер, car PC, компьютер) — аналог домашнего персонального компьютера, установленный в автомобиле и специально предназначенный для работы в машине. Онбордеры используются для автонавигации, соединения с интернетом, развлечения, прослушивания музыки. Возможности онбордера объединяют функциональность традиционных устройств узкого назначения (автомагнитол, навигаторов, DVD-плееров...
Компьютер общего назначения — компьютер, способный решить любую задачу, которая может быть выражена в виде программы и выполнена в рамках разумных ограничений, накладываемых ёмкостью системы хранения компьютера, допустимым размером программы, скоростью её выполнения и надёжностью оборудования.
Док (англ. dock) — вид панели инструментов, часть компьютерного графического интерфейса пользователя, позволяющая запускать программы на выполнение и переключаться между работающими программами.
Сохранение игры — запись на какое-либо постоянное запоминающее устройство текущего состояния прохождения компьютерной игры, с возможностью вернуться к нему в будущем.
Фокал (Focal, акроним от англ. formula calculator) — интерпретируемый язык программирования высокого уровня, переработка языка JOSS.