Связанные понятия
Энкомье́нда (исп. encomienda — попечение, защита, покровительство, от исп. encomendar — поручать, доверять) — форма зависимости населения испанских колоний от колонизаторов. Введена в 1503 году. Отменена в XVIII веке.
Коррехидор назначался испанским монархом и осуществлял, в основном, функции надзора над местной администрацией и судьями. В XVI веке, после завоевания Испанией Центральной и Южной Америки в районах с преобладанием индейского населения стали создаваться особые округа (коррехимьенто), во главе которых стоял коррехидор, ведавшими организацией принудительного труда индейцев, сбором налогов и пр. В испанских колониях на Филиппинах коррехидоры выполняли аналогичные функции.
Католические короли (исп. Los Reyes Católicos) — устоявшееся наименование двух испанских монархов-супругов: королевы Изабеллы I Кастильской (1451—1504) и короля Фердинанда II Арагонского (1452—1516), свадьба которых в 1469 году положила основу объединению королевств Арагона и Кастилии и Леона, которое в свою очередь привело к созданию современной Испании. Они оба происходили из династии Трастамара и были троюродными братом и сестрой, оба происходили от Хуана I Кастильского; в связи с этим они получали...
Гранд ы (исп. Grandes) — высшая знать в средневековой Испании, с XVI столетия — почётный статус представителей высшего дворянства. В Португалии и Бразилии использовался титул Grandeza.
Дон или Дом (исп. и итал. don, франц. и порт. dom, от лат. dominus — господин) — титул в некоторых странах Европы.
Упоминания в литературе
Вот каким был мир, в котором родились конкистадоры: мир религиозной и расовой нетерпимости, сражающихся за веру рыцарей и марширующих армий, мир войн, разорения и всевозможных перемен. Воспитывались они под влиянием воинствующего религиозного пыла и ощущения непобедимости испанского оружия. Сантьяго и Дева Мария – какая еще поддержка требовалась мужчине, когда его конь с грохотом несся в сражение? Два величайших конкистадора родились в одной и той же провинции – Эстремадуре: Эрнан Кортес – в 1485 году в небольшом городе Медельин, Франсиско Писарро – на десять или двенадцать лет ранее в городе Трухильо. Кроме того, между ними существовали и родственные связи. Кортес был сыном Мартина Кортеса де Монрой и доньи Каталины Писарро Альтамарино. Кортесы, Монрои, Писарро и Альтамарино – старинные знатные роды, так что его родители были
идальго . Писарро был сыном Гонсало Писарро, пехотного полковника, позже служившего и отличившегося в Италии под началом Великого капитана Гонсальво де Кордовы. Он был, однако, незаконно– рожденным, плодом связи отца с Франсиской Гонсалес, женщиной низкого происхождения из Трухильо.
Испания XVI в. совершенно не походила на единую нацию. Филипп II был королем трех независимых государств – Кастилии, Арагона и Наварры: каждое со своей формой власти, традициями, языком и культурой. Филипп управлял каждым из них независимо от других, более всего концентрируя внимание на Кастилии – самом богатом, крупном и наиболее влиятельном из них. В Кастилии проживало около 7 миллионов человек, в то время как в Арагоне и Наварре вместе едва набиралось больше миллиона. Более того, Кастилией было проще всего управлять. Знать Кастилии была богата и социально сильна, но совершенно ленива в политике. Корона освобождала их от налогов и подтверждала их право на владение крупным производством. Получая в обмен полное одобрение королевской власти, благородные
идальго , тоже освобождавшиеся от налогов, были верными слугами короны. Коррехидоры Филиппа, представители короля, которые следили за управлением 66 кастильских городских советов, происходили из класса идальго. Кастильский кортес (парламент) был очень слаб. Только 18 городов присылали своих представителей, а знать и клерки были исключены из его состава. Филипп созывал парламент, чтобы собрать налоги, однако не давал разрешения депутатам менять законодательство. С другой стороны, в Арагоне знать представляла собой значительную политическую власть и парламент был более независимым. Филипп не трогал арагонскую знать, редко собирал парламент и избегал просить денег – небольшие суммы могли быть выжаты из Арагона и без этого. Итальянские подданные не могли дать большого дохода, в Голландии подданные отказывались помогать. Король зависел от серебра из Америки, но главный удар по власти Филиппа был нанесен доведенными до крайней нищеты крестьянами Кастилии.
Мигель де Сервантес Сааведра родился в 1547 году в небольшом, но цветущем городке Алькала де Энарес, в двадцати милях от Мадрида. Он был младшим членом бедной, но знатной семьи
идальго . Отца его звали Родриго Сервантес, мать – Леонора Кортинас. Кроме Мигеля, в семье были две дочери, Андреа и Луиза, и сын Родриго. Фамилия Сервантес насчитывала уже пять столетий рыцарства и общественной службы и была не только широко распространена в Испании, но имела своих представителей в Мексике и в других частях Америки. «Семья эта, – говорил историк, – является в испанских летописях в течение пяти столетий окруженною таким блеском и славою, что относительно происхождения ей нет основания завидовать какой бы то ни было из наиболее знатных фамилий Европы». Сааведра были первоначально горцами Северной Испании, но в XI столетии, вооружившись на защиту христианства против мавров, они прошли всю Испанию, затем с течением времени частью переселились в Новый Свет, частью же рассеялись по всему полуострову, продолжая строго держаться традиций гордых идальго и постепенно все более и более впадая в крайнюю бедность. Путем брачных уз фамилия Сааведра соединилась в XV веке с фамилией Сервантес, которая в XVI веке пришла, по-видимому, в крайний упадок.
Еще во времена реконкисты поселялись в провинции Кастилия Ламанча беглые крепостные крестьяне. Создавали они там общины-братства, пронизанные духом свободолюбия, взаимопомощи и чести. Дворянина в ту пору называли «
идальго » (чей-то сын), а рыцарем-кабальеро мог стать любой «чистокровный» испанец, являвшийся воевать с маврами на своем коне и в доспехах. Совершив подвиг в бою, он тоже становился дворянином, но материальных благ ему это не прибавляло. О приключениях одного такого дворянина и рассказал Мигель де Сервантес Сааведра в романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Однако уже к середине ХХ века стало ясно, что прямая ветвь великого писателя идет из Кордовы. Его прадедом был Диас де Сервантес. Род Сервантесов относился к обедневшей части среднего класса. Чтобы обеспечить себе сносное существование, этим людям приходилось заниматься и физическим трудом, хотя для
идальго это считалось унизительным.
Связанные понятия (продолжение)
Конкистадо́р (архаизм конквиста́дор, исп. conquistador — завоеватель) — в период конца XV — XVI веков испанский или португальский завоеватель территорий Нового Света в эпоху колонизации Америки, участник конкисты — завоевания Америки. Лидеры конкистадоров-первопроходцев именовались аделантадо. По мнению мексиканского историка Хосе Дурана «Вполне понятно, §12что конкисту совершили немногие тысячи воинов, их было, может, тысяч десять», а аргентинский историк Руджьери Романо оценивает численность конкистадоров...
Каси́к (кацик, исп. Cacique, Cazique, женская форма — каси́ка, исп. Cacica) — культурно-исторический термин. Первоначально так назывались вожди на языке таино, коренного населения Антильских островов аравакской группы, которые первыми из индейцев вступили в контакт с европейцами (испанцами). Позднее испанские колонизаторы стали использовать данное слово для всех индейских правителей.
Вице-короле́вство (от «вице-король» — буквально: «заместитель короля», ср. «вице-президент» или «вице-адмирал») — форма колониального владения, при которой правитель колонии (вице-король) наделяется неограниченными полномочиями и является прямым наместником наследственного монарха метрополии. Должность вице-короля не является наследственной.
Иберийская или пиренейская уния — современное обозначение личной унии корон Испании и Португалии в 1580—1640 годах. В эти годы власть испанских Габсбургов — Филиппа II, Филиппа III и Филиппа IV («династии Филиппов», как называют их португальцы) — распространялась на весь Пиренейский полуостров. Ослабление португальской государственности в годы унии положило начало распаду Португальской колониальной империи.
Коннета́бль Португа́лии (порт. Condestável de Portugal) — высшая военная должность королевства Португалия. Учреждена в 1382 году королём Фернанду I по примеру аналогичных должностей во Франции и Англии. Коннетабль являлся главнокомандующим португальской армии и считался вторым лицом государства после короля. Со времени основания государства и до возникновения этой должности функции главнокомандующего исполнял алфереш-мор Португалии. При Жуане IV (1640—1656) должность коннетабля перестает быть связанной...
Алькайд (исп. Alcaide, от араб. قائد «кайд» — «вождь», «лидер») — начальник замка или тюрьмы в Северной Африке, Испании и Португалии. Также было титулом в норманском Королевстве Сицилия, используется как имя и применяется для обозначения вождей бандитов.
Инфа́нт , женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infante, от лат. infans — дитя) — титул принцев и принцесс королевских домов Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 году), кроме наследников престола.
Фуэ́рос (исп. fueros, мн.ч. от fuero; порт. foraes — право, привилегия) — общий свод законов в государствах Пиренейского полуострова, относящихся ко всем подданным государства, а также законы, подтверждающие права провинций и муниципалитетов. Название происходит от латинского слова forum в значении суд, право или рынок.
Мараведи (исп. maravedí, порт. maravedi) — португальская и испанская монета, первоначально — золотая, затем — биллонная и медная.
Замок Пеньяфиель (исп. Peñafiel, в переводе «Верная скала») находится в посёлке Пеньяфьель испанской провинции Вальядолид, которая входит в автономную область Кастилия-Леон. Замок в окружении 28 башен получил нынешний вид в начале XIV века, хотя древнейшие его части восходят к XI веку. С XV века Пеньяфьельский замок принадлежит аристократам Тельес-Хиронам.
Великий инквизитор (лат. Inquisitor Generalis) — глава испанской инквизиции. Наиболее известен первый Великий инквизитор, Томас де Торквемада.
Святáя Эрмандáда (исп. Santa Hermandad, буквально — «святое братство») — вооруженная организация по охране общественного порядка, существовавшая в городах средневековой Испании, более всего была распространена в Кастилии.
Подробнее: Эрмандада
Восточные миссии (исп. Misiones Orientales) — общее название семи редукций, основанных иезуитами в XVII—XVIII вв. на восточном берегу реки Уругвай, на территории современного штата Риу-Гранди-ду-Сул в юго-западной части Бразилии.
Кóртесы (исп. cortes — дворы) — в средневековой Испании региональные сословно-представительные собрания, с XIX века — парламент в Испании и Португалии. Первые кортесы были созданы в 1137 году в Кастилии.
Подробнее: Кортесы
Алфе́реш-мор короле́вства Португа́лия (порт. alferes-mor do Reino de Portugal) или гла́вный знамено́сец короле́вства Португа́лия, также алфе́реш-мор Португа́лии (порт. alferes-mor de Portugal) или гла́вный знамено́сец Португа́лии, также 'алфе́реш-мор короля́ (порт. alferes-mor del Rei) или же главный знамено́сец короля́ — высшая воинская должность в королевстве Португалия времён реконкисты.
Подробнее: Алфереш-мор Португалии
Испанская империя (исп. Imperio Español) — совокупность территорий и колоний, которые находились под прямым управлением Испании в Европе, Америке, Африке, Азии и Океании. Испанская империя на вершине своего могущества была одной из крупнейших империй в мировой истории. Её создание связано с началом эпохи Великих географических открытий, в ходе которых она стала одной из первых колониальных империй. Испанская империя существовала с XV столетия до (в случае с африканскими владениями) конца XX века...
Завоевание Мексики — крупнейшая военная кампания Испании в ходе колонизации Америки. Она началась в феврале 1519 года, вскоре после того, как в 1517 году испанцы открыли побережье Юкатана. Экспедиция Эрнана Кортеса высадилась на острове Косумель, затем в устье реки Табаско, затем около современного Веракруса, откуда начала наступление на столицу ацтеков, Теночтитлан. 8 ноября 1519 года испанцы в союзе с тласкаланцами захватили город. После этого Кортес вернулся в Веракрус, оставив в Теночтитлане...
Асье́нда (исп. hacienda — имение, поместье, ферма, усадьба) — крупное частное поместье в Испании и Латинской Америке, к которому часто прикреплены батраки (пеоны) — номинально свободные, но вынужденные работать на владельца асьенды и полностью от него зависящие. В Аргентине, Чили и Уругвае аналогичные поместья называют эстансиями; в Бразилии поместья похожего типа называют фазендами. В литературе иногда встречается форма «гасиенда», «асиенда», «хасиенда»
Португальская война за независимость (1637—1668) — серия народных волнений, конфликтов и военных действий, направленных на достижение Португалией независимости от испанской короны. 1 декабря 1640 года 60-летняя Иберийская уния (1580—1640) двух государств под начальством Испании была расторгнута португальской стороной. 1 декабря — День независимости Португалии. При этом официально Испания признала суверенитет страны только 13 февраля 1668 года. В этот же период Португалия начала борьбу за возвращение...
Вице-королевство Рио-де-ла-Плата (исп. Virreinato del Río de la Plata), или Ла-Пла́та — испанское вице-королевство в Южной Америке, включавшее в себя территории современных Аргентины, Уругвая, Парагвая и Боливии. Столица — Буэнос-Айрес. Вице-королевство было создано для противодействия португальской экспансии и установления контроля над экономикой региона. Основано в 1776 году в результате отделения от вице-королевства Перу. Просуществовало до мая 1810 года, когда вице-король, в результате ряда политических...
Война за кастильское наследство (исп. Guerra de Sucesión Castellana) — вооружённый конфликт, проходивший с 1475 по 1479 год между сторонниками Хуаны Бельтранехи, дочери короля Кастилии Энрике IV, и сводной сестры последнего Изабеллы за право наследования Кастильской короны. В этой войне на стороне Изабеллы выступал Арагон, за наследником которого она была замужем, а на стороне Хуаны, по аналогичной причине, — Португалия. Франция выступила на стороне Португалии по причине наличия территориальных споров...
Гранадская война (исп. Guerra de Granada; 28 февраля 1482 — 2 января 1492 года) — заключительный этап в противостоянии христианских и мусульманских правителей на территории Иберийского полуострова. Завершилась победой христиан и концом Реконкисты. Десятилетняя война не была непрерывным процессом, а представляла собой серию кампаний, начинавшихся обычно весной и прерывавшихся в зимний период. Жители Гранадского эмирата были разобщены из-за внутреннего конфликта и гражданской войны, в то время как...
Алька́льд (исп. Alcalde), иногда алка́йд (порт. Alcaide) — от араб. القاضى (не путать с алькайд), алькад — от фр. alcade или al-qāḍī (кади, «судья») — в средневековой Испании и Португалии административная и военная должность, обозначавшая во времена Реконкисты назначавшегося королём коменданта крепости.
В большинстве случаев
испанское имя состоит из составного личного имени и хотя бы двух фамилий. В официальных документах (паспорт, титул на собственность) используется полное имя, но в повседневном обороте почти всегда используются часть личного имени и лишь одна из фамилий. Неверное сокращение иберийских фамилий довольно часто приводит к недоразумениям в прессе и литературе на других языках.
Война за португальское наследство — война, шедшая с 1580 по 1583 годы между двумя основными претендентами на португальскую корону: Антонио из Крату, первоначально провозглашённым королём Португалии, и Филиппом II Испанским, который в итоге и занял португальский трон как Фелипе I.
Чёрная легенда (исп. La leyenda negra) — протестантская пропаганда времён Контрреформации, которая стремилась выставить в чёрном свете испанских Габсбургов как наиболее могущественных и решительных врагов Реформации. В результате этого католическую Испанию XVI—XVII веков долгое время было принято представлять как царство изнеженности, косности и мракобесия.
Пайтити (Paititi, Paitití, Paytiti, Paipite, Paykikin, Pareti, Pareties, Parechis, Parechies, Paresis) — затерянный или мифический золотой город инков в Андах в тропической сельве на юго-востоке Перу (Pantiaqulla, Kamanti, Qallanqa и Apuqañaqway), севере Боливии или юго-западе Бразилии (микрорегион Паресис). До сих пор считается не найденным и не отождествленным с какими-либо руинами городов в Южной Америке. Является равнозначным значению «Эльдорадо» из-за того, что этот город был наполнен золотом...
Междуцарствие 1383—1385 годов — период португальской истории между смертью в 1383 году короля Фернанду I, не оставившего наследника, и воцарением в 1385 году короля Жуана I.
Генерал-капитан — начиная с XIV столетия высший воинский чин во многих армиях Европы.
И́нка , И́нка Ка́пак (кечуа Inka Qhapaq) — титул связанной узами кровного родства высшей знати в Империи инков Тауантинсуйю, представлявшей собой особую этнокультурную общность. Полноценным инкой мог считаться только прямой потомок Манко Капака и Мамы Окльо как по мужской, так и по женской линиям. Девушки рода инков носили титул Нюста (кечуа Ñust'a), а замужние женщины — Палья (кечуа Palla).
Костумбризм (исп. costumbrismo, от costumbre — нрав, обычай) — направление в литературе и изобразительном искусстве Испании и Латинской Америки XIX и начала XX столетия.
Война гуарани (исп. Guerra Guaranítica) 1754—1756 годов, также известная как война семи редукций, происходила между племенами гуарани и семью иезуитскими редукциями с одной стороны и объединёнными испано-португальскими войсками с другой. Стала результатом Мадридского договора, по которому определялась граница между испанскими и португальскими колониальными территориями в Южной Америке.
Муде́хары (исп. mudéjar, от араб.مدجّن — прирученный, домашний) — мусульманское население, которое оставалось на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной испанскими государствами у мусульман в ходе Реконкисты.
Фазе́нда (порт. fazenda) — крупное поместье в Бразилии, земледельческое или скотоводческое.
Изгнáние мори́сков, также Изгнáние мáвров, 9 апреля 1609—1614 (исп. Expulsión de los moriscos) — массовая депортация криптомусульман с территории Испании по указу Филиппа III. Мишенью депортации были мориски — мусульмане, официально принявшие христианство ещё в начале XVI века. Депортация была для своего времени тщательно организована. О ней сохранились подробные записи в регистрах. Из 319 тыс. учтённых морисков выселению подверглось около 275 тыс. человек (по другим данным 300 тысяч, а до 1650 года...
Подробнее: Изгнание морисков
Альгваси́л (альгвазил, алгвазил) (исп. alguacil, от араб. al-wazīr — чиновник, визирь) — в Испании младшее должностное лицо, ответственное за выполнение приказов суда и трибуналов, в соответствии с законодательством.
Крео́л (от фр. créole; исп. criollo и порт. crioulo, криолу; лат. creare «создавать, взращивать») — различные этнические (часто этнорасовые) общности смешанного происхождения, образовавшиеся в колониальный период, главным образом в Америке, Африке и Азии.
Инки жили в Андах, на территории современных Перу, Чили, Эквадора и Боливии. Они создали крупнейшее государство доколумбовой Америки Тауантинсуйу с величественными городами Куско, Кито и Мачу-Пикчу. Хотя испанцам было выгодно представлять инков, как неграмотные племена, исследования показали, что инки обладали собственной письменностью и летописью (см. кипу). Численность инков и подвластных им народов (кечуа, аймара) достигала 10 миллионов, из которых 200 000 служили в армии.
Подробнее: Испанское завоевание инков
Ночь печали (исп. La Noche Triste) — утвердившееся в историографии название кризисного момента в походе Кортеса на Теночтитлан, кровавого отступления конкистадоров из столицы ацтеков в ночь с 30 июня на 1 июля 1520 года.
Моса́рабы (исп. mozárabes ; порт. moçárabes от араб. مستعرب , «арабизированный», букв. «сделанный арабом», «превратившийся в араба») — собирательное название для христиан, проживавших на территориях Пиренейского полуострова, находящихся под контролем мусульман (разных халифатов и султанатов, существовавших на полуострове с 711 по 1492 г.). Многие из них, несмотря на приверженность христианству, переняли восточную атрибутику, жизненный колорит, владели арабским языком, хотя родным для большинства...
Тлатоани (аст. tlàtoāni) — титул правителя городов-государств у ацтеков (мешиков), тепанеков, акольхуас и некоторых других племен на территории современной Мексики. Титул в дословном переводе означает «тот, кто хорошо говорит», «оратор». В период расцвета империи ацтеков глава этой империи носил титул уэй-тлатоани (huey tlatoani), то есть великий тлатоани, чем отличался от других тлатоани городов, входящих в империю. Европейцы, с лёгкой руки Эрнана Кортеса, приравнивали этот титул к императорскому...
Иезуитские редукции противоречиво характеризуются в разных источниках, некоторые называют их теократической республикой, некоторые — социальной утопией в сельве, некоторые — первым коммунистическим государством на планете, а некоторые рабовладельческим режимом террора. Многие историки считают, что с помощью редукций иезуиты стремились к созданию своей собственной колониальной империи.
Трубаду́ры Пирене́ев или трубаду́ры Пирене́йского полуо́строва — в узком смысле: представители придворной знати и благородных семейств Пиренейского полуострова, слагавшие песни в духе куртуазной традиции провансальских трубадуров на галисийско-португальском или окситанском языках; в широком смысле — представители всех сословий иберийских королевств конца XII — середины XIV веков, включая жонглёров, сочинявшие и исполнявшие куртуазные песни. Под трубадурами Пиренеев подразумеваются авторы Средних...
Новые христиане (исп. Cristiano nuevo) — исторический термин, применявшийся в Испании и Португалии после Реконкисты для обозначения социальной группы, состоящей из обращённых в христианство мусульман и иудеев, а также для их потомков даже спустя несколько поколений после перехода в христианскую религию. Термин впервые стал употребляться по отношению к евреям, принуждаемым к переходу в христианство после антиеврейских погромов 1391 года.
Упоминания в литературе (продолжение)
Еще одним классом придворных были
идальго . Бедные дворяне, умевшие сражаться, обычно преданные своим патронам не меньше, чем королю, некоторые сведущие в управлении, зачастую весьма изобретательные (ingenioso) и отважные. Hidalgismo, как нам рассказывают, «это и принадлежность к сословию, и образ мышления; но недостаточно просто быть отважным – необходимо и демонстрировать это»{142}. Демонстрация дерзкой отваги, такой, как подвиг Эрнана де Пулгара перед мечетью Гранады, была поступком истинного идальго.
Стремясь показать масштаб католических суеверий, журналист Иезекия Найлс заявлял, что в Войне за испанское наследство (1701–1714) св. Антоний якобы получил генеральский чин и получает жалование до сих пор. Он же писал о якобы готовившейся карательной экспедиции против Колумбии, что впереди полков пошлют особое «подразделение священников – первопроходцев в деле деспотизма»[164]. И это при том, что священниками были, к примеру, вожди мексиканской революции Мигель
Идальго (1753–1811) и Хосе Мария Морелос!
В самом начале XVII в., в преддверии потрясшей устои католической веры и дотла разорившей значительную часть Европы Тридцатилетней войны, а также накануне Великой английской буржуазной революции, которая поставила капитализм во главу угла дальнейшего общественного развития, человечество получило два величайших произведения литературы, необычайно ярко выявивших и вот уже почти триста лет[45] во многом определяющих основы как европейской, так и мировой культуры и философии. В 1601 г. впервые был сыгран на сцене шекспировский «Гамлет» (главное произведение в творчестве драматурга), а в 1605 г. появился первый том «Хитроумного
идальго Дон Кихота Ламанчского» Сервантеса.
Почему же ее век прославили как «золотой»? Потому что состоятельным гражданам (которые потом и прославили) она позволяла делать все что вздумается. Не вмешивалась в дела парламента. Смотрела сквозь пальцы на нарушения законов и указов против огораживания. Принудительно обязав трудиться всех людей от 20 до 60 лет, обеспечила приток дешевой рабочей силы для мануфактур. А антииспанская политика способствовала развитию пиратства. Главной базой «джентльменов удачи» стал Плимут. Здешние негоцианты были пайщиками пиратов и скупали награбленное. Склады были забиты ценнейшими товарами, а вблизи порта можно было дешево купить кольца, серьги, камзолы и дамские платья со следами крови. На пиратстве кормились сотни комиссионеров, хозяев кабаков и борделей. Процветала и торговля людьми. В Дувре был рынок, где продавали испанцев, за знатного
идальго с возможностью получить выкуп платили до 100 фунтов. И если мелких воришек вешали за украденный носовой платок, то пиратов уважали, они получали дворянство и важные назначения. Дрейк, Хоукинс, Рэли считались «национальными героями». Среди пайщиков их предприятий была сама Елизавета, и в ее царствование пираты принесли стране доход в 12 млн. фунтов.
И все же, всплеск интереса к рыцарской теме, несомненно «имеющий место быть» в начале XXI века, отнюдь не случаен. Всегда считалось, что рыцари появляются в нелегкие времена – когда потеряна сама надежда на торжество добра и справедливости. Перелистывая недавно свой школьный «откровенник» (через увлечение этими толстыми тетрадками-анкетами прошел, наверное, каждый), я обнаружила в нем любопытное место. На вопрос о том, в какой исторический период вы хотели бы жить, моя одноклассница ответила – в эпоху рыцарей. Наверное, в этом было много детского, порожденного книгами о приключениях доблестных благородных
идальго – и все же, их философия, простая и действенная, не устаревает уже много столетий.