Дом ребёнка

  • Дом ребёнка — государственное или частное учреждение для воспитания детей-сирот до трёх лет в Российской Федерации и других государствах бывшего СССР. В дом ребёнка также принимаются дети, от которых отказались родители, в основном матери-одиночки. По возрастным особенностям дети в доме ребёнка делятся на две группы, иногда на три. В группах численность детей не превышает 15—20 чел.

    Дома ребёнка были созданы после революции и разделяются на общие и специализированные для детей с тяжёлыми заболеваниями. В специализированных домах ребёнка дети содержатся до четырёх лет, в виде исключения в домах ребёнка дети могут оставаться до пяти лет, если задержки развития, связанные с условиями воспитания, не позволяют перевести их в детский дом. Дома ребёнка также принимают по контракту с родителями детей с врождёнными заболеваниями для диагностики и лечения. Контракт заключается на определённый срок, но часто родители отказываются забрать ребёнка домой по окончании контракта.

    По достижению трёхлетнего возраста воспитанники дома ребёнка переводятся в детские дома и другие учреждения социального обеспечения. Воспитанники также возвращаются в биологические семьи, направляются под опеку, на усыновление.

    По состоянию на начало 2006 года Российская Федерация имела 250 домов ребёнка с 15 тысячами воспитанников.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Де́тский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Обычно образовательная организация или организация, оказывающая социальные услуги.
Инклюзивный детский отдых (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — отдых, направленный на активное включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду сверстников, не имеющих таких ограничений.
Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.
Детский лагерь — организация отдыха детей и оздоровления, в которую направляются дети в период каникул или иной период, предусмотренный режимом функционирования организации.

Упоминания в литературе

Проблема жизнеустройства детей-сирот приобрела сегодня в нашей стране новое звучание. Если в советское время задача воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, решалась через развитие сети домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, то в настоящее время в качестве приоритетной рассматривается передача ребенка на воспитание в семью. Эта тенденция отражает общемировую. Как и в других странах, у нас развиваются такие формы замещающих семей, как усыновление, опека (попечительство) и патронат. Государство многое делает для успешного функционирования таких семей, однако на сегодняшний день считать проблему успешно решенной нельзя. Наиболее ярким доказательством этого является значительное количество детей, от которых отказываются приемные родители, а также многочисленные случаи изъятия детей из приемных семей в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью. Согласно официальной статистике, только в 2011 г. отменено 6069 решений о передаче ребенка на воспитание в семью (Форма федерального статистического…, 2012).
А четвертым сдвигом стало внедрение примерно в 1984 году организованных детских игр и внеклассных занятий[11]. Так было удобнее составлять расписание: в тот период рекордное количество матерей стали работать вне дома. Из-за этого, а также из-за возросшей надежности детских учреждений дети все реже возвращались после школы домой, и найти место и время для игр и занятий стало сложнее. Начав составлять расписания, родители начали наблюдать за играми, а потом и сами в них участвовать. Когда накопилась критическая масса играющих родителей, оставлять детей дома и позволять им играть без присмотра оказалось под запретом. Детские сады для малышей расширили и стали организовывать внеклассный досуг для старших детей. Тем временем на переломе десятилетий усилились страхи по поводу детского травматизма и связанных с ним судебных исков, что подтолкнуло к перестройке общественных игровых площадок по всей стране[12]. Начала меняться сама природа игры – основополагающего элемента развития ребенка.
После принятого в 1936 году закона о запрете абортов в СССР постановка на учет в женской консультации становится обязанностью каждой советской женщины, а беременность сама по себе становится делом государственной важности (стране были нужны новые борцы и строители). Не всякая женщина имела возможность находиться с ребенком дома в течение первого года его жизни – система яслей с 8 недель, молочные кухни для искусственного вскармливания помогали женщинам растить детей и вместе с тем успевать работать. И нередко условия в детских яслях были лучше тех, что мать могла обеспечить ребенку дома, оставляя младенца на попечение соседок или случайных нянек.
1907 год стал годом рождения первого («Дом ребенка») для здоровых детей в Риме, в одном из микрорайонов для бедных. С этого времени до конца жизни, т. е. в течение 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей. В Доме ребенка продолжалась дальнейшая разработка комплекса средств обучения, носящих ныне имя Монтессори, и постепенно в ходе экспериментальной работы складывался ее метод.
Но в процессе движения к идеалу добровольного поддержания порядка в каждом доме ассоциация столкнулась с трудностями в отношении тех детей дошкольного возраста, которых часто оставляют одних дома на целый день, пока родители на работе. Эти малыши еще не в состоянии понять высокие мотивы, которые заставляют их родителей относиться к дому с уважением, и становятся маленькими грубыми вандалами, уродуя стены и лестницы. И здесь мы предприняли еще одну реформу, реализация которой, как и забота о доме, в значительной степени ложится на плечи жителей. Эту идею можно считать одной из самых замечательных за всю эпоху прогресса и цивилизации. Родители получают дом ребенка в качестве платы за заботу о собственном доме. Все расходы на такой подарок покрываются за счет средств, сэкономленных ассоциацией на ремонте благодаря труду жителей.

Связанные понятия (продолжение)

Азербайджанская семья — одна из основных ячеек азербайджанского общества. Сами азербайджанцы относятся к своей семейной модели как к уникальной. В отличие от других стран, дети в Азербайджане, в большинстве случаев, живут с родителями до тех пор, пока не вступят в брак. Небольшое количество молодых людей продолжают жить со своими родителями после брака.
Сирота́ — человек, лишившийся единственного или обоих родителей в связи с их смертью.
Дом престаре́лых — государственная или частная организация, где престарелым людям, нуждающимся в круглосуточном наблюдении, предоставляется кров и надлежащий медицинский уход.
Дома для престарелых в России в большинстве своём — муниципальные и государственные и финансируются из бюджета. Поскольку Российское государство как общество пребывает в процессе социальной трансформации и незавершенного перехода к нуклеарной семье, отношение к домам престарелых у российской общественности неоднозначное. Как правило, они являются обителью пожилых людей, либо не имеющих близких родственников, либо не поддерживающих с ними взаимоотношений. Нередко это: выходцы из неблагополучных семей...
Детский труд — это привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления и признания концепций безопасности труда и прав детей области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе (кино, театр, эстрада). Дети часто бывают...
Отказ от воспитания ребёнка — процедура добровольного отказа родителей от родительских прав.
Школьный возраст — определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения. Чётко установленные рамки школьного возраста необходимы для вычисления количества людей находящихся в возрасте подлежащему школьному обучению.
История народного образования в Англии может быть прослежена со времён заселения Англии англо-саксами и даже ранее, ко временам римского владычества. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками было ученичество в подмастерьях. Было открыто два университета: в Оксфорде, а за ним в Кембридже. В царствование Эдуарда VI была создана система бесплатных школ грамоты (англ. grammar schools, в русском языке также называются...
Отдых и оздоровление детей — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ...
Однокомнатные школы были обычным явлением в сельских районах разных стран, в том числе Пруссии, Норвегии, Швеции, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Соединенном Королевстве, Ирландии и Испании. В большинстве сельских и маленьких городских школах, все ученики собирались в одной комнате. Один учитель преподавал академические основы нескольким классам начального образования для мальчиков и девочек. Хотя во многих областях однокомнатных школ уже не осталось, они продолжают использоваться в развивающихся...

Подробнее: Однокомнатная школа
Бэ́би-бокс или бе́би-бокс (англ. Baby hatch — букв. перевод — «люк/приёмник для детей»), «окно жизни» — специально оборудованное место для анонимного отказа от ребёнка и передачи его на попечительство государственным службам и органам. Может располагаться при медицинских учреждениях (государственных и частных), при религиозных организациях.
Де́тская беспризо́рность — социальное явление полного отстранения несовершеннолетнего от семьи, сопряженная с утратой места жительства и занятий. Является крайним проявлением безнадзорности — ослабления попечения от родителей или попечителей. Явление угрожает неправильному формированию личности несовершеннолетних и способствует развитию социально негативных навыков.
Второй целью в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия ООН, является обеспечение всеобщего начального образования, а именно, «обеспечить, чтобы к 2015 году, у детей во всем мире, как у мальчиков, так у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование». В настоящий момент, более 100 миллионов детей по всему миру, достигших школьного возраста, не посещают школу. Большинство из них живут в регионе субсахарской Африки и Южной Азии. Девочки при этом...

Подробнее: Всеобщее начальное образование
Приюты Магдалины (англ. Magdalene asylum; в честь Марии Магдалины) — сеть воспитательно-исправительных учреждений монастырского типа для так называемых «падших женщин», существовавшая с конца XVIII века и до конца XX века. Наибольшее распространение получили в католической Ирландии, хотя существовали и за её пределами, в том числе и у протестантов, в среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы, в т. ч. в России. Первый подобный приют открыла на Лисон-стрит...
Фрёбелевские общества — общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фрёбеля.

Подробнее: Фрёбелевское общество
Домохозяйка, или домашняя хозяйка, — замужняя женщина, не работающая по найму и ведущая хозяйство своей семьи, находящаяся на материальном содержании у мужа. В частности домохозяйки совершают домашнюю уборку, покупки, приготовление пищи, надзор и воспитание детей, мелкий ремонт одежды и белья, слежение за чистотой дома, одежды и подопечных. В период с 1930-го по 1960-й годы только в Швеции количество домохозяек выросло с 930 000 до 1 148 000.Робин Лакофф (англ. Robin Lakoff) показала, что в языке...
Семейная школа (или нешкола) - это организация или общественное объединение, созданное родителями для образования и воспитания своих детей. Ученики семейных школ или нешкол, как правило, находятся на заочном или семейном обучении в государственных или частных школах. Инициаторами, организаторами и активными участниками всех процессов в нешколе (семейной школе) являются родители и приглашенные ими педагоги.
Термин неформальная педагогика возник как слэнговый в 70-е годы прошлого века в СССР у организаторов и последователей коммунарского движения, однако сама неформальная педагогика возникла намного раньше.
Дети третьей культуры (ДТК) — дети экспатриантов, у которых формируется новый тип культуры на основе культур страны происхождения и страны пребывания. Определение не сводится только к детям, но также может быть использовано применительно ко взрослым — «Взрослые дети третьей культуры» (взрослые люди, которые являются детьми третьей культуры). ДТК — дети, которые перемещаются между различными культурами, прежде чем они получат возможность в полной мере осознать и развить свою собственную культурную...
Дом трудолю́бия — возникшая в конце XIX века в России форма помощи незащищённым слоям населения и их социализации путём предоставления оплачиваемой работы, пропитания и иногда жилья.
Детский брак, согласно определению ЮНИСЕФ, — официально заключённый брак или неофициальный союз с лицом, не достигшим 18 лет. Минздрав США и некоторые исследователи относят к детскому браку также обручение малолетних и их бракосочетание по решению суда при подростковой беременности.
Работный (рабочий) дом (англ. workhouse), Дисциплинарный дом (нидерл. tuchthuis) — пенитенциарные и/или благотворительные учреждения, направленные на изоляцию и/или принуждение/стимуляцию к труду нуждающихся, мелких преступников и нищих.
Волонтёрство, волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую...
Детское дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Права женщин в русском обществе — комплекс исследований о правовом положении женщины в русском обществе, а также система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины с социальными институтами.
Домашние роды — роды, которые происходят дома, в отличие от родов в роддоме или больнице. Домашние роды бывают запланированными и незапланированными, с акушерской или без акушерской помощи. Обычно домашние роды сопровождаются акушеркой, реже — семейным врачом, акушером-гинекологом или доулой. В странах, где домашние роды регулируются, домашние акушерки получают специальное образование, подходящее именно для того, чтобы роды принимать именно дома.
Лесной детский сад (также детский сад на свежем воздухе, детский сад на природе) — это формат дошкольного образования для детей от трёх до шести лет, при котором дети проводят большую часть времени на свежем воздухе. Какой бы ни была погода, дети и воспитатели играют, исследуют окружающий мир и изучают лес и другие природные ландшафты. Воспитатели выступают в роли помощников, а не руководителей группы.
Фури́та (яп. フリーター furītā, иные варианты написания: furītā, furiita, freeta, furitaa, furiitaa), известен также английский вариант этого слова — фри́тер (англ. freeter) — японский термин, обозначающий молодых людей, живущих на доход от непостоянного заработка, либо безработных (исключением являются домохозяйки и студенты). В первоначальном варианте термин включал в себя выпускников школ, которые осознанно не желали становиться офисными служащими.
Сурдопедаго́гика (лат. surdus «глухой» + греч. paidagōgikē «искусство воспитания») — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты).
Дети в Византии выделялись в отдельную категорию жителей империи. С точки зрения законодательства полная правоспособность наступала в возрасте 25 лет, однако в других контекстах предельными были другие значения. Источниками знаний о византийских детях являются в основном правовые и агиографические тексты. Важным аспектом жизни ребёнка в Византии являлось получение им образования, обычно начинавшегося в возрасте шести или семи лет. Распространённым явлением в Византии являлись браки среди детей, часто...
Анонимные роды — существующий во французском праве механизм, позволяющий женщине родить и оставить новорождённого без раскрытия её личности и создания ответственности за оставление ребёнка; в таком случае считается, что факта рождения этой женщиной этого ребёнка не было. Французское право в некоторых случаях предполагает возможность снятия анонимности. Различные механизмы, имеющие ту же цель, существуют в некоторых других странах (Испания до 1999 года, Люксембург, Италия, Чехия).
«Спасти сердце ребёнка» — благотворительная организация, созданная с целью повышения качества кардиологической помощи больным детям из развивающихся стран. «Спасти сердце ребёнка» помогает в создании центров кардиологической помощи в развивающихся странах для того, чтобы дети могли лечиться у себя на родине. Организация была создана в 1996 году в Медицинском центре им. Эдит Вольфсон в Израиле, в пригороде Тель-Авива.
Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским реалиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие; каждый член общества вносил свой вклад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полоролевого поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой.
Женское образование — обширный термин, включающий в себя совокупность понятий и обсуждений, касающихся образования для женщин. Сюда можно отнести женские начальное, среднее и высшее образование, а также санитарное просвещение.
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества.
Систе́ма образова́ния ацте́ков — это комплекс педагогических мер древнеацтекского общества, включающий различные способы воспитания и просвещения детей, подростков, юношей и девушек. Целью этих мер было сформировать основные навыки человека, сообразно тем требованиям, которые предъявлялись как для конкретной профессии, так и в целом к каждому члену общества. Система образования представляет собой многолетний опыт народа, а потому обуславливает передачу этого опыта через поколения, его закрепление...
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории...
Усыновление осиротевших корейских детей — процесс усыновления корейских детей-сирот странами Европы и США после окончания Корейской войны.
Бездомные в России — часть российского общества, которую характеризует отсутствие постоянного дома или обитание в местах, не предназначенных для проживания, и обусловленные этим фактором особенности жизни и поведения. В современном русском языке по отношению к бездомным часто применяется слово «бомж» — акроним от «без определённого места жительства».
Демократическое образование — ответвление от гуманистического образования, в котором во главе угла ставятся демократические ценности. В демократических школах ребенку помогают осознать себя как независимую личность и узнать о правах человека на практике. С первых лет учёбы в средней школе (после завершения начальной) у ученика есть право ответственного выбора, что и как учить, и равенство между взрослыми и детьми.
Датская народная школа (дат. Folkeskole; от folke — народ и skole — школа) — тип общеобразовательных школ в Дании, объединяющий в себе дошкольное обучение (один год), начальное и первую ступень среднего школьного образования (девять либо десять лет обучения). Обучение бесплатное. После 9-го и 10-го классов проходят выпускные экзамены. Кроме Folkeskole в Дании существуют и другие модели получения школьного образования.
Детская площадка — место, предназначенное для игры детей, преимущественно дошкольного возраста. Находится в населённом пункте и ограждена от дорог.
Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.
Императорское Коммерческое училище — учебное заведение, возникшее при Московском Воспитательном доме в 1772 году, для обучения купеческих детей. С 1779 года носило имя Прокофия Демидова, по инициативе которого и было создано. В 1800 году училище было отделено от Воспитательного и переведено в Санкт-Петербург. В 1904 году получило статус Императорского, официально прекратило своё существование в 1918 году, но де-факто продолжало работу. Во многом на его основе в 1931 году был создан Ленинградский...
Воспитательный дом — богоугодное заведение для приёма и призрения подкидышей и бесприютных младенцев, предшественник современных детских домов.

Упоминания в литературе (продолжение)

Она продолжала совершенствовать свою методику, все больше переключаясь на развитие здоровых детей. В январе 1907 года в рабочем предместье Рима – Сан-Лоренцо, Мария Монтессори открыла свой первый Дом ребенка – дневной приют для детей от 2 до 6 лет из самых бедных семей. Мария сама спроектировала удобную детскую мебель, сама вела занятия.
Злостное неоказание медицинской помощи. Как и в российских домах ребенка, дети в интернатах, относящихся к системе Министерства труда и социального развития, часто не получают необходимого обеспечения, в частности, их не направляют на хирургические операции. Хирурги отказываются делать операции, например, на сердце, потому что эти операции очень дороги. Если ребенок живет в семье, родители настаивают на операции, и иногда им удается ее добиться. Дети из интернатов никогда не попадают на такую операцию. Их даже не осматривают как следует. И неравнодушным не удается добиться для них необходимой медицинской помощи.
Основой семьи является женщина. Русская женщина во все времена должна была быть сильной, волевой, стойкой. Известное определение идеала русской женщины дал русский поэт Некрасов: Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Похоже, что со времён русского классика в представлениях о женщине мало что изменилось. У нас можно говорить о жене как о главе семьи, потому что именно ей приходится решать почти все проблемы, связанные с бытом и воспитанием детей. Любопытно, что при попытках проследить образ русской семьи по анекдотам получается следующая картина: муж лежит на диване и читает газету (вариант – сидит в кресле и смотрит по телевизору футбол), а женщина одной рукой варит обед, а другой нянчит ребенка, и это всё после полного рабочего дня и захода в магазин за продуктами. Если на Западе женщинам приходилось бороться за право работать, то у нас работать – это святая обязанность женщины. Было время, когда давали послеродовой отпуск по уходу за ребёнком только 2 месяца, а желание и потом не ходить на работу и растить ребёнка дома, а не в яслях, расценивалось как тунеядство и соответственно наказывалось. Только относительно недавно законодательство изменилось, и женщине позволили иметь отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет без перерыва в трудовом стаже. Правда, пособие, которое при этом выплачивается, иначе как смехотворным не назовёшь – порядка 60 рублей в месяц (на данный момент это составляет около двух долларов). Так что в средней русской семье женщина вынуждена работать, хотя, как представляется, многие бы от этого с радостью отказались.
«Создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи – это приоритетные социальные задачи в России». Сейчас в России появилась возможность брать детей из дома ребенка на свое попечение. Молодые родители усыновляют или удочеряют детей для того, чтобы подарить детям все возможности их развития. Это позволяет детям находиться под родительским крылом. Право на счастье имеют все, и если биологические родители не смогли дать ребёнку настоящую семью это можете сделать. Многие семьи решившие сделать этот шаг, сталкиваются со различными проблемами, в том числе с психологическими. Вы должны понимать, что с подобными трудностями сталкиваются многие люди, и эти проблемы преодолимы. В обмен на некоторые сложности Вы получите настоящее счастье, счастье быть родителями!
Удивительно то, что в основу практики домов ребенка легли идеи, которые буквально носились в воздухе. Уже в 1900 году шведская писательница и педагог Э. Кей написала книгу «Век ребенка», главным лозунгом которой стало: «Исходи из ребенка». Кей выступила за создание условий для самовыражения и свободного развития индивидуальности ребенка при минимуме педагогического руководства. Американский педагог и психолог Д. Дьюи пишет о «коперниковской революции в педагогике», смысл ее превращение ребенка в астрономический центр педагогической вселенной. Но в отличие от других детоцентристов Монтессори ищет способы организации педагогического процесса. Не приемля классно-урочную систему, она предлагает поместить ребенка в развивающую среду и именно в ней дать ему свободу. Развиваться и распространяться ее метод смог именно потому, что Мария в ходе научного изучения и долгих наблюдений за детьми выделила закономерности их развития и, опираясь на них, создала дидактический материал, организованный в специальной среде. Ее первая книга, переведенная в России, вышла под названием «Метод научной педагогики, применяемый в домах ребенка» и сразу привлекла внимание отечественных педагогов сторонников свободной школы. Дочь Льва Николаевича Толстого Татьяна Сухотина пишет статью об идейной близости школы ее отца и Марии Монтессори.
В воспитательных домах дети получали общее образование, с отроческого возраста их обучали ремеслам в мастерских при самом доме или отдавали городским ремесленникам. При Екатерине II появились сиротские дома – учебные заведения для детей от семи до десяти лет неимущих родителей из городских сословий. После окончания учебы воспитанников распределяли на службу на казенные мануфактуры и фабрики или к частным предпринимателям. Сиротские дома содержались на частное подаяние.
● Систематичность музыкальной работы с маленькими детьми с органическим поражением центральной нервной системы означает регулярные контакты семьи со специалистом, каждодневную работу родителей с ребенком дома.
1. Праздник позволяет детскому клубу стать домом радости. Любой руководитель детского клуба мечтает о том, чтобы все дети из близлежащих домов бежали в клуб с радостью и с нетерпением тянули маму за руку, проходя мимо него: «Давай зайдем, я соскучился». Как этого достичь? Все просто. Детский клуб обязательно должен стать для ребенка домом радости, местом переживания положительных эмоций. Регулярно проводимые праздники будут этому способствовать. Ведь именно праздник со всей мощью положительных эмоций позволит детскому клубу ассоциироваться у малыша с радостью и весельем, беззаботной игрой и чудесами. Здесь сразу возникает вопрос: не затмит ли праздник в детском клубе развивающие занятия? И не будет ли ребенок отказываться в дальнейшем от таких занятий, зная, что в клубе может быть и гораздо интереснее? Разумеется, нет, если все будет организовано правильно. Разделить в сознании ребенка «праздник» и «не праздник» помогает праздничное убранство клуба. И здесь главное – как вовремя украсить клуб к празднику, так и вовремя привести его в прежний, рабочий, вид.
Мария начала изучать педагогику развития здорового ребенка и в 1907 году в одном из кварталов Рима открыла первый Дом ребенка, директором которого стала сама. Вся работа педагогов в этом заведении строилась по принципам, предложенным Монтессори.
Официальные источники свидетельствуют о том, что в России аккредитовано 56 иностранных фирм по усыновлению детей с вывозом их за границу. Только в 2000 г. вывезено 6292 ребенка. О дальнейшей судьбе этих детей почти ничего не известно. Имеются факты продажи детей для проституции, порнобизнеса, трансплантации тканей и органов. В частности, в Москве пресечена деятельность граждан России и США, продавших 19 детей; там же выявлена группа Пшевечерского, продавшая в США 22 младенца. В Рязани же директор дома ребенка, сотрудник управления образования и представители американского агентства продали за границу 77 детейсирот.[134]
В обоснование иска указали, что у супругов Х. 01 февраля 1997 г. родилась дочь Екатерина, с рождения девочка находится в доме ребенка, т. к. родители отказались от ее воспитания. За все время нахождения ребенка в доме ребенка родители не интересовались ее судьбой. Ответчики Х. с иском в части лишения родительских прав были согласны, в части взыскания алиментов иск не признали. Удовлетворяя заявленный иск, суд указал, что родители не забирают ребенка из детского учреждения без уважительных причин.
Конечно же, приоритетными направлениями оставались физиологические и медицинские исследования Института педиатрии АМН СССР, Института охраны материнства и младенчества, а с 1950 г. и работы отдела развития и воспитания детей раннего возраста (под руководством Н. М. Щелованова, а затем Н. М. Аксариной) Центрального института усовершенствования врачей. Опираясь на физиологические исследования, Н. М. Аксарина с соратниками (С. М. Кривина, Н. Ф. Ладыгина и др.) разработали педагогическое обоснование основных вопросов развития и воспитания детей в яслях и домах ребенка: режим, режимные процессы, адаптация, самостоятельная деятельность детей. Кроме того, ученые успешно исследовали актуальные проблемы развития и воспитания детей до трех лет, которые с благодарностью встречались практическими работниками: вопросы развития речи (А. В. Петрова, Ф. И. Фрадкина, Г. Л. Розенгард-Пупко, Г. М. Лямина), предметной деятельности (Е. И. Радина, В. А. Езикеева), обучения (Р. Я. Лехтман-Абрамович, Н. Ф. Ладыгина), взаимоотношений детей (Е. К. Каверина), игровой деятельности (Н. М. Аксарина), музыкального воспитания (Т. С. Бабаджан). К работе отдела развития и воспитания детей раннего возраста привлекались молодые кадры из выпускников медицинских и педагогических вузов, проходивших двухгодичную стажировку в ординатуре. Первые ординаторы Г. В. Пантюхина, К. Л. Якубовская, Э. Л. Фрухт стали научными сотрудниками кафедры. Они помогали Н. М. Аксариной растить плеяду ординаторов, многие из которых впоследствии защитили диссертации и продолжили дело Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной. Среди них – педагоги Г. М. Лямина, Н. Т. Терехова, Э. Г. Пилюгина, С. Н. Теплюк, Н. М. Мураенко, Е. В. Зворыгина и др.
Тот редкий случай, когда понимаешь, что, попади эта книга тебе в руки лет пять назад, жизнь могла сложиться если не кардинально по-другому, то уж точно не так, как сейчас идет. Я бы не осталась с ребенком дома, забросив перспективную и любимую работу, а ребенок не получил бы явной психологической травмы быть без мамы. Мораль: девочки, читайте умные, полезные книги, они действительно способны сделать нашу жизнь счастливой.
В случаях неправильной организации предметно-развивающей среды в домах ребенка, детских домах возникает сенсорная депривация, связанная с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств. В ряде случаев оборудование и оснащение групп детских домов осуществляется по аналогии с обычными дошкольными учреждениями, а применяемые методики не учитывают специфику познания окружающего, доступную для каждого ребенка из семьи.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я