Господские праздники

  • Госпо́дские пра́здники (также пра́здники Госпо́дни, Влады́чные пра́здники) — дни годового богослужебного круга в православной, католической и древневосточных церквях, в которых особо торжественно прославляется Господь Иисус Христос в связи с воспоминаниями о событиях Его земной жизни, а также со связанными с ним реликвиями, знамениями и чудесами.

    Господские праздники являются крупнейшими событиями в литургическом календаре, и богослужения в эти дни отличаются особой торжественностью, При этом само воспоминание о празднуемом событии, как правило, не ограничивается днём праздника, но может распространяться и на ряд предшествующих и/или последующих дней (предпразднства и попразднства).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Рождество́ Христо́во (в Русской православной церкви — Рождество́ по пло́ти Господа Бога и Спаси́теля нашего Иисуса Христа; др.-греч. Ή κατά σάρκα Γέννησις τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ἡμῶν Ιησού Χριστού; церк.-слав. Є҆́же по пло́ти ржⷭ҇тво̀ гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шаго і҆и҃са хрⷭ҇та̀; у старообрядцев Рожество́ Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ОсениныРождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Γενέθλιον τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, церк.-слав. Ржⷭ҇тво̀ прест҃ы́ѧ влⷣчицы на́шеѧ бцⷣы и҆ прⷭ҇нод҃вы мр҃і́и, Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны, праздник в исторических церквях. В православных церквях относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы...

Подробнее: Рождество Пресвятой Богородицы
Христиа́нские пра́здники — особые торжественные дни (периоды) в духовной и литургической жизни Церкви. В совокупности составляют годичный богослужебный круг (литургический год).
Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. ‏פסח‏‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник.
Собор всех святых — описанное в «Откровении Иоанна Богослова» поклонение всех святых (как канонизированных, так и оставшихся неизвестными для земной Церкви) Агнцу Божьему, за которым последовало снятие 7-й печати.

Упоминания в литературе

Были установлены и славянские праздники, например в честь св. Кирилла Философа, первоучителя славянских народов, – 27 (14) февраля. В летописях отмечается, что с самого начала существования христианства у восточных славян «священные времена» не только были переняты от греков, но и отмечались благоговейно. Так, в описании жития св. князя Владимира было сказано: «Памяти Святых в церквохъ творяше пhние и молитвами, и празднование светло праздники Господские». Христиане в те времена, как писал монах Иаков, «праздноваху светло Воскресение Господне, и праздники святые, и посты» [41].
Седьмой и восьмой разделы включают слова и поучения соответственно на Господские и Богородичные праздники. В этот раздел вошли проповеди, опубликованные в разных сборниках. Составители сочли возможным объединить их в соответствии с тематикой. В раздел «Господские праздники» входит 14 поучений, в раздел «Богородичные праздники» 10 поучений. Очень актуально «Поучение о наследстве», произнесенное в праздник Успения Божией Матери. В наше время часто мы слышим разговоры о вещественном наследстве. Порой это бывает одним из первых вопросов, когда сообщают о смерти того или иного человека. Проповедник напоминает нам, что «самое дорогое наследие для лиц, остающихся после нас – благочестие…Всего на свете дороже богатая всякими дарованиями благодать Божия – это наследие нетленное и дорогое, не по заслугам, а по Божией благости нам всем даруемое; всего на свете дороже Покров и заступление Божией Матери…»[19].
Вход Господень в Иерусалим – двунадесятый господский праздник, отмечаемый ровно за неделю до Воскресения Господня – Пасхи. В этот день Церковь вспоминает события, связанные с прибытием Иисуса Христа в Иерусалим. Спасителя встретили как мессию и царя, когда Он въехал в город на молодом осле в сопровождении своих апостолов. «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий в имя Господне, Царь Израилев"» (Евангелие от Иоанна, 12, 13). «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Евангелие от Матфея, 21, 9). В день праздника в теплых странах верующие приходят в храмы с пальмовыми ветвями (вайями). В нашем климате к этому знаменательному событию расцветает только верба. Отсюда произошли иные названия этого праздника: Неделя ваий и Вербное воскресение.
Двунадесятые праздники в православной традиции совершаются в честь и воспоминание важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в честь примечательнейших событий из жизни Пресвятой Его Матери, а потому разделяются на Господские и Богородичные. Исключение составляет Сретение Господне, так как по традиции это праздник как Христа, так и Богородицы. Господские праздники посвящены Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы. Это Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица и Преображение. Богородичные праздники посвящены Богоматери. Это Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение. Всего этих праздников двенадцать, поэтому они и называются двунадесятыми.
Слова на праздники Господские, Богородичные, в честь Предтечи и других Святых. (Некоторые из них напечатаны там же).
Важное место в статьях первой части занимает вопрос об употреблении мяса в среду и пятницу, в господские праздники. В ЗИСД содержится разрешение в ««порозныя недѣля и в среду и в пяток мяса ясти бѣльцом»[85]. Подобное разрешение содержится в сочинении современника (и сотрудника?) митрополита Георгия – Феодосия Печерского, разрешавшего есть мясо в воскресные дни, а также «егда же ся приключить господъскиi праздъник в середу iли в пяток любо святыя Богородици iли 12 апостол, то яжь мяса»[86].
Минея Праздничная содержит в себе извлеченные из Месячной Минеи службы на праздники Господские, Богородичные и святых, особенно чтимых Православной Церковью.
Крещение Господне является одним из двунадесятых Господских праздников. В этот день Православная церковь вспоминает о крещении Иисуса Христа в реке Иордан, которое совершил Иоанн Предтеча. Святой пророк крестил людей, проповедуя духовное очищение, сопровождаемое погружением в воды реки Иордан. Когда же на берегу появился Иисус Христос, выразивший желание креститься, Иоанн Креститель начал отказываться: «...мне надобно креститься от Тебя…» (Евангелие от Матфея, 3:14). Однако Христос ответил ему: «…так надлежит нам исполнить всякую правду» (Евангелие от Матфея, 3:15) и велел Иоанну крестить Его. Когда Иисус вошел в воды Иордана, на Него в виде голубя снизошел Святой Дух, а с небес послышался глас Бога Отца: «Ты Сын мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Евангелие от Луки, 3:22).

Связанные понятия (продолжение)

Новоле́тие (новогодие, др.-греч. Ἀρχὴ τῆς Ἰνδίκτου) — праздник в Православных церквях, совершаемый 1 сентября (14 сентября), посвящённый наступлению Нового года (Нового лета от Сотворения мира) в богослужебном церковном календаре, в этот день православные христиане молятся Богу о даровании благословения на новый, начавшийся год.
Четыренадесятидне́вники или Четыренадеся́тники (др.-греч. τεσσαρεσκαιδεκατιται; лат. tessarescaedecatitae от др.-греч. τεσσᾰρεσ-καί-δεκᾰ — четырнадцать) или Квартодецима́не (лат. quartadecimani от лат. quattuordecim — четырнадцать) или Тетради́ты (др.-греч. τετραδίται; лат. tetraditae от др.-греч. τετάρτη — четвёртый день (среда)) — христианские общины учившие, что Пасху следует праздновать в 14-й день нисана.
Собор, собор святых — один из христианских церковных праздников, составляющих две группы.
Введе́ние во храм Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S. Mariae in templo, церк.-слав. Вхо́дъ во хра́мъ прест҃ы́ѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы, и҆ приснодв҃ы мр҃і́и) — христианский праздник, основанный на апокрифах о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где была введена первосвященником (по преданию, Захарием) во Святая...
Торжество (лат. Solemnitas) — высший ранг церковного праздника в западных литургических обрядах Католической церкви.
Рождественские свя́тки (Свя́тки, то есть святы́е, праздничные дни), также Двенадцать дней Рождества — названия двенадцати праздничных дней от Рождества Христова до Крещенского сочельника (навечерия Богоявления) в календаре некоторых исторических церквей.
Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Медовый СпасПроисхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού) — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднства.

Подробнее: Происхождение честных древ Животворящего Креста
Литурги́ческий или церко́вный год — совокупность различных событий, вспоминаемых Церковью в течение года. В современной Католической Церкви (латинского обряда) церковный год определяется новым церковным календарём, введённым Папой Павлом VI в motu proprio Mysterii paschalis, опубликованном 14 февраля 1969 года. Основным документом, описывающим правила построения церковного календаря, являются «Общие нормы для литургического года и календаря». В дальнейшем в статье пойдёт речь именно о современном...
Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.
Адве́нт (от лат. adventus — пришествие) — название предрождественского периода, принятое в среде христиан Католической церкви и некоторых протестантских деноминаций (например, у лютеран), аналогичное периоду Рождественского поста на Востоке. Адвент — время ожидания, предшествующее празднику Рождества Христова, во время которого христиане готовятся к празднику.
Рождество́ Иоа́нна Предте́чи — один из христианских праздников, установленный в честь рождения сына у престарелых родителей — праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предтечей).
Споры о дате Пасхи — ряд разногласий и споров о надлежащей дате важнейшего христианского праздника Пасхи. В настоящее время различают несколько исторических периодов этого процесса. Подробности определения даты Пасхи см. в статье Пасхалия.
День Свято́й Тро́ицы (сокр. Троица), Троицын день, Пятидеся́тница (греч. Πεντηκοστή), Неде́ля Святой Пятидеся́тницы, (греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής), иногда Духов день — один из главных христианских праздников.
Пасха́льное триде́нствие — (лат. Sacrum Triduum Paschale) в Католической церкви латинского обряда термин, объединяющий три дня перед праздником Пасхи на Страстной неделе — Великий четверг, Великую пятницу и Великую субботу, а также сам праздник Пасхи. Пасхальное триденствие представляет собой вершину годового богослужебного круга.
Преображе́ние Госпо́дне (греч. Μεταμόρφωσις τοῦ Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна...
Петро́в пост (Петро́вский пост, Апо́стольский пост) — пост в Православных церквях, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для проповеди Евангелия (Деян. 13:3). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в День Петра и Павла — 29 июня (12 июля), когда в православии воспевается «Петрова твёрдость и Павлов разум». Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться...
Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).
Рожде́ственский пост (Фили́ппов пост, в просторечии Фили́пповки) — пост, установленный в честь Рождества Христова в восточной христианской традиции. Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января). Во многом аналогичен предрождественскому периоду Адвента на Западе.
Кириопа́сха (греч. Κύριο Πάσχα — «Господственная (Господня) Пасха») — именование православной Пасхи, исчисленной по александрийской пасхалии, приходящейся на 25 марта (7 апреля), — то есть на день праздника Благовещения. Случается весьма редко: так, в XX веке была в 1912 и 1991 годах; а в XXI веке будет также две кириопасхи в 2075 и 2086 годах. После этого следующая кириопасха будет только в 2159 году.
Ага́па, (от др.-греч. ἀγάπη «любовь»), вечеря любви в I—V веках н. э. — вечернее или ночное собрание христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи с воспоминанием Иисуса Христа. Основанием этому изначально было исполнение заповеди Христа о любви, поэтому словом αγάπη стали называть и само это собрание.
Собо́р вселе́нских учи́телей и святи́телей (др.-греч. Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — соборный праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви. Торжество совершается 30 января (12 февраля).
Виги́лия (от лат. vigilia, бдение), в Католической Церкви — общественное богослужение установленного чинопоследования, устав которого изначально предполагал проведение от захода солнца до рассвета, требуя от всех его участников бодрствования (отсутствия сна). Вигилии обычно проводятся в канун праздников. Понятие «кануна» в определении вигилии означает, что служба должна начинаться вечером накануне праздника. Литургия вигилии может включать чтение и пение псалмов, молитв и гимнов, проповеди и чтения...
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности дня см. статью Красная горкаАнтипа́сха, Неде́ля Антипа́схи, Фомина́ неде́ля, Неде́ля о Фоме, Фомино воскресенье — христианский праздник, празднуемый в исторических церквях в следующую неделю (воскресенье) после Пасхи.

Подробнее: Антипасха
Ру́сский месяцесло́в (Народный месяцеслов, Всенародный месяцеслов, Восточнославянский месяцеслов) — годовой круг, календарь русского (восточнославянского) крестьянства, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, за которыми закреплены отдельные приметы, обычаи, обряды, поверья и наблюдения за явлениями природы. Дни народного месяцеслова обычно соотносились с днями церковного месяцеслова, в котором в календарном порядке были расположены дни поминовения христианских...
Лютеранский церковный календарь — литургический календарь Евангелическо-Лютеранской Церкви, в котором указаны основные периоды церковного года и даты праздников. По структуре периодов практически идентичен католическому, однако отсутствуют небиблейские праздники. Помимо этого в календаре присутствуют даты типа Дня Аугсбургского исповедания (25 июня), Дня Реформации (31 октября) или дней рождения святых и выдающихся лютеранских теологов, однако их празднование является адиафорной традицией.
Нове́нна, девяти́на — традиционная католическая молитвенная практика, заключающаяся в чтении определённых молитв в течение девяти дней подряд. Ежедневно в рамках новенны может читаться одна из частей Розария, молитвы Отче Наш и Радуйся, Мария; либо особые молитвы.
Савватиа́не (др.-греч. σαββατιανοὶ; лат. sabbatiani) — община, отделившееся от новатиан, образовавшаяся при императоре Валенте и получившая имя от Савватия, Пасху праздновали в одно время с иудеями.
Богородичные праздники — дни годового богослужебного круга в исторических церквях, установленные в честь Пресвятой Богородицы.
«Торжество́ правосла́вия» (греч. το θρίαμβο της Ορθοδοξίας) — праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
Вече́рня (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. vesperae) — богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех исторических церквах, сохранивших апостольское преемство, а также в «традиционных» протестантских сообществах (лютеранство, англиканство). Традиционное время совершения — около девятого часа дня (считая от примерно 6 часов утра, условного восхода солнца), то есть «вечером» (отсюда название). Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят...
«Мальчиком-епископом» (англ. Boy Bishop) называют мальчика, выбираемого, как правило, из числа хористов кафедрального собора, и символически назначаемого епископом на небольшой срок. Обычай выбирать мальчика-епископа был очень распространён в Средние Века.

Подробнее: Мальчик-епископ
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ВоздвиженьеВоздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (др.-греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ ― Всеми́рное воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́; церк.-слав. Всемі́рное воздви́женїе чⷭ҇тна́гѡ и животворѧ́шагѡ крⷭ҇та̀; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу господских...

Подробнее: Воздвижение Креста Господня
Стра́сти Христо́вы (из праслав. *strastь «страдание» < *strad- «страдать») — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу, в течение которой верующие постепенно готовятся к празднику.
Вели́кий по́ст (греч. Μεγάλη Τεσσαρακοστή — Вели́кая Четыредеся́тница со Страстно́й седми́цей) — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая...
Армя́нский обря́д — один из восточных литургических обрядов. Используется Армянской апостольской церковью и Армянской католической церковью.
Трисвято́е, или Трисвята́я песнь, — православная молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас» (прочитывается, или поётся, трижды), входящая в состав обычного начала церковных служб. Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:3), наименований Лиц Пресвятой Троицы: «Боже, Крепкий и Безсмертный», взятых из Священного Писания, и прибавления слов прошения «помилуй нас».
Православный церковный календарь — система счёта времени, употребляемая православной церковью для определения последовательности церковных праздников и постов годичного цикла, а также соответствующих им богослужений. Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общей календарной функциональности) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера.
Праздник летнего солнцестояния — языческий и зороастрийский праздник, самая короткая ночь в году, в различных формах отмечавшийся по всей Европе. На праздник летнего солнцестояния наложился христианский праздник Рождество Иоанна Предтечи. Общими чертами празднования в Европе является складывание костров, гадания.
Евхари́стия (греч. εὐ-χᾰριστία — «благодарение, благодарность, признательность» от εὖ «добро, благо» + χάρις «почитание, честь, уважение»), Свято́е Прича́стие, Ве́черя Госпо́дня — в различных течениях христианства толкуется как таинство, священнодействие, обряд: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане «приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа» (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23-25). Евхаристия, согласно вероучению исторических...
Владимирский собор 1274 года — архиерейский собор Русской Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире. Ряд исследователей считают, что это событие произошло в Киеве на год раньше...
Обре́тение главы Иоанна Предтечи — православный праздник в честь наиболее почитаемой части мощей Иоанна Предтечи — его главы. В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Праздник первого и второго чудесных обретений отмечается Русской православной церковью 24 февраля (9 марта) — в невисокосные годы, а в високосные...
Лита́ния (лат. litania от греческого греч. λιτή, означающее «молитва» или «просьба») — в христианстве молитва, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний. Литании могут адресоваться к Христу, Деве Марии или святым. Наиболее часто употребляются в богослужебной практике Католической церкви.
Всено́щное бде́ние (также разг. все́нощная (сущ.); в Типиконе церк.-слав. бдѣніе; греч. ’αγριπνία; παννυχις; лат. vigilia) — торжественное, праздничное, общественное богослужение, — установленное чинопоследование в православии, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов — в зимнее время удлиняться, а в летнее — сокращаться). Аналогичная служба в неправославных христианских церквях — см. вигилия.
Ди́птих (др.-греч. δί-πτῠχος — «двустворчатый, состоящий из двух дощечек», от др.-греч. δύο — «два» + др.-греч. πτῠχή — «табличка, дощечка») — список имён, поминаемых во время литургии в христианской Церкви.
Типико́н (церк.-слав. Тѷпїко́нъ, Ти́пикъ), (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав) — церковно-богослужебная книга, устанавливающая порядок православного богослужения или Богослужебный устав, который регламентируется общими уставными главами, месяцесловом с описанием соединения богослужения подвижных и неподвижных годовых богослужебных кругов в Марковых главах, указаниями о совершениях храмовых (престольных) праздников, правилами о постах, монастырском общежитии, трапезе и о других сторонах церковной...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я