Связанные понятия
Знак почто́вой опла́ты , или почто́вый знак, — материальное свидетельство оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи (почтой) по утверждённым тарифам на внутренней и международной почтовой корреспонденции. Являются предметом особой области коллекционирования — филателии.
Станда́ртная ма́рка (или дефинити́в) — почтовая марка обычного выпуска, являющаяся частью станда́ртного вы́пуска или станда́ртной се́рии, которые охватывают шкалу номиналов, достаточную для покрытия всех почтовых тарифов, и выпускаются массовым тиражом для длительного повседневного использования. Стандартные марки противопоставляются коммеморативным (памятным) маркам, выпускаемым по определённым поводам. Стандартным выпуском, как правило, называется набор марок, пускаемый в продажу одновременно...
Номинал — в филателии, указанная на знаке почтовой оплаты (ЗПО) номинальная стоимость. Номинал, как правило, указывается в денежных единицах страны или территории почтового обращения ЗПО.
Се́рия почто́вых ма́рок — полный выпуск почтовых марок, связанных между собой одним назначением, событием, темой, поводом выпуска, которому они посвящены, имеющих похожий стиль оформления и преимущественно разных номиналов, хотя все марки серии могут быть и одного номинала.
Коммеморати́вная ма́рка или коммеморати́в (от фр. comme — как и memoria — память), также па́мятная ма́рка, юбиле́йная ма́рка, — памятная почтовая марка, выпущенная в ознаменование события, знаменательной даты или юбилея выдающейся личности или события.
Упоминания в литературе
Например, Европейский центральный банк (ECB) активно сотрудничает с ведущими европейскими изготовителями микросхем, создающими RFID, намереваясь в ближайшем будущем с помощью этой технологии защитить от подделки единую европейскую валюту, запрессовывая чипы непосредственно в банкноты евро. Все работы по принципиально новой защите бумажных денег ведутся в обстановке повышенной секретности, поэтому представители ECB крайне неохотно соглашаются на комментарии, дают уклончивые ответы и предпочитают говорить сразу о множестве
современных мер защиты банкнот, включая рельефную печать и голографические полосы. Что же касается микрочипов, то, согласно информации специализированных изданий по микроэлектронике, над этой задачей по заказу Европейского центробанка работают германская фирма Infineon Technologies AG и голландская Philips Semiconductors NV. Что же касается конкретных сроков, то анонимные источники в ECB в качестве ориентировочной даты выпуска евроденег с встроенными чипами называют 2005 год.[13]
Выпускались в Германии и боны больших номиналов, получивших название Гороссгельды (от слова gross –
большой). Основной причиной выпуска в Германии денег чрезвычайного положения является гиперинфляция, возникшая после окончания Первой мировой войны. Всего за период с 1914 до 1924 г. было выпущено несколько десятков тысяч разновидностей нотгельдов, в качестве эмитентов выступили тысячи муниципальных образований[164].
4
) организации – при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ. Проспект эмиссии – это документ, содержащий подробную информацию о предстоящем выпуске и о предприятии-эмитенте. Этот документ содержит подробную информацию о новом выпуске акций и призыв к клиентам покупать акции и облигации организации. Проспект должен содержать описание целей организации, структуры ее капитала, ее историю (если таковая имеется), а также прогнозы прибылей. За преднамеренную публикацию в проспекте ложных сведений полагается строгое наказание.
Становление денежной системы на территории современных США проходило еще до принятия 4 июля 1776 г. «Декларации независимости», известившей миру об образовании нового государства. В 1690 г. колония Массачусетсского залива произвела первый выпуск бумажных краткосрочных обязательств (Short bills) для финансирования военных расходов. Однако эмиссия таких платежных средств имела
разовый характер и в обращении продолжали использоваться английские фунты стерлингов и испанские серебряные доллары.
О чем говорят выпуски этих двух газет? Во-первых, о том, что наряду с межличностной информацией в древнеримских городах стала на регулярной основе циркулировать институциональная, то есть исходящая от государственной власти; во-вторых, для донесения подобного рода информации уже используются специально отведенные места и специальная технология нанесения надписей; в-третьих, данные протогазеты выпускаются с определенной периодичностью; в-четвертых,
в этих «изданиях» основное место занимает общезначимая для всех граждан информация.
Связанные понятия (продолжение)
Надпечатка в филателии — собирательное название дополнительно напечатанного текста, иногда — графического изображения, на почтовой марке, блоке, иных знаках почтовой оплаты, готовых к выпуску или поступивших в обращение.
Почто́вый ште́мпель — применяющееся почтой устройство для получения ручным или механическим способом штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, нанесения каких-либо пометок и т. п., либо оттиск такого устройства.
Почто́вая администра́ция (англ. postal administration) — собирательное понятие, обозначающее государственные или территориальные органы какого-либо государства, отвечающие за регулирование, организацию и функционирование национальной и международной почтовой связи. Оно широко используется в дипломатических документах и международных конвенциях и договорах, устанавливающих отношения между странами в отношении почтовой связи.
Почто́вый блок , или па́мятный блок, — в филателии специальная форма издания знаков почтовой оплаты, напечатанных на небольшом листке с полями. Являются филателистическим сувениром, что не исключает возможности использования их в качестве знаков почтовой оплаты (в отличие от сувенирных листков).
Допла́тная марка (или по́рто-ма́рка) — почтовая марка, применяемая для взыскания почтового сбора с получателя: а) в случае отправки почтового отправления с недостаточной оплатой или с неоплатой почтовых сборов, б) за почтовые отправления, доставку которых должен оплачивать именно получатель (к примеру, доплатные марки денежных поручений). Доплатные марки отличает то, что они не продавались населению, а наклеивались почтовыми служащими на корреспонденцию, оплаченную отправителем ниже действующего...
Катало́г почто́вых ма́рок — список информации о почтовых марках, составленный с целью облегчения их поиска и классификации по различным признакам.
Гаше́ние — совокупность различных способов аннулирования знаков почтовой оплаты, отдельных либо находящихся на почтовых отправлениях, с помощью определённых пометок, предотвращающих дальнейшее использование знаков для оплаты почтовых услуг. Гашение следует отличать от надпечатки и франкотипа.
Цельная вещь — принятое в филателии название филателистических материалов, объединяющее различные объекты коллекционирования: почтовые конверты и карточки, листы почтовой бумаги, всевозможные формуляры и бланки, другие виды почтовой документации, на которых напечатаны знаки почтовой оплаты или тексты, их заменяющие. Не следует их путать с целыми вещами — конвертами или карточками, на которых марки наклеены, например, с конвертами первого дня.
Служебная марка (англ. official stamps, нем. Dienstmarke) — почтовая марка для служебной почты, то есть для государственной или ведомственной переписки. Служебные марки не продаются в розничной сети и не предназначены для оплаты частной переписки.
Почто́вое отправле́ние — отправление, которое поручается почтовому предприятию для пересылки и доставки адресату.
Почто́во-благотвори́тельные ма́рки, или полупочто́вые ма́рки, — знаки почтовой оплаты с дополнительным номиналом, предназначающимся для отчисления в фонд каких-либо организаций, на благотворительные цели.
Подробнее: Почтово-благотворительная марка
Зубцовка — перфорация, наносимая на листы или рулоны почтовых марок перфорационными машинами для облегчения отделения марок друг от друга (края отделённых марок представляют собой ряды зубцов).
Филатели́я (греч. philéō, люблю + atéleia, освобождение от оплаты) — область коллекционирования и изучения знаков почтовой оплаты (например, почтовых марок) и других филателистических материалов. Самым непосредственным образом областью изучения филателии является также история почтовой связи. В некоторых случаях под филателией может также подразумеваться совокупность собственно предметов филателистического коллекционирования (например, «магазин „Филателия“»).
Марочный лист (продажный лист, или почтовый марочный лист) — часть типографского листа бумаги с напечатанными почтовыми марками, на которые тот разрезается в типографии перед передачей почтовой администрации. Марочные листы такого размера удобнее перевозить, хранить, учитывать и использовать для целей почты. Иногда марочные листы совпадают по размерам с типографскими листами.
Почто́вая ка́рточка , или пост-ка́рта (от нем. Postkarte), — вид почтового отправления с письменным сообщением, не запечатанное в конверт, а выполненное на специальном стандартном бланке из плотной бумаги или картона. Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года.
Почтовый сбор , или почтовый тариф (почтовые тарифы) — система ставок, по которым взимается плата за пользование средствами почтовой связи, цена, устанавливаемая на услуги почтовой связи и зависящая от массы, вида и категории почтового отправления. Как правило, различаются почтовые тарифы на пересылку внутренних почтовых отправлений и международных почтовых отправлений. Система почтовых тарифов охватывает все услуги, оказываемые почтой на возмездной основе.
Разнови́дность (англ. variety, фр. variété, нем. Abart) — в филателии марка или цельная вещь, отличающаяся от остальных экземпляров бумагой (сортом), рисунком (деталями, ретушью и др.), цветом, водяным знаком (наличием или отсутствием, положением и проч.), зубцовкой или просечкой (размерами, формой), клеем (сортом, рифлением, цветом и др.), печатью, надпечатками и др.
Конве́рт (нем. Kuvert, фр. couvert, couvrir — покрывать) — оболочка для вкладывания, хранения и пересылки бумаг или плоских предметов. Наиболее распространены почтовые конверты.
Темати́ческая филатели́я — коллекционирование почтовых марок, а также других филателистических материалов на определённую тему или связанных с определённым понятием. К таким темам может относиться практически всё — от птиц на почтовых марках до известных врачей и истории Юго-Западной Англии. Тематическая филателия зародилась в 1920-е годы и постепенно достигла широкого развития в среде коллекционеров.
Календа́рный ште́мпель — почтовый штемпель, применяющийся для гашения знаков почтовой оплаты на различных видах почтовых отправлений и для штемпелевания почтовых документов (переводов, квитанций и других) и содержащий указание календарной даты.
Филателисти́ческие материа́лы — почтовые марки, сцепки, блоки, малые листы, цельные вещи, целые вещи, оттиски почтовых штемпелей, почтовые наклейки и другие знаки почтовой оплаты, являющиеся объектами коллекционирования филателистов.
Фиска́льные марки (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis — казённый), или знаки обязательных сборов, — непочтовые марки, являющиеся квитанциями, удостоверяющими получение денежных средств от населения и юридических лиц в государственную или местную казну. Фискальные марки выпускаются почти во всех странах. Иногда используются в качестве почтовых (почтово-гербовых).
Подробнее: Фискальная марка
«Скотт » — каталог почтовых марок мира, издаваемый на английском языке издательством англ. Scott Publishing Company, дочерней компанией издательства Amos Press, обновляется ежегодно и описывает все почтовые марки всего мира, которые редакторы издательства считают выпущенными с целью почтового обращения. Каталог издаётся в шести больших томах (по состоянию на 2006 год), а также на CD. Система нумерации, которая используется в «Скотте» для идентификации марок, наиболее распространена среди коллекционеров...
Конве́рт пе́рвого дня (КПД) — специальный немаркированный конверт, на котором наклеенные почтовые марки либо блоки погашены в первый день их выпуска. КПД относится к целым вещам и представляет собой самостоятельный предмет коллекционирования (филателистический конверт). Практика издания специально подготовленных КПД началась в США в 1851 году.
Ме́стная по́чта — почтовая служба, осуществляющая доставку корреспонденции только в пределах отдельного географического района, обычно в пределах города или по определённому транспортному маршруту. В истории известны случаи, когда местная почта принадлежала государству, а также когда местная почта, известная как частная местная почта, принадлежала некоммерческим компаниям. В наши дни многие коллекционеры почтовых марок создают любительскую местную почту (англ. hobbyists' local posts), выпуская собственные...
Фальши́вая ма́рка (также фальши́вка, фальсифика́т; от нем. falsifikat, лат. falsificatum — подделанное; по значению соответствует англ. philatelic forgery) — марка, которая является имитацией подлинной почтовой марки, но напечатана без ведома и без разрешения соответствующего почтового ведомства. Изготовление фальшивых марок, фальсификация, в большинстве государств преследуется законом наряду с фальсификацией денежных знаков.
Франкирова́ние , или франкиро́вка (от итал. fran-care — освобождать и лат. francus — бесплатный), — форма предварительной оплаты почтового сбора, материальное свидетельство оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи (почтой) по утверждённым тарифам. Видами такого франкирования могут быть такие знаки почтовой оплаты как почтовые марки, наклеенные на почтовые отправления, напечатанные или вытисненные на цельных вещах, кодировки, ярлыки, пометки от руки (в том числе подписи лиц...
Гербовые марки — вид фискальных марок для оплаты различных государственных сборов, налогов, пошлин. Наклеиваются на различные документы, выдаваемые административными и судебными органами. Выпускаются во многих странах. Иногда используются и как знаки почтовой оплаты.
Подробнее: Гербовая марка
Ма́лый лист , или кляйнбо́ген (от нем. klein — малый и Bogen — лист), — небольшой по формату лист почтовых марок. Представляет собой нечто среднее между почтовым блоком и почтовым листом марок.
Филатели́ст — собиратель почтовых марок и других знаков почтовой оплаты, руководствующийся при создании своей коллекции принципами филателии. При этом филателист не просто коллекционирует марки как таковые, а исследует в рамках выбранного филателистического направления совокупность знаков почтовой оплаты и других филателистических материалов, изучает историю и развитие почты, оформляет и компонует свою коллекцию для участия в филателистических выставках.
Исто́рия по́чты — исследование развития почтовой связи, важный раздел филателии. Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась посредством гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облечённые в символическую форму. С развитием человеческой цивилизации происходили изменение и развитие способов, средств и форм почтовой связи.
Почтово-гербовая марка (англ. postal fiscal stamp) — фискальная марка, которая была разрешена к почтовому обращению.
Авиапо́чта , или авиацио́нная по́чта (англ. airmail), — вид почтовой связи, при котором почтовые отправления транспортируются воздушным путём с помощью авиации. Наиболее современный и используемый вид воздушной почты.
Газе́тные ма́рки — специальные почтовые марки, выпускавшиеся рядом стран для оплаты пересылки газет. Наклеивались на отдельные экземпляры или на упакованные пачки газет, пересылаемые почтой. Гасились обычными календарными почтовыми штемпелями, а также типографским газетным набором (наклеивались на чистые листы бумаги, на которые затем печатались газеты).
Подробнее: Газетная марка
Целая вещь — обобщающее филателистическое наименование почтовых отправлений, прошедших почту, с почтовыми марками и без.
Бандеро́ль (фр. banderole, от bande — полоска и role — свёрток, список) — вид цельной вещи, бумажная лента для упаковки почтовых отправлений, а также само почтовое отправление в такой обёртке.
Поддельная марка (также подделка; по значению соответствует англ. philatelic fake) — подлинная марка, которая была определённым образом видоизменена в целях получения наживы. Согласно Всемирной почтовой конвенции подделка почтовых марок является противоправным деянием. Как правило, поддельные марки выпускаются в ущерб коллекционерам, хотя могут быть выпущены в ущерб почте, то есть для франкирования почтовых отправлений.
Филателистическая выставка — временный публичный показ филателистических коллекций почтовых марок и других филателистических материалов и литературы. Филателистические выставки — неотъемлемый элемент в развитии контактов и творческого соревнования между филателистами и наглядно отражают развитие филателии. Для награждения лучших экспонатов на филателистических выставках прибегают к медалям, плакетам, дипломам, почётным грамотам и т. п.
Безномина́льная ма́рка , ма́рка без номина́ла, или безвалю́тная ма́рка, — знак почтовой оплаты, предназначенный для оплаты определённого почтового тарифа, на котором номинал в денежных единицах по разным причинам не обозначен.
Телегра́фная ма́рка — тип почтовых марок, выпускавшихся для оплаты телеграфного сбора при отправке телеграмм. Телеграфные марки бывают государственные и частные. Последние за рубежом издавались частными телеграфными компаниями. По мнению некоторых авторов, телеграфные марки являются непочтовыми.
Марка колониального типа — почтовая марка единообразного рисунка; подобные марки широко использовались колониальными территориями в XIX и XX веках.
Специальное гашение , сокращённо спецгашение, — почтовое гашение, специально организуемое ведомством почтовой связи в честь выдающегося события или памятной даты.
Оккупация в филателии и бонистике находит отражение в виде выпусков новых знаков почтовой оплаты и денежных знаков, производимых оккупационными властями одного государства на захваченной территории другого.
Упоминания в литературе (продолжение)
Из анализа статуса ФРС вытекает много интересных выводов. Так, считается, что ФРС занимается выпуском «долларов США». Те денежные единицы, которые в виде банкнот эмитируются ФРС, не
могут быть долларами государства, называемого Соединенные Штаты Америки. Эмитент зеленых бумажек, на которых написано «The United States of America», является частной структурой, которая незаконно узурпировала права США как суверенного государства. В крайнем случае, их можно назвать банкнотами Федерального резервного банка Нью-Йорка (или какого-то другого ФРБ). Слова «Соединенные Штаты Америки», напечатанные на долларовой банкноте лишь вводят в заблуждение ее держателя. Эти слова звучат для грамотного американца как издевательство. Во-первых, потому, что по Конституции страны право выпускать «законные платежные средства» принадлежит Конгрессу как представителю суверенного субъекта. Во-вторых, потому, что, согласно экспертным оценкам, многие акционеры банковского холдинга под названием ФРС вообще являются «нерезидентами», проще говоря, иностранцами.
Синергетический эффект от применения технологий мобильной связи достигается тогда, когда их используют на базе других медианосителей. В период «революции роз» грузинские оппозиционеры запустили прототип SMS-чата в рамках информационной программы «Ночной курьер» на самом популярном национальном телеканале «Рустави-2». Каждый выпуск программы сопровождался «бегущей строкой» из SMS. Сообщения были политического характера: «фальсификация выборов за
сходную цену», «цемент для правительственного блока», «не мелочиться и выбрать в парламент музыканта Эминема».
Первым шагом на пути строительства богатой страны с сильными вооруженными силами должно было стать создание устойчивой и свободно обратимой в драгоценные металлы национальной валюты. Обратимость валюты в те годы считалась показателем состояния государственных резервов, кредитоспособности страны и возможности осуществлять закупки современного оружия. На пост министра финансов был назначен М. Мацуката (M. Matsukata), который немедленно начал проведение мер по укреплению иены. В 1882 г. был основан Банк Японии, получивший
исключительное право выпуска общенациональных банкнот. В 1886 г. была введена гарантированная система размена иены на серебро по фиксированному курсу, или серебряный стандарт. Жесткие ограничения на выпуск бумажных денег привели к недостатку ликвидности, спаду производства и снижению цен (дефляции). Правительство начало приватизацию государственных предприятий для получения дополнительных доходов. Однако вскоре оказалось, что цена земли снижается сравнительно медленно, а значит, возрастает реальный объем сопряженного с ней земельного налога (основного источника бюджетных доходов). Это позволило решить многие финансовые проблемы того времени. В дальнейшем Япония получила неожиданную прибыль благодаря нескольким внешним событиям. Имеется в виду бум шелковой торговли после гибели личинок шелкопряда в Европе (1850–1870), резкий рост относительных цен на серебро после начала разработки золотых месторождений в Трансваале (Южная Африка, 1886), а также контрибуции от Китая по итогам выигранной войны 1894–1895 гг. Всё это позволило накопить значительные золотые резервы и перейти в 1897 г. от серебряного к наиболее распространенному в мире золотому стандарту.
Нужно отметить, что нормативные акты 20–40-х годов послужили основой для документов, принятых в сфере товарных знаков в 60–80-е годы ХХ в. (третий этап процесса становления законодательства о товарных знаках). Так, 15 мая 1962 г. Совет Министров СССР принял специальное постановление «О товарных знаках»,[27] в котором были переработаны и дополнены все ранее изданные по этому вопросу декреты и иные акты. В соответствии с указанным Постановлением 23 июня 1962 г. Комитет по делам изобретений и открытий утвердил Положение о товарных знаках.[28] Характерной чертой этих нормативных актов явилось превращение права на товарный знак в обязанность предприятий иметь и пользоваться зарегистрированными в установленном порядке обозначениями. Включение в документы, регламентирующие охрану товарных знаков, Положения о товарных знаках стало следствием начавшейся в начале 60-х годов разработки комплексного перехода к управлению качеством продукции. Однако одновременное введение вышеуказанной обязанности предприятий и принципа обязательной регистрации знаков до их использования (п. 2 Положения 1962 г.) на практике вызвало массу проблем и неувязок (например, в случаях, когда предприятие
уже подготовило к выпуску товары, но не успело зарегистрировать товарный знак). Кроме того, отсутствовала и действенная система контроля за маркировкой предприятиями своей продукции зарегистрированными обозначениями, хотя определенная работа в этом плане проводилась государственными инспекциями по качеству и торговле. Поэтому в данной части «указанные нормативные акты широкой практической реализации не получили, ибо подавляющая масса товаров и после принятия этих актов производилась без маркировки их товарными знаками».[29]
Президент США рассчитывал на первых порах при поддержке со стороны международного сообщества поэтапно перейти на выпуск обеспеченных металлом казначейских билетов. Т. е. предполагалось лишить Федеральный резерв прав на выпуск денег, которые он получил в 1913 году. Якобы именно в этот момент (июль 1963 г.) был издан известный указ президента США (№ 11110) о выпуске американским казначейством «серебряного» доллара. Соглашение Хилтон Грин вкупе с президентским указом вызвали ярость хозяев Федерального резерва, и через несколько недель после этого Джон Кеннеди был убит. «Разморозить» запасы «черного» золота так и не удалось. В 1967 г. произошло смещение президента Сукарно. Сегодня вопросами, относящимися к «черному» золоту со стороны развивающихся стран занимается организация, которую «партизаны» называют Траст Сукарно. На сегодняшний день первым лицом в этом Трасте является некто доктор Сено (родственник
президента Сукарно). Заинтересованные страны, входящие в Траст Сукарно, последнее время активизировались. По данным Бенджамина Фулфорта, недавно в Монако проходил форум с участием представителей 117 стран, входящих в Траст Сукарно. В данном случае я кратко изложил версию развития событий на основе публикаций «партизан». Самого соглашения Хилтон Грин мне найти не удалось.
Планирование роста – это концентрация ресурсов в прибыльной модели бизнеса и ее внедрение для завоевания доли существующего и продвижения на смежные рынки, а также в новые регионы. Из всех больших маневров данный сопряжен с наименьшим риском и обычно предшествует самым успешным периодом – создания ценности (см. рис. 5). В качестве примера можно упомянуть выпуск компанией Apple таких продуктов, как компьютеры серии «Macintosh», медиаплееры «iTunes» и «iPod». В случае Apple вывод на рынок перечисленных продуктов следовал за вступлением компании в новую игру. Однако, в зависимости от обстоятельств,
выпуск новинки может оказаться следствием любого другого большого шага. В конце 1990-х годов Стив Джобс в Apple производил новые продукты после этапа восстановления прибыльности. В истории Wipro выход на международный рынок услуг по программному обеспечению произошел только после того, как компания привела себя в порядок. Что же касается Oaty, то ее выход на европейский рынок произошел после прихода Эрика.
Нишевые продукты с четко очерченной аудиторией – слишком большая роскошь для регионов. Нишевые выпуски (спецприложения) могут позволить себе в основном региональные выпуски федеральных изданий, например «Комсомольская правда – Мурманск»9. Согласно исследованию «Северо-Западного Консалтинга» за 2009 г., на протяжении многих лет самым читаемым изданием является газета «Комсомольская правда» – «Толстушка» (четверг). В этом номере не предполагается выпуск новостийных материалов, поэтому акцент делается на
выпуск региональных спецприложений, где можно разместить информационные, рекламные и информационно-рекламные материалы журналистов: «Люди дела», «Бизнес-пресс», «Мой любимый город», «Моя любимая область», «Ваше здоровье», «Разумный потребитель», «Это полезно знать», «Ваш дом», «Отдохни», «Образование и работа», «Здоровье». Эти спецприложения рассчитаны на разную аудиторию. Чтобы привлечь крупных игроков на рекламном рынке города – банки, страховые компании, в четверговом номере издания выходят такие спецприложения, как «Личные деньги», «Люди дела». Однако мурманскую газету «Комсомольская правда» – «Толстушка» читают в основном женщины- домохозяйки. Для такой аудитории готовятся спецприложения «Ваш дом» и «Здоровье». Для тех, кто любит находиться дома (аих 70,4 %), любопытны исторические материалы о создании Мурманской области или г. Мурманска, выходящие в спецприложениях «Мой любимый город» и «Моя любимая область». 59 % опрошенных выразили в целом позитивное отношение к региональным материалам (спецприложениям) в газете «Комсомольская правда» – «Толстушка». Это свидетельствует о том, что газета является признанной формой проведения досуга, и что особенно важно – она вписана в быт мурманчан как постоянный источник получения информации. Скорее всего, такая популярность газеты объясняется ограниченными возможностями организации свободного времени ввиду ухудшения материального положения населения. Газета на сегодняшний день является наиболее дешевой и доступной формой проведения досуга (источник информации плюс вложенная телепрограмма).
Процедура планирования эмиссии включает в себя, в частности, распределение действий во времени и определение правильного
момента для ее начала. Например, на LSE действует так называемое правило шести месяцев, согласно которому дата баланса организации, включаемого в историю ее финансовых результатов, должна попасть в полугодовой период с момента выпуска акций на рынок. Необходимо установить цены на акции и, самое главное, определить состав команды, которая будет заниматься организацией эмиссии. В такую команду обычно входят:
В России рынок ценных бумаг отличался от подобного рынка промышленно развитых стран тем, что обусловливалось историческими причинами, хотя он играл важную роль. В этот период в основном котировались акции торгово-промышленных компаний и облигации публично-правового характера (их эмитентами являлись государство, город, частные промышленные предприятия и другие организации). Денежные обязательства, выражаемые денежными ценными бумагами, в большинстве своем укладываются в срок до 1 года. Ценные бумаги того времени делились на именные и предъявительские бумаги; государственные финансовые инструменты выпускались в обеих формах. Первые (1820 г.) состояли только из именных ценных бумаг, у которых даже не было
купонов. 6 декабря 1836 г. было принято постановление, запрещающее выпуск «безымянных» акций, но в нем не было ни слова о минимальных размерах купюр акций. Одно время государственная облигация не имела соперников на рынке капиталов. К началу XX в. акция превратилась в надежную и выгодную ценную бумагу и получила широкое распространение. В 1906 г. вступили в силу «Правила о порядке выдачи именных бумаг по российским государственным займам и о способах возобновления утраченных именных бумаг», которым подчинялось большинство государственных займов. Для облигаций был важен вопрос о сроках займа. Согласно «кредитному уставу» русские государственные фонды эмитировали ценные бумаги трех видов:
В данном случае необходимо отметить то обстоятельство, что данное Постановление ЦК КПСС, равно как и одноименное Постановление Президиума ЦК КПСС от 29 января 1960 г., утвердившее проект данного Постановления ЦК КПСС, по состоянию на весну 2008 г. все еще находилось на секретном хранении16. В нем, в
частности, признавалось необходимым сократить выпуск радиоприемников с коротковолновым диапазоном и, начиная с 1964 г., выпускать с коротковолновым диапазоном только сетевые радиоприемники и радиолы высшего и первого классов, а также батарейные радиоприемники и радиолы второго класса. Контроль за правильным соотношением выпускаемых радиоприемников по типам и диапазонам частот (волн) был возложен на Госплан СССР, Министерство связи СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по радиоэлектронике и Государственный комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению. В связи с этим Л.Ф. Ильичев констатировал: «К сожалению, это постановление выполняется плохо. С 1960 по 1962 год выпуск коротковолновых радиоприемников снизился лишь на 8 процентов и в прошлом году составил около 70 процентов (2 миллиона 968 тысяч штук) общего выпуска радиоприемников. В течение последних трех лет произведено более 9 миллионов радиоприемников с коротковолновым диапазоном. Таким образом, возможности приема иностранных передач значительно расширились. Следовало бы рассмотреть вопрос о прекращении производства радиоприемников с коротковолновым диапазоном, оставив временно выпуск таких приемников только для экспорта, служебных целей, а также для продажи населению Севера страны и районов с отгонными пастбищами в Казахстане и республиках Средней Азии»17.
АССИГНАЦИИ (польск. asygпасjа от лат. assignatio – назначение) – бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769 по 1849 г. Непосредственными
причинами выпуска А. являлись война с Турцией и необходимость дать хозяйственному обороту удобное средство обращения взамен громоздких медных, а также серебряных монет. Эмиссия и размен А. производились специально учрежденными ассигнационными банками в Петербурге и Москве. Первый выпуск (на 1 млн. руб.) достоинством в 100, 75, 50 и 25 руб. обеспечивался медной монетой, переданной ассигнационным банкам. В 1786 г. ассигнационные банки были преобразованы в единый Государственный ассигнационный банк, который приступил к выпуску А. нового типа; в целях предохранения от подделки они стали печататься на бумаге с усложненным водяным знаком. Для более широкого внедрения их в обращение кроме прежних купюр были выпущены А. в 5 и 10 руб. Первоначально А. разменивались на серебряные и медные монеты, затем этот размен был прекращен. Неуклонный рост эмиссии А. вызвал их резкое обесценение. Кроме того, в обращении появились фальшивые А., выпущенные Наполеоном. Курс А. в разных местах был различным, что вызывало путаницу в расчетах и спекуляцию на курсе А. Николай I осуществил коренную перестройку денежной системы. С 1843 г. начался обмен А. на государственные кредитные билеты, которые свободно разменивались на серебро и обеспечивались металлическим запасом казначейства.
Также государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг по усмотрению акционерного общества. Такой более гибкий подход позволяет акционерному обществу, разместившему свои ценные бумаги путем закрытой подписки, не требующей регистрации проспекта ценных бумаг и раскрытия информации, впоследствии, с развитием акционерного общества и появлением необходимости выхода на открытый финансовый рынок, зарегистрировать проспект и тем самым получить
возможность широкого обращения ранее выпущенных ценных бумаг.
Рукопись под названием «Политическая стратегия до начала войны» (Political Strategy Prior to Outbreak of War) была издана в январе – августе 1953 года Штабом Дальневосточных сил армии США в виде пяти выпусков серии «Японские монографии» (монографии за номерами 144, 146, 147, 150, 152) путем простого размножения машинописного текста на мимеографе ограниченным тиражом (гриф
«для служебного пользования», тираж – первые сотни экземпляров). Позже гриф секретности был снят. Сохранившиеся экземпляры выпусков «Японских монографий» представляют собой библиографическую редкость, имеющуюся, как правило, лишь в библиотеках отдельных военных учреждений, некоторых университетов и Библиотеке Конгресса США. Несколько библиотек располагают микрофильмами. По состоянию на 2014 год неполный английсий текст доступен в виде онлайн-публикации: The Japanese Monographs: Political Strategy Prior to the Outbreak of War (http://ibiblio.org/hyperwar/Japan/Monos/). Тем не менее сочинение Садатоси Томиока остается практически неизвестным.
Во время этой войны, главный смысл которой был вовсе не в освобождении рабов, как это традиционно принято считать, а в попытке правительства отстоять финансовую независимость всего государства и промышленности Севера от банкиров Уолл-стрит, связанных с крупнейшими банковскими домами Европы, Линкольн повторил опыт первых колонистов. Не имея достаточного количества золота, он стал печатать ничем не обеспеченные деньги, оборот которых обеспечивал тем, что этими деньгами собирались налоги, и эти деньги только на этом основании стали восприниматься как легальное платежное средство. Север победил Юг, несмотря на огромную поддержку, оказанную Югу Великобританией, благодаря тому, что он вел войну практически без золота, он оплачивал ее, по сути дела, бумагой, которая имела статус денег в силу того, что использовалась в системе налогообложения и была обеспечена только оборотом. Однако выпуск большого числа бумажных денег повлек за собой инфляцию, и чтобы изымать эти деньги из оборота и пускать в оборот снова, Линкольну была предложена схема, согласно которой правительство может занимать свои собственные деньги под процент, и под эту
схему был создан очередной государственный банк. Эта схема стимулировала накопление резервов, номинированных в этих деньгах, изымая их из оборота и снижая инфляцию, но эта же схема возродила коррупционную схему Центрального банка, кредитующего правительство. Позже государственный казначей, предложивший эту схему, глубоко раскаивался в этом, а Линкольн, хотевший упразднить ее по окончанию войны, был убит.
Вместе с тем следует признать, что отдельные признаки преступления были отражены в ст. 128 УК РСФСР
1922 г. недостаточно четко. Например, довольно неопределенно был сконструирован такой признак, как ухудшение качества продукции, что порождало трудности на практике. В. С. Позднышев указывал, что под «ухудшением качества выпускаемых изделий надо разуметь ухудшение по сравнению с тем, что было до данного ведения дела со стороны стоящего во главе лица»[76]. Однако подобное разъяснение не давало конкретных критериев для применения этой нормы на практике. Из дословного анализа текста закона трудно было сделать вывод, устанавливалась ли в нем ответственность только за выпуск недоброкачественной продукции или за ее изготовление. Поэтому ст. 128 УК РСФСР 1922 г. была изменена, и в новой редакции от 10 июня 1923 г.[77] указание на такой признак бесхозяйственности, как ухудшение качества выпускаемой продукции, отсутствовало.
Первой золотую валюту ввела Англия в 1821 году. До этого, как отмечают специалисты, в Англии существовали денежные системы, основанные на серебре или биметаллизме (серебро плюс золото)[10]. В некоторых источниках называют более ранние даты перехода Великобритании на золотой стандарт. Даже 1774 год. Однако до 1821 года принимались лишь решения о введении золотого стандарта, которые по тем или иным причинам отменялись или не выполнялись. Как пишет Питер Бернстайн: «были… кризисы, слухи, публичные дебаты, инфляция и даже дефляция, пока в 1821 году парламент окончательно не восстановил конвертируемость банкнот в золото…
В управлении выпуском национальных денег металл был поставлен над человеком»[11].
Правда, очень интересным и важным является период времён гражданской войны: в 1862–1863 гг. по указанию тогдашнего президента А. Линкольна было выпущено в общей сложности 450 млн долл. так называемых «гринбэков» – бумажных денег казначейства США. Эти деньги не были обременены долгом, т. е. не были кредитными, они использовались для выплаты жалованья солдат и военных закупок.
Конечно, государственный долг при выпуске таких денег также возникал, но это были государственные обязательства не обменивать гринбэки на золото, а принимать такие деньги для уплаты налогов. К тому же у государства не возникало обязательств по оплате процентов. Вот что по поводу «гринбэков» писала в то время выражавшая интересы европейских банкиров газета «London Times»:
Период так называемой индустриализации и коллективизации привел к ликвидации коммерческого кредита, реформированию многих кредитных институтов, к широкой централизации банковских ресурсов в руках Госбанка и отраслевых банков и к ограниченному механизму рынка ценных
бумаг в виде выпуска государственных займов. Причем обращение государственных займов носило добровольно-принудительный характер и таким образом они размещались в основном среди населения. До Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы до конца 50-х гг. это были выигрышные займы с последующим периодическим погашением облигаций. Главная цель их состояла в дополнительной мобилизации денежных средств населения для восстановления народного хозяйства после войны.
В Германии с выпуском общефедеральной книги строительного законодательства (1986 г.) завершился 60-летний период формирования единого градоустроительного права. Книга рассматривается
специалистами как первая комплексная кодификация градоустроительного права[45]. Согласно Конституции, федерация имеет административную власть лишь в определенных специально поименованных областях: почта, железная дорога, вооруженные силы, внешняя политика. Городская и сельская планировка не входит в их число и осуществляется на уровне местных административных единиц – общин[46]. Новое законодательство закрепляет суверенитет общин в области градоустроительного права и вводит ряд условий для его дальнейшего усиления[47].
Поэтому современная журнальная продукция в США в качестве основного тренда развития выбрала движение навстречу своему читателю. Любопытен в этом смысле новый фрактальный подход, означающий на
практике выпуск журналов для очень маленьких групп читателей, выделяющихся из большого массива. Примером такого журнала является издание для лиц, путешествующих с домашними животными на транспорте (стартовый тираж – 5 000). Ниша оказалась небольшой, но устойчивой, – тиражи издания растут год от года. Но есть в Америке и примеры массовой журнальной продукции. Таковым является журнал Family Circle: тираж его бумажной версии – 4 млн экземпляров, количество друзей на Facebook – более 400000, фолловеров в Twitter – 100000. Такая рекордная популярность издания объясняется его ориентацией на семейное чтение, семейный круг.
Стилевым и производственным «шаблоном» для многих европейских неигровых кинематографий стала немецкая кинопериодика, систематический выпуск которой был начат в 1918 году. В период с 1930 по 1940 год создавались два звуковых киножурнала – «Ufa-Tonwoche» (один из первых звуковых киноеженедельников Германии; первые серии выходили без дикторского текста, но с музыкальным сопровождением) и «Tonende Wochenschau», с 1932 по 1939 год выпускался киножурнал «Deulig-Tonwoche», с 1938 по 1940 год – «Tobis Wochenschau» (именно в этот кино-журнал была включена кинохроника боевых действий во Франции), с 1940 по 1945 год – наиболее известный среди всех киножурналов «Die Deutsche Wochenschau» (последний выпуск вышел 22
марта 1945 года). Журнал, имевший целью главным образом пропагандистское освещение военных действий немецких войск, выходил еженедельно (52 выпуска в год), а с декабря 1944 по март 1945 года еще чаще – два раза в неделю и в обязательном порядке демонстрировался в кинотеатрах перед просмотром полнометражных игровых кинофильмов. Тираж не опускался ниже отметки в 2000 копий, не считая дополнительных экземпляров на иностранных языках для союзников, нейтральных стран, оккупированных территорий и лагерей военнопленных.
Впервые за историю существования «Зюддойче цайтунг» ей пришлось уволить около 100 сотрудников по финансовым причинам. В 2002 году она вынуждена была продать 18,75 % своих акций крупному штуттгартскому концерну «Зюдвестдойче медиенхолдинг» (Siidwestdeutsche Medienholding). В том же году убытки газеты исчислялись 76 миллионами евро, бюджет редакции по сравнению с 2000 годом был уменьшен на 15 миллионов евро. «Зюддойче цайтунг» вынуждена
была прекратить выпуск своего молодежного приложения «Етцт» (Jetzt – Сейчас), регионального приложения для земли Серверный Рейн – Вестфалия, берлинской полосы.[50]
На основании проблем, выявленных регулирующими органами, в целях снижения административных барьеров и упрощения процедур государственной регистрации
выпусков ценных бумаг, Правительством Российской Федерации были приняты программные документы, содержащие перечень мероприятий по развитию регулирования выпуска и оборота ценных бумаг, что предполагает упрощение процедуры (в т. ч. расширение круга лиц) выпуска биржевых облигаций, отказ от технической эмиссии для изменения номинальной стоимости акций, упрощение процедуры дополнительного выпуска, уменьшение перечня информации, подлежащей раскрытию, упрощение доступа иностранным инвесторам на отечественный фондовый рынок, снижение издержек, связанных с выходом публичных компаний на рынок ценных бумаг[171].
Начнем с важнейшего фактора, т.-е. с выпуска бумажных денег. В 1915 году было выпущено бумажных денег на сумму 2.586 миллионов, что, вместе с выпущенными во второе полугодие 1.397 миллионами, дает увеличение денежной массы за полтора года в 3.983 миллионов. До войны, как мы видели, в обращении было 1.633 миллиона. Таким образом общая денежная масса увеличилась в 3,4 раза. Если бы все остальные факторы остались без изменения, то это должно было бы обесценить рубль примерно в 3,4 раза. В действительности же курс рубля понизился значительно меньше. Внутри же страны курс рубля пал всего до 59–60 коп. вместо падения в 3,4 раза или приблизительно до 30 коп. И это несмотря на то, что находившееся на руках золото исчезло из обращения в фонд накопления и таким образом сократило возможный размер денежного накопления в бумажной форме. Кроме того, из обращения стали исчезать и серебряные и медные монеты, имевшиеся в количестве 142 миллионов, и кроме того несколько десятков
миллионов, выпущенных вновь за рассматриваемый период.
Этот отнюдь не полный библиографический список научно-популярных изданий впечатляет даже сегодня. Напомню, речь идет о временном отрезке с 1919 по 1922 год. Выпуском научно-популярной литературы занимались, как минимум, несколько десятков издательств. И еще неизвестно, как выглядели показатели их деятельности в количественном выражении по сравнению с современными. Но… «Никакой руководящей идеи или программы в деятельности этих частных изданий уловить нельзя, и наряду с многими весьма хорошими книгами попадаются такие издания, что удивляешься не издательству, ее выпустившему, а тому, что, очевидно, есть определенный спрос на такую книгу, – отмечает цепким взглядом хронического библиофила М.А. Блох. – Если мы поинтересуемся тем, что составляет главное содержание работ за последнее время, то приходится отметить любопытное явление, что появляются на свет издания, может быть, очень ценные, но вовсе не так необходимые. И для научного работника, живущего на своем скромном бюджете и привыкшего с уважением относиться к книге, представляется иногда совершенно непонятным тот успех роскоши, который приходится отметить. Именно роскошная книга, художественная книга, находит наибольшее распространение. Для иллюстрации сказанного отметим только издание «Петрополис» («Портреты Анненского» – цена 100 миллионов рублей!), издание «Аквилона», «Альконоста», «Эпохи» и т. д. ‹…› В России положение научной книги всегда было тяжелым, и в самые легкие годы печатания неоднократно приходилось с удивлением отмечать, как далеко нас опередила Германия, где частные издательства имели
возможность реализовать такие специальные издания, которые в России никогда бы не могли рассчитывать на большой круг читателей».[78]
МЕТОД В ПРОИЗВОДСТВЕ ГИБКИЙ – приемы предпринимательской деятельности, предусматривающие методы организации производства применительно к современным конкретным условиям. К ним относят, например, систему «точно вовремя», ее японскую модификацию и прообраз – «канбан», идея таких систем заключается в отказе от жесткого разделения труда и производственных функций,
организации планирования выпуска товаров небольшими партиями, что создает возможность гибкой переналадки, приспособления производства к изменяющимся запросам потребителя. При этом меняется и сама философия производства: вместо выпуска товаров на склад появляется выпуск на заказ, а выпуск изделия или его части на каждом этапе производственного цикла привязан к проявлению потребности в нем на следующем этапе, внутрипроизводственные запасы (хранение деталей в ожидании операций) при этом минимизируются. Подобная система поддерживается комплексным контролем качества, упреждающим появление брака. Такими методами охвачены обычно два элемента производства: логистика и управление персоналом; основа внедрения – активное информационное обеспечение менеджеров и рабочих.
Эмиссионные системы различных стран отличаются друг от друга, устанавливая определенные размеры эмиссии, формы и нормы ее
обеспечения, правила выпуска банкнот. Первая эмиссионная система в России относится к 1897 г. Она ограничивала выпуск Государственным банком кредитных билетов, не обеспеченных золотом, суммой, не превышающей 300 млн руб.; до 600 млн руб. в кредитных билетах можно было выпустить при 60 % золотого обеспечения, а эмиссия, превышающая этот уровень, требовала стопроцентного обеспечения золотом.
Во-вторых, возникновение сотен тысяч «градо-деревенских» предприятий по переработке сельхозпродукции и выпуску промтоваров опровергло марксистский стереотип, будто у мелкотоварного хозяйства лишь два пути – либо к капитализму, либо к социализму. Эти
предприятия показали, как могут успешно объединяться в рамках одной «фирмы» такие разнородные собственники, как его работники крестьянские хозяйства, муниципалитеты, частные лица «со стороны». Именно за счет бурного роста «градо-деревенских» предприятий и был получен основной прирост занятости и промышленной продукции При написании данного параграфа нами использованы данные из статьи академика Олега Богомолова и доктора экономических наук Людмилы Кондратьевой «Секреты китайской экономической кухни»[9]. На данные взятые из других источников, даются отдельные ссылки.