Восток (космический корабль)

  • «Восток» — наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для пилотируемых полётов по околоземной орбите. Создавались ведущим конструктором О. Г. Ивановским под руководством генерального конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва с 1958 по 1963 год.

    Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал первым в мире космическим аппаратом, позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство.

    Если первый «Восток» с Ю. А. Гагариным на борту совершил только 1 оборот вокруг Земли, облетев планету за 108 минут, то полёт корабля «Восток-5» с В. Ф. Быковским продолжался уже около 5 суток. За это время корабль 81 раз обогнул Землю.

    Основными научными задачами, решаемыми на кораблях «Восток», были изучение воздействий условий орбитального полёта на состояние и работоспособность космонавта, отработка конструкции и систем, и проверка основных принципов построения космических кораблей.

    Несмотря на завершение основной программы, модификации базовой конструкции «Востоков» продолжали использоваться и дальше, и стали основой разнообразных советских и российских спутников, предназначенных для военной разведки, картографии, изучения земных ресурсов и биологических исследований.

Источник: Википедия

Связанные понятия

«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Один из четырёх реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК.
«Союз» — наименование семейства советских и российских многоместных транспортных пилотируемых космических кораблей. Разработка базовой модели корабля началась в 1962 году в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва для советской лунной программы. Современные «Союзы» позволяют доставлять экипаж до трёх человек на низкую околоземную орбиту на ракете с тем же названием «Союз». Разработчик и изготовитель кораблей «Союз» — РКК «Энергия».
«Восток» — советская космическая программа серии одноместных пилотируемых космических кораблей «Восток» для полётов по околоземной орбите. В ходе её реализации космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток-1» 12 апреля 1961 года стал первым человеком, побывавшим в космосе.
«Восход» — советская программа серии многоместных космических кораблей для полётов на околоземной орбите.
«Транспортный корабль снабжения» (ТКС) — советский многофункциональный космический корабль, разработанный ОКБ-52 Челомея для доставки экипажа и грузов на орбитальную пилотируемую станцию (ОПС) военного назначения «Алмаз». ТКС в виде автоматического грузового корабля и отсека стыковался к гражданским орбитальным станциям «Салют», а также, в модифицированных вариантах, — к ОПС «Мир» и «Международной космической станции». Имеет возвращаемый на Землю спускаемый аппарат для экипажа и результатов исследований...

Упоминания в литературе

На заре космонавтики на тренажерах отрабатывали навыки управления кораблями серии «Восток». Потом их модернизировали так, чтобы будущие космонавты учились управлять кораблями серии «Восход». Наконец, был разработан комплексный тренажер для подготовки экипажей кораблей «Союз» и отдельный тренажер для обучения сближению аппаратов в космосе. Создавать такие устройства было сложно – ведь «Союз» являлся принципиально новым кораблем с продвинутым оборудованием. Нередко тренажеры этого корабля по сложности почти не уступали реальным прототипам…
12 апреля 1961 года состоялся полет в космическом пространстве первого космонавта Ю.А. Гагарина на корабле «Восток». Полет продолжался 108 мин. 6 августа 1961 года летчик-космонавт Г. Титов впервые сфотографировал Землю из космоса. Эту дату можно считать началом планомерной космической фотосъемки Земли. Первая орбитальная станция «Салют» была запущена в апреле 1971 года и затем станция второго поколения «Салют-6», запущенной в сентябре 1977 года. Последняя имела 2 стыковочных узла. На нее периодически поставлялись грузы, в т. ч. и научная аппаратура. На «Салют-6» обитали многочисленные интернациональные экипажи.
Известно ли вам, что у нас в качестве орбитальных истребителей сразу же попытались использовать пилотируемые корабли типа «Восток»? После полетов Андрияна Николаева и Павла Поповича Научно-техническая комиссия Генштаба пришла к заключению, что «человек способен выполнять в космосе все военные задачи, аналогичные задачам авиации (разведка, перехват, удар). Корабли “Восток” можно приспособить к разведке, а для перехвата и удара необходимо срочно создавать новые, более совершенные космические корабли».
Управляющая компания TEPCO принимает решение изменить стратегию охлаждения реакторов – теперь на них будут сбрасывать воду с вертолетов. Это должно стать более эффективной мерой, кроме того, пилоты вертолетов получат меньше радиации, чем работники, закачивающие воду в систему охлаждения станции. Компания просит помощи у японских Сил самообороны и армии США, обладающей крупной базой на японском острове Окинава. В пострадавшие районы также прибывают с российского Дальнего Востока самолеты МЧС России, но их цель – спасательные операции по поиску жертв землетрясения, в происходящем на АЭС российские специалисты не участвуют.
Я разыскал в своей библиотеке случайно купленную книгу А.Б. Железнякова «Взлетая, падала ракета» (С-Пб, «Система», 2003), написанную коллегой-политехником, историком и большим знатоком ракетной техники. По книге просмотрел хронологию аварийных космических пусков: в ней о пусках ракет от 17.02 и 31.03 ничего не сказано. Для проверки решил найти Железнякова, выяснить его мнение и по моей статье, и о пусках «Бури». Найти его сайт в Интернете оказалось несложно, как и электронный адрес. На запрос Железняков ответил быстро, и после переговоров по телефону выяснились новые интересные факты. Железняков сообщил, что за период с 1953 по 1960 год американцы запустили более 12 тысяч разведывательных шаров-зондов на нашу территорию! Шары пускали из Западной Европы, Скандинавии и из Северных морей с кораблей и самолетов, а сажали и вылавливали их на Дальнем Востоке. Шары имели сложную ячеистую конструкцию, и сбить их с самолета было непросто, поскольку один прокол снарядом или пулей не вызывал падение шара. Конечно, большое количество шаров улетало совсем не туда, куда надо, большинство их теряли, но отдельные добывали информацию. Шары – с гелием, и гореть «водородом» они не могли.

Связанные понятия (продолжение)

Союз 7К-Л1, другие названия Зонд, Л1 (11ф91), также Зонд-М, Л1С (Л1А) (11ф92) — серия советских пилотируемых космических кораблей (КК), разработанных для полётов к Луне с возвращением на Землю и совершивших только автоматические беспилотные полёты. Работы велись по программе облёта Луны в ходе т. н. «лунной гонки». При выполненных отработочных полётов корабли получали открытые названия «Космос» и «Зонд».
Лунный корабль (ЛК), по заводской нормали 11Ф94 — спускаемый аппарат, космический корабль-часть пилотируемого экспедиционного комплекса Л3, разработанный в КБ Королёва в рамках советской лунно-посадочной программы для высадки на поверхность Луны космонавта.
«Селеноход» — проект изучения Луны при помощи посадочного модуля и лунохода, разрабатывавшийся российской командой в рамках конкурса Google Lunar X PRIZE с октября 2007 года. Изначально вес лунохода составлял 15 кг, но в процессе разработки снизился до 5 кг.
«Зенит» — тип военных советских (российских) разведывательных космических аппаратов, запущенных в период между 1961 и 1994 годами. Для того чтобы скрыть их характер, все спутники запускали под порядковыми названиями «Космос». За 33-летний период было запущено более пяти сотен «Зенитов», что делает его самым многочисленным типом спутников подобного класса в истории космических полётов.
Суборбитальный полёт — полёт летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической, то есть недостаточной для вывода на орбиту искусственного спутника Земли.
Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом советской космической программы и длительное время была важнейшим проектом по своему значению и приоритетности.
Орбитальный самолёт (ОС), воздушно-космический самолёт (ВКС), воздушно-космический летательный аппарат — крылатый летательный аппарат самолётной схемы, выходящий или выводимый на орбиту искусственного спутника Земли посредством вертикального или горизонтального старта и возвращающийся с неё после выполнения целевых задач, совершая горизонтальную посадку на аэродром, активно используя при снижении подъёмную силу планёра. Сочетает в себе свойства как самолёта, так и космического корабля.
Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз» (сокр. ЭПАС; другие названия — программа «Союз — Аполлон», программа «Аполлон — Союз»; англ. Apollo–Soyuz Test Project, ASTP), также известен как «рукопожатие в космосе» — программа совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Осуществлён 15 июля 1975 года.
«Венера» — серия советских автоматических межпланетных станций (АМС) для изучения Венеры и космического пространства.
«Федерация» — многоразовый пилотируемый космический корабль, который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс».
Програ́мма «Аполло́н» — программа пилотируемых космических полётов космического агентства США НАСА, принятая в 1961 году с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну и завершённая в 1975 году. Президент Джон Ф. Кеннеди сформулировал задачу в своей речи 12 сентября 1961 года, и она была решена 20 июля 1969 года в ходе полёта «Аполлон-11» высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. Всего по программе «Аполлон» были совершены 6 успешных высадок астронавтов на Луну (последняя — в 1972 году...
Стыковка — процесс (или способ) соединения космических аппаратов (КА) с помощью стыковочного механизма (агрегата стыковки), допускающего в дальнейшем рассоединение (расстыковку) КА и продолжение их полётов по отдельности. При этом осуществляется механическое соединение, достаточно прочное для управления полётом одного аппарата с помощью состыкованного с ним другого. Стыковочный механизм может соединять (и не соединять) электрические схемы и гидравлические системы аппаратов; он может также содержать...
Тяжёлый межпланетный корабль — разрабатывавшийся в начале 1960-х годов в Советском Союзе космический корабль, предназначавшийся для многолетних космических экспедиций и высадок космонавтов на ближайшие планеты Солнечной системы (Марс и в обозримом будущем Венера). Запуск корабля к Марсу был запланирован на 8 июня 1971 года (великое противостояние, когда планеты сближаются на наименьшее расстояние), возвращение — на 10 июля 1974 года.
Космический полёт — это путешествие или транспортировка в или через космос. Чёткая граница между Землёй и космосом отсутствует, и Международной авиационной федерацией была принята границей высота в 100 км от поверхности Земли. Чтобы на такой высоте летательный аппарат летел благодаря действию аэродинамических сил, необходимо иметь первую космическую скорость, что делает полёт скорее орбитальным, чем аэродинамическим. Классическое разделение между авиа- и космическим полётами всё больше размывается...
Заря (Индекс ГРАУ: 14Ф70) — советский многоразовый транспортно-многоцелевой пилотируемый космический корабль, разработанный РКК «Энергия» в 1985—1989 годах, производство которого так и не было начато в связи с сокращением финансирования космических программ.
«Око-1» — функционировавшая в 1996—2014 гг. спутниковая система обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. Входила в состав космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении. Включала в себя спутники второго поколения Прогноз 71Х6 (УС-КМО — Унифицированная система контроля морей, океанов) на геостационарной орбите.
«Аврора» — программа европейского космического агентства (ЕКА) для изучения Солнечной системы, в частности планеты Марс и Луны.
Фото́н — серия специализированных космических аппаратов (спутников), разработанных ЦСКБ-Прогресс и применяющихся для технологических и научных исследований.
«Янтарь» — семейство российских (ранее — советских) специализированных спутников видовой разведки, разработанных в дополнение, а затем и заменивших разведывательные аппараты серии «Зенит».
Российская лунная программа — полномасштабная программа России по освоению Луны, прерванная в 1976 году, и рассчитанная на период 2021-2040 гг.
Планетохо́д — аппарат, предназначенный для передвижения по поверхности другой планеты. Некоторые планетоходы были транспортными для передвижения членов экипажа космической экспедиции, другие были исследовательскими — дистанционно управляемыми роботами.
Эра советских космических кораблей началась 12 апреля 1961 года в связи с первым в истории Земли полетом лётчика-космонавта майора Юрия Гагарина в космос.

Подробнее: Советские космические корабли
Многоцелева́я авиацио́нно-косми́ческая систе́ма (МАКС) — проект использующего метод воздушного старта двухступенчатого комплекса космического назначения, который состоит из самолёта-носителя (Ан-225 «Мрия») и орбитального космического корабля-ракетоплана (космоплана), называемого орбитальным самолётом. Орбитальный ракетоплан может быть как пилотируемым, так и беспилотным. В первом случае он устанавливается вместе с одноразовым внешним топливным баком. Во втором — баки с компонентами топлива и окислителя...
«Луна» — серия советских и российских автоматических межпланетных станций для изучения Луны и космического пространства. В серии аппаратов «Луна» объединены несколько советских и российских программ по исследованию Луны.
Воздушный старт — способ запуска ракет или самолётов с высоты нескольких километров, куда доставляется запускаемый аппарат. Средством доставки чаще всего служит другой самолёт, но может выступать и воздушный шар или дирижабль.
«Прогресс» — серия транспортных беспилотных грузовых космических кораблей (ТГК), выводимых на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз». Разработана в СССР для снабжения орбитальных станций.
Лунная программа Китая (англ. Chinese Lunar Exploration Program, CLEP, кит. упр. 中国 探 月, пиньинь: Zhōngguó Tànyuè) — программа исследований Луны, реализуемая CNSA.
«Глонасс-К» (наименование по ОКР «Ураган-К») — серия космических аппаратов российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, разработанная ОАО Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва. Является 3-м поколением спутников этой серии (1-е поколение — «Глонасс», 2-е поколение — «Глонасс-М»). От спутников предыдущей серии отличаются гарантийным сроком активного существования в 10 лет, полностью выполненными из российских комплектующих, уменьшенной массой, негерметичным исполнением...
Тундра (изделие 14Ф142) — космический аппарат Единой космической системы (ЕКС), предназначенный для обнаружения пусков ракет и пришедший на смену системе Око-1.
«Кли́пер» — многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль, проектировавшийся в РКК «Энергия» с 2000 года на смену кораблям серии «Союз». Руководителем проекта был Николай Брюханов.В 2006 году по результатам конкурса проект был отправлен Роскосмосом формально на доработку, а затем остановлен в связи с прекращением конкурса. В начале 2009 года РКК «Энергия» победила в конкурсе на разработку более универсального корабля ППТС-ПТКНП («Русь»).
«Атлас» — семейство американских ракет-носителей для запуска военных и коммерческих полезных нагрузок, разработанных на базе первой американской МБР «Атлас», поступившей на вооружение США в конце 1950-х годов. Первоначально проект был предложен фирмой Convair, на боевое дежурство МБР встала, когда Конвэр принадлежала General Dynamics. Сейчас права на всю серию «Атлас» принадлежат Lockheed Martin.
Многофункциональная космическая система ретрансляции (МКСР) «Луч» — спутниковая система ретрансляции для обеспечения связи с движущимися объектами вне зон видимости с российской территории. Система построена с использованием геостационарных спутников-ретрансляторов Луч-5А, Луч-5Б и Луч-5В и пришла на смену первому поколению системы ретрансляции «Луч».
«Аракс» (Индекс ГРАУ — 11Ф664) — российский тяжёлый спутник оптико-электронной разведки. Разработан в НПО имени С. А. Лавочкина.
Пилотируемый космический аппарат — космический аппарат, снабжённый системами жизнеобеспечения и управления полётом, и предназначенный для жизни, работы или иной деятельности одного или нескольких человек в космическом пространстве.
Искусственный спутник Земли (ИСЗ) — космический летательный аппарат, вращающийся вокруг Земли по геоцентрической орбите.
Систе́ма авари́йного спасе́ния (САС) — бортовая система для спасения экипажа космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе (РН), при которой вывод корабля на запланированную орбиту становится невозможен, или при создании угрозы для жизни.
Союз МС — наименование последней модификации советских и российских многоместных транспортных пилотируемых космических кораблей семейства Союз. Разработка базовой модели корабля началась в 1962 году в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва для советской лунной программы. Союзы этой модификации позволяют доставлять экипаж до трёх человек на низкую околоземную орбиту на ракете с тем же названием Союз. Разработчик и изготовитель кораблей Союз — РКК «Энергия».
Противоспутниковое оружие — виды вооружений, предназначенные для уничтожения космических аппаратов, используемых в навигационных и разведывательных целях. Конструктивно (по размещению) делится на два основных вида...
Фрам — серия советских (российских) космических аппаратов ДЗЗ (фотонаблюдения). Первые советские «гражданские» спутники ДЗЗ. Использовались в целях проведения многозонального фотографирования поверхности Земли, и для исследования природных ресурсов Земли (ИПРЗ), в частности.
Серия космических аппаратов Космос — название советских и российских ИСЗ различного назначения и разных программ, не оглашаемых по соображениям секретности и вследствие неудач. Первый запуск состоялся 16 марта 1962 года. Всего с 1962 года было запущено свыше 2,5 тысяч спутников. Некоторые спутники запускались одновременно. Выполняли военные, технологические, научные, медицинские и прочие испытания и исследования. Запускались как с Байконура, так и с Плесецка, до конца 1980-х годов запускались также...
Пилотируемый полёт на Марс — запланированный полёт человека на Марс с помощью пилотируемого космического корабля. Роскосмос, НАСА и EKA объявили полёт на Марс своей целью в XXI веке.
Звезда — проект советской лунной базы (1964—1974 год), первый в мире детально проработанный подобный проект. Программа предусматривала запуск на Луну в беспилотном режиме основного модуля лунной базы. После этого запускалось бы несколько автоматических аппаратов, один из которых доставил бы на Землю образцы лунного грунта в месте посадки основного базового обитаемого модуля, а второй представлял собой подвижный луноход, который обследовал бы внешнюю поверхность первого модуля базы. В перспективе...

Упоминания в литературе (продолжение)

Оба заблуждения подкреплялись научно-популярной и научно-фантастической литературой, которая в обилии издавалась с середины 1950-х годов. Унылых скептиков, которые писали, что марсианские «каналы» – не более чем оптическая иллюзия, что хитроумно поставленные астрономические эксперименты не выявили на Венере и Марсе признаков кислорода и воды, что атомные и термоядерные реакторы требуют совсем иного уровня производства, никто не читал. Зато читали многочисленные статьи о том, как могучий корабль «Восток» на огромной скорости преодолевает пространство, как советские вымпелы прибывают на Луну, Венеру и Марс, как отправляется в путешествие первая искусственная планета. Большинству читателей не приходило в голову посмотреть, сколько весят этот самый «Восток» или «первая искусственная планета» – настолько завораживал сам факт прорыва, превращающего мечту в будни. А ведь вес (масса) – это, пожалуй, самое главное в космонавтике. И максимальный вес (массу), который была способна вывести ракета-носитель «Восток» на орбиту, не превышал пяти тонн, а к Луне – полторы тонны. По тем временам – невероятно много, но очень мало, чтобы открывать межпланетную навигацию.
Как это обычно бывает, в первом пуске достигнуть успеха не удалось. Спустя всего 19 секунд после старта ракета внезапно развернулась на 90 градусов и устремилась на восток. Прежде чем устройство аварийной отсечки топлива вступило в действие, наблюдатели заметили, что один из стабилизаторов разрушился. Ракета упала неподалеку от стартовой позиции.
Морякам, как и другим людям, свойственно искать более простые пути решения своих проблем. В марте 1942 года никому не известный младший лейтенант из резерва по имени Холикейнен быстро завоевал право называться морским волком, упростив проблему дегауссинга. Он предложил сделать «дегауссинговые дистанции» подвижными, поместив все необходимое оборудование на небольшое судно. Именно это позволило решить проблему с размагничиванием кораблей на Дальнем Востоке. Очень скоро повсеместно появились небольшие кораблики, носящие гордое имя подвижная дегауссинговая установка (YDG). На Тихом океане, где подвижность флота была особенно велика, такие установки помогли боевым судам выполнять свои задачи, несмотря на мины.
В конце 80-х годов неожиданное для американцев появление на Дальнем Востоке звена МиГ-31 привело к резкому снижению количества нарушений воздушного пространства СССР с их стороны. ВВС США на личном опыте убедились в высоких боевых возможностях нового перехватчика, в его способности к обнаружению и нейтрализации любых воздушных целей, в том числе и сверхскоростного американского самолёта-разведчика SR-71.
Так как в течение суток Луна передвигается по небу с запада на восток на 13°10’35’’, то в момент выстрела она должна находиться западнее зенита на расстоянии, в четыре раза превышающем ее суточный путь, то есть на 52°42’20"; это как раз то расстояние, которое она должна пройти во время полета ядра. Кроме того, необходимо принять во внимание отклонение ядра от вертикального направления вследствие вращательного движения Земли. К моменту, когда ядро достигнет Луны, она отклонится на расстояние, равное шестнадцати земным радиусам, что в применении к лунной орбите составляет примерно 11°. Эти 11° следует прибавить к цифре, выражающей отклонение Луны от зенита, что составит в круглых числах 64°. В общем, в момент выстрела луч зрения от данного места к центру Луны должен составить угол в 64° с вертикалью данного места.
В период 53-й зимовочной РАЭ в ноябре – декабре 2008 г. был осуществлен заключительный санно-гусеничный транспортный поход из обсерватории Мирный на станцию Восток, а в рамках МПГ по программе 54-й сезонной РАЭ в январе – феврале 2009 г. был проведен новый транспортный поход на внутриконтинентальную станцию Восток со станции Прогресс. Этот поход выполнялся на новых транспортерах германского производства «Пистен Булли Полар-300». Начиная с этого момента материально-техническое снабжение станции Восток стало осуществляться исключительно со станции Прогресс с помощью двух санно-гусеничных походов за один сезон в ноябре – декабре и в январе – феврале. Если санно-гусеничный поход со станции Мирный на станцию Восток протяженностью 1410 км на старых машинах отечественного производства с грузом занимал в среднем 45 суток, то в новых условиях поход протяженностью 1500 км выполняется за 14–15 дней. Значительно сократился расход топлива и резко возрос ресурс двигателя и ходовой части при использовании новых транспортеров. При правильной организации работ за один сезон можно выполнять до трех походов со станции Прогресс на станцию Восток.
Очень длительное, визуально радиолокационное наблюдение летчика Королевских ВВС Канады. Лейтенант авиации А. Вуд, капрал Торингтон и сержант Грэхем письменно изложили о наблюдении группы ДОП около базы Боулмер в проливе Нортамберленд. Они зависли над морем на высоте 1500 метров. Ближайший ДОП находился на расстоянии почти 5 километров, был круглым, светящимся и в пять раз больше вертолета типа «Вэлвинд». Затем один объект отлетел на восток и изменил форму. Наблюдение продолжалось около ста минут.
Впервые с момента приземления на Нью-Кларк прибыли новые ракеты, и роботы, доставленные с ними, начали строительство космического порта. Конец кабеля стал опускаться на Марс. Здесь вычисления, производимые компьютером, взлетели на почти метафизический уровень сложности, и гравитационный танец кабеля и астероида с планетой стал более точным, приходя в соответствие с постоянно замедляющейся мелодией, так, что чем ближе подходил кабель к своей должной позиции, тем медленнее и медленнее становилось его движение. Если бы кто-то мог наблюдать это представление на всем его протяжении, он мог бы принять его за некую эффектную демонстрацию парадокса Зенона, в которой гонщик приближается к финишной черте, всякий раз проходя по половине от пройденного расстояния… Но никто никогда не следил за этим зрелищем полностью, поскольку ни у кого из свидетелей не было подходящих для этого органов чувств. Пропорционально кабель был тоньше человеческого волоса – даже если бы его уменьшили до диаметра волосинки, в нем по-прежнему оставались бы сотни километров длины, так что невозможно было охватить его глазом целиком. Можно утверждать, что управлявший им компьютер имел о нем наиболее полное представление. Для наблюдателей с поверхности Марса, обитателей города Шеффилд, расположенного на горе Павлина, кабель сперва показался очень маленькой ракетой, которая спускалась с прикрепленной к ней очень тонкой лестницей. Что-то вроде яркой блесны и тонкой рыболовной лески, заброшенной богами из близлежащей вселенной. Глядя со дна этого океана, можно было увидеть, что кабель с болезненной неторопливостью опускался к массивному бетонному бункеру на востоке Шеффилда, и в конце концов большая часть людей перестала обращать внимание на черную вертикальную черту в верхних слоях атмосферы.
С каждым следующим поколением вооружений повышалась точность оружия, и появлялись новые системы распознавания, контроля и наведения оружия на цель в размерности уже не на уровне зданий, а отдельных движущихся мишеней, типов автомобилей и даже отдельных людей. Несмотря на то, что некоторые активисты не только на Ближнем Востоке, но и в Соединенных Штатах и Европе выступают против такого рода высокоточных автономных систем, они делают войну не более жестокой, а более гуманной. Активисты приводят в пример дроны, поразившие в Афганистане мирные деревни. Однако в подавляющем большинстве подобных случаев ошибки были связаны не с электронными или автономными элементами системы, а с человеком-оператором, который в условиях эмоционального, когнитивного и поведенческого стрессов делал ошибки, выбирая неправильные цели. В подавляющем большинстве случаев не машина, а человек является уязвимым звеном гибридной системы. Данный вывод базируется не на страшилках средств массовой информации и домыслах ангажированных активистов, а на сухих фактах в опубликованных отчетах.
Присутствие самых современных по тому времени истребителей F-16 сказалось на обстановке, внеся напряженность при действиях авиации в приграничных районах. Тем временем интерес к такому трофею проявили разведывательные органы Генштаба. Машины этого типа только поступали на вооружение стран НАТО, и наличие в Пакистане новейших истребителей побудило искать возможность для «более близкого» знакомства с техникой вероятного противника, крайне ценного и для военных, и для авиапрома, заинтересованного в новых технологиях и конструктивных подходах. Понятным образом, надежды на поиск контакта с вероятным перебежчиком из западноевропейских летчиков были исчезающе малы. Иное дело – возможность заполучить самолет из Пакистана, где и разведка имела свои связи, и нравы были попроще. Рассматривалась возможность перехвата F-16 и принуждения его к посадке на одном из своих аэродромов, но шансы на успех поимки такого нарушителя были невелики. Более перспективной выглядела операция с использованием агентуры и традиционного для Востока сочетания войны и торговли. По принципу «у вас товар, у нас – купец» готовился перегон F-16 в Афганистан, где тот уже встречали бы дежурившие МиГ-23, под прикрытием которых осуществлялся дальнейший перелет до Шинданда и далее – в Союз. На аэродроме в постоянной готовности держали ангар, куда собирались спрятать от посторонних глаз трофей, а летом-осенью 1987 года операцию с участием советских истребителей репетировали трижды. В конце концов затея не состоялась – то ли не сошлись в цене, то ли пакистанского летчика не очень привлекали перспективы переселения в Советский Союз.
Среди них был и крейсер «Аврора», на который перед уходом на Дальний восток из Николаевского госпиталя в Кронштадте были взяты две круксовы трубки, экран и штатив. 19 мая 1905 года после Цусимского сражения старший врач крейсера «Аврора» В.С. Кравченко попросил старшего минного офицера лейтенанта Старка установить имевшийся на судне рентгеновский аппарат на перевязочном пункте. 21 мая 1905 г. Кравченко записал в дневнике: «Идея применить аппарат Рентгена оказалась весьма удачной и своевременной… успех превзошел все ожидания… Я улыбался, вспоминая голоса скептиков, уверявших, что применение рентгена на линейных судах невозможно… Раненые исследовались… стоя, сидя или лежа на операционном столе, без снимания повязок и одежды. Большую услугу оказали мне йодоформенные тампоны, заведенные в раны: они не просвечивали… и давали возможность ориентироваться по поводу соотношения раны, осколков, направления канала. Результаты были блестящи. Открыта была масса осколков, переломов – там, где их вовсе не ожидали. Мне это страшно облегчило работу, а раненых избавило от лишних страданий – мучительного отыскивания осколков зондом»[21]. Из 83 раненых, находившихся на борту, Кравченко исследовал 40, а затем, 22 мая в Маниле производил рентгеноскопию пострадавшим, привезенным с крейсеров «Олег» и «Жемчуг». Эти достижения не прошли незамеченными, и началось внедрение рентгеновских методов исследования организма в более широкую практику, в том числе и в армии. Но поставки рентгеновских аппаратов в Россию по-прежнему осуществляли немецкие компании Siemens и Halske.
И хотя в распоряжении маршала авиации Пейрса имелось восемь эскадрилий, вооруженных новыми типами тяжелых бомбардировщиков, четыре из них все еще не были готовы для выполнения боевых задач. Таким образом, только 37 из 49 эскадрилий могли быть использованы для нанесения ударов по железнодорожным узлам и крупным промышленным центрам Германии. Но даже эти 37 эскадрилий не были полностью боеспособными, так как более одной трети их экипажей не были достаточно подготовлены для проведения боевых действий. Переброска опытных экипажей на Средний Восток, а также сокращение срока подготовки экипажей в учебно-тренировочных частях привели к тому, что в составе Бомбардировочного командования насчитывался большой процент молодых, слабо подготовленных экипажей. Поэтому большинство боевых эскадрилий каждую третью ночь проводило тренировочные полеты. Кроме того, суровая продолжительная зима 1941–1942 гг. затрудняла использование бомбардировщиков. В результате боевая активность Бомбардировочного командования оставалась на протяжении многих месяцев чрезвычайно низкой. Из числа 800 средних и тяжелых бомбардировщиков, входивших в состав командования, во второй половине 1941 г. в боевых операциях обычно использовалось лишь около 400 самолетов и в среднем для действий по объектам на территории Германии каждую ночь производилось немногим более 60 самолетовылетов.
Устройство габаритами 81×120×17 мм оснащено 395-МГц процессором SiRF Atlas III, 64-Мбайт встроенной памятью и гнездом SD, в которое установлена карточка памяти с лучшим, по нашему мнению, на сегодня навигационным ПО iGO 8. Там же размещены карты России (теперь общая карта дорог простирается на восток аж до Читы), в том числе подробные карты 26 областных центров, 23 областей и регионов, 100 райцентров (все они находятся в европейской части страны). Актуальность карт компании Tele Atlas – май 2008 г. С сайта Nexx Digital можно скачать текстовый файл, описывающий расположение камер слежения на 2 декабря 2008 г.
– Ну, конечно. Ты же в курсе, что я, как и было спланировано, опускался на парашюте, отдельно от «Востока». А в Париже, при выступлении в ФАИ – Международной федерации аэронавтики, – пришлось врать, что внутри корабля. Эти гаденыши иначе не фиксировали рекорд.
Опыт, накопленный моряками при проводке судов на Дудинку и Ямал в сложных условиях полярной ночи, а также во время рейса атомохода «Арктика» на Северный полюс, позволил задуматься о возможности раннего высокоширотного рейса из Мурманска в Тихий океан. На заседании Коллегии Минморфлота было принято решение о проведении в первом полугодии 1978 года экспериментального рейса одного транспортного судна ледового класса УЛА (усиленный ледовый арктический) под проводкой атомохода по трассе Севморпути с запада на восток. Ответственным за организацию и проведение рейса от Администрации Северного морского пути был назначен Г. Д. Бурков, в то время – Главный государственный инспектор АСМП.
Наиболее же интересно применение танков ИС-3 (их в Израиле называли «танк Сталин» или «танк Сталин-3»). До 40 таких машин были захвачены у Египта в 1967 году. С нескольких таких танков были сняты двигатель и трансмиссия, на освободившемся месте размещен дополнительный боезапас, а сами танки установлены на наклонных бетонных поверхностях, позволявших придавать стволам их пушек угол возвышения в 45° против штатных 19°. Два таких ИС-3 использовались в ходе Войны на истощение в 1969–1970 годах в опорном пункте (ОП) «Темпо» Линии Бар-Лева (самый северный ОП из расположенных вдоль Суэцкого канала, в 10 км к югу от Порт-Саида), еще два – в ОП «Будапешт» (на берегу Средиземного моря, в 12 км к востоку от Порт-Саида). После истощения запасов трофейных 122-мм боеприпасов использование танков ИС-3 прекратилось. Данных, все ли они были вывезены из ОП или оставлены в них без использования, а также имелись ли ИС-3 в других ОП, к сожалению, нет. Известно только, что во время войны 1973 года один такой танк имелся (но не использовался) в ОП «Будапешт».
Вскоре оператор потерял управление ВУ-41, и тот по невыясненной причине взорвался в полутора милях к востоку от косы Камыш-Бурун. Больше попыток использования радиоуправляемых катеров у нас не делалось.
Еще 10 мая 1945 года в Пентагоне собрался Комитет по выбору целей для нанесения первых ядерных ударов. Начало боевых действий было назначено на 10 августа 1945 года. США хотели продемонстрировать всему миру, каким мощным оружием они обладают, поэтому первыми целями для ядерных ударов были выбраны японские города (Хиросима, Нагасаки, Кокура, Ниигата), которые не должны были подвергаться обычной бомбардировки с воздуха американскими ВВС. Утром 6 августа 1945 г. над Хиросимой было ясное, безоблачное небо. Как и прежде, приближение с востока двух американских самолетов (один из них назывался «Энола Гей») на высоте 10–13 км не вызвало тревоги (каждый день они показывались в небе над Хиросимой). Один из самолетов спикировал и что-то сбросил, а затем оба самолета повернули и улетели. Сброшенный предмет на парашюте медленно спускался и вдруг на высоте 600 м над землей взорвался. Одним ударом город был уничтожен: из 90 тысяч зданий разрушено 65 тысяч, из 250 тысяч жителей убито и ранено 160 тысяч.
22 ноября 1929-го года линейный корабль «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн» вышли из Кронштадта, а затем совершили тяжелый двухмесячный переход с Балтики на Черное море, и 18 января 1930 г. вошли в Севастополь. Корабли были включены в состав Морских сил Черного моря (МСЧМ)[747]. В 1932-м году, при немалой организационной помощи балтийских моряков, были созданы Морские силы Дальнего Востока (МСДВ). В частности, с 1932 г. по 1 июля 1934 г. на Дальний Восток из Ленинграда было отправлено для последующей сборки 25 средних подводных лодок типа «Щ» трех серий (12 единиц V серии, 8 единиц V-бис серии и 5 единиц У-бис-2 серии) и 4 сторожевых корабля («Метель», «Вьюга», «Молния», «Зарница»)[748]. В июле-октябре 1936 г. из Кронштадта на Тихий океан перешли Северным морским путем эсминцы КБФ «Сталин» и «Войков»[749]. А в 1939-м году из Ленинграда по железной дороге были доставлены на Дальний Восток 4 средние подлодки типа «Щ» Х-бис серии[750]. В июне-августе 1939 г. совершил переход из Кронштадта на Дальний Восток отряд кораблей КБФ в составе четырех базовых тральщиков («Т-1», «Т-2», «Т-3» и «Т-4»)[751]. Тогда же железнодорожным путем на ТОФ были отправлены еще 4 малые подлодки VI-бис серии[752].
Наметили специалисты и несколько конкретных дел, за которые дирижабли смогли бы взяться в первую очередь. Например, ежегодно на север и восток страны доставлять турбины для ГЭС, химические реакторы, оборудование для разведки, добычи и переработки нефти…
Вскоре надежды на всемирную революцию рухнули. Новых победоносных революций не произошло. По условиям Брестского мирного договора немцы и их союзники заняли Прибалтику, Украину, Северное Причерноморье. Под предлогом защиты доставленных ранее военных запасов от Германии в Мурманске и Архангельске высадились вооруженные силы Антанты, на Дальнем Востоке появились японские и американские войска. В 1918 г. началась Гражданская война. Для защиты революции нужна была сильная армия. Руководство Советской России дало указание о формировании 28 авиагрупп – по два отряда из 6 самолетов в каждом. Эвакуированных с фронта 230 самолетов и обнаруженных на авиаскладах запасов (в мае 1918 г. там находилось 656 боевых самолетов и 1633 мотора) для этого вполне хватало, но нужно было пополнять потери, обеспечивать работу авиашкол, поэтому самолетов требовалось больше. Тогда вспомнили о простаивающих авиазаводах. Уже в 1918 г. Красная Армия рассчитывала получить 1400 новых самолетов и 900 авиамоторов. На самом деле в1919 г. в Советской России было собрано 137 самолетов и 77 моторов, в 1920-м – соответственно 166 и 81.
Тем временем еще одну концептуальную модель дорожного автопоезда предложил генеральный директор Института машиностроения, доктор технических наук, Герой Беларуси и академик НАН М.С. Высоцкий. Разработанным им и его коллегами автопоезд состоит из седельного тягача, полуприцепа и двух прицепов общей длиной 45,5 м и грузоподъемностью 68 т. Такое транспортное средство предполагается использовать для перевозок на рекордно дальние трансконтинентальные расстояния – например, из Европы на Дальний Восток.
Магнитные полюса планеты не раз меняли своё местоположение. К примеру, семьдесят пять миллионов лет назад Северный находился на юге нынешней Евразии, а южный – в Боливии. А по расчётам учёных ещё двенадцать тысяч лет назад оба полюса располагались на противоположных сторонах экватора, по одной из гипотез изменив положение в результате войны Атлантиды и Гипербореи. Но чтобы проверить это, надо было исследовать Антарктиду и подводный мир Арктики, что в нынешние кризисные времена не представлялось возможным. Тем не менее в Антарктиде экспедиции работали, в том числе у озера Восток, на дне которого был найден артефакт древней цивилизации. Пришла пора заняться и дном Северного Ледовитого океана в районе полюса. Поэтому ничего удивительного в походе ледокола «Борей» к Северному полюсу не было, хотя формально он всего лишь проходил рабочие испытания.
За три года эксплуатации «СССР В-6 Осоавиахим» налетал более 1500 часов. Экипаж под командованием И. Панькова совершил на нем беспосадочный полет длительностью пять с половиной суток, частично во время нелетной погоды (это был мировой рекорд, который американцам удалось побить лишь через 20 лет), а также неоднократно совершал беспосадочные перелеты в Ленинград, Петрозаводск, Казань, Свердловск. Намечалось открытие грузопассажирской линии Москва – Урал – Сибирь – Дальний Восток, использование дирижаблей в Военно-морском флоте.
Однако в действительности они прилетели на десять минут раньше назначенного времени. Попутный ветер оказался сильнее, чем предсказывали метеорологи. По этой же причине не была набрана намеченная высота 2800 метров, которая позволяла лететь прямо к своим объектам в пологом пикировании. В результате бельгийские зенитчики на границе заметили приближавшиеся планеры и открыли по ним огонь. Однако, хотя элемент внезапности и был утерян, защитники форта все равно не ожидали нападения именно в таком виде, в каком оно произошло. В то время как солдаты и офицеры с биноклями всматривались в высь, ожидая увидеть немецкие бомбардировщики или купола парашютов, из утренней дымки с востока один за другим нарисовались непонятные силуэты самолетов без моторов…
17 декабря 1985 г. венесуэльский т/х «Гуайкамакуто» (3955 peг. т) ночью сел на скалы острова Тринидад. Судно получило ряд пробоин и стало заполняться водой. Экипаж спустил шлюпки и плоты и покинул судно. Расстояние до берега не превышало 0,5 мили, но не было видно сколько-нибудь безопасного подхода к нему: вся береговая полоса представляла собой сплошной ревущий бурун, где гонимые ветром океанские волны с чудовищной силой разбивались о рифы. Помощь бедствующим оказала береговая спасательная станция. Белыми сигнальными фонарями, красными и белыми ракетами спасатели показали бедствующим, что необходимо пройти вдоль берега к востоку на расстояние около мили, где была относительно спокойная лагуна. Экипаж благополучно высадился в указанном месте[38].
Новинки представил на пресс-конференции в Москве лично Уэйн Дэйви, вице-президент направления лазерных устройств печати НР по региону Европы, Ближнего Востока и Африки. Он подчеркнул уникальность российского рынка в мировом масштабе и отметил, что очередная инициатива компании – плод длительного изучения запросов и ожиданий отечественного потребителя.
Как мучительно тяжелы и бесконечны эти минуты молчания! Неожиданно в нашу сверхзасекреченную комнату кто-то ворвался и распахнул шире дверь. А из коридора доносятся позывные всесоюзного радио. В 10 часов 02 минуты в эфире раздался немного тревожный от волнения, торжественный голос Юрия Левитана: «Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаем сообщение ТАСС. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич».
В Лос-Анджелесе было объявлено, что посадка произойдет в 5:11 утра по времени Западного побережья. В пять утра мы уже стояли на балконе. И вдруг раздался громкий хлопок, потом еще один, а затем слева стало видно яркую точку. В отличие от звезд она быстро двигалась и увеличивалась в размерах. Прочертив свой путь по еще темному калифорнийскому небу с запада на восток, она зависла где-то над пустыней Мохаве, а потом стремительно пошла вниз. «Дискавери» приземлился. У ворот авиабазы его возвращения дожидалось всего несколько десятков фанатов космических путешествий. В былые годы их было куда больше. Их пропускали внутрь, но после 11 сентября все переменилось: правила безопасности отсекают поклонников космических зрелищ от объектов обожания.
При годичном обращении Земли вокруг Солнца направление земной оси в космическом пространстве остается практически неизменным, но меняется ее направление к Солнцу. Так, в июне Северный полюс Земли наклонен к Солнцу, а южный отклонен от него. Поэтому в Северном полушарии лето, а в Южном – зима. В декабре ситуация меняется диаметрально. Теперь к Солнцу повернут Южный полюс, а Северный отклонен от него. В это время в Южном полушарии лето, а в Северном – зима. В марте и в сентябре земная ось не наклонена ни к Солнцу, ни от него. Она расположена к Солнцу боком и направлена под прямым углом к линии, соединяющей Землю с Солнцем. В это время Солнце повсюду на Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе, день и ночь равны двенадцати часам.
В период с 1895 по 1898 год Россия начала военные действия по расширению территории на Дальний Восток. Российский флот выглядел достойно рядом с мощным японским флотом. Всем мировым стандартам соответствовали выстроенные в последние годы русские корабли: 10 эскадренных броненосцев, 11 крейсеров первого ранга и многочисленные миноносцы.
14 января 2011 года в городе Чанчунь в Китае жители вышли на улицу и замерли от удивления и страха. На небе появилось еще два солнца! Температура за одно мгновение подскочила на несколько градусов. Но вскоре два небольших светила исчезли так же неожиданно, как и появились. В Китае такое происходит не впервые. Появление на небе трех солнц в этой стране наблюдали 8 января 2011 года, тогда аномальное явление длилось около часа. Еще раньше, в марте 2009 года, сразу три солнца наблюдали на востоке страны, в городе Лоян. Что это: оптическая иллюзия или все-таки солнечная аномалия? Ответить однозначно на этот вопрос ученые не могут. Но то, что от Солнца в ближайшее время можно ожидать непредсказуемых явлений, – сомнений не вызывает. В последнее время астрономы наблюдали на Солнце аномальную неактивность. Все это время звезда как бы дремала…
При планировании авиационных ударов учитывалось также производимое на противника впечатление при воздействии – как повелось на Востоке, эффективность обычно напрямую зависела от произведенного эффекта. По этой причине иной раз достаточным оказывалось нанесение демонстративного БШУ, заставлявшее моджахедов отступить. Удары внушительных «пятисоток» разваливали любой дувал и могли подавить даже хорошо защищенную огневую точку. Мощные взрывы вызывали обвалы со склонов и ливень отколовшихся острых осколков камней. Попадание РБК давало хорошо видимую с воздуха зону поражения – пыльный эллипс, плотно засеянный разрывами осколочной «начинки».
?РКА, криволинейная конструкция, переброшенная через проём в стене или через пространство между двумя опорами – столбами, колоннами, пилонами и т. д. Арочные своды из кирпича начали возводить ещё шумеры и египтяне в 3-м тыс. до н. э. Столь раннее их появление объясняется отсутствием в странах Древнего Востока дерева, пригодного для удлинённых балочных перекрытий. Предполагают, что первые каменные арки применялись при строительстве крыш и проёмов ворот. Широкое распространение арочные конструкции получили в Древнем Риме (в акведуках, триумфальных арках и т. п.). Арка долгое время была единственным способом преодоления сравнительно больших пролётов, поэтому все древние каменные мосты – арочные (см. Строительные конструкции). В современном строительстве металлические и железобетонные арки применяют в качестве несущей конструкции покрытий зданий, пролётных строений мостов, виадуков и т. д.
2. Группы субмарин, готовые атаковать в случае высадки противника: северная (из шести средних субмарин) – к северо-востоку от Шетландских островов, южная (из трех малых субмарин) – к востоку от Оркнейских островов.
Данная модель БТР стояла на вооружении не только в Великобритании, но и в Африке, Юго-Восточной Азии, на Среднем и Ближнем Востоке.
К тому времени пошли дожди, стали дуть ветра. Налетая с севера, они свистели над островом, гнули голые ветви деревьев, ломились в оконные переплеты домов, рвали палатки, вздымали гигантские волны, которые с грохотом колотились в каменные стены волноломов, прикрывавших гавань. Заметно похолодало. Непогода заставила нас отложить часть операций. Но она исчезла так же быстро, как и появилась. Небо прояснилось, и теперь ветер ровно и спокойно дул с востока. Прогноз был благоприятен. Мы завершили последние приготовления, и моторные лодки доставили всех, кому предстояло принимать участие в испытаниях.
Стас заглянул в иллюминатор. Над тучами висела Луна. Под «Аннушкой» тучи вспыхивали грозовыми разрядами. Самолет трясло, как будто пассажиры ехали по булыжной мостовой. Чтобы успокоится, Стас вытащил из сумки книгу Льва Гумилева «Древняя Русь и Великая Степь». Первая же страница захватила его: «Еще на первом курсе истфака автору пришла в голову мысль заполнить лакуну во Всемирной истории, написав историю народов, живших между культурными регионами: Западной Европой, Ближним Востоком и Китаем (Дальним Востоком), то есть в Великой Степи». От чтива оторвал энергичный голос Чекодаева:
Бунт начался 29 апреля, когда суд оправдал четверых белых полицейских, жестоко избивших подростка-негра. Уже вечером на улицы вывалили многотысячные разъяренные толпы черных и «латинос». Полетели камни. Через несколько часов «город ангелов» превратился в ад. Загорелось семнадцать правительственных зданий. Происходящее напоминало гражданскую войну, восстание бедноты. И это – в двух шагах от Голливуда и фешенебельного района Беверли-Хиллз! Первыми бузу начали негры, но их тотчас поддержали латинские кварталы южного и центрального Лос-Анджелеса. Восток города властям удалось удержать. Толпы стали грабить, а потом поджигать магазины. Перед этим они включали пожарные брандспойты, чтобы защитить собственные дома от распространяющихся пожаров.
Первой Гагарина, который шёл по пашне колхоза «Ленинский путь» в сторону капсулы «Востока», увидела колхозница Анна Акимовна Тахтарова. Увидела и… оторопела. Даже испугалась. Но потом поняла – наш это человек. С такой-то улыбкой…
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я