Ада

  • А́да — женское имя еврейского происхождения, производное от «украшение», «удовольствие». Наряжать, надевать украшения, украшать себя; украшающая жизнь.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Траурные украшения (англ. mourning jewelry) — особая разновидность ювелирных украшений, носимых в знак траура по покойному.
Феронье́рка (фр. ferronnière, нем. Seht hierher) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. Фероньерки известны с эпохи Возрождения.
Коко́шник (др.-рус. ко́кошь «курица») — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Башкирские традиционные украшения — объекты и приёмы убранства человеческого тела у башкир с эстетической целью.
Диаде́ма (греч. Διάδημα от греческого слова diadeo, означающего «обвязать» или «закрепить») — головное украшение в виде венца, как правило из драгоценных металлов и камней. Диадема, не замыкающаяся в кольцо, называется тиарой.

Упоминания в литературе

Женщины Московии славились красотой, критерии которой определялись стародавними понятиями: красные щеки, блестящие длинные волосы и непременно дородность. Столь ценимая в Европе стройность признавалась болезнью, а потому заслуживала лишь жалости. Начиная с XVI века Россию часто посещали европейские путешественники. Один из них, немецкий историк Адам Олеарий (1603–1671 годы), оставил потомкам трактат «Путешествие в Московию», где представил подробное описание русских старинных обычаев. По его мнению, местные женщины «имели средний рост, стройное сложение, были нежны лицом. Городские жительницы все румянились, брови и ресницы подкрашивали черной или коричневой краской, даже те, кто в том не нуждался».
Украшением ограды хоров в соборе Толедо занимались многие мастера. Их имена занесены в документы, но по прошествии веков невозможно определить, кому из них принадлежала та или иная композиция. На мраморной стенке уместилось 50 рельефов, образно повествующих о жизни Иисуса Христа, Девы Марии, владык Испании и библейских героев. Так, на одном из них изображен пастух, указывающий Альфонсу VII дорогу к местечку Лас Навас де Толоса, где в 1212 году королевская армия разбила войска мавров. На другом рельефе воспроизведены вошедшие в историю переговоры Альфонса VI с Абукой Валидом по поводу разрушенной мечети. В отличие от европейских коллег испанские мастера позволяли себе вольности, подобные тем, которые можно увидеть в скульптуре толедского собора. На стенке хоров евангельские легенды чередуются с историческими; кроме того, художники не слишком строго придерживались канонов в отношении деталей, внешнего вида героев и даже их действий, что категорически не допускалось, например, во Франции. Непосвященный мог бы принять за бытовую сцену композицию, где Адам в поте лица копает землю, а Ева – заботливая мать и властная хозяйка – стоит рядом и следит за ходом работы.
Мало мы еще ценим старинную живопись. Мне приходилось слышать от интеллигентных людей рассказы о странных формах старины, курьезы композиции и одежды. Расскажут о немцах и других иноземных человеках, отправленных суровым художником в ад на Страшном суде, скажут о трактовке перспективы, о происхождении форм орнамента, о многом будут говорить, но ничего о красоте живописной, о том, чем живо все остальное, чем иконопись будет важна для недалекого будущего, для лучших «открытий» искусства. Даже самые слепые, даже самые тупые скоро поймут великое значение наших примитивов, значение русской иконописи. Поймут, и завопят и заахают. И пускай завопят! Будем их вопление пророчествовать – скоро кончится «археологическое» отношение к историческому и к народному творчеству и пышнее расцветет культура искусства.
Рассмотрим, в каких случаях миниатюристы использовали черный или близкие к нему темно-серый и темно-коричневый цвета. Прежде всего, черным цветом в книжной иллюстрации закрашивалась бездна ада и ее обитатели (илл. 20). Изображения бесов никогда не оставлялись белыми, не закрашенными серым, коричневым или черным цветом. По словам Ф. И. Буслаева, «малевали его (беса. – Н. Ю.) у нас издавна в византийской форме Ефиопа или черного человека»[90]. Другой характерной чертой в изображении бесов является то немаловажное обстоятельство, что почти всегда они представлены в профиль, в отличие от подавляющего большинства других персонажей. Отмечая характерность этого явления для христианского искусства с самого его зарождения, Л. А. Успенский в своей книге «Богословие иконы Православной Церкви» говорит о том, что «профиль в какой-то мере прерывает непосредственное общение; он уже начало отсутствия»[91]. Как составители житий, так и иллюстрировавшие эти жития миниатюристы избегали подробных описаний и разнообразных изображений нечистой силы. Агиографы кратко говорили о бесах и пространно – о подвигах преподобных, побеждающих их своей молитвой. «Древнейшие сказания, – замечает Ф. И. Буслаев, – распространенные на Руси, как национального, так и византийского происхождения, изображают беса в самых общих чертах, придавая ему только одно отвлеченное значение зла и греха»[92]. В миниатюрах же профильные изображения бесов и их черный цвет призваны были символически передать идею о зле и грехе как о чем-то несамостоятельном, чего Бог не сотворил, то есть как об отсутствии добра.
Черный в христианстве – это цвет зла, греха, ада, смерти. Но при этом, как в древности, черный значил ритуальную смерть для мира, поэтому это цвет монашеских одеяний.
Ярко-алый анемон согласно античной легенде появился из крови погибшего Адониса, проклятого могущественной Афродитой за пренебрежение к ее чувствам, которые богиня любви и красоты питала по отношению к гордому юноше. Насыщенный цвет лепестков этих растений невольно напоминает цвет крови. Однако, несмотря на довольно мрачную символику, традиционно закрепившуюся за этим цветком, это растение несет в себе сильный положительный заряд. Структурная форма анемона – трилистник. А цифра «3» испокон веку считалась магической. Она является составляющей числа «9», символизирующего высшую божественную силу. Магические символы чисел «3» и «9» явились основой образов Ада и Рая в «Божественной комедии» Данте. Кроме того, алый цвет анемона способствовал соотнесению этого цветка с роковой любовью, кипучими страстями души и тела. Анемон также может служить талисманом, одаривающим своего хозяина такими свойствами, как страстность, сексуальность, порывистость, отважность.
Первым здесь был погребен Владислав Локетэк, почивший в 1333 году. С тех пор рядом с ним и немного поодаль хоронили почти всех польских королей. Но не только монархи заслуживали такой чести. Кроме них, в главном храме города покоились простые люди – такие, как народный герой, предводитель восстания 1794 года Тадеуш Костюшко, в честь которого был насыпан курган и поставлен памятник перед Вавельским замком. Под каменными плитами собора лежат военачальники Юзеф Пилсудский и Юзеф-Антон Понятовский, поэты Юлиуш Словацкий и Адам Мицкевич. В самом центре собора находится серебряный Алтарь Отчизны – саркофаг святого Станислава, – куда короли по традиции возлагали свои военные трофеи. В ризнице собора хранятся шедевры польского искусства прошлых веков, а также уникальная реликвия – меч последнего из Ягеллонов, короля Сигизмунда Августа, который, согласно древнему обычаю, был сломан на его похоронах.
Холм на северо-западе от Иерусалима, место распятия Иисуса Христа назывался Голгофой не случайно. Это название происходит от древнеевр. Gilgeiles-Golal – «череп», т. е. место захоронения черепа (по русски букв. «лобное место»). По легенде внутри этого холма был погребен Адам. Это место служило у евреев обычным местом казни преступников. В момент распятия кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа – «адамовой головы» – в подножии креста. Голгофа в представлениях Святой Руси – «Пуп Земли», священный центр мира.
Современные филологи не в силах разгадать этимологию слова «дьявол». Но и в данном случае был задействован корень «бел». Исходная русская форма «Дий-Бел» («Божественный Бел») у семитов превратилась в Дьявола, а у греков в Диаболоса. С победой христианства эти языческие боги (воплощения Бела) были отнесены к представителям ада и покровителям мрачных и темных сил. И точно так же, как в случае с Велесом, в нашем языке утвердилась не исходная русская первооснова имен, а чужеродная. Согласно Библии, Вельзевул – бог филистимлян, но его имя в греческом написании читается как Велес-бог. Опять подтверждается присутствие русских в древней Палестине! Другой пример: Велиар – демоническое существо в христианской и иудаистической мифологиях. Смысл его имени для ученых неясен. В Ветхом Завете оно употребляется для обозначения чуждых богов. И это совсем не удивительно для нас, ибо Велиар – это Белояр (Бел ярый) или Бел-арий, бог древних русов, мигрировавших в Палестину.

Связанные понятия (продолжение)

Марийские украшения (луговомар. Марий шийдарман) — обязательная принадлежность марийского костюма, съёмное, подвижное убранство из различных материалов: металла, монет, бисера, бус, блёсток, раковин-каури, позумента, пуговиц, бахромы, тесьмы и др.
Пеплос, пеплон или пеплум (др.-греч. πέπλος, πέπλον, лат. peplum — буквально «покров») в Древней Греции и, впоследствии, в Древнем Риме (с VIII по II век до н. э.) — женская верхняя одежда из лёгкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники. Пеплум длиннее хитона, с большим количеством складок; правая сторона не сшита, несшитые кромки ткани отделаны каймой. Впоследствии похожую одежду носили кельты.
Таовала (тонг. taʻovala) — тонганская традиционная одежда, плетёная из пандана прямоугольная рогожа, которую мужчины и женщины носят поверх прочей одежды, подпоясываясь койровой или волосяной верёвкой «кафа». Дорогие таовалы могут иметь отделку с орнаментом. Износ таовалы не считается зазорным, а наоборот добавляет уважения носящему. По традиции таовалы и прочие традиционные ткани плетут женщины (обычно группами по 3—6 человек).
Кассо́не (итал. cassone, происходит от итал. cassa — ящик, сундук) представляет собой сундук, распространённый в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе (свадебный сундук). Вначале его украшали стукко, обивали бархатом или камчатой тканью, с XVI века его начинают украшать величественным резным декором. В начале XV века в Тоскане появилась мода украшать кассоне живописными панно на религиозные, мифологические...
Сюзане (тадж. Сўзана, узб. So'zana, перс. سوزندو‎) — это вышитый вручную настенный ковер, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово сюзане в переводе с таджикского языка означает «шитый иглой». Искусство изготовления таких тканей в Иране называется сузандози (перс. سوزندوزی‎).
Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.
Сва́дебное пла́тье — нарядная одежда, которую принято надевать на церемонию бракосочетания или во время обряда венчания невесте. Классическое свадебное платье традиционно бывает белого цвета, но цветовая гамма наряда практически не ограничена. Разнообразна не только палитра оттенков свадебных платьев, но и стилевые решения, применяемые при пошиве наряда.
Чокер (от англ: «choker» — душитель) — короткое ожерелье, которое плотно прилегает к шее, оснащено регуляторами размера. Такое украшение имеет множество разновидностей. Чокеры изготавливаются из ракушек, дерева, кости, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, кожи, пластмассы, бархата, атласа и тому подобное. Этот подвид ожерелья впервые появился в ІІ веке до нашей эры и поныне сохраняет свою популярность. Стоит отметить, что это украшение имеет глубокий подтекст, трактовка которого...
Бандо — женское украшение или головной убор в виде повязки или обруча, носимых непосредственно надо лбом. Обычно изготавливаются из ткани, например, тюля, бархата, атласа или кружева, но встречаются и ювелирные бандо из драгоценных металлов.
Тиара (лат. tiara; от др.-греч. τιάρα) — первоначально персидский головной убор в виде высокой шапки; впоследствии, в более широком смысле — драгоценное головное украшение, разновидность короны или диадемы.
Монисто — изделие (ожерелье) из жемчуга, монет, бляшек, бисера, бус, обработанных разноцветных камней, кораллов и так далее, указывало на социальный статус его носительницы.
Убор головной — термин, включающий как способы собственно причёски, так и способы убранства и покрытия головы.
Эгрет, или эгретка (фр. aigrette — от лат. цапля) — ювелирное украшение, похожее на брошь, крепящееся к головному убору или прическе. Как правило, основным элементом эгрета является птичье перо или пучок перьев, хотя встречаются изделия с растительными мотивами. Украшение было наиболее в моде в позднюю викторианскую эпоху (1880-е — 1890-е) и в 1920-е годы.
Фесто́н (фр. feston, итал. festone, от лат. festo — праздничная гирлянда, лат. festum — праздничный) — декоративный элемент в архитектуре. Изображается в виде гирлянды, перевязанной лентами. Иногда наряду с этим могут изображаться черепа животных или маски (т. н. «букраний» и «маскарон» соответственно). Происходит от древнеримских украшений, когда листья, цветы или фрукты обвязывали лентами.
улос (ulos) - длинный и широкий шарф из домотканой ткани у батаков, атрибут праздничной одежды . Перебрасывается через плечо и свисает спереди, почти касаясь ног. Носит сакральный характер, является символом благополучия и процветания.
Вьетнамский костюм — совокупность национальных костюмов народов, населяющих Вьетнам, а также современная одежда, которую носят его жители.
Украинская вышивка — один из видов народного декоративного искусства украинского народа в виде орнаментального или сюжетного изображения на ткани или коже. Вышивка производится вручную или с помощью швейных машин на предметах одежды, в основном на женских и мужских рубашках (вышиванках), а также на предметах домашнего обихода — скатертях, наволочках, полотенцах и т. п.
Манти́лья (исп. mantilla, от лат. mantellum — покрывало, покров) — элемент национального испанского женского костюма, длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, который обычно надевается поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в причёску, и падает на спину и плечи.
Дукач (личман, ягнус) — традиционная деталь украинского женского костюма, женское украшение в виде большой медалеподобной монеты с металлическим бантом, украшенным камешками. Для дукачей использовались австрийские дукаты Марии Терезии, русские рубли и местные украинские изделия с разнообразными изображениями. Дукачи носили на Левобережье: в Черниговской, Полтавской губерниях и на Слобожанщине. На Полтавщине дукачи имели с обеих сторон изображения религиозного содержания, такие дукачи дарили на свадьбе...
Лехéнга-чóли (ленга-чоли, хагра-чоли, чания-чоли) — женская одежда, популярная в Индии и Пакистане со времён Империи Великих Моголов, — государства, возникшего на территории современных Индии, Пакистана и Южного Афганистана.

Подробнее: Лехенга-чоли
Армя́нский национа́льный костю́м или армянский тара́з (арм. Հայկական տարազ) — традиционная одежда армянского народа.
Леи или лей (гав. Na Lei) — гавайское цветочное ожерелье (гавайские бусы), которое носят на шее.
Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка, укр. рушник, белор. рушнік, уціральнік, болг. ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир, тестемел, чевре, кесария, макед. рачник, пешкир, серб. пешкир, словен. rocnik, польск. ręcznik, чеш. ručnik, словацк. ručnik, карел. käspaikka) — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.
Ки́ка (кичка, сорока, рога, колотовка, шамшура, увязка, шеломок) — древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника (сорока — без рогов, кокошник — с высоким передом).
Шири́нка — в традиционной культуре восточных славян использовалась до начала XX как головной убор девушек и замужних женщин, относящийся к типу полотенчатых головных уборов (см. платок, убрус, намётка). Также служила ритуальным предметом свадебного обряда (свадебный рушник) у русских крестьян и небогатых горожанам европейских областей Российской империи, а также русских старожилов в Сибири.
Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.
Русские народные головные уборы, как в любой традиционной культуре, имели четкую дифференциацию. Некоторые его формы отмирали с течением времени, другие сохранились до XX века.
Убру́с (рус. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце; полес. старовіцька хустка, серпанок; белор. убрус; укр. обрус, убрус, плат, рантух, пінка, півка, завійка, рубець, ширінка, пелена, оковит, рубова хустка) — архаичный полотенчатый головной убор или часть убора замужней женщины в виде полотенца, как правило белого цвета, богато украшенного вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался под подбородком, закалывался булавками...
Произведения ацтекского искусства и красочные описания испанских завоевателей донесли до нас сведения о моде на одежду и украшения, существовавшей у обитателей древней Мексики.

Подробнее: Одежда ацтеков
Маленькое чёрное платье — одна из разновидностей коктейльного или вечернего платья чёрного цвета длиной до колен, которое можно надеть не только днём на работу в офис, но и на торжественный приём, дополнив платье аксессуарами.
Украшения — предметы, дополняющие одежду, имеющие магическое, символическое, функциональное и эстетическое значение. Они отражают мировоззрение, исторический путь, технологические и культурные достижения народа, подчеркивают поло-возрастной и социальный статус человека. Выполняются из твердых элементов в едином технологическом и художественном стиле, обогащают образ и пластику костюма. Как правило, являются съемными принадлежностями для наложения на одежду или непосредственно на части тела, т.е...
Вышива́ние (вы́шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
Вышива́нка (укр. вишиванка, белор. вышыванка) — современное разговорное название восточнославянской традиционной вышитой рубахи.
Хаори (яп. 羽織) — японский жакет прямого покроя без пуговиц, надеваемый поверх кимоно или с хакама. Полы хаори придерживает шёлковый шнур «хаори-химо» (яп. 羽織ひも), диаметром чуть более сантиметра и длиной 15 см, зачастую завязанный декоративным узлом. Обычная длина хаори — ниже пояса, но выше колена; материал зависит от сезона: летние хаори шьют из лёгких материалов без подкладки, зимние же могут быть хлопковыми, шерстяными и подбитыми ватой. Рукава либо повторяют форму кимоно (и тогда хаори надевается...
Кайтагская вышивка — вид вышивки односторонней гладью «в прикреп» по домотканной хлопковой ткани шёлковыми нитями. Впервые обнаружена исследователями в Кайтагском районе Дагестана, наиболее распространена в преимущественно даргинских районах: Акушинском и Дахадаевском. Самые ранние дошедшие до нас экземпляры датируются концом XVII века, большинство сохранившихся работ этого вида были созданы в XVIII—XX веках.
Изучение истории одежды и текстиля отслеживает появление и использование текстиля и других материалов. Изучение истории текстиля так же помогает отслеживать развитие технологий изготовления одежды в течение человеческой истории. Ношение одежды является исключительно человеческой характеристикой и является особенностью большинства человеческих обществ. Неизвестно, когда люди начали носить одежду, но антропологи считают, что шкуры животных и растительность были использованы как защита от холода, тепла...
Русская народная культура — духовная и материальная культура русских в её традиционном и внепрофессиональном аспекте.
Свадебный букет, букет невесты — это традиционный флористический аксессуар, дополняющий свадебное платье.
Ермо́лка, ки́па или кипа́ (иврит: כִּיפָּה кипа́, мн.ч. кипот, идиш: יאַרמלקע я́рмолке) — традиционный еврейский мужской головной убор. В словаре Даля ермолка — «лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особенно того вида, как на́шивали её евреи». В Энциклопедии «Религия» кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую...
Бурятский национальный костюм (бур. буряад дэгэл) — традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило...
Ювели́рное изде́лие — изделие из драгоценных металлов и камней (кольцо, серьги, браслет, колье, брошь, настольные украшения и пр.). Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт изделия.
Фата́ — «передник, полосатая ткань индийского производства», от араб. غطاء‎ ghūṭа — «передник, полосатая ткань индийского производства», от санскр. पट («пата») – «ткань») — женский головной убор в виде покрывала.
Византийский светский костюм — одежда, использовавшаяся светскими членами общества Византийской империи.
Кандзаси (яп. 簪, встречается также написание 髪挿し) — японские традиционные женские украшения для волос. Кандзаси носят с кимоно.
Фа́ртук (от нем. Vortuch польск. fartuch) (или передник, запон, иногда подол) — Предназначен для защиты одежды от грязи при кухонных работах. Придуман в 1208 году.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я