1. психиатр. возникновение нескольких ощущений при раздражении одного органа чувств вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую (цветной слух, цветное зрение, цветное обоняние) ◆ Большой интерес представляют случаи иррадиации возбуждения с центра одного высшего органа чувств на другой, или так называемые синестезии. В. А. Гиляровский, «Психиатрия», 1935 г. (цитата из НКРЯ)
2. психол. слияние, синтез модальностей восприятия ◆ Под синестезией разумеют такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную, — например, при цветном слухе качества зрительной сферы — на слуховую. С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии», 1940 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Блестящий» звук трубы, «кричащие краски», «терпкий колорит», «теплые цвета» — синестезии эти удивляют своим внешним противоречием рациональному мышлению. Александр Ярешко, «Возрождаем искусство звонарей», 2004 г. // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Синестези́я (от др.-греч. συναίσθηση < σύν «вместе» + αἴσθησις «ощущение») — нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Человек, который переживает подобный опыт — синесте́т.
Другое определение синестезии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.
Тактильная синестезия включена в перечень симптомов и клинических признаков МКБ-10 под кодом R20.8 («другие и неуточнённые нарушения кожной чувствительности»).
Однако во многих случаях термин «синестезия» («единство чувств») представляется неточным вследствие того, что существуют сложности в адекватном определении синестезии из-за включения в это понятие множества различных феноменов. Более точным может выступать понятие «Идеастезия».
В одной из широко распространённых форм синестезии, известной как графемно-цветовая или цвето-графемная, цифры или буквы воспринимаются окрашенными. В пространственной форме синестезии, или синестезии числовой линии, числа, годы, месяцы, и/или дни недели представляются расположенными в определённом месте пространства (например, 1980 может быть «дальше», чем 1990), или могут появляться в форме трёхмерной карты (например, расположенные по часовой стрелке или против неё).
Только часть типов синестезии была описана учёными. Осведомлённость о синестетическом восприятии варьируется от человека к человеку.
Хотя синестезия и являлась объектом пристального научного внимания в конце XIX и начале XX веков, в середине XX века она была заброшена учёными из-за малого числа объектов изучения. Психологическое исследование показало, что синестезия может иметь измеримые поведенческие последствия, и исследования изображений функциональной нейровизуализации головного мозга показали разницу в моделях активации мозга. Исследователи находят, что синестезия помогает творческому процессу. Психологи и неврологи изучают синестезию не только по причине её привлекательности, но и для достижения лучшего понимания процесса познания и восприятия, который является общим как для синестетов, так и для обычных людей.
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: багриться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
У некоторых людей восприятие неразделимо. Каждый образ окружающего мира они воспринимают как единое целое. Такое слияние образов называется синестезия.
Хант, опираясь на свои исследования, говорит о наблюдаемых им феноменах синестезий при спонтанных изменённых состояниях сознания, когда одна чувственная модальность говорит на языке другой.
Учёт механизмов синестезии, лежащих в основе природы семантико-перцептивных универсалий, даёт возможность с помощью экспериментального исследования конкретизировать и уточнить понятиеархетипа.