СИМВОЛИ́ЗМ, -а, м.
1. То же, что символика (в 1 знач.). Символизм свадебных обрядов. □ Недостатком лирической 94 драмы может быть наклонность к символизму и аллегории, — в чем более или менее справедливо упрекают вторую часть «Фауста». Белинский, Разделение поэзии на роды и виды.
2. Направление в европейском и русском искусстве конца 19 — начала 20 вв., выдвинувшее в качестве своего художественного приема символ, который понимался как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. искусств. направление в искусстве и литературе, возникшее в конце XIX века и объявившее основным художественным приёмом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений ◆ Бодлер развил некоторые мысли, которые Эдгар По не успел высказать или не имел времени договорить, придал символизму особую окраску; которая получила в истории литературы наименование декадентской, и написал целый ряд самостоятельных стихотворений, расширяющих область символической поэзии. К. Д. Бальмонт, «Элементарные слова о символической поэзии», 1900 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Французский символизм, родоначальник всего символизма как школы, выдвинул на передний план чисто литературные задачи: свободный стих, более своеобразный и зыбкий слог, метафору, вознесенную превыше всего, и пресловутую «теорию соответствий». Н. С. Гумилев, «Наследие символизма и акмеизм», 1913 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Внутреннее развитие той поэтической школы, которая возникла у нас в девяностых годах минувшего столетия и известна под именами «декадентства», «модернизма» и «символизма» (в узком значении слова), надо признать законченным. В. Ф. Ходасевич, «Русская поэзия: обзор», 1914 г. (цитата из НКРЯ)
2. символическое значение, приписываемое чему-либо ◆ Отточенная композиция картины, выверенная пластика фигур, ритм движения рук, сблизившихся в центре полотна, не касаясь друг друга ― всё это придаёт изображению встречи Марии Магдалины с Иисусом Христом почти эмблематическую форму, полную скрытого символизма, потаённых, сакральных смыслов. Светлана Степанова, «Явление Христа Марии Магдалине» // «Наука и религия», 2010 г.
Источник: Викисловарь
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.
Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом, — вот формула символизма.
— Ренэ Гиль. Этюды о французских книгах. — Аполлон, № 6
Источник: Википедия
СИМВОЛИ'ЗМ, а, мн. нет, м. 1. То же, что символика (книжн.). Кольцо было сделано довольно затейно и идейно — с символизмом. Лесков. 2. Направление в искусстве конца 19 и начала 20 вв., выражавшее упадочнические реакционные настроения буржуазии, в художественных образах создававшее символы мистических переживаний и представлений (лит., искус.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: айканье — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Понятие института как организующего принципа в исследовании концептуальной истории русского символизма предполагает сочетание индивидуального и коллективного творчества.
Ещё одной причиной эффективного применения народной куклы в психологии и педагогике является глубокий символизм процесса её создания.
Посредством числового символизма абстрактное становится конкретным, а попадая в семантическое поле, распознается и приобретает значение.