Немецкий романтизм (нем. Deutsche Romantik) — первоисточник континентального романтизма; господствующее направление в искусстве немецкоязычных стран Европы с конца XVIII до середины XIX века. Сформировался в Йене практически одновременно с английским романтизмом и раньше, чем аналогичные явления в других странах Европы.
Предромантизм в Германии (представленный, к примеру, знаменитой балладой «Ленора») пришёл на смену школе «Бури и натиска», которая подготовила его своими излюбленными темами борьбы с тиранией, конфликта свободолюбивой личности с существующим порядком. В этом отношении наиболее характерны драмы Шиллера («Дон Карлос», «Разбойники»). На рубеже веков иенская школа романтизма сосуществовала с веймарским классицизмом (расстояние между Веймаром и Йеной всего 24 км).
Характернейшая черта немецкого романтизма — смутное томление по высшей, идеальной действительности, по совершенной гармонии жизни и искусства (Sehnsucht). Новалис сумел выразить это томление в мистическом символе голубого цветка (Blaue Blume). Растущее осознание недостижимости идеала часто приводило романтиков к пессимистическому миросозерцанию (т. н. «мировая скорбь» — Weltschmerz).
Ранние романтики искали единства повседневной жизни и искусства в Средневековье и в солнечной Италии; для кружка назарейцев характерен культ ренессансной Италии. Приверженцы романтизма бежали от скучного капиталистического «мира цифр и рассудка» и уносились мечтой ко временам феодального миропорядка. Их вдохновляли горные и морские пейзажи, развалины старинных замков, яркие эмоции и загадки сверхъестественного.
Вслед за йенскими на сцену вступили (в 1804-09 гг.) гейдельбергские романтики, которые просвещенческому культу книжной учёности противопоставили народные предания и фольклор (сказки братьев Гримм, «Волшебный рог мальчика»); мыслители того времени часто рассуждали о «духе народа» (Volksgeist). На этой националистической основе сформировалась мифологическая школа.
Для немецкой прозы начала XIX века характерны новые жанры художнического и разбойничьего романа. Именно в недрах немецкого романтизма возродился также жанр новеллы, или рассказа (Клейст, Тик). Гофман подвёл итог первому этапу развития короткой романтической прозы своим объёмным сборником «Серапионовы братья» (1819-21).
Мадам де Сталь, сблизившись во время путешествий по Германии с братьями Шлегелями, полюбила придуманное ими слово «романтизм» и разнесла его по Европе (трактат «О Германии», 1813). Первые представители романтизма в России (вроде Жуковского и русских гофманистов) во многом ориентировались именно на немецкие образцы. В XX веке феномен немецкого романтизма исследовали, среди прочих, советские учёные Н. Я. Берковский и В. М. Жирмунский.
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: застекление — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Возводя корни соссюровского учения к раннему немецкому романтизму, Гаспаров, однако, не упоминает важное звено в этом наследовании.
Но здесь нас интересует йенская школа немецкого романтизма как источник базовой культурологической концепции.
Мифологическая школа возникла в идейном контексте немецкого романтизма в первой трети XIX в.