1. древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, сходный с лирой ◆ Но к звукам кифары примешался пронзительный скрип, будто стая чаек противно запищала над домом. Людмила Жукова, «Крылья Дедала», 1984 г.
Источник: Викисловарь
Кифа́ра (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara) — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры.
Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжёлый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI–V вв. до н.э. (впрочем, как и на всякой другой лире того времени) было семь струн, позднее в «экспериментальных» инструментах их количество увеличилось до 11–12 (см. Тимофей Милетский).
Изначально кифара использовалась для аккомпанемента пению. По-видимому, в классическую эпоху она стала использоваться также как сольный инструмент. Если ещё для Платона «игра на одной лишь кифаре» (др.-греч. κιθάρισις ψιλή) — признак дурной (лишённой «воспитательного» слова) музыки (Законы, 669e), то для модерниста Афинея — это уже особое мастерство, заслуживающее своего термина, «псилокифаристика» (др.-греч. ψιλοκιθαριστική).
Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаре́дом, по другой традиции, кифаро́дом (др.-греч. κιθαρῳδός); музыканта, играющего на кифаре (без пения),— кифаристом (др.-греч. κιθαριστής). Искусство пения под кифару у греков называлось кифаро́дией (др.-греч. κιθαρῳδία). Был разработан целый ряд формульных мелодических композиций — номов, на которые поэты распевали гекзаметрические стихи Гомера и стихи собственного сочинения. Кифародические номы были известны всем ценителям музыки по именам («Беотийский», «Эолийский», «Высокий» и другие) и использовались как «конкурсные» сочинения на праздниках и играх (например, Пифийских). Легендарным создателем кифародических номов древние считали (например, у Псевдо-Плутарха) Терпандра. Искусство игры на кифаре как таковой именовалось кифаристикой (др.-греч. κιθαριστική).
Кифара считалась инструментом Аполлона; в отличие от авлоса — инструмента Диониса.
В Средние века термином cithara называли различные струнные инструменты. От слова cithara (в средневековой орфографии citara) в новоевропейских языках произошли названия популярных музыкальных инструментов «гитерн», «цитра» и «гитара».
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: схимнический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Возвращалась к вечеру, садилась на открытой террасе, где высоко, смотрела на жемчужную гладь моря, чувствовала, как ветер треплет складки пеплоса, перебирала струны кифары.
Гости встретили их весёлыми кликами и девушка, гибкая, как тростинка, сияя улыбкой, сперва показала под звон кифары, как она жонглирует двенадцатью обручами, а затем начала знаменитую пляску с мечами.
В руках он держал кифару, и пальцы рассеянно перебирали струны.