Интегра́льная йо́га — неоведантистское религиозно-философское учение, созданное Шри Ауробиндо в начале XX века. Теоретическая часть учения изложена в книге «Жизнь Божественная», практические стороны освещены в книгах «Синтез Йоги» и «Письма о Йоге».
В наиболее общей форме интегральная йога может быть определена как метод достижения единства человека с духовной первоосновой мира без бегства от мира или разрыва связи с ним. Под влиянием Вивекананды, Ауробиндо в качестве первоосновы всего признает Брахмана, сущность которого, по мнению Ауробиндо, в корне отличном от мнения Вивекананды, обнаруживается в материи и духе, неразрывно связанных друг с другом. Под Брахманом при этом понимается единство трех принципов: Бытия (Сат), Знания (Чит) и Блаженства (Ананда).
С точки зрения интегральной йоги, правильное понимание места человека возможно лишь при учете двух противоположных процессов, происходящих в этом мире: инволюции и эволюции. Под воздействием присущих Брахману свойств самопроявления, самоограничения и самопоглощения в ходе божественной инволюции возникает мир. Под эволюцией понимается развитие духа/сознания, при этом история человечества предстает в качестве высшей стадии мировой эволюции; высшей же стадией самой истории выступает преобразование человеческой природы с помощью интегральной йоги.
Ауробиндо настаивает на необходимости целостного подхода к пониманию мира и человека и критикует односторонние концепции человеческой сущности: материализм, витализм, субъективный идеализм и спиритуализм. В качестве важнейшего результата интегральной йоги постулируется совершенствование всех составных частей человеческой природы в соответствии со следующей схемой:
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: раззадоривание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эта скрытая сторона реальности становится всё более очевидной, несомненной и важной по мере нашего познания динамического аспекта интегральной йоги.
Поэтому интегральная йога знания, любви и трудов должна расшириться и стать йогой духовного и гностического самосовершенствования.
В числе слушателей были как ученики школы, только ступавшие на путь сознательного духовного саморазвития, так и зрелые садхаки интегральной йоги, поэтому круг рассматриваемых вопросов отличался большим разнообразием.