1. акт, составленный особым должностным лицом, диспашером, и содержащий в себе определение рода морских убытков (аварии), исчисление общего их количества и ущерба каждого лица, участвующего в аварии
Источник: Викисловарь
Диспаша (фр. Dispache, dépêche, retule, despache; англ. average statement, average adjustment) — акт, составленный особым должностным лицом, диспашером, и содержащий в себе определение рода морских убытков (аварии), исчисление общего их количества и ущерба каждого лица, участвующего в аварии.
Составление диспаши имеет особое значение в случаях большой или общей аварии, когда для спасения корабля и груза от общей опасности шкипер предпринял меры, приведшие к повреждению корабля или груза. В этих случаях убытки, понесенные одним лицом, подлежат разложению и на других: между кораблем, фрахтом и грузом возникает общение.
Так как кроме лиц, непосредственно участвующих в аварии, в правильном разложении убытков заинтересованы и страховщики, то ввиду столь сильного разнообразия сталкивающихся интересов принято предоставлять учет и разложение убытков особым должностным лицам — диспашерам. Большое значение приобретает поэтому место составления диспаши, так как им определяется лицо, призванное к составлению её, порядок её составления и правила, которыми будет руководствоваться диспашер. Таким местом прежде всего является то, где заканчивается предприятие по морской перевозке. Общегерманское торговое уложение постановляет, что диспаширование должно иметь место в гавани назначения; если же она не может быть достигнута, то в той гавани, где корабль заканчивает свой рейс.
Большинство законодательств возлагает на шкипера обязанность приступить к составлению диспаши; но и каждое участвующее в аварии лицо имеет право требовать составления её.
Заявить об аварии (учинить морской протест) шкипер обязан в первом же порту, где есть перед кем сделать подобное заявление (перед нотариусом, за границей — перед консулом, а за отсутствием его — перед нотариусом или перед местным начальством).
При составлении диспаши для случая большой аварии диспашер должен:
Общее количество убытков определяется повреждением и гибелью не только тех предметов, на которые непосредственно направлена была мера шкипера, но и других, поврежденных или уничтоженных при исполнении распоряжения шкипера (например, чтобы иметь доступ к назначенной для срубки мачте, были сдвинуты и разбиты хрупкие вещи).
Не принимаются в расчет убытки от гибели или повреждения:
При исчислении убытков за основание принимается цена, за которую соответствующие предметы могли бы быть проданы на месте составления диспаши, если бы они были доставлены туда в неповрежденном виде; но при этом вычитается сумма, в которую обошлись бы их перевозка (фрахт), таможенные пошлины и др. расходы на месте; при оценке убытков от повреждения предметов вычитается еще и сумма, за которую предметы эти могут быть проданы на месте в своем поврежденном виде. Убытки, понесенные кораблем, оцениваются по издержкам починки или по тем издержкам, которые потребуются на приобретение вместо утерянного или испорченного снаряда; но при этом принимается в расчет и разница между старым и новым. Разложению подлежат и издержки по составлению диспаши.
Торговый Устав предусматривает еще один убыток, подлежащий разложению: издержки на вознаграждение шкипера и людей экипажа, спасших корабль (а с ним и груз) от нападения капера или пирата, а равно издержки на лечение раненых и на вознаграждение родственников убитых (в размере от 6-месячного до 2-летнего жалованья). Положим, что общее количество убытков выведено в 20000 руб. Эту сумму нужно разложить на аварийную массу. Аварийную массу составят, прежде всего, все предметы, которые спасены: корабль с его принадлежностями, все предметы груза, в том числе и такие, убытки от повреждения которых не подлежат разложению. Все эти предметы включаются в аварийную массу по той цене, по которой они могли бы быть проданы на месте составления диспаши, за вычетом опять-таки фрахта, таможенных пошлин и др. расходов на месте. Положим, что все эти предметы оценены в 170000 руб. Но в аварийную массу должны еще быть включены: 1) поврежденные предметы по той цене, по какой они стоят на месте в их поврежденном виде, положим, в 10000 руб.; 2) общее количество убытков, уже выведенных и подлежащих разложению, по правилу: pretium succedit in locum rei (цена заступает место вещи), то есть 20000 руб. Таким образом аварийная масса определится в 200000 р. 20000 р. убытков разложатся на 200000 р.; следовательно, каждое лицо, участвующее в аварии, уплатит аварийных денег в размере 10 % с принадлежащей ему ценности (груза, корабля и проч.), убытки же его возместятся ему лишь в размере 90 %, так как и на его долю выпадает 10 %, которые ему зачитываются. Собирает и раздает аварийные деньги шкипер или вообще инициатор диспаши. До уплаты аварийных денег корабль и груз считаются в закладе: таможня обязана наложить на них арест немедленно по заявлении шкипером о необходимости составления диспаши. Диспаша, составленная диспашером, имеет обязательную силу для участников аварии, помимо содействия суда (последнее требуется в Пруссии).
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нагретость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Величина этой доли устанавливается согласно составленной диспаше в виде расчёта по распределению расходов от аварии между судном, грузом и оплатой за перевозку (фрахтом).
АДЖАСТЕР – диспашер, специалист в области морского права, составляющий диспашу.