Италия. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Леонид Михрин

Это – сборник не либретто, а то, что у древних греков означает изложение в сжатой форме – синопсисы.Сборник представлен четырьмя книгами: Оперы Италии, Оперы Германии, Австрии, Оперы Франции – 350 синопсисов и Оперы Восточной Европы (России, Чехии, Польши и др.) – 240 синопсисов. Правда, есть еще оперы Англии и Америки, но это, видимо, будет пятая книга.Да простят меня музыковеды−профессионалы за смелость создания этого букета из полевых ромашек. Книги предназначены для любителей оперной музыки.

Оглавление

ГАСПАРЕ СПОНТИНИ

(1774—1851)

Спонтини обратил на себя внимание оперой «Женское упрямство», с успехом исполнявшейся в Риме во время карнавала в 1796 году. Спонтини писал оперы в стиле Чимарозы для придворных театров Неаполя, Палермо, Рима, Венеции. В Париже он сочиняет комические оперы во французском стиле. Широкое признание принесла Спонтини опера «Весталка».

Спонтини оказал влияние на зарождение французской «большой» оперы. Воздействие его музыки можно обнаружить и в творчестве Мейербера и в ранних сочинениях Вагнера, например «Риенци». Значительными операми Спонтини являются «Фердинанд Кортес, или Завоевание Мексики» и «Олимпия». Среди его других опер выделяются — «Два соперника», «Нурмахаль, или Праздник роз в Кашмире», «Альцидор», «Агнес фон Хохенштауфен».

Весталка

Музыкальная трагедия в 3 д., либретто В. Ж. Этьена (де Жуп).

Римский полководец Лициний возвращается триумфатором, одержав победу над галлами. Он любит Юлию, но она в его отсутствие дала обет умирающему отцу стать жрицей Весты. Лициний проникает в храм, где Юлия охраняет священное пламя на алтаре богини. Потрясенная встречей с любимым, она забывает об огне, и пламя на алтаре гаснет. Жрицу, нарушившую обет, живой замуруют в подземелье. Тщетно Лициний умоляет верховного жреца отменить приговор. Когда Юлия спускается в подземелье и Лициний пытается освободить ее, совершается чудо: молния зажигает потухший огонь на алтаре. Веста простила жрицу и сняла с нее обет безбрачия. Спасен и Лициний, осужденный на казнь за святотатство.

Гаспаре Спонтини итальянский композитор, автор опер, кантат, месс и других музыкальных сочинений; один из основоположников жанра большой оперы

Автор «Весталки» выступил как художник новой эпохи. Бурный драматизм музыки, ее торжественность, обилие воинственных маршей отвечали духу наполеоновского режима. Опера была принята театром по требованию императрицы Жозефины. «Весталка» привела в восторг Наполеона, хотя его музыкальные вкусы, в общем, были чужды современности. Он понял, что композитор прославляет величие империи, осуждает бунт.

Фернан Кортес

Опера в 3 действиях, либретто В. Этьена.

Спонтини был выразителем вкусов и стиля наполеоновской империи. «Фернан Кортес» написан по заданию Наполеона I — духу его политики отвечало возвеличение жестокого конкистадора, залившего кровью Мексику. Опера изобилует сценами сражений, парадов, шествий.

Брат Фернана Кортеса Альваро попал в плен к мексиканцам и осужден на смерть. Амазили, сестра касика (вождя) Теласко, любит Кортеса и хочет спасти жизнь его брата. Вопреки желанию касика, верховный вождь индейских племен Монтесума посылает Амазили в лагерь Кортеса для переговоров. Вслед за ней приходит и Теласко: Альваро будет казнен, если войска Кортеса не отступят. Кортес отказывается принять эти условия и велит сжечь свои суда. Он оставляет Теласко заложником, а затем отпускает его на свободу. Теласко снова разжигает былую ненависть соотечественников, и Кортес, чтобы спасти Альваро и Амазили, штурмом берет столицу мексиканцев. Амазили с помощью Альваро удается остановить войну и примирить Кортеса с Монтесумой.

«Фернан Кортес» — не только апофеоз завоевателя, но и проповедь соглашательства. Если в образе Теласко дано воплощение ненависти к испанцам, то Амазили олицетворяет идею примирения враждебных лагерей на основе подчинения власти завоевателей. Именно она оказывается главной героиней оперы.

Олимпия

Действие 1. В храме Артемиды Эфесской, во время ритуальной службы в честь богини, объявляют о примирении царей Антигона и Кассандра, причастных к убийству Александра. Как залог союза Антигон готов взять в жены рабыню Кассандра Аменаис. Та в свою очередь влюблена в Кассандра. Однако ее мать Статира, вдова Александра, скрывающаяся в храме под видом жрицы отвергает союз Олимпии и Кассандра, подозревая последнего в причастности к убийству мужа.

Действие 2. В священной роще приносят жертву Артемиде. Статира раскрывает свое подлинное имя и имя своей дочери Олимпии. Кассандр защищается от обвинений в убийстве Александра. Статира отказывает обоим женихам дочери, поддержанная Антигоном который собрал сторонников чтобы атаковать Кассандра.

Действие 3. Олимпия все еще любит Кассандра, который ненадолго появляется в храме. Он собирает верных людей, чтобы отразить нападение Антигона. Антигон смертельно ранен и, проклиная Артемиду, сознается в убийстве Александра. Олимпия теперь сможет стать женой невиновного Кассандра с согласия Статиры.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я