Протоевангелие

Протоевангелие (лат. Protoevangelium) — в лютеранской теологии: концепция, согласно которой Евангелие (как благая весть Бога человечеству) во-первых не тождественно первым четырём книгам Нового Завета, а во-вторых было даровано ещё Адаму. Библейским основанием для этой концепции является фрагмент книги Бытия, где Бог говорит о «семени жены», которое поразит змея в голову (Быт. 3:15). Одним из первых теологов на это обратил внимание Мартин Хемниц, не используя при этом сам термин «Протоевангелие»:

О «пра-Евангелии» в Ветхом Завете упоминает и Адольф фон Гарнак. В основе этой концепции лежит принципиальное и догматическое разделение Закона и Евангелия, но не формальное (Закон=Ветхий Завет, а Евангелие=Новый Завет), а содержательное, согласно которому Закон — это действие запретов, а Евангелие — это провозглашение милосердия. Само понятие «евангелие» как «благовестие» (лат. evangelizas; нем. Predigerin) неоднократно встречается в Ветхом Завете (Ис. 40:9; Ис. 57:7; Ис. 61:1). Поскольку указание на приход Мессии содержатся ещё в Ветхом Завете, то там содержится и Евангелие. Эта концепция позволила некоторым лютеранским богословам утверждать существование Церкви не только до Христа, но и до Моисея. Например, Дж. Т. Мюллер (1934) утверждал, что «Церковь Христова значительно древнее Святого Писания» Сведенборг высказал гипотезу о существовании Древнейшей Церкви на территории Великой Татарии. В значительной мере такие гипотезы были обусловлены характером лютеранской (и протестантской в целом) экклезиологии, которая отвергала связь Церкви с апостольской преемственностью и утверждала наличие невидимой Церкви как «сообщества святых»

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я