Двенадцатичленная формула бытия

Двенадцатичленная формула бытия, или 12 нидан, — в буддизме — схема причин и следствий — взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), образующих круговорот страдания (сансару).

В начале этой схемы-цепочки находится неведение (авидья), которое называют «корнем сансары». Звенья цепи последовательно порождают друг друга, и двенадцатое звено приводит снова к первому. Так цепочка причин и следствий создаёт круговорот существования, которому присуща неудовлетворённость (дукха).

Поскольку эта схема образует «порочный круг», есть толкование, что авидья — корневая причина лишь в переносном смысле, но не «абсолютное начало или первопричина сансары»: наравне со всеми остальными элементами цепочки, авидья как их следствие, так и причина. Согласно буддийской школе Мадхъямака, авидья означает наделённость ума предвзятыми идеями и понятиями, из-за которой существа конструируют мир идей, накладывающийся на реальность и своими формами и качествами заслоняющий её.

Осознание этой цепочки ведёт к освобождению от страданий:

Чтобы понять природу нашего существования, мы начинаем с понимания двенадцати звеньев обусловленного возникновения, которые определяют форму и путь нашей жизни по мере её развёртывания. Тот, кто может созерцать эти двенадцать звеньев, полностью поймёт причины страдания, как и путь от страдания к освобождению.

Двенадцатичленная формула бытия включает в себя следующие звенья:

Неведение (пали. avijjā IAST, санскр. अविद्या, avidyā IAST, тиб. маригпа, кит. 無明 у-мин — авидья) относительно своей истинной природы и истинной природы окружающих вещей, незнание Четырёх благородных истин и эгоцентризм. Неведение является причиной:

Формирующих факторов (пали. sankhārā IAST, санскр. संस्कार, тиб. дхудже, кит. 行 син — самскара), состоящих из кармических факторов прошлых жизней и создающихся кармических факторов. Формирующие факторы определяют:

Виджняну (пали. viññāṇa IAST, санскр. विज्ञान, тиб. намше, кит. 識 ши) — различение «сигналов от разных чувственных анализаторов (индрий)», а также в более близком контексте «индивидуальное перерождающееся сознание» с семенами стремлений в виде кармических привычных тенденций. Сознание «спускается» в чрево матери, где происходит формирование:

Нама-рупы (пали. nāmarūpa IAST, санскр. नामरूप, тиб. мингчжук, кит. 名色 мин-сэ) или пяти скандх, образующих личность. Нама-рупа действует на:

Шесть сфер познания (пали. saḷāyatana IAST, санскр. षडायतन , тиб. кьече друк, кит. 六入 лю-жу — шад-аятана) — сферы «видимого, слышимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом)». Благодаря сферам возникает:

Контакт (пали. phassa IAST, санскр. स्पर्श, тиб. рекпа, кит. 觸 чу — спарша) сфер с чувствами (сферы видимого со зрением, сферы слышимого со слухом, сферы осязаемого с осязанием, сферы обоняемого с обонянием, сферы ощущаемого на вкус со вкусом, сферы воспринимаемого умом с манасом). Контакт является причиной возникновения:

Приятных, неприятных и нейтральных ощущений (пали. vedanā IAST, санскр. वेदना, тиб. цорва, кит. 受 шоу — ведана). В результате чего появляется:

Жажда (пали. taṇha IAST, санскр. तृष्णा , тиб. сепа, кит. 愛 ай — тришна) или желание, которое неизбежно превращается в:

Присвоение (привязанность) (пали. upādāna IAST, санскр. उपादान, тиб. ленпа, кит. 取 цюй — упадана) или попытку удержания «объектов чувств и мыслей». Присвоение является основным элементом цепи с точки зрения возможности разрушить схему. Если человек посредством своей воли и правильного мышления прекращает присвоение, то заканчивается процесс формирования:

Становления (существования) (пали. bhava IAST, санскр. भव, тиб. сипа, кит. 有 ю — бхава) или «возможности перерождения в одной из трёх сфер» (лока), появляющейся в новом рождении. Рождение также связано с проявлением виджняны, нама-рупы и шести сфер познания. Рождение приводит к:

Старости (пали. jarā IAST — джара), которая приводит к:

Смерти (пали. maraṇa IAST — марана).В другой классификации одиннадцатым звеном является рождение, а двенадцатым — старение и смерть.

В формуле существует не только последовательное воздействие элементов друг на друга, но и более сложное круговое воздействие. Например, виджняна появляется в схеме три раза: на третьем звене, на четвёртом в качестве одной из скандх и на пятом, где в буддийской традиции шести сферам ставят в соответствие шесть виджнян.

Д. Люстхаус предполагал, что Шакьямуни сформулировал схему в обратном порядке, начав с вопроса «Почему существует смерть?» и дойдя таким образом до неведения.

Считается, что перед пробуждением Будда изучал все звенья цепи с тем, чтобы увидеть «слабое звено», уничтожив которое можно достигнуть освобождения. Будда указывал, что невозможно изменить прошлое и первые два звена вместе с ним, а также невозможно изменить связанные с этими звеньями факторы виджняны, нама-рупы, контакта, шести сфер и ощущений. Но взаимодействие жажды и присвоения поддаётся изменению. В части школ считается, что для пресечения данной связки Шакьямуни создал практику памятования смрити. В ряде текстов на место «слабого звена» претендовали и некоторые другие факторы, в частности, желание.

Буддолог А. В. Парибок считает, что формула взаимозависимого происхождения является для буддизма «универсальным выраже­нием любых психофизиологических процессов», также высказывая мнение о невозможности её истолкования на данный момент, так как «ни один из исследователей её поистине не понял».

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я