Казённая палата
Казённая палата — губернское учреждение министерства финансов Российской империи . Название происходит от древнего смысла учреждения: места для хранения казны , также называвшегося казённым двором.
В Российской империи казённые палаты были учреждены в 1775 году, имели коллегиальное управление и занимались всем казённым управлением, включая управление государственным имуществом и строительством. Казённой палате были подчинены губернские казначейства .
Впоследствии круг деятельности палат постепенно суживался: заведование государственными имуществами перешло к особым управлениям, часть дел финансовых отошла к акцизным управлениям и, наконец, ревизия счетов, которая также лежала на казённой палате, была передана в 1863 году контрольным палатам . Одновременно палата из коллегиального учреждения была обращена в учреждение бюрократическое.
На казённую палату со второй половины XIX века возлагалось счетоводство и отчетность по приходу и расходу сумм в губернских и уездных казначействах, непосредственно ей подчинённых. Палата наблюдала за поступлением государственных доходов, понуждая к их уплате, но сама не вводила и не взимала никаких сборов, равно как не могла отменять установленных сборов. Она распоряжалась производством всех губернских расходов, но без разрешения министерства финансов никакого заранее не предусмотренного расхода допущено быть не могло. Казённая палата производила торги на любую сумму, но утверждала торги лишь на сумму до 5000 рублей. Палата налагала в определенных законом случаях взыскания за нарушения уставов казённого управления и ведала дела ревизские, к которым относилось перечисление из одного податного состояния в другое. Исполнительной власти палата не имела; её бесспорные требования приводились в исполнение полицией. При палате состояли податные инспектора и податные присутствия.
Губернские учреждения не имели, как правило, штатных бухгалтеров, и не вели собственной финансовой отчетности. Казённые палаты выполняли (с незначительными исключениями) функции объединенной бухгалтерии для всех государственных учреждений губернии.
В конце XIX века во главе палаты стоял управляющий (прежде председатель), который единолично разрешал почти все дела. Управляющий был по старшинству третьим лицом в губернии. Он состоял в IV классе (действительный статский советник ), назначался на должность Высочайшим приказом по представлению министра финансов. Общее присутствие Казённой палаты в составе её управляющего, его помощника и начальников отделений палаты., которое составлялось, под председательством управляющего, из его помощника и начальников отделений, с присоединением к ним в некоторых случаях представителей от контрольной палаты и военного ведомства, созывалось лишь для некоторых важных дел, как, например, производство торгов, уничтожение контрамарок на обывательские подводы и вышедшей из употребления гербовой бумаги , свидетельство казначейств и т. п. По делам о казенных торгах и подрядах в присутствии председательствовал губернатор; по делам, связанным с финансовым контролем — принимал участие представитель Контрольной палаты.
В ведении Казённых палат состояли податные инспекторы и их помощники. Обязанности податных инспекторов состояли в расчете прямых налогов, высылке налогоплательщикам окладных листов (извещений о начислении налога), ведении учета по сбору прямых налогов, проверке отчетности налогоплательщиков (производилась редко, в особых случаях). Налоги вносились налогоплательщиками в казначейства. Податные инспекторы осуществляли свои обязанности по податным участкам, не совпадавшим с административным делением на волости и уезды. Институт податных инспекторов был учрежден в 1885 году.
В отличие от губернских правлений, имевших унифицированный штат, казенные палаты разделялись на несколько разрядов по штату, в зависимости от объема доходов и расходов в губернии. В среднем, в палатах было по 30-50 чиновников.
Казённые палаты не имели подчиненных учреждений в уездах.
Казённые палаты были ликвидированы после революции.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Временнообязанные крестьяне — бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года, но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за пользование помещичьей землёй.
Почто́вый тракт — в России с XVIII века название дороги, по которой осуществлялась перевозка почтовых отправлений.
Пу́стошь — запустевшая (пустопорожняя), заброшенная, никем не владеемая, земля, на которой когда-то было поселение, но откуда люди ушли из-за войн, голода, смерти последних владельцев, исчезновения источников воды. Близко по смыслу к термину «урочище». Пустошью также назывался дальний от главного селения участок, не входящий в надел. Сходное по звучанию и значению слово «пу́стынь» — означает удалённую монашескую обитель, что ещё раз подчёркивает удалённость пустошей от обжитых мест. Кроме того, пустошью...
Двор (от. слав. -dvor в значениях «дом», «изба», «семья вместе со своим домом») — в сельской местности все живущие в одном месте семейным союзом, так что крестьянская «семья» и «крестьянский двор» тождественны. Термин «двор» принимается за единицу счисления во многих случаях и в особенности при распределении натуральных повинностей.
Савакоты , савакот, саваки (фин. savakot, savolaiset) — одна из народностей финского этноса, сложившаяся на территории провинции Саво. Помимо своей коренной территории, савакоты проживали также в Ингерманландии, куда часть их была переселена в ходе миграций XVII века. Там на основе савакотов и эвремейсов сложилась другая народность — ингерманландцы.
Упоминания в литературе
Следующим шагом в области администрирования стало учреждение министерств, провозглашенных Манифестом от 8 сентября 1802 г.[89] В тот же день был издан именной указ «о правах и обязанностях Сената»[90], согласно которому начальники губерний «должны относиться к нему рапортами и доношениями» (пункт 7). Начала создаваться и отлаживаться так называемая линейная система. Губернаторы становились чиновниками МВД, назначались по представлению соответствующего министра, от него получали указания, перед ним отчитывались так же, как капитан-исправник получал указания от губернатора и перед ним был ответственен за свою деятельность. Аналогично проводились линии Министерства финансов через
Казенную палату , вплоть до уездного казначея и Министерства юстиции через губернские и уездные суды.
В 1847 году Харитонов и Беляев, а также ставший впоследствии директором кредитной канцелярии Министерства финансов Ю.А. Гагемейстер и И.А. Дюкруаси были назначены членами Особой комиссии по увеличению местных доходов и сокращению расходов на гражданское управление в Закавказском крае. По словам Харитонова, поводом для создания комиссии была рядовая просьба Тифлисской
казенной палаты предоставить ей дополнительно 500 тыс. руб. для «усиления кассовых средств»29. Этих средств не хватало для покрытия издержек по гражданскому управлению Кутаисской и Дербентской губерний. Кавказский комитет, рассмотрев представленные министром финансов сведения о количестве ежегодно перечисляемых Государственным казначейством средств на нужды гражданского управления краем, пришел к выводу, что объединение бюджетов не только не освободило имперскую казну от вливаний в бюджет края, но даже еще более обременило ее. Сумма перечислений в период с 1840 по 1846 год иногда достигала 8000 тыс. руб. серебром. По мнению комитета, такие «подкрепления» были не только «чрезвычайно тягостны для Государственного казначейства», в частности из-за своей «неопределительности», но и ставили в «затруднительное положение самого наместника кавказского», который никогда не имел гарантии в том, что эти пособия действительно поступят в его распоряжение30.
В довершение этой системы через несколько месяцев, в апреле 1885 г., была учреждена должность податного инспектора. Главной обязанностью этого чиновника, работающего в подчинении
казённой палаты , стало руководство работой по промысловому налогу81. Председательство в податном присутствии требовало от инспектора основательного знания торгово-промышленной жизни в участке, так что работа инспектора (как она виделась Департаменту окладных сборов) была не столько канцелярской, сколько практической. Для Сибири закон 1885 г. предусмотрел инспекторов только в западной её части. На деле необходимые вакансии в штатах западносибирского чиновничества появились только восемь лет спустя. В марте 1894 г. действие податных инспекторов распространили и на Восточную Сибирь82.
Структура губернского управления в целом напоминает структуру управления наместничествами. Главой губернии является губернатор, назначаемый Императором и находящийся в двойном подчинении: непосредственно его деятельность контролируется Наместником, опосредованно – Комитетом министров. В осуществлении власти губернатору содействует Общее собрание губернского начальства, состоящее из двух отделений – управительного (или губернского правления) во главе с гражданским губернатором, и
казённой палаты во главе с вице-губернатором (ст. 65–67). Каждое из этих отделений делится на экспедиции, отвечающие за конкретную отрасль управления в губернии. Общее собрание должно было рассматривать наиболее важные вопросы (их круг предполагалось установить в специальном законе), а также отменять все решения нижестоящих чиновников, если те противоречат законам. Кроме того, губернатор как председатель Общего собрания мог обратиться к Наместнику в Правительном Совете наместничества об удалении с должности чиновника, оказавшегося виновным в нарушении законов (ст. 69). Как и в случае с Госсоветом и наместническими советами, члены Общего собрания губернского начальства имели только право совещательного голоса, все решения принимались единолично губернатором (ст. 70). Но с другой стороны, такое решение должно было предварительно рассматриваться в Общем собрании, т. е. принцип единоначалия всё-таки ограничивался. Как и на вышестоящих уровнях, на уровне губернии также вводился принцип контрассигнатуры. Руководитель экспедиции был обязан скрепить своей подписью решения Общего собрания, касающиеся его ведомства. Если он был не согласен с ним, то должен был записать своё мнение в специальный протокол, тем самым, освобождая себя от ответственности (ст. 71).
На местах основными финансовыми органами были
казенная палата (в губернии) и уездные казначейства. Изначально казенная палата возглавлялась вице-губернатором, а затем решили назначить председателя казенной палаты. Таким образом, функции по контролю местными финансами передавались руководителю палаты.
Связанные понятия (продолжение)
Ладожский уезд - административно-территориальное образование на востоке Водской пятины. В состав уезда входило южное Приладожье и нижний бассейн реки Волхов. Центром уезда был город Ладога. Затем уезд был укрупнен и преобразован в Новоладожский уезд.
Мы́за (эст. mõis, фин. moisio, латыш. muiža) — в Эстонии, Латвии и Ингерманландии — отдельно стоящая усадьба с хозяйством, поместье (швед. håff, нем. Gutshof).
Эвреме́йсы ((фин. äyrämöiset), эвремейсет (от фин. äyrämöiset, äkrämöiset) — устоявшееся русское название, согласно финско-русской практической транскрипции — эурямёйсет) — исчезнувший коренной народ западной части Карельского перешейка. По одной из версий, источником происхождения названия является языческий бог земледелия Экряс (фин. Äkräs), упоминаемый Агриколой.
О́бжа — единица площади для поземельного налога в Новгородской земле в XV—XVI веках. Равнялась площади земли, которая вспахивалась с помощью одной лошади в течение одного светового дня.
Загво́здка (устар. За́гвоздка) (фин. Ylä-Sakoska) — исторический район города Гатчины (Ленинградская область). Находится на востоке города, между железной дорогой и окружной автомобильной дорогой. Преимущественно малоэтажная жилая застройка, в том числе старинные деревянные дома на ул. Солодухина.
Титулярный советник — гражданский чин IX класса. Слово «титулярный» здесь означает «номинальный» — уже не секретарь, но ещё не полноправный советник, своего рода кандидат в советники.
Ореховский уезд (Нотебургский лен) — административно-территориальное образование на территории юго-западного Приладожья в XV—XVIII веках, входившее в состав России (Водская пятина) и Швеции. Центром уезда был город Орешек в истоке Невы. В XVIII веке реорганизован в Шлиссельбургский уезд...
Колле́жский сове́тник — гражданский чин VI класса в Табели о рангах. Соответствовал чинам армейского полковника и флотского капитана I ранга.
Жеребя́тки (Жеребя́та) (фин. Serepetta) — упразднённая деревня на территории Гостилицкого сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области.
Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского...
Надво́рный сове́тник — гражданский чин VII класса в Табели о рангах в России. Соответствовал чинам подполковника в армии, войскового старшины у казаков и капитана II ранга. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие». Знаками различия данного чина являлись двухпросветные петлицы, или погоны с тремя звёздами.
Губе́рнские учрежде́ния — совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления, платы) и периодически собираемыми собраниями (присутствия, съезды, комитеты, комиссии). Губернские учреждения, в целом возглавляемые чиновником министерства внутренних дел — губернатором, находились под началом различных министерств и ведомств. Основным законом...
Контрольная палата — местное учреждение государственного контроля в Российской империи, занимавшееся документальной ревизией счетов всех государственных учреждений губернии.
Камерир (от нем. Kämmerer) — камерный чиновник в провинции эпохи Петра I, подчинённый Камер-коллегии, а также чин в последние месяцы правления Павла I.
Реформа Киселёва — это проведённая в 1837—1841 годах по инициативе министра государственных имуществ Российской империи Павла Дмитриевича Киселёва реформа управления государственными крестьянами.
Земский участковый начальник — чиновник Российской империи в 1889—1917 годах, сочетающий на территории своего участка (меньшего, чем уезд) административную власть по отношению к крестьянам и их сообществам (сельским обществам и волостям) и ограниченную судебную власть по отношению ко всему населению. В период контрреформ как администрирующие чиновники заменили собой уездные по крестьянским делам присутствия, а как судебная инстанция — заменили упраздненных мировых судей. Верхними инстанциями по отношению...
Бли́жняя канцеля́рия — орган административно-финансового контроля над деятельностью государственных учреждений России, созданный Петром I, и существовавший в 1699—1719 году. Являлся канцелярией Боярской думы. Руководил коллегией генерал-президент, эту должность занимал Никита Зотов.
Каха́новская комиссия — особая комиссия для составления проектов местного управления под председательством статс-секретаря М. С. Каханова, по докладам министра внутренних дел графа Н. П. Игнатьева, работавшая с 1881 по 1885 год.
Городская реформа 1870 года (реформа городского самоуправления) — одна из либеральных реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась ещё в 1862 году, но император выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.
Госуда́рственный контро́ль Российской империи (Государственный контроль Россійской имперіи) — орган Комитета министров Российской империи, осуществлявший контрольно-счётные и наблюдательные функции в области прихода, расхода и хранения капиталов государственного бюджета, а также бюджетов всех министерств и ведомств по отдельности.
Земская реформа — одна из либеральных «великих реформ» Александра II, предусматривавшая создание системы местного самоуправления в сельской местности — земских учреждений или просто земства. Главным актом реформы стало издание 1 января 1864 года Положения о губернских и уездных земских учреждениях.
Мирово́й посре́дник — чиновничья должность с 1859 года в Российской империи для улаживания поземельных отношений между помещиками и крестьянами и надзора за крестьянскими учреждениями. Мировые посредники назначались губернаторами с утверждением сенатом; просуществовали в центральных губерниях до 1867 года, дольше сохранялись в западных губерниях (кроме Витебской, Могилёвской и Минской), а также в закавказских.Апелляционной инстанцией для них являлись уездные съезды, кассационной — губернские по крестьянским...
Городовое положение 1862 года — закон о проведении реформы городского общественного управления Москвы, принятый в 1862 году. Его проект был подготовлен комитетом под председательством генерал-губернатора П. А. Тучкова. В его основу легли принципы Городового положения 1846 года, разработанного для Санкт-Петербурга. Одной из целей реформы было привлечение к участию в городском общественном управлении неподатных слоёв населения. Городовое положение заменило Шестигласную думу Общей думой, в которую избирались...
Генерал-контролёр — начальник Контрольного департамента Государственного контроля Российской империи, ранее генерал заведывающий контрольною частию государства.
Министерство внутренних дел Российской империи — орган государственной исполнительной власти Кабинета Министров Российской империи, осуществлявший административно-распорядительные функции в сферах государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.
Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.
Подробнее: Земство
Палата шахматной доски (англ. Exchequer) — высший орган финансового управления в средневековой Англии, во владениях Плантагенетов во Франции, а также в Шотландии, один из первых специализированных финансовых органов в европейской истории. Название произошло от способа подсчёта и проверки денежных поступлений от финансовых чиновников на местах с использованием клетчатого сукна, напоминавшего доску для игры в шахматы. На ранних этапах развития этого органа он сочетал финансовые, административные и...
Таможенный голова — в России (Руси) в XVI—XVII веках управляющий (голова) уездной таможенной избы, отвечающий за сбор таможенных пошлин.
Гакенрихтер (от нем. Hakenrichter — сошный судья) — должность в Эстляндской губернии, которая соответствовала по статусу лифляндскому орднунгсрихтеру и была учреждена в XV веке.
Генералите́т , фина́нсовый о́круг (фр. généralité) — главное подразделение регионального управления финансами во Франции в XVI—XVIII веках.
Коллегия экономии синодального правления (1726—1786) — правительственное учреждение в Российской империи для управления земельными владениями духовных лиц и учреждений и сбора с них казенных доходов. Была образована в 1726 году на базе 2-го департамента синодального правления в ходе проводимой секуляризации церковных земель. Коллегия экономии ограничила значение Синода, но с воцарением Анны Иоанновны последнему удалось вновь подчинить Коллегию себе.
Порядковые гражданско-военные комиссии — органы местной (региональной) администрации в Речи Посполитой. Созданы 6 ноября 1789 года. Четырёхлетним сеймом 1788-1792 гг. по инициативе послов браславского Томаша Вавжецкого и новогрудского Михаила Берновича. С февраля 1790 года постоянно-действующие органы исполнительной власти. В 1791 году подчинены Комиссии полиции обоих народов.
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.
Генера́л-губерна́тор (англ. Governor-General, в Канаде и Индии Governor General) — назначенный представитель главы государства или правительства для управления некоторой территорией, обычно колониальной. Этот титул используется Британской Короной в Королевствах Содружества Наций, или в бывших британских владениях. Например, пост генерал-губернатора Индии существовал с 1773 по 1950 год. Представитель Короны — термин, используемых в различных конституциях для обозначения генерал-губернатора; неформально...
Лорд-казначей (англ. Lord High Treasurer) — одна из высших церемониальных должностей Великобритании. Лорд-казначей возглавляет Казначейство Её Величества и является третьим по старшинству среди церемониальных должностных лиц королевства.
Золотой век Российского дворянства — принятый в историографии период с 1762 по 1796 года, когда дворянство Российской империи переживало свой наивысший расцвет. Принято считать, что период начался с правления Екатерины II, однако некоторые историки утверждают, что период начался с правления Петра III, так как он своим манифестом от 18 февраля 1762 г. объявлял дворян свободными от обязательной военной службы.
Волостной суд — внутренний суд волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи, состоящий из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция суда была очень ограниченной и распространялась на мелкие имущественные споры, а также проступки с максимальным наказанием в 15 суток ареста, и только на крестьян данной волости.
Государственный совет (также иногда сокращённо Госсовет) — высшее законосовещательное учреждение при российском императоре в 1810—1906, позднее, в 1906—1917 — законодательный государственный орган, фактически — верхняя палата парламента Российской империи, существовавшая наряду с нижней палатой — Государственной думой.
Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия — чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале — августе 1880, созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным, и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению...
Квартирная или постойная повинность, состоящая в обязанности населения отводить помещения (постой) для войск в местах их постоянного расположения (зимние и летние квартиры) или временных остановок долгое время составляла во всех почти европейских государствах главный способ снабжения вооруженных сил квартирами.
Рентме́йстер — должность в провинции в России. Введена в результате Областной реформы Петра I. Рентмейстер выполнял функции казначея, подчинённого камериру. Назначался Штатс-контор-коллегией. В обязанности рентмейстера входил сбор денег, поступающих от плательщиков, земских комиссаров и магистратов, а также выдача денег по законным требованиям. При этом требовалось вести строгую отчётность, для которой устанавливались пять книг. Каждый год в рентерее проводилась ревизия. За похищение казённых денег...
Упоминания в литературе (продолжение)
Больше значение придается совершенствованию управления и контроля на местах, в губерниях. В 1775 г. Екатериной II утверждены «Учреждения для управления губерниями Российской Империи». Они четко определили обязанности, полномочия и структуру губернских органов, в том числе по осуществлению управления и контроля. В этот период временно расширяются и усиливаются полномочия прокурорского надзора, прокуратура практически становится одним из важнейших управленческих и контролирующих структур (подробнее об этом в последующих главах). В центре и на местах созданы экспедиции о государственных доходах,
казенные палаты , доимочные комиссии для взыскания недоимок. Впервые введены кредитные установления.
В России того периода управление государственным и местными бюджетами функционировало как вертикальная система учреждений. Так, на губернском уровне территориальными органами Министерства финансов были
казенные палаты , а на уездном – казначейства.
Устанавливается новая попытка совершенствования ревизионного дела. В 1775 г. издается «Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи», которым устанавливались
казенные палаты , в их обязанность входила функция ревизий счетов губернских учреждений.
27 октября 1782 г. Екатерина II издала указ «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров». Согласно ему в каждой западной приграничной губернии учреждалась новая стража, которая находилась в ведении генерал-губернаторов. Таможенные сборы поступали в губернские
казенные палаты губерний.
Ситуация стала меняться после того, как в 1775 г. были введены в структуру управления губерний должности губернских и уездных землемеров. В составе землемерной (чертежной) части
казенных палат должны были быть кроме губернского землемера два младших землемера и два чертежника. Межевые чины вели размежевание заводских и крестьянских земель, составляли ландкарты, решали различные земельные вопросы.