Цитаты со словом «крестьянская»
Область
поиска
«Черты для характеристики русского простонародья» (Добролюбов Н. А., 1860)по всей классике
Оттого-то необходимо удержать еще на долгое время телесное наказание в
крестьянских общинах, оттого-то опасно выводить их из-под благодетельного, отеческого надзора помещиков.
Но строгой оконченности и всесторонности, повторяем, невозможно еще требовать от наших рассказов из
крестьянской жизни: она еще не открывает нам себя во всей полноте, да и то, что открыто нам, мы не всегда умеем или не всегда можем хорошо выразить.
А в рассказе раскрывается естественное и ничем незаглушимое развитие в
крестьянской девочке любви к [свободе] и отвращения к рабству.
Им рассказывают случай, доказывающий, что и в
крестьянском сословии [возможна и] естественна любовь к свободному труду и независимой жизни и что развитие этого чувства не нуждается даже в пособии литературы.
У
крестьянской старушки воспитываются две сироты: племянница ее Маша и племянник Федя.
Напротив, он казался [вполне] нормальным [и понятным] для всякого знакомого с
крестьянской жизнью.
Взгляните, в самом деле, на положение
крестьянского мальчика или девочки и подивитесь, как у них могут сохраниться [человеческие] стремления.
[Между
крестьянскими детьми вы встретите нередко таких же наивных радикалов, как и между детьми других сословий.]
В
крестьянских детях они встречаются не только не меньше, чем в детях других сословий, но даже еще чаще.
Причина понятна:
крестьянские дети, говоря вообще, свободнее воспитываются, отношения между младшими и старшими там проще и ближе, ребенок раньше делается деятельным членом семьи и участником общих трудов ее.
Крестьянский ребенок в своей необразованной семье не может слышать ничего подобного и потому долее остается верен природе [и здравому смыслу, пока наконец не угомонит его тяготение внешней силы, вооруженной всеми пособиями новейшей цивилизации и опирающейся на все силлогизмы и хрии, изобретенные просвещенными и красноречивыми людьми…]
[Вот эта-то сила, тяготеющая над простолюдином и] останавливающая нормальный ход [его] мысли, оставляет обыкновенно более свободы женщине, нежели мужчине: и вот почему сказали мы выше, что самая сущность дела оправдывает выбор женского лица для изображения живых [свободных] стремлений мысли и воли в
крестьянском сословии.
Крестьянский мальчик [рано надевает на себя тягу,] испытывает на деле несостоятельность всех своих дум и мечтаний и приучается регулярно подавлять свою мысль [и заглушать свои высшие стремления].
Отчего происходит это явление, как не от бессознательного присутствия в каждом мужике, в каждой бабе
крестьянской того же чувства, которое так ясно и сознательно выразилось в Маше Марка Вовчка?
Да, мы находим, что в «Маше» рассказан не исключительный случай [, чуждый нашей жизни и могущий произойти разве с одной из ста тысяч
крестьянских душ], — как претендуют [плантаторы] и художественные критики.
А как скоро уж он на эту точку станет, — он ее применит и к делу; в этой практичности состоит особенность
крестьянской мысли [, и в этом заключается ее сила].
Отсюда мы можем сделать простой вывод о том, куда направятся
крестьянские силы, как скоро они получат право свободно располагать своим трудом: как Маша, при первой вести о возможности свободы, закричала, что она работать будет, хоть закабалит себя, только бы заработать свой выкуп, так точно и целая масса, после освобождения, обратится к усиленному труду, к заботам об улучшении своего положения.
Мы говорили только о том, что должно быть вообще, по требованию логики и наблюдений над
крестьянским бытом и характером; но мы нимало не хотим касаться специально хозяйственных и административных вопросов, подлежащих рассуждению комиссии, [и заранее определять возможные последствия тех мер, какие будут приняты правительством.
Но наша задача состоит только в указании на некоторые черты народного характера, а вовсе не в определении способа действий
крестьянских комитетов и комиссий, до которых нам здесь совсем нет дела.
Эта Груша,
крестьянская девочка, в самом деле была весь свой век игрушечкою своей барышни и барыни, а барышня и барыня, [загубившие ее век,] были, в сущности, совершенно невинные, добрые создания, которые никогда бы не согласились мучить и губить людей: они могли только играть, забавляться ими.
Барышня, требуя себе Грушу, которую тут же и назвали Игрушечкой, разумеется, и не подозревает всей безнравственности своих требований, потому что она еще не имеет понятия о юридических отношениях, существующих между ею и
крестьянской девочкой.
В «Надёже» мы видим девушку, полюбившую
крестьянского парня и ожидающую, что он к ней посватается.
Обратимся же теперь к
крестьянскому миру: кто не согласится, что там разве в виде редкого исключения могут встретиться обстоятельства, которые бы лелеяли правильное и полное развитие нежной, доброй натуры!
К несчастию, надо признаться, что обе крайности в
крестьянском нашем сословии выказываются несравненно ярче, нежели в других классах общества.
Мы не думаем, именно потому, что, при всех искажениях
крестьянского развития, мы видим в народных массах наших много того, что мы назвали «деликатностью».
Но и в теперешнем [искаженном] состоянии
крестьянского быта и мысли мы видим следы живого, хорошего направления этой деликатности.
В
крестьянском сословии почти невообразим тот разряд людей, к которому принадлежит такое множество прекрасных, образованных, молодых и старых господ в больших городах, — господ, многие годы очень недурно проживающих «на шарамыжку», без всяких определенных средств и с вечными, тоже неопределенными, долгами.
Не мудрено, что и в
крестьянском быту общее мнение часто бывает нелепо, иногда нечестно по неискренности, иногда совсем скрыто по малодушию.
Против всего этого мы не думаем спорить; мы даже готовы прибавить, что во всех случаях, где нужно собирать голоса и по ним узнавать общее мнение, в
крестьянском сословии, вследствие его непривычки вести собственные дела по своему собственному желанию, оказывается гораздо больше бестолковщины, чем где-либо.
Такие лица, как Надёжа, с первого взгляда представляющиеся исключительными, оказываются, при внимательном рассмотрении обстоятельств и характера, вовсе не так редкими в
крестьянском сословии, как мы привыкли думать.
Принужденные иметь такую мерку для оценки нравственного достоинства людей среди нашего общества, мы должны быть очень довольны, когда видим хоть возможность появления в
крестьянском сословии таких личностей, как Катерина.
Цитаты из русской классики со словом «крестьянская»
Ассоциации к слову «крестьянский»
Синонимы к слову «крестьянская»
Предложения со словом «крестьянский»
- Сама ясновидящая вы простой крестьянской семье выросла, с детства знала, что такое тяжёлый труд.
- Кубяк говорил, что по контрольным цифрам народного хозяйства индивидуальному крестьянскому хозяйству предоставляется в этом году меньше средств, чем в прошлом году.
- Тема защиты родины соединена в былинах с уважением к простому крестьянскому труду.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «крестьянский»
Что (кто) бывает «крестьянской»
Значение слова «крестьянский»
Афоризмы русских писателей со словом «крестьянский»
- Главное в крестьянской жизни — это <…> свобода! Хозяин ты есть сам себе. <…> Ты можешь от всякого требовать уважания к себе…
- Жизнь современного крестьянина на каждом шагу, кажется, вопиет о том, что только дружество, сотоварищество, взаимное сознание пользы общинного, коллективного труда на общую пользу — суть единственная надежда крестьянского мира на более или менее лучшее будущее, единственная возможность «сократить» те невероятные размеры труда, поглощающего всю крестьянскую жизнь, не оставляя досуга, который теперь лежит на крестьянине таким тяжелым и, как мне кажется, бесплодным бременем.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно