Неточные совпадения
Сверх того, — и это самое главное, — буддийское ничто, небытие, нирвана, всеединство безразличия (tat twam asi — это
есть ты [Формула выражения единства субъекта и
объекта в индийской философии (Чхандогья-Упанишада, VI, 12).
В замкнутом субъективизме, имманентизме и психологизме неповинна поэтому даже и эта религия, как бы ни
было скудно ее положительное учение о Боге [На это справедливо указывает Гартман, у которого вообще мы находим чрезвычайно отчетливую постановку проблемы религии в ее общей форме: он устанавливает, что «всякий
объект религиозной функции
есть бог; бог
есть не научное, но религиозное понятие; наука может заниматься им, лишь поскольку она
есть наука о религии.
Насколько трансцендентное
есть «трансцендентальный
объект религии», настолько же вера
есть неустранимая и непревосходимая ее основа.
Это признание для теоретического разума может
быть названо гипотезой, а по отношению к пониманию
объекта, данного нам путем морального закона (высшего блага), значит по отношению к потребности в практическом направлении, верой и притом верой чистого разума, ибо только чистый разум (как в его теоретическом, так и в практическом применении)
есть тот источник, откуда оно возникает» (Кант. Критика практического разума, пер.
Но это расширение теоретического разума не
есть расширение спекуляции, т. е. не дает права делать из этих понятий позитивное употребление в теоретическом отношении (??), так как здесь практический разум делает то, что эти понятия становятся реальными и действительно получают свои (возможные)
объекты.
Следовательно, это не
есть расширение познания о данных сверхчувственных предметах, но расширение теоретическою разума и его познания по отношению к сверхчувственному вообще, поскольку это побуждает нас допустить, что
есть такие предметы, хотя мы и не имеем возможности определить их точнее, значит расширить наше познание об
объектах.
Старость
есть крепость, сила кафоличности, которая как бы сосредоточивается от времени на отдельных
объектах.
Философствование
есть рефлексия разума на осознанные, в качестве истинных, его узрения, играющие роль исходных аксиом, а вместе и
объектов рефлексии, критического исследования, анализа, доказательства.
Только в мышлении достигается «то тожество, при котором знание полагает в своем
объекте себя для себя», оно «
есть дух, разум, опредмеченный для самого себя» (121).
Объект религии, Бог,
есть нечто, с одной стороны, совершенно трансцендентное, иноприродное, внешнее миру и человеку, но, с другой, он открывается религиозному сознанию, его касается, внутрь его входит, становится его имманентным содержанием.
Объект религии, Божество,
есть нечто по существу своему трансцендентно-имманентное или имманентно-трансцендентное.
Полная трансцендентность предмета мышлению делала бы его вполне невозможным как
объект мышления, или окончательно немыслимым; полная же его адекватность мышлению свидетельствовала бы о полной его имманентности: в божественном разуме, в котором мышление и бытие совпадают в едином акте, нет и не может
быть антиномий, болезненных разрывов и hiatus'oв [Пропасть, зияние (лат.).], составляющих естественное свойство разума человеческого.
Мы считаем такое понимание весьма односторонним, за него
была покарана еще философия Гегеля, притязавшая философски дедуцировать все эмпирическое бытие и обанкротившаяся на этом притязании (от него
был свободен, до известной степени, даже философский отец имманентизма Кант, утверждавший непознаваемую Ding an sich [Вещь в себе (нем.) — термин философии И. Канта.], которая
есть не что иное, как
объект мышления, ему неадекватный).
Таким исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого.])
есть самообман, ибо условно методологические операции мысли, служащие лишь для ассимилирования мыслью ее
объекта, здесь смешиваются с самим
объектом.
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из опыта, который
есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный
объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных основах всякого философствования.
Он
есть Субъект откровения и вместе его
Объект.
В Боге же не может
быть места этому раздвоению, Он
есть «μονάς», абсолютная единица, в Нем субъект и
объект мышления совпадают.
Актуальность ничто
есть поэтому метафизическое хищение, на которое, однако, наперед дано
было соизволение Творца всяческих, возлюбившего мир в его свободе, а не в качестве только
объекта Своего всемогущества.
Ложный спиритуализм в любви
есть такая же ошибка эротического суждения, как и голая чувственность, обнаженная похоть, ибо истинным
объектом любви является воплощенный дух или одуховленная плоть [Каббала дает такое объяснение брака: «Все духи и души, раньше чем они отправляются в этот (низший) мир, состоят из мужской и женской части, которые (наверху) соединены в одно существо.
Неточные совпадения
Делать всё для масс народа, а не ждать ничего от них; массы составляют
объект нашей деятельности, но не могут
быть нашими сотрудниками до тех пор, пока они инертны, как теперь, — начал он, как будто читал лекцию.
Абсолютное может
быть в душе политика и душе народа, в субъекте социального творчества, но не в самой политике, не в социальном
объекте.
Она, конечно,
есть, но она не «объективна», она и не «субъективна» в дурном смысле слова, она по ту сторону уже вторичного разделения и противопоставления субъекта и
объекта, по индусской терминологии она
есть атман и брагман.
Материализм, т. е. абсолютизация вещи и
объекта,
есть наследие буржуазного миросозерцания.
В конце концов на большей глубине открывается, что Истина, целостная истина
есть Бог, что истина не
есть соотношение или тождество познающего, совершающего суждение субъекта и объективной реальности, объективного бытия, а
есть вхождение в божественную жизнь, находящуюся по ту сторону субъекта и
объекта.