Он рано приобрёл известность как теоретик и публицист российского марксизма, вёл острую полемику, был сторонником свержения
самодержавия и установления диктатуры пролетариата.
Сообщение о свержении царского
самодержавия было встречено солдатами и частью офицерского состава с нескрываемой радостью.
Считалось, что при традициях русского
самодержавия будет достаточно обратить в католицизм царя, и народ автоматически последует за ним.
В реальности российское
самодержавие ограничивало государственное вмешательство в новые сферы деятельности и мешало бюрократии взять на себя модерные задачи и функции.
В 1825 году дворянская интеллигенция, политически обобщив эту потребность, пришла к военному заговору с целью ограничения
самодержавия.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: механизаторский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Падение
самодержавия застало практически всех большевистских лидеров далеко от российской столицы.
Так или иначе, но национальную политику
самодержавия с русской национальной точки зрения нельзя признать удачной.
После реформ 1860-х годов с крепостниками произошло то же, что и с большинством сторонников неограниченного
самодержавия после 1905 года.
Всё больше и больше углубляется пропасть между политическими лагерями, между оппозицией и сторонниками
самодержавия.
Говорилось, преимущественно, о влиянии церковной проповеди на развитие идеи
самодержавия.
Правительственный кризис всё больше расшатывал государственный аппарат, являвшийся наряду с армией важной опорой
самодержавия.
Так, через цензуру императрицы прошёл акт от 18 февраля 1905 г., гласивший о незыблемости
самодержавия.
Нетрудно было видеть, что
самодержавие народа, о котором я когда-то мечтал, есть в действительности совершенная ложь и может служить средством для тех, кто более искушён в одурачивании толпы.
Как видим, неточность в формулировании или, того хуже, самовластное преступление юридического принципа
самодержавия приводит к довольно серьёзным последствиям, если не подрыву её основ.
Это была та политическая оппозиция, которая вышла из подполья в момент междуцарствия января 1730 года и попыталась ограничить
самодержавие подобием конституционного акта.
Много ли, судите сами, может быть общего у императора-самодержца и непримиримого врага
самодержавия?
Царь-освободитель верил в то, что
самодержавие является лучшей и наиболее органичной для русского народа формой правления.
Напротив, вполне возможно и исторически гораздо более вероятно, что
самодержавие падёт под давлением одного из тех стихийных взрывов или непредвиденных политических осложнений, которые постоянно грозят со всех сторон.
Первым и центральным актом февральского пролога явилось крушение
самодержавия.
Интересно, что одноглавый орёл уцелел в 1917 году, когда по всему городу сносили символы
самодержавия – орлов двуглавых.
Острая нехватка продуктов в промышленных центрах страны способствовала развалу режима
самодержавия.
И что важнее всего, университет в условиях
самодержавия был оазисом свободы слова и мысли.
Поздние славянофилы поставили на службу сохранения
самодержавия и имперской власти концепцию нации как этнического явления, навсегда приросшего к телу русского народа.
Стремление славянофилов исправить
самодержавие могло быть полезно.
Сначала хотелось сохранить
самодержавие и помещичье хозяйство, хотя, как и в передовых странах, у нас уже полным ходом шла промышленная революция.
Да, среди сотен людей, которые в конце XIX – начале XX века объявили целью своей жизни свержение ненавистного
самодержавия и создание нового общества, было много евреев.
Интеллигенция же, как наиболее образованная и культурная часть общества, мечтала о серьёзных политических реформах, а если говорить точнее, о ликвидации
самодержавия.
Как российские властители пришли к идее, что уважение частной собственности является оплотом
самодержавия?
Крики «Долой
самодержавие!», полиция разгоняет буйную толпу.
Только сегодня утром супруг говорил про возможные террористические акты со стороны противников
самодержавия.
Однако вернёмся к теме укрепления
самодержавия.
Недееспособность
самодержавия стала видна и военным профессионалам – попытка царских властей подавить стихийные народные возмущения силой не удалась, военные просто отказались повиноваться.
Тогда он заявил: «Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало
самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный родитель».
Поэтому для меня земство есть основа
самодержавия.
Уничтожение
самодержавия коренным образом изменило обстановку, явилось громадным шагом вперёд в политическом развитии страны, всех её регионов.
Энергичное осуждение либеральным политиком правительства и устремлений к абсолютной власти
самодержавия отнюдь не означали сигнала к выступлению масс, но скорее последний пункт в длинном обвинительном заключении против самодержавного режима.
Казалось, главное сделано –
самодержавие рухнуло.
Вот и получилось, что воспитатель будущего русского самодержца, то есть человека, который готовился заступить на пост, совершенно антимасонский, сам был вольным каменщиком, то есть принадлежал к тайному обществу, созданному для сокрушения монархий, а в первую очередь – русского православного
самодержавия.
Этот конец
самодержавия был, конечно, закономерен.
Во времена проклятого
самодержавия подобное происходило достаточно часто, без чего сам побег из неволи был бы проблематичен.
Однако в среде интеллигенции, деятелей культуры возникло и со временем приобрело немалую популярность иное мнение: это – бесстрашные борцы за правое дело, за справедливость, свободу, равенство и братство, за освобождение русского народа от гнёта
самодержавия, мироедов, эксплуататоров.
Революционная армия нужна для военной борьбы и для военного руководства массами народа против остатков [sic] военной силы
самодержавия.
Считалось, что оно напоминает покроем сарафан: ещё с конца XVIII в. при дворе имели место некие национально-патриотические потуги, особенно усилившиеся с 30-х гг. XIX в. – времени утверждения идеологии
самодержавия, православия и народности (так называемой официальной народности).
Большинство представителей российской литературной и политической интеллигенции возмущались, по их мнению, повальной правительственной коррупцией, взращённой и пестуемой прогнившим
самодержавием, которое использовало правовые институты как орудие господства; они бичевали её с безудержной яростью.
Скорее всего работа их имела характер подготовки на всякий случай: будь то большевистское выступление, падение власти, крушение фронта, поддержка диктатуры или, наконец, для некоторых членов организаций – восстановление
самодержавия.
Но здесь вновь оказался в самом центре событий, среди возбуждённого, плохо управляемого отряда последних вооружённых защитников
самодержавия.
Нормальный рост созданных в 1860-х годах учреждений уже вёл к тому, что неограниченное
самодержавие оказалось позднее ненужным и вредным; оно держалось на подчинении крепостного крестьянского большинства дворянскому меньшинству.
Самодержавие должно обновиться, встать на путь содружества с землёй.
Он знает это, он несёт наказание, но в сравнение с ошибками, которые допускаются любой формой
самодержавия (автократии) – они незначительны.
Вопрос становления
самодержавия в XV–XVI вв. требует отдельного исследования.