АВТОМОТОСПОРТ. Малая энциклопедия. Часть 2 – Время

Юрий Александрович Мелентьев, 2019

Книга представляет широкий исторический спектр становления и развития отечественного и мирового автомобилизма и, на его основе, автомобильного и мотоциклетного спорта. Часть 2 – «Время» – содержит, расположенные хронологически, события и мероприятия, начиная с 1896 г. (год создания первого автомобиля в России) и заканчивая 2000 г. Это позволяет выделить юбилейные даты, характеристики и классификацию автомототехники, показать крупнейшие автомотогонки, нормативы спортсменов и требования к проведению соревнований.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги АВТОМОТОСПОРТ. Малая энциклопедия. Часть 2 – Время предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Отцами-создателями первого мотоцикла и автомобиля принято считать двух великих немецких инженеров — Готлиба Даймлера, зафиксировавшего свои права в патенте № 36 423 на «Аппарат для верховой езды с керосиновым двигателем» (прообраз мотоцикла) 29 августа 1885 г., и Карла Бенца, в этом же году, построившего свой «Экипаж с газовым двигателем» и получившего патент № 37 435 (прообраз автомобиля) 25 января 1986 г.

Первоосновой нового способа передвижения, которого нет в живой природе, явилось КОЛЕСО, изобретенное человеком на заре древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Китая, Римской империи и Греции. Даже само привычное сейчас слово «автомобиль», придуманное в 1769 г. французским инженером-механиком Николя Кюньо для своей «паровой телеги», несло в себе сочетание греческого autos (сам) и латинского слова mobilis (подвижный). Если, для образного восприятия, все 40 тыс. лет истории Homo sapiens соотнести к одному часу (3600 с), то последние 8 минут этого часа — появление колеса, а 11 с — появление автомобиля.

С 1890-х годов стала развиваться автомобильная промышленность, вначале во Франции, затем в Англии, Германии, Италии, США и других странах. 22 июля 1894 г. между Парижем и Руаном (127 км) прошли первые автомобильные соревнования, а на следующий год — скоростные соревнования между городами западной Европы и США.

В России первый автомобиль построен весной 1896 г. русскими инженерами-предпринимателями Евгением Яковлевым (двигатель) и Петром Фрезе (кузов) по аналогии с западными образцами. 11 октября 1898 г. под Санкт-Петербургом прошла первая отечественная «гонка моторов».

Становление и развитие автомобилизации человечества, существенно изменивших уклад цивилизованного общества, а также проявление одной из сторон этой автомобилизации — автомобильного и мотоциклетного спорта — характеризуется многообразием фактов, событий, терминов, понятий и определений в этой сфере деятельности, что нашло отражение в многочисленных публикациях, особенно в зарубежной печати. Отечественных публикаций по этой тематике значительно меньше, особенно связанных с автомотоспортом, который имеет свою историю становления и развития, многим неведомую.

Представить воедино разрозненные факты и события отечественной истории автомотоспорта и формы ее проявления во взаимосвязи с мировым наследием — главная цель данной книги — энциклопедии с лаконичным названием-символом «АВТО • МОТО • СПОРТ».

Базовой информационной основой энциклопедии послужили архивные материалы, печатные издания (в основном первоисточники), воспоминания ветеранов автомотоспорта, специалистов автомобильного дела и личный опыт автора вместе с длительным его трудом по исследованию в этой области. История автомобильного дела и автомотоспорта рассматривается в широком аспекте: от создателей транспортных средств и до создания современных видов автомотоспорта.

«Часть 1 — Слово» представляет в алфавитном порядке словарные статьи о людях: их творческой и спортивной деятельности; о технике: автомобилях и мотоциклах в повседневности и спорте; о спортивных достижениях: мастерстве человека; показана география проведения состязаний, дана информация о клубах, командах, международных и отечественных общественных структурах.

С конца XIX века, когда в 1896 г. в Санкт-Петербурге был создан первый русский автомобиль (в мире — в 1895 г.) и до начала XXI века, когда автомобиль в России, как и во всем мире, стал обычным видом наземного транспорта, минуло более 100 лет. Это лишь миг в многовековой истории человечества, но и в этот миг автомобиль оказал существенное влияние на развитие цивилизации и формирование облика современной жизни.

Последовательное течение времени, связанное со становлением и развитием автомобилизма и спорта в стране и мире, в реальности сталкивалось с бурным и порой драматическим ходом нашей истории.

Автор выделяет пять характерных периодов, тематическое содержание которых представлено в «Части 2 — Время».

Эти пять периодов лежат в диапазоне 20-28 лет. Учитывая взаимосвязанность явлений в России и в мире, автор включил раздел «События и факты в России и мире», отражающие основные социально-политические, экономические, культурные и спортивные аспекты, характерные для конкретного года.

В энциклопедию включено большое число лиц, прямо или косвенно связанных либо с автомобилизмом и спортом, либо с историческими фактами.

Автор выражает благодарность и признательность ветеранам автомотоспорта, специалистам:

Ю. Н. Андрееву, В. В. Андриянову, Е. С. Бабурину, С. Н. Баландову, Б. Д. Блохину, И. В. Бюлеру, А. Н. Дадаеву, К. А. Демянскому, А. В. Дмитриевскому, С. Р. Владимирскому, В. И. Карнееву, С. В. Кирилецу, Н. С. Киселеву, А. Р. Клещеву, А. Н. Клопкову, К. К. Крупникову, Ю. М. Кузьмину, О. В. Кударенко, В. Ф. Лапину, И. Д. Левятову, Г. М. Лерман, Ф. Д. Лисице, Л. Н. Майорову, Г. А. Моисееву, А. В. Никитину, Ю. Б. Овчинникову, Я. И. Пономареву, В.И. Романенко, М. М. Рязанцеву, О. Ф. Рязанцеву, Э. Г. Сингуринди, В. И. Скрыль, Т. И. Соколовой, В. А. Стеллиферовскому, Ю. В. Тюрину, Г. П. Фомину, М. В. Халтулари, Э. С. Цыганкову, И. Б. Шварцбургу, Л. М. Шугурову, Г. И. Шулику, С. Б. Шустицкому, В. А. Щавелеву, С. Б. Яковлеву, О. П. Яровому и др., которые консультировали автора и рецензировали отдельные статьи энциклопедии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги АВТОМОТОСПОРТ. Малая энциклопедия. Часть 2 – Время предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я