Астрология как инструмент психоанализа

Элис О. Хоуэлл

В книге Элис О. Хоуэлл, профессионального психотерапевта и астролога, исследуется эволюция человеческого сознания на протяжении нескольких астрологических эр (эпох). Опираясь на свои познания и многолетний опыт работы в области астрологии и психологии, умело оперируя историческими и мифологическими свидетельствами, автор проводит своеобразный психологический анализ общества. Первая часть книги знакомит читателя с основами астрологии, объясняет, каким образом можно трактовать гороскоп с точки зрения психологии. Особое внимание уделяется значению стихий. Вторая часть исследования посвящена астрологическим эрам. Автор подробно описывает шесть эпох: эру Водолея, наступившую в 2003 году, и те, что были до нее. По убеждению автора, каждая из эпох оставляет свой след в коллективном бессознательном человечества. В связи с этим, нам следует знать, по каким законам жили люди раньше, что было определяющим в их жизни. Узнав свое прошлое, мы сможем понять, что ожидает нас в будущем. В целом, книга объединяет астрологию, историю и психологию. Она будет интересна людям, которые увлекаются тайнами человеческого сознания, историческими загадками и мистификациями.

Оглавление

Из серии: Астрология для жизни

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Астрология как инструмент психоанализа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

Астрологические знаки

Когда наши глаза открыты,

все мы пребываем в одном и том же мире;

когда мы закрываем глаза,

мы вступаем в свой собственный мир.

Гераклит

Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю — пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.

Книга Притч Соломоновых. 30: 18–19.

Бог никогда не делает одну и ту же вещь дважды.

Мартин Бубер

Глава 1

Кольцо сути

Мой дорогой друг,

25 октября 1980 года было знаменательным днем. Это был день свадьбы, на которой и невеста, и жених были седыми. Честно говоря, это был один из счастливейших дней моей жизни! Я сожалею только об одном — что тебя там не было, но в то время мы еще не были знакомы. Несмотря на первоначальные протесты со стороны одного из моих детей по поводу того, что в нашем возрасте устраивать пышную свадьбу несколько непристойно, мы ее все-таки устроили. Когда я возразила, что большинство из приглашенных наверняка пришли бы на мои похороны, так почему бы им не прийти на свадьбу, моей дочери пришлось согласиться со мной. Ну, мы назвали это «вечерей любви», и все родственники и друзья принесли с собой угощение. Мы венчались в епископальной церкви, службу в которой вели трое наших близких друзей — два священника и буддийский монах. Уолтер, мой будущий муж, прилетел на Лонг-Айленд из Калифорнии. Удивительно, но мы встретились с ним на борту судна во время круиза по Средиземному морю, когда я вела учебный курс по юнгианскому символизму и коллективному бессознательному, пока мы посещали Италию, Грецию, Египет, Израиль, Турцию и Югославию.

На мне было розово-красное бархатное платье, на голове — венок из маргариток. Меня сопровождали две мои маленькие внучки с цветами, а серьезный внук нес обручальное кольцо. Один мой друг спел арию из оратории Мендельсона «Илия»: «О, доверься Господу и терпеливо жди, когда он исполнит твое заветное желание». Я помню, что впервые услышала это произведение по радио примерно 20 лет назад, когда сидела и штопала одежду детей. Я уколола иглой палец и расплакалась. Жизнь тогда казалась мне совершенно беспросветной. Как странно, не правда ли: когда нас просят довериться, сразу же вмешивается наше эго и пытается навести во всем порядок, в результате чего мы остаемся в убеждении, что выхода из отчаяния нет. Я достаточно часто испытывала это чувство и могу сказать только одно: какую бы беспомощность я ни ощущала, я все равно сохраняла доверие. Возможно, потому, что в юности я встретила своего учителя М., я знала, что есть нечто лучшее, нежели отрицание возможности найти решение. Но должна признаться, что это было очень сложно, и трудные времена затянулись на очень долгий срок. Поэтому эта музыка в день моей свадьбы наполнила мое сердце особым чувством благодарности.

Когда буддийский монах начал благословлять нас, мы встали на колени и стали ломать голову над тем, как долго будут продолжаться его песнопения. Я хорошо помню, как четырехлетняя Джесси громко сказала: «Ох, папочка, он не умеет разговаривать!» После церемонии мы отправились в зал приемов, который находился в средневековом норманнском здании, привезенном в разобранном виде из Франции Дж. П. Морганом. Ирландские музыканты начали играть на аккордеоне и бойране (бубне), и мы танцевали джигу и рил до тех пор, пока неожиданно не погас свет. Принесли огромные железные напольные канделябры, зажгли свечи, и мы как будто оказались в прошлом. Все происходило как будто бы вне времени.

Я упоминаю об этом событии потому, что кроме приглашенных на свадьбу гостей туда незваными пожаловали все стихии. Разразилась такая гроза, что на большей части Восточного побережья отключилось электричество! Завывал ветер, сверкали молнии, гремел гром, а с черного неба извергались потоки дождя. Ручьи бурлили и образовывали водовороты вокруг здания церкви. Я помню, как жена одного из моих сыновей, стоя по колено в воде, писала губной помадой на стекле машины: «Новобрачные». Когда мы отправились в медовый месяц, то ехали на машине в полной темноте до самого Коннектикута, а море на следующий день было таким неспокойным, что паром не ходил. Да, такое было волнение!

Мне вспомнилось все это, когда я начала думать о том, как начать следующую серию писем. Я знаю, что нам следует начать с обсуждения знаков зодиака. Как бы нам подойти к ним с точки зрения стихий? Каким-то образом произошел coniunctio, или внутренний брак, четырех стихий — и, черт возьми, это на самом деле произошло! Теперь, оглядываясь назад, я вижу, что та свадьба на самом деле получила благословение, выраженное символами, которых я тогда не осознавала до конца. Вплоть до настоящего момента я по-настоящему не понимала этого.

Какое наслаждение получать от тебя весточки! Мне очень приятно, что ты жаждешь продолжить свои исследования астрологических процессов и видишь, каким образом они связаны с многогранными концепциями индивидуальной и, естественно, коллективной психики, выдвинутыми Юнгом. Я крайне благодарна за то, что более ранние письма, посвященные планетарным архетипам (изданные под названием «Юнгианский символизм в астрологии»), удостоились публикации и оказались полезными людям. У тебя должна быть эта книга под рукой, чтобы ты могла обращаться к ней, пока мы будем двигаться дальше. Она поможет тебе освежить память.

Может быть, будет полезно дать предварительный обзор того, о чем я собираюсь писать в этой, второй, серии писем, чтобы ты увидела, почему и для чего нужно изучить стихии и знаки, прежде чем переходить к волнующим, но более трансперсональным вопросам астрологических эр. Мы очень много слышали о нью эйдж (новой эре). Однако мы не осознаем тот факт, что существуют не только циклы эр (каждый из которых продолжается примерно 26 тысяч лет), но и исторические доказательства того, что коллективное бессознательное (как называл его Юнг) и коллективное сознание эволюционируют. Более того, эта эволюция циклична, она последовательно и психологически повторяется в каждом человеке, а значит, имеет самое непосредственное отношение ко всем нам. Поэтому я попытаюсь объяснить этот величественный разворачивающийся процесс в максимально простых и ясных терминах.

Еще я думаю, что будет очень полезно включить в книгу маленький глоссарий терминов, чтобы ты могла обращаться к нему всякий раз, когда тебе станет что-то неясно в первой серии писем. Существует множество прекрасных книг по астрологии, поэтому мои письма акцентированы на двух вещах: 1) необходимости понимания — через внутреннюю мудрость и собственное тело — различных процессов, которые символизируются знаками; 2) способности ощутить их эквиваленты в своей психике. В конце концов, мы все — психосоматические существа, и Юнг неоднократно указывал на то, что многие наши индивидуальные проблемы могут быть проработаны внутри, на уровне психики, а не проиграны в физическом мире в виде «судьбы». Это касается множества болезней, в основе которых лежат психологические проблемы.

Я предпочитаю всегда помнить о том, что слово «космос» означает красоту — красоту порядка и гармонии. Когда вы осознаете, как Солнечная система взаимодействует с величественным кольцом 12 видимых созвездий, то у вас просто дух захватывает. Я думаю, что религиозная сумятица современного мира существенно уменьшилась бы, если бы мы могли разглядеть хотя бы намек на осмысленность в ходе нашей истории, как индивидуальной, так и коллективной. Нам, людям, пришлось ждать понимания коллективного бессознательного и прочих великих открытий Юнга, чтобы постичь это. (См. глоссарий. Смелее, попробуйте воспользоваться им!) Но я думаю, что сейчас мы готовы к этому, и, к счастью, нашим проводником будет новое понимание функции астрологии. Перед каждым из нас стоит задача увидеть духовный смысл собственной индивидуации: именно уникальность и представляет собой наш дар, скромную лепту, которую мы отдаем коллективу. А коллективное бессознательное является общей суммой сознаний всего сущего, из которой может черпать любой человек, просто погрузившись в глубь самого себя. Ни любовь, ни мудрость не исчезают бесследно. Даже ужасные страдания не пропадают, поскольку они претерпевают алхимическое превращение — и боль становится мудростью, отпечатывается в коллективном бессознательном, чтобы когда-нибудь помочь другим. Это источник мифов.

Существует глубокая причина сохранения универсальных мифов, которые стали основой всех религий мира. Как писал Юнг, мифы не являются «вымышленными историями»; мифы всегда правдивы с точки зрения души, развивающейся в священном времени и пространстве, в вечном «здесь и сейчас». Мифы — это литература коллективного бессознательного. Можно говорить о том, что мифы рождают «морфологический резонанс» в душе. Биолог Руперт Шелдрейк предположил, что после накопления некой критической массы в эволюции вида происходит внезапный скачок. Возможно, мифы представляют собой собрание коллективной мудрости, накопленной людьми методом проб и ошибок, страданий и радостей, неудач и триумфов каждого отдельного человека. С помощью шаблонов универсального мифа, Божьей воли, нас ведут и инициируют, одного за другим, до тех пор, пока не завершается эра. Таким образом, любовь и усилия человека, какими бы мелкими и незначительными они ни казались, не пропадают втуне. Любой из нас может добавить ту последнюю и решающую каплю сознания, которая способна неожиданно изменить всех нас к лучшему. Человечество, несмотря на все свои расовые, культурные и религиозные различия, остается общественным видом. Эволюционируя и продвигаясь к эре Водолея, мы сталкиваемся с задачей четко осознать этот факт и увидеть новую творческую дихотомию индивидуального и коллективного, коллективного и космоса.

Поэтому (во всяком случае, для меня) это важное послание звучит позитивно: мы можем поднять глаза к тайнам небес и увидеть, что они абсолютно просто и естественно связаны с превратностями нашей повседневной жизни. Они дарят нам тот смысл, который мы так отчаянно ищем и в который хотим верить. Эта связь больше не может оставаться вопросом слепой веры: в настоящее время существует не так уж много способов доказательства фактов — только с помощью науки, практики. Похоже, что существует некое «меню» (!) — некая последовательность, нечто такое, что наше эго может «читать» ради успокоения, но что (и об этом всегда следует помнить) мы не можем контролировать. В настоящее время мы способны это осознать, насладиться этим и помочь этому осуществиться. Мой стакан с водой соединяет меня со всей водой, существующей в мире; пламя моей свечи соединяет меня со всем огнем, пылающим во вселенной. Но мне не следует пытаться контролировать все эти стихии разом. Это было бы проявлением спеси и высокомерия, о чем человечество иногда склонно забывать. Я всегда помню наставления своего учителя М., который повторял, что истинная цель астрологии — духовная. Она призвана помочь каждому человеку понять вселенские процессы, которые наши предшественники называли «богами», которые действуют как вне, так и внутри нас. Глубочайшая цель астрологии — открыть unus mundus, «единый мир», стоящий за различными представлениями о реальности. Увы, очень часто современная «астрология» остается пародией на решение этой задачи, которая, тем не менее, остается актуальной.

Поэтому давай начнем, спокойно и без суеты. Просто чтобы освежить твою память, я хочу повторить несколько базовых концепций.

Натальная астрология отвечает на пять элементарных вопросов.

Кто? На этот вопрос отвечает Солнце, которое создает свою собственную систему.

Как насчет этого «кого»? На этот вопрос отвечают Луна и другие планеты, которые, так или иначе, отражают свет Солнца.

Как? На этот вопрос отвечают 12 знаков, которые определяют все вышесказанное и будут предметом рассмотрения данных писем.

В какой степени? На этот вопрос отвечают аспекты, или геометрические взаимосвязи между планетами, о которых мы тоже поговорим.

Где? На этот вопрос дают ответ 12 Домов, сообщая о месте действия во внешнем и внутреннем мирах. Они представляют собой ту сцену, на которой разыгрывается драма всей жизни.

Как вы знаете, и аналитическая психология, и астрология исходят из одной и той же предпосылки: мы субъективно ощущаем объективный мир, причем манера этого восприятия уникальна для каждого индивида. Юнг хотел, чтобы мы научились делать это более осознанно, выполняя таким образом основную обязанность перед Богом — помочь духу максимально полно воплотиться в проявленном (физическом) мире и, в то же самое время, освободить плененное сияние мироздания с помощью нашего сознания. Если говорить более обыденным языком, то Юнг подчеркивал важность принятия самого себя — не столько своего совершенства, сколько своей целостности. Он видел цель анализа не только в излечении неврозов, но и в продолжении духовного роста. По словам самого Юнга, для него анализ был «майевтикой»[4] (обратите внимание на четыре гласных в этом слове!), в процессе которой психотерапевт выступает в качестве «повивальной бабки», помогающей внутреннему возрождению трансформированного эго, которое отныне способно функционировать в гармонии с внутренним «Я», таинственным центром и суммой психики — внутренним Христом или атманом, или, как мне нравится называть это, нашим Божественным Гостем. Это возрожденное «божественное дитя» зачато матерью-душой (психикой) человека и присутствующим в человеке отцом-«Я», божественной искрой. Этот процесс называют contra naturam (противоестественным), поскольку он происходит против законов природы, однако при этом отражает их, так как для любого рождения требуется coniunctio (соитие) женского и мужского. В данном случае происходит соитие между богом и девственной матерью — theotokos (бог-мать) в психике смертного индивида. Видите ли вы, что символизм человеческой семьи — это самая близкая аналогия, которой смогли воспользоваться мудрецы для того, чтобы выразить такую глубокую и нежную истину? Не надо понимать ее буквально; эта мистерия завуалирована и персонифицирована в понятиях, наиболее простых для нашего понимания.

Конечно, быть такой «повивальной бабкой» — это высокое призвание. Многие не осознают этого и вполне естественно забывают об этом во время бесконечных психотерапевтических сеансов, во время которых два человека встречаются друг с другом, чтобы преодолеть, на первый взгляд, бесконечные и болезненные детали травм. Все мы прошли через это. Такие ситуации не ограничиваются лишь сеансами психоанализа; то же самое происходит между родителями и детьми, учителями и учениками, священниками и прихожанами, врачами и пациентами, тренерами и спортсменами — везде, где один человек стремится получить наставления и руководство, а второй жаждет наставлять в вопросах, касающихся внутреннего роста и развития характера и личности. Астрология тоже вписывается в эту картину, поскольку она, если вы захотите, предлагает карту невидимого мира, того самого «царства небесного, которое внутри». Астрология описывает нам не столько то, что мы испытываем, как то, каким образом мы склонны обрабатывать опыт, осмысленно проецируя свои внутренние архетипические образы на жизнь и окружающих людей.

Как я уже говорила ранее, натальная карта для психики — это то же самое, что ДНК и РНК для тела: шаблон, определяющий модель жизни. Мы постоянно бессознательно пользуемся этим шаблоном, независимо от того, верим мы в астрологию или нет. Но нам дарована великая милость — мы можем предпочесть сознательно использовать этот шаблон; это его высочайшая цель, то, что Юнг называл «индивидуацией», говоря о «Я» внутри нас. Теологи называют это «воплощением» в применении к Иисусу Христу. Это подводит нас к понятию внутреннего Христа или атмана. В этом смысле жизнь Иисуса становится парадигмой для христиан, моделью того, как нести свой собственный крест с верой в силу искупления. Для каждой великой религии существует такая модель: пример человеческой жизни, прожитой полноценно и на человеческом, и на архетипическом уровнях одновременно. Все они становятся одним. Моисей в эру Овна был пронзительной и героической моделью коллективного рождения эго, поскольку, подобно эго, он смог повести свой народ на землю обетованную, хотя и не смог ее достичь. Если посмотреть на Моисея с символической точки зрения, то перед ним, как и перед нашим собственным индивидуальным эго, стояла задача вывести свой народ (наше внутреннее множество) из плена через пустыню (бессмысленную внутреннюю пустошь) в землю обетованную, к новому рождению. Чем ближе к индивидуации подходит любой из смертных, тем более архетипический смысл приобретают события его жизни для всех нас. Да, мы проецируем себя на такие воплощения, но это происходит потому, что высшее, что есть в нас, вступает в резонанс с тем высшим, что есть в них.

Существует одна история о Мартине Бубере, великом еврейском философе, которую я очень люблю. Однажды его осенило, что если он когда-нибудь попадет в рай, Господь вряд ли спросит его: «Мартин, почему ты был так мало похож на Моисея?» Скорее, ему зададут такой вопрос: «Мартин, почему ты был так мало похож на Мартина Бубера?» Между этой высшей функцией астрологии и астрологическими прогнозами мадам Ла-Зонга в местной газете — «дистанция огромного размера». Однако мадам Ла-Зонга помогает практически каждому человеку узнать о его солнечном знаке, и поэтому она выполняет свою скромную и безвредную функцию. Гораздо больше меня волнует астрология, проповедуемая теми астрологами, которые привносят в нее свое эго, то есть свой контролирующий ум, и которые полагают, что у них есть ответы на все вопросы. И психология, и астрология прежде всего учат чуду и благоговению перед тем, что мы не знаем и, возможно, не узнаем никогда. За рамками точного ума — а он на самом деле точен и драгоценен — лежит невыразимая мистерия сердца. То, что невозможно выразить словами, и есть наше истинное начало. Вот что писал по этому поводу Лао-цзы:

Существование выходит за рамки силы слов,

Определяющих его:

Термины можно использовать,

Но они не абсолютны.

В начале существования небес и земли

Слов не было.

Слова вышли из утробы материи.

И, независимо от того, вглядывается ли человек бесстрастно

В суть жизни,

Или страстно

Смотрит на ее поверхность, суть и поверхность,

По сути дела, разницы нет.

Слова делают их различными

только для того, чтобы выразить их облик.

Если нужно название, то назови и то, и другое чудом:

От чуда к чуду открывается существование.

Астрология, в далеком прошлом мать астрономии, дарит нам великолепный талисман, если мы отваживаемся отправиться в неизвестность. Это тайное заверение в том, что в глубине дикой сумятицы наших жизней скрывается космический порядок, величественная и трансцендентная красота которого настолько велика, что превращает небеса в огромную сверкающую арку и в то же самое время бесстрашно проявляется в бесконечно малой вселенной одного атома, первом вдохе новорожденного младенца и последнем выдохе умирающего. Изучение астрологии должно напоминать всем нам, что, хотя мы соучаствуем в процессе сотворения мира, мы сами и наши удивительные миры внутри миров являемся объектами творения. Мы не создали сами себя. Даже наши тела были сотворены нашими родителями, как они сами созданы своими родителями, и так далее — до какого именно момента? Кто сотворил наши души? Ответ на этот вопрос явно является парадоксом.

Я помню одну беседу между атеистом и агностиком. Атеист верил (позвольте начать с оксюморона), что сотворение мира и его эволюция являются результатом случайности.

«Даже человеческое тело?» — спросил агностик.

«Конечно!»

«Даже человеческий разум?» — продолжал настаивать агностик.

«Несомненно», — ответил атеист.

«Ну, тогда, если это действительно так, то в чем ценность вашего мнения?» — завершил дискуссию агностик.

В любом случае, я с самого начала пытаюсь сказать, что юнгианская психология и ее эквиваленты целенаправленно ведут к духовному раскрытию; то же самое делает и астрология. Нужно помнить, что астрология возникла тысячи лет назад, когда естественные науки (основанные на наблюдении) были единым целым с религией (основанной на благоговейном страхе). Когда наука и религия разделились, то роль астрологии, объединяющей их, стали отвергать; религия утратила объективные доказательства, а наука — чувство священного. Однако возникшие в результате этого противостояние и трения могут привести к конструктивному результату: более глубокому осознанию того, каким образом астрология дарит новое и более глубокое понимание сущностного сходства между религией и наукой. Человеческой расе постоянно будут угрожать смертельные опасности — до тех пор, пока наука и религия не объединятся вновь, как внутри нас, отдельных людей, так и на коллективном уровне, на нашей хрупкой и прекрасной планете. Многие современные религии попадают в одну и ту же ловушку, делая акцент на том, чтобы люди «были хорошими». «Быть хорошим» — это естественный побочный продукт, а не цель; цель — это быть добрым и любящим по отношению к Божественному Гостю в себе самом и окружающих. Это как с невинностью: в тот момент, когда вы стараетесь достичь ее, вы тут же ее теряете! По всей видимости, необходимо изменить этот акцент.

Нам нужно вспомнить, что сама по себе астрология не является ни религией, ни наукой. Подобно математике и геометрии, это изначальная характеристика того космоса, который мы знаем. Дэйн Радьяр определяет астрологию как «алгебру жизни». Для меня изучение астрологии сродни тому, как если бы я протянула руки в темноту и пустоту и прикоснулась к лицу Бога; именно это я почувствовала в ту ночь после свадьбы. Некогда я написала коротенькое стихотворение:

ЗВЕЗДЫ

Каждая звезда — это поцелуй,

Который я дарю тебе, —

Пусть остальные просыпаются беззвездной ночью,

Ты же будешь лежать

В моих объятиях,

Укрытый светом.

В мои намерения входит познакомить тебя с 12 знаками совершенно по-другому, окольными путями, которые помогут тебе интегрировать их во всю полноту своего собственного существа, а не просто прочитать о них, используя ум. Но, чтобы выполнить эту задачу, я должна попросить тебя выучить наизусть, пусть даже не понимая, основные принципы астрологического алфавита — как заучивают гаммы, осваивая сольфеджио. Невозможно писать и читать без букв, равно как и сочинять музыкальные произведения без нот, поэтому моя просьба вполне правомерна. В середине этой книги (с. 151–156) вы найдете страницы, на которых изображены таблицы. Приведенные на них глифы и последовательность знаков исключительно важны. Тебе нужно выучить их зрительно и на слух, чтобы с легкостью суметь изобразить, скажем, Овен и Весы как противоположные знаки, и знать, какие знаки находятся до и после Весов или Козерога. Как я уже упоминала, количество «фактов» в астрологии по сравнению с другими дисциплинами очень мало, и они достаточно лаконичны. Однако вся хитрость состоит в том, что число перестановок этих фактов бесконечно, поэтому в своей практике тебе придется столкнуться со всеми этими потенциальными комбинациями и перегруппировками. Вселенная просто ни секунду не хочет стоять спокойно, пока ты подкалываешь ее подол!

Кстати, вспомни тот сон, который дал мне разрешение начать писать эти письма. Я мучительно пыталась преодолеть блок, чтобы записать свой астрологический опыт, накопленный за 43 года практики, и увидела сон, в котором писала тебе эти письма, потоком изливая свои идеи. Я благодарна и тебе, и этому сновидению. Написание этих писем стало своего рода экспериментом: можно ли взять пространные идеи и принципы, которые обычно излагают логично и последовательно, и представить их в неформальном и интимном виде, более того, в женственном (как ты могла заметить) виде? Такой способ требует глубоких отношений, в данном случае — отношений между двумя друзьями. Судя по реакции, ответ на этот вопрос однозначно положительный! Поэтому рассматривай эти письма как библиотечную стремянку, которая поможет тебе и, надеюсь, другим людям забраться повыше, к самым верхним книжным полкам. Иногда боги и богини должны завидовать нашим простым человеческим радостям, которые являются прямым следствием нашей ограниченности во времени и пространстве. Они не могут задрать ноги на стол и выпить чашку крепкого кофе, одновременно читая о вечных истинах, а мы можем. Поэтому многие в этом мире достигают высшего сознания, не осознавая и не вспоминая о том, что ангелы могут как падать, так и возноситься. Так что справедливо, что мы вспоминаем об ангелах, стоя в очереди в супермаркете, склоняясь над письменным столом в своем офисе, сидя в ночном аэропорту или укачивая ребенка, мучающегося от высокой температуры. Это всего лишь дань справедливости — делать что-то для ангелов, в то время как они — в своих измерениях — делают что-то для нас. Мы смогли превратить свою смертность в привилегию, нечто столь же драгоценное, как золотое кольцо сути.

Было очень приятно пообщаться с тобой. С нетерпением жду от тебя известий в ближайшем будущем.

С любовью, Э. О.

МИР

Недавно я увидел Вечность,

подобную огромному кольцу чистого

и бесконечного света,

столь же спокойного, сколь и яркого,

а под ней располагалось Время, движимое сферами,

в часах, днях и годах,

подобное огромной тени,

в которой вращался мир и все сущее в нем…

Генри Воган, валлийский поэт XVII века

Наша жизнь — это принятие той истины,

что вокруг каждого круга можно нарисовать

еще один круг; что в природе не существует конца, но каждый

конец является началом; что в час восхода солнца рождается

новая заря, а глубины скрывают

в себе еще большие глубины.

Ральф Уолдо Эмерсон

Наша психика (душа) пребывает в соответствии

со структурой вселенной, и то, что происходит

в макрокосме, случается и в бесконечно малых

и самых субъективных уголках психики.

К. Г. Юнг

Глава 2

Круги, циклы и спирали

Дорогой друг!

Первый раз, когда я читала лекцию в Фонде К. Г. Юнга, а это было несколько лет назад, я вошла в аудиторию с копиями замечательного стихотворения Генри Вогана и большим огурцом. Я помню, что у всех собравшихся округлились глаза, и я сказала им, что ужасно рада, что они не являются аналитиками фрейдистского толка! После того, как смех в зале утих, я прочитала вслух стихотворение «Мир» (что настоятельно советую сделать и тебе) и попросила собравшихся представить, что принесенный скромный огурец имеет форму кольца и является символом непрерывной вечности времени. Затем я нарезала огурец тоненькими кружками и дала всем собравшимся по кусочку. Я пыталась продемонстрировать наше восприятие времени: для эго оно является ломтиком, который мы проживаем и ощущаем и который в то же самое время напоминает о «кольце чистого и бесконечного света» — вечности, в которой обитает «Я», та наша часть, которая не подчиняется времени и пространству.

Возможно, ты не осознаешь, сколько мне потребовалось личного мужества для того, чтобы, получив образование в Европе, пожертвовать собственными представлениями об академической строгости и сотворить нечто столь сумасшедшее и глупое перед лицом почтенной аудитории. Но передо мной стояла задача рассказать об астрологии и ее применении в психотерапии. Чтобы не отступать от темы, мне нужно было продемонстрировать, что в астрологии мы связываем, переплетаем и соединяем самые возвышенные универсальные космические концепции и абстракции с конкретной и практичной реальностью повседневной жизни. Как правило, образование склонно отделять голову от ног и слишком часто не способно помочь нам найти высокие и священные истины, находящиеся буквально у нас под носом — в повседневной жизни, во всех ее мелочах. Поэтому, когда я молилась на кухне о ниспослании мне руководства и силы, мне явил себя этот огурец. У меня было несколько огурцов, поэтому я нарезала один из них кружками и стала внимательно рассматривать ломтики. Я обнаружила, что семена в огурце располагаются самым гармоничным образом — по спирали вдоль всего огурца (примерно так же, как ты носишь ожерелье из маленьких бусин, обмотав его несколько раз вокруг шеи). На самом деле, расположение семян напоминает модель ДНК или РНК.

Аналогичным образом, на примере любого грейпфрута, ты можешь очень много узнать о том, каким образом двухмерный гороскоп представляет собой трехмерную конструкцию. Достаточно разрезать грейпфрут на две половинки: эти полушария будут демонстрировать нашу концепцию шарообразной Земли, где меридианы сходятся в одну точку на северном и южном полюсах. Я не взяла с собой грейпфрут, но не жалею о принесенном огурце, потому что он, на удивление, приковал к себе внимание всех собравшихся. Мы смогли получить максимальный эффект при минимальных затратах.

Я пытаюсь сказать вот что: хотя мы можем изучать космос с телескопом в одной руке и микроскопом — в другой, мы можем найти те же самые подтверждения и в самой обычной жизни. Здесь мы тоже живем в октавах чуда, которые, подобно кадуцею Гермеса, поднимаются по спирали вверх и спускаются вниз, идут внутрь и наружу, демонстрируя при этом поразительную сложность простоты. Мы живем в вибрационном единстве цвета, звука, видимого и невидимого мира, тайного и явного, одного внутри другого, и это единство ожидает того, чтобы человеческое сознание и принятие открыли его для себя. И если что-то вызывает слишком сильное благоговение или ошеломление, то природа предлагает нам точно такой же урок, но в более мелких масштабах нашего повседневного окружения. На самом деле, я глубоко убеждена в том, что одной из функций эго как раз и является «уменьшение накала» ошеломляющей природы космоса, чтобы помочь нам жить здесь и сейчас каждый день. В рамках психики эго защищает нас от огромности вещей. В этом вселенная очень милосердна. Дождь падает на землю каплями, а не в виде одного колоссального шлепка. И время идет минута за минутой, а если у нас нет часов, мы можем измерять его течение ударами своего сердца. Небеса образуют свод удивительной красоты и величия, и мне дают время на то, чтобы открутить крышку с банки с мармеладом.

Как ни смешно, но спиральная резьба на крышке банки и часовая стрелка на моих часах намекают на сходство процессов. Вихры на голове моего внука повторяют математические принципы строения галактик. Маленькие прядки волос позволяют нежно ласкать их. Это крошечная галактика, с которой я могу справиться, и это точно такое же чудо мироздания. Одно позволяет мне приблизиться к другому, не испытывая слишком сильного ужаса перед неизвестностью, перед безграничными тайнами бесконечного пространства и вечности. Чудо и таинство нам растолковывают еще в детском саду:

Ни ты, ни я — никто из нас не знает,

Как семена из почвы прорастают!

Ну, сейчас агрономы могли бы рассказать нам многое о том, как «они прорастают», но мы сумеем заставить их замолчать, задав вопрос: а как возникли эти сельскохозяйственные культуры? Почему они возникли? Здесь заканчивается наука и начинается метафизика. Здесь раскрывается религия.

Но у нас есть драгоценный ключ, который, даже если он и получен случайно, может помочь нам понять новый способ объединения всего этого в гармоничный континуум, а не набор не связанных друг с другом и конфликтующих противоположностей. Ключ, который предлагает нам астрология, это тот язык, на котором говорит сама жизнь: символический язык архетипических процессов. Астрология обучает грамматике этого языка; она учит тому, что все существительные скрывают в себе глаголы. Они замораживают или нарезают на ломтики действие и бытие с помощью простого устройства — давая им имя. Называя явления жизни — а это было одной из главных задач Адама и Евы, — мы приобретаем над ними контроль. Существительное (номен) по определению является названием, именем. За этой тайной скрывается причина того благоговения, которое мы испытываем (возможно, непреднамеренно), говоря следующие слова молитвы: «Да святится имя Твое». Это же благоговение побуждает евреев оставлять пропуск вместо гласной в слове Б-г, потому что имя Бога непроизносимо. Поэтому даже наше обозначение высочайшего и глубочайшего процесса творчества применимо только для того, что Юнг называл imago Dei — концепцией или образом Бога. Лично для меня астрология описывает следующее дао: «что находится внутри как».

В мире существуют языки, в которых нет существительных. То, что мы назвали бы «морковкой», на таком языке будет «морковея», «дом» превратится в «домея». В таких примитивных языках сохраняется идея того, что за морковкой или домом стоит движение энергии; божественное активно маскируется, «морковея» или «домея», что является всего лишь временными и, возможно, шутливыми свойствами танцующего или ужасающего мира. В каком-то смысле «умирая» звучит для меня лучше, чем «смерть». В деепричастии «умирая» присутствует что-то активное.

Слова, то есть линейное мышление, исключают саму вероятность описания непрерывного потока жизни — вот какую шутку сыграл с нами покровитель коммуникации, великий трикстер Меркурий! Единственным исключением является поэзия, где слова намеренно вызывают образы и, таким образом, самого читателя превращают в поэта. Поэтому, как ты видишь, астрология, представляющая собой такой же символический язык, как и математика, пользуется глифами — можно даже сказать, иероглифами (священными знаками), — чтобы вызвать образы и установить непосредственную связь, которая способна полностью обходиться без слов. Затем эти озарения погружаются внутрь, трансформируются или переводятся в слова — точно так же, как словами можно описать целые числа и алгебраические формулы.

Однако существуют различия в том, как мы воспринимаем «12» и «двенадцать», потому что мы пользуемся разными полушариями головного мозга для их чтения. Поэтому астрология предлагает совершенно иной способ «видения» и «воспринимания», который соединяет внешнее и внутреннее в unus mundus, так что они становятся единым миром, непосредственным и глубоко осмысленным. Внешние события становятся метафорой внутреннего мира психики. Временные рамки астрологии превращаются в то, что Юнг называл синхроничностью. Это очень тонкий, но важный момент, на котором следует заострить внимание, поскольку в общественном сознании закрепилась идея о том, что астрология связана с принципом причинности. А не является причиной А1, А и А1 на самом деле едины, хотя и воспринимаются как два различных события. Солнце в небе (изображаемое Солнцем в астрологической карте) равно солнцу в психике, «царствии небесном, которое внутри». Это парадокс, но мы вынуждены жить с этим и относиться к этому как к основополагающей гипотезе. Вот как это работает! И подобно тому, как тысячи лун в лужах являются отражением одной и той же Луны, миллиарды солнц в сердцах жителей нашей планеты и в ядрах каждого атома воспламеняются неизвестным Солнцем, скрывающимся за солнцем; это та мистерия, которую мы называем Любовью и Жизнью.

Одна из восхитительнейших традиций иудаизма исходит из идеи о том, что согласные буквы еврейского алфавита были получены благодаря наблюдению за узорами звезд и что планеты — это гласные, которые движутся между согласными, благодаря чему пишется бесконечная история жизни. Для меня лично еврейский и арабский алфавиты являются прекраснейшими алфавитами в мире, и я всегда вижу их, любуясь языками пламени, лижущими поленья в камине. Как часто мы можем прочесть слова «Аллах» и «Элохим» в языках огня!

В этой второй серии писем мы будем рассматривать 12 созвездий и 12 знаков зодиака. В первой серии писем мы исследовали планеты как соответствия архетипическим процессам психики. Знаки тропического зодиака являются тем же самым для планет, что окружающая среда — для человека. Точно так же, как окружающая среда мягко и незаметно изменяет нас — в некоторых местах и в отношении некоторых людей это влияние ощущается сильнее — так и на планеты, изученные нами, оказывают влияние те знаки, в которых они пребывают в любой момент, в том числе и в момент рождения. Таким образом, фундаментальный отпечаток или лекало индивидуальности психики создается именно в момент рождения, но, как это происходит в случае любого растущего организма, продолжает раскрываться и разворачиваться в процессе своего собственного вечно живущего и постоянно меняющегося бытия на протяжении всей жизни. Хотя мы не способны изменить физическую совокупность генов, которая дана нам от рождения, мы можем изменять, украшать, усиливать, игнорировать или давать разрушаться тому, с чем вступили в жизнь. Однако, как бы то ни было, существуют неумолимые этапы развития, иначе к 50 годам мы бы так и оставались беззубыми плачущими младенцами. Мы называем это ростом. Принятие и гармоничная проработка в рамках ограничений и возможностей процессов взросления и старения тела отражается и в психике человека, что является красивой демонстрацией циклической природы Солнечной системы вне нас и индивидуальной системы внутри нас. Часы нашего тела идут в такт внутренним часам, которые скрываются в глубинах, таящихся куда глубже времени и безвременья. Подобно огромной лемнискате, время делает петлю сквозь дни нашей жизни и превращает их в года смысла. Время меняет свое качество, как только мы принимаем его. Мы можем быть молодыми или старыми — это вопрос нашего выбора. Пространство меняет свое качество, как только мы принимаем его. Мы можем быть здесь или там, можем выйти пообедать — все зависит от нашего выбора. У многих людей безвременье или пространство без пространства вызывают смущение — до тех пор, пока они не понимают, что мы ощущаем это в ночных сновидениях. Там бывают «когда» и «где», лишенные измерений, и у нас действительно есть некоторый опыт полноценной жизни.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Астрология для жизни

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Астрология как инструмент психоанализа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Майевтика — повивальное искусство, метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание посредством искусно задаваемых вопросов. — Примеч. пер.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я