Общая психология

Павел Николаевич Шишкоедов

Для студентов и преподавателей, а также для всех, кто интересуется психологией. В предлагаемом учебном пособии изложен полный курс «Общей психологии». В книге рассматриваются базовые термины и понятия науки, основные подходы и методы исследования. Компактная подача и доступное изложение материала, наглядный и цветной иллюстративный материал делают эту книгу незаменимой для студентов и школьников, позволяют им быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному курсу.

Оглавление

  • Часть 1. Введение в психологию

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В память о моей дорогой сестре Наташе

© Павел Николаевич Шишкоедов, 2015

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Часть 1. Введение в психологию

Глава 1. Психология как наука

Несмотря на то, что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы человека, особенностей его психики. Популярность психологии объясняется просто — она изучает все, что связано с человеком. Вполне естественно, что большинство из нас хотят понимать, почему люди ведут себя так или иначе в разных ситуациях, уметь предугадывать реакцию своих собеседников, оказывать влияние на мысли и поступки других. Эти и многие другие вопросы являются областью исследования науки психологии.

Психология — это наука, изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики. Термин «психология» образован из двух слов: «психе» (греч. ψυχή — душа) и «логос» (греч. λόγος — слово, знание, мысль). Таким образом, психология является наукой о душе человека.

Предметом изучения психологии на разных этапах развития научного знания считались различные явления.

Например, уже с древних времен в качестве предмета психологии рассматривалась душа. Древнегреческие философы выдвигали идею о душе, находящейся в единстве с телом человека. Считалось, что душа обусловливает все телесные процессы, контролирует мысли и чувства человека.

Позже предметом психологии стало считаться сознание. Сознание — способность субъекта соотносить себя с миром, противопоставлять себя ему. Таким образом, в качестве предмета науки стало рассматриваться активное взаимодействие человека с внешней средой.

В рамках первой психологической школы, созданной Вильгельмом Вундтом, предметом психологии стал считаться опыт человека. Вундт использовал для исследования метод интроспекции — наблюдения за собственными психическими процессами (самонаблюдения). Психология как наука должна была изучать не только отдельные особенности ощущения или восприятия, но и суждения, эмоциональные оценки.

В дальнейшем в качестве предмета науки стали рассматривать деятельность и поведение человека, исходя из того, что узнать человека проще всего по его поступкам.

Согласно противоположной точке зрения предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.

В самом общем виде, предметом психологии можно считать закономерности формирования, развития и становления психики человека, связи человека с природой и обществом.

Психика — это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.

Можно выделить две основные стадии развития психики — элементарную сенсорную и перцептивную.

Для каждой стадии можно выделить несколько уровней развития:

— низший уровень элементарной сенсорной психики присущ простейшим существам, многоклеточным организмам. Он характеризуется слабо развитой чувствительностью, реакцией только на значимые свойства среды путем изменения скорости и направления движения. Движения на данном этапе не имеют целенаправленного характера;

— высшим уровнем элементарной сенсорной психики обладают черви, моллюски и ряд беспозвоночных. Данный уровень характеризуется наличием ощущений, реакций как на непосредственно воздействующие, так и на нейтральные раздражители, способностью избегать неблагоприятных условий;

— низший уровень перцептивной психики присущ рыбам, низшим позвоночным существам, насекомым. Данный уровень характеризуется разнообразием и сложностью движений, поиском положительных раздражителей и избеганием негативных факторов внешней среды;

— высшим уровнем перцептивной психики обладают высшие позвоночные животные — птицы и ряд млекопитающих. На данном этапе у животных проявляется стойкая способность к научению, они поддаются дрессуре;

— наивысший уровень перцептивной психики характерен для приматов, собак, дельфинов. Данный уровень означает возможность как действовать по уже известному шаблону, так и искать новые способы решения проблемы, а также возможность использования различного рода орудий.

Человеческая психика является высшей точкой эволюции психики живых существ в силу наличия сознания, речи, культурных особенностей.

Психика человека является достаточно сложным образованием. Выделяют три основные группы психических явлений:

— психические процессы;

— психические состояния;

— психические свойства.

Психические процессы — отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы могут вызываться извне или быть результатом действия внутренних раздражителей.

Все психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы:

а) познавательные процессы — ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;

б) эмоциональные процессы — эмоции, чувства, переживания;

в) волевые процессы — воля, принятие решений и т. д.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивают получение информации о внешнем мире и формируют деятельность человека.

Помимо индивидуальных существуют межличностные психические процессы (общение, межличностные отношения) и групповые процессы (формирование групповых норм и морально-психологического климата, конфликты, сплоченность).

Психическое состояние — устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психическое состояние проявляется в снижении или повышении активности личности. Например, психическими состояниями можно назвать состояния бодрости или усталости; различные эмоциональные состояния — грусть, печаль, жизнерадостное настроение. Такого рода состояния возникают в результате воздействия на человека целого рода факторов — особенностей общения с другими людьми, степени и характера удовлетворения потребностей, получения того или иного результата и т. д.

Психические свойства — устойчивые образования, обеспечивающие типичный для человека стиль деятельности и особенности его поведения.

Среди психических свойств человека можно выделить:

а) жизненную позицию — систему потребностей, убеждений, интересов, влияющую на жизнь человека;

б) темперамент — систему природных свойств личности, таких как подвижность и уравновешенность нервной системы, влияющих на восприятие человеком внешнего мира и его взаимоотношений с другими людьми;

в) способности — систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

г) характер — систему психических свойств личности, определяющих особенности поведения личности и взаимоотношений с другими людьми.

Психология связана с целым рядом наук, так или иначе изучающих человека, — с философскими, социальными и естественными науками, — занимая между ними промежуточное место.

Философию можно считать прародительницей целого ряда наук, в том числе и психологии. Именно в рамках философии впервые зашла речь о человеке, его природе, личностных особенностях. Психология как отдельная наука поставила человека в центр своего внимания, изучая роль психики в его жизни. Помимо душевных процессов психология изучает и особенности эволюционного развития человека, его телосложение и нервную систему. В рамках физиологии и анатомии центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается вопрос о связи между психическими процессами и ЦНС человека. Помимо изучения отдельной личности психология рассматривает вопросы группового взаимодействия, поведения человека в обществе.

Психология содержит в себе целый ряд дисциплин — направлений, изучающих различные грани психических явлений, человеческого поведения.

Общая психология изучает общие закономерности психики человека и животных.

Дифференциальная психология — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.

Социальная психология изучает закономерности образования групп, поведения и общения людей в группах, проблемы лидерства в группе. В рамках социальной психологии изучаются большие (народы, классы и т. д.) и малые (рабочие коллективы, семьи и т. д.) группы.

Педагогическая психология изучает закономерности становления личности в процессе обучения и воспитания, особенности развития учащихся, взаимодействия между учениками и учителями, а также факторы, влияющие на успешность обучения.

Возрастная психология изучает закономерности и особенности развития личности человека, присущие тому или иному возрастному периоду.

Психодиагностика изучает с помощью методов исследования психики некоторые индивидуальные особенности человека. Наиболее известными методами диагностики являются тесты, опросники, анкеты.

Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека и позволяет определить особенности формирования и развития у человека трудовых навыков и умений, работоспособность и выносливость трудящихся. Психология труда имеет ряд разделов в зависимости от вида деятельности и выполняемой работы. Например, можно выделить инженерную, авиационную, космическую психологию.

Юридическая психология рассматривает особенности поведения участников досудебного и судебного процесса, личности правонарушителя. Выделяют несколько разновидностей юридической психологии: судебную, криминальную и исправительно-трудовую психологию.

Медицинская психология изучает вопросы, связанные с нарушением здоровья и психики людей. Помимо этого в рамках медицинской психологии рассматриваются вопросы протекания различных нормальных и патологических состояний — стресса, аффекта, тревоги. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология и психотерапия.

Парапсихология не считается многими научной дисциплиной, однако остается достаточно популярной. Парапсихология изучает особенности возникновения и проявления различных паранормальных способностей человека, таких как телепатия, телекинез, ясновидение.

Необходимо отметить, что в связи с появлением новых наук или социальных феноменов число направлений психологии возрастает. Например, относительно недавно возникла экологическая психология.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: Издательство МГУ, 1988.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. — М.: Мир, 1997.

3. Лурия А. Р. Общая психология. — СПб.: Питер, 2004.

4. Немов Р. С. Психология. Кн.1. — М.: Центр ВЛАДОС, 2003.

5. Першина Л. А. Общая психология. — М.: Академический проект, 2004.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. — М.: Политиздат, 1990.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. — Т.1. — М.: Педагогика, 1989.

Глава 2. Основные исторические этапы развития психологии

В истории развития психологии как науки можно выделить два основных этапа. На первом этапе (VI в. до н. э. — XIX в. н. э.) психологические знания развивались в рамках таких наук, как философия и естествознание. Как самостоятельная наука психология начала свое развитие на втором этапе (с начала XIX в.).

2.1. Развитие психологических знаний в античной философии

Ранние представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anima — дух, душа) — взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Первой философской школой принято считать Милетскую школу.

Фалес из Милета (ок. 625 — ок. 546 гг. до н. э.) является основателем первой философской школы и считается одним из «семи мудрецов», «отцом науки». Ему (а также Филону) приписывают изречение «gnõthi seautón» — «познай самого себя». Фалес стал первым философом, посвящавшим все свое свободные время именно науке. В его трудах встречались идеи о том, что магнит имеет душу, так как движет железо. Таким образом, душа в его теории рассматривается как некоторый источник действия, побудительная сила. По мнению философа, природа, как живая, так и неживая, обладает некоторым движущим началом, душой.

Анаксимандр (ок. 610 — 547/546 гг. до н. э.) — один из самых известных представителей Милетской школы, где он проходил свое обучение под руководством Фалеса. В его работах можно встретить первую попытку создания теории эволюции человека. Анаксимандр утверждал, что живые существа образовались, когда из выкипающего океана начала появляться суша. Первые животные рождались в колючей илистой коре, но со временем кора высыхала и ломалась. Цензорин, римский автор третьего столетия пишет: «Анаксимандр полагал, что из нагретой воды появились или рыбы или рыбоподобные животные. Внутри этих животных образовывался человек, эмбрионы которого были пленниками до половой зрелости. Только тогда, из тела этих животных, могли выбраться мужчины и женщины, теперь способные кормить себя сами» (Цензорин — «О дне рождения», De Die Natali, IV, 7).

Анаксимандр выдвигал идею, согласно которой люди должны были провести часть своей жизни внутри большой рыбы, чтобы защитить себя от земного климата, пока они не в состоянии выйти наружу. В первобытном мире, по мнению ученого, люди бы не выжили.

Многими учеными данная идея рассматривается как самая древняя предпосылка теории эволюции. Анаксимандр попытался объяснить природу мира, не при помощи мифов или религии, а с точки зрения науки и знания.

Анаксимен из Милета (585—525 гг. до н. э.) — еще один представитель Милетской школы. По его мнению, и тело, и душа человека созданы из воздуха. Он писал: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989, с.134). Душа, по мнению Анаксимена, сдерживает тело человека.

Таким образом, уже представители первой философской школы интересовались вопросами происхождения человека, соотношения духовного и физического в человеке.

Гераклит Эфесский (ок. 530/520 — 470/460 гг. до н. э.) родился в Эфесе. Единственное сохранившееся до наших времен сочинение Гераклита — «О природе». Данному философу принадлежит высказывание: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера…» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М, 1989. С. 231)

В самом деле, уже у Гераклита мы встречаем рассудительный взгляд на всю сложность познания человека. Гераклит делил души людей на два основных типа — «влажные» и «сухие». Чем более «сухой» является человеческая душа, тем благороднее ее суть. У Гераклита также встречаются описания особенностей восприятия человека. Так, он пишет, что «глаза и уши — плохие свидетели для людей» (Гераклит. Фрагменты, с. 55), то есть в познании окружающего мира стоит ориентироваться на разум, а не на чувства.

Гераклит выдвинул идею о всеобщей изменчивости, объясняя это наличием противоположностей, раздвоенности вещей. По мнению философа, все познается в сравнении. Так, только во время болезни мы действительно в состоянии оценить, насколько важно для нас здоровье, только во время голода мы осознаем, как приятно быть сытыми.

Пифагор Самосский (580/570 — ок. 490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

По мнению Пифагора, в основе вещей лежит число, а значит, чтобы познать окружающий нас мир, а также душу человека, необходимо познать управляющие ими числа и их соотношения. Пифагорейцы разработали некоторые числовые отношения, которые проявляются во всех областях человеческой деятельности.

Душа, согласно учению Пифагора, бессмертна, неуничтожима и многократно перерождается в различных живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. Для исцеления болезней души пифагорейцы предлагали избегать отрицательных эмоций, таких как гнев, злость, уныние. Для лечения души ими предлагались различные режимы чередования труда и отдыха.

Пифагора можно считать и автором метода тестирования. В обществе Пифагора было два круга общения: внутренний, малочисленный круг — mathematikoi (математики) и внешний — akousmatikoi (слушатели). Представители слушателей никогда даже не видели самого Пифагора. Для того чтобы попасть в круг математиков, человек должен был пройти ряд испытаний, проявить свои способности, что и послужило развитию метода тестирования.

Парменид (ок. 540 — 510 гг. до н. э.) родился в Элее, на южном берегу Италии. Единственная сохранившаяся его работа — поэма «Природа», причем сохранилось только 150 из 3000 строк. Парменид разграничил рациональное познание и чувственное восприятие: первое дает человеку истинные знания о каком-либо предмете или объекте, тогда как второе — лишь мнение о них.

Демокрит Абдерский (460—370 гг. до н. э.) провозгласил, что в основе души лежат атомы (atoma), которые имеют сферическую форму. Благодаря такой форме их природой является безостановочное движение. Атомы не могут быть неподвижными, поэтому когда движутся они, с ними движется и тело человека. Различные фиксируемые человеком ощущения происходят от того, что с ним соприкасаются разные типы атомов, обладающие разными формами.

По мнению Демокрита, возникновение болезней вызвано изменениями в пропорциях атомов в различных частях тела. Основным принципом существования человека Демокрит считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Демокрит считал, что все зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний.

Протагор (ок. 490/480 — ок. 420/410 гг. до н. э.) является автором знаменитого тезиса: «Человек есть мера всех вещей. Сущих — в том, что они сущи, и не сущих — в том, что они не сущи» (Платон, «Теэтет», 152а). Таким образом, в центре внимания науки оказался человек, а не абстрактные понятия. В сочинении «Антилогия» (Antilogiae) описан метод Протагора — найти верный аргумент, убирая слабые. Даже наименее явный аргумент может оказаться правдой.

Сократ (ок. 470/469 — 399 гг. до н. э.) — один из самых знаменитых философов в мировой истории. Для обоснования своих взглядов он использовал разработанный им метод — сократический, или метод диалектики. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются различные понятия. Это искусство вести спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений, в ходе которого одному понятию даются различные определения от каждого из оппонентов. В споре, по мнению Сократа, рождается истина. Сократ считал, что истинное знание не может быть навязано. Он не поучал, а сам хотел научиться в беседе чему-то новому.

По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Философ утверждал, что знающий добро человек не станет поступать дурно. Люди поступают неверно или со зла, потому что не знают, как надо. Добродетель раскрывают три основные характеристики: умеренность, умение управлять своими желаниями; храбрость, способность преодолевать препятствия; справедливость, знание общественных норм.

Учение о душе широко использовалось в античной медицине. Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 377 гг. до н. э.) высказал идею о том, что органом мышления является мозг. Он также разработал учение о темпераментах, предполагающее различную роль четырех жидкостей организма. Более подробно классификация темпераментов Гиппократа будет рассмотрена в третьей главе. Гиппократ также положил начало исследованиям психологических характеристик различных народов.

В отличие от своих современников, Гиппократ стал утверждать, что болезни не посылаются богами, а возникают благодаря естественным причинам. В качестве таких причин он называл, к примеру, влияние климата, времени года, воды. Изучив предпосылки болезней, он разделил их на два основных типа. Первый тип является общим для всех людей и включает в себя внешние причины — климат, особенности воды и почвы, расы и наследственности. Второй тип является индивидуальным и проявляется в особенностях условий жизни и труда, питания, особенностей возраста и т. д. Помимо болезней тела, Гиппократ также выделял и болезни, связанные с психикой человека.

Антисфен (450—360 гг. до. н. э.) считал основной задачей философии исследование внутреннего мира человека, понимание того, что является для человека истинным благом. Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека — быть добродетельным. Человек может осознать свою самодостаточность путем ограничения своих потребностей, укрощения своих желаний, упорно трудясь и избегая пагубного влияния роскоши.

Диоген (412/399 — 325/323 гг. до. н. э.) проповедовал аскетический образ жизни и презирал роскошь. По легенде, Диоген жил в бочке и стал первым циником. Знаменитые «циники» произошли от греческих kynikos или kyon, что означает «собака». Считается, что Диоген был прозван так за достаточно грубые выражения, которые он отпускал в адрес многих людей. Диоген объявлял культуру и цивилизацию насилием над человеком и призывал к возвращению человека в первобытное состояние.

Платон (428/427 — 348/347 гг. до н. э.). Настоящее его имя — Аристокл, а Платон (от лат. platus) — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». В работах Платона достаточно много внимания уделяется вопросу о душе человека. Душа, по мнению Платона, является чем-то божественным, отличающимся от физического тела. При этом душа и тело находятся в достаточно сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему происхождению душа призвана управлять телом, однако зачастую тело берет верх над душой. В таком случае оно играет главенствующую роль в жизни человека, который подвергается различным страстям, пытается реализовать свои желания. В то же время, тело является менее надежным, чем душа, так как подвержено различным заболеваниям.

Что же касается души, то Платон выделял три ее составные части — разумную (мудрость), волевую (мужество) и чувственную (благоразумие/вожделение), которым соответствуют три части тела — голова, грудь, брюшная полость. Платоном была составлена классификация людей, исходя из преобладания у них той или иной части души: философы, обладающие мудростью; воины, имеющие мужество; работники, у которых на первом месте стоит чувственная составляющая. На основе этой классификации Платон создал социальную модель общества.

Душа — высшее, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье своего тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу после смерти ждет различная судьба. При неблагоприятном исходе она будет блуждать вблизи земли, при благоприятном — отлетит в некий идеальный мир, существующий вне материи.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель знаменитого Ликея (или Лицея, в современном прочтении). Аристотеля зачастую считают основателем психологии.

Аристотель выдвинул идею о том, что нельзя разделять душу и физическое тело. Главная функция души заключается в реализации биологического существования организма. Движущей силой любого поведения человека являются его стремления, потребности. Человек познает окружающий мир посредством ощущений. Ощущения, в свою очередь, оставляют след в памяти человека в виде представлений, образов предметов, которые ранее воздействовали на органы чувств.

Аристотель выделил несколько стадий познания. Наиболее простое познание происходит путем непосредственного восприятия отдельных вещей и их основных свойств. Следующей стадией является использование накопленного опыта. В таком случае, человек уже обладает набором воспоминаний о каком-либо предмете. В качестве следующей стадии Аристотель называет знание сущности целого ряда предметов.

В соответствии выполняемыми функциями Аристотель выделял три основные части души: вегетативную, чувственную и рациональную. У растений есть только вегетативная часть души, животные имеют вегетативную и чувственную части, у людей же есть все три части.

Аристотель известен также своей этической теорией, призывающей быть умеренными в своих желаниях, находить середину между двумя крайностями.

Эпикур (342/341 — 271/270 гг. до н. э.). Можно сказать, что Эпикур внес значительный вклад в изучение эмоций человека. Основой счастья, по Эпикуру, является отсутствие страха смерти. Страх смерти является самым значительным злом в жизни человека, не позволяя достичь счастливой жизни. С избавлением от этого страха у людей появляется возможность избавиться и от всех прочих бед.

Эпикур учил, что «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» (Эпикур, «К Менекею», 125). Таким образом, смерть не имеет к человеку никакого отношения, поскольку любые эмоциональные реакции представляют собой набор некоторых ощущений, а смерть — это прекращение любых ощущений.

Рожденное философом направление Эпикуреизма провозгласило в качестве основного стимула существования человека получение удовольствия. При этом само понятие «удовольствие» рассматривалось ими не в примитивной форме, как удовлетворение человеческих потребностей, а как некоторое безмятежное состояние, спокойствие.

2.2. Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения

В эпоху Средневековья душа человека стала рассматриваться как некоторое божественное, сверхъестественное начало. Развитие философии в этот период не предполагало создания новых идей, отличных от господствующей точки зрения церкви. Изучение человека, его духовных процессов было подчинено исключительно задачам богословия.

Августин Блаженный (полное имя Аврелий Августин) (354—430) — философ, проповедник, христианский богослов и политик. Августин соединил представления древних греков об иерархической организации души с христианской теологией. Основными атрибутами души Августин считал разум, волю и память. При этом наиболее значительной частью души он считал память, т. к. в ней заключена идея Бога. По его словам, добродетельный человек свободен в душе, а злой человек — раб своих пороков.

Стоит также обратить внимания и на теорию Августина о времени и его восприятии человеком. Время рассматривается нами как совокупность прошлого, настоящего и будущего. При этом философ отмечает, что прошлого уже нет, тогда как будущего еще нет. Остается лишь настоящее, которые также не имеет длительности, представляя собой лишь мгновение между прошлым и будущим. Таким образом, Августин провозглашает идею о том, что время таково, как его воспринимает человек. Прошлое, настоящее и будущее существуют в сознании человека. Прошлое осознается человеком в виде воспоминаний, настоящее — как созерцание текущего мига, а будущее воспринимается в виде ожиданий.

Фома Аквинский (Томас Аквинат) (1225/1226—1274) — первый схоластический учитель церкви, «князь философов». Аквинский предложил идею о своеобразной «лестнице форм», на которой располагаются от низшего к высшему растительный, животный и разумный типы души. Каждый такой тип души порождает соответствующие психические явления. Растительная душа порождает ощущения, животная душа — представления, разумная душа — понятия. Только разумная душа обладает бессмертием, остальные два типа души смертны. По мнению Фомы Аквинского, душа является нематериальной структурой, обретая свою форму только в единстве с телом.

Исходя из идей Аквинского, все может:

— существовать до появления самих вещей и материальных объектов — в разуме Бога;

— осуществляться, проявляться в различных объектах и предметах нашего мира;

— существовать после вещей, в памяти человека, а также с помощью таких способностей его мышления, как абстрагирование и обобщение.

Аквинский считал, что человек обладает двумя основными способностями познания мира — чувствами и интеллектом.

В этот период психология развивалась также в качестве средства для изучения целого ряда болезней.

Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина) (980—1037) — знаменитый персидский философ и врач. Авиценна является автором более 100 книг, самыми знаменитыми из которых являются энциклопедические труды «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», а также 14-томный «Канон врачебной науки». В последнем произведении описаны практически все достижения медицины и психологии, известные на момент ее написания. Арабский текст «Канона» издан полностью только однажды (Рим, 1593), но существует множество переводов его на латинский язык.

По мнению Авиценны, человеческая душа бессмертна, представляя собой духовную форму тела.

Авиценна выделил несколько этапов мыслительных операций: ощущение, восприятие образа того или иного предмета; представление о сути данного предмета; воображение, мысленные операции с данным предметом или его частями; формирование понятий и категорий.

В своих работах Авиценна значительное внимание уделял проблемам взаимосвязи психических и физических болезней. Источником психических процессов, по его мнению, является головной мозг. Его труды оказали влияние на развитие психофизиологии, способствовали изучению стрессов и аффектов.

Еще одним знаменитым арабским ученым является Аверроэс (Абу-ль-Валид Мухаммад ибн-Ахмад ибн-Мухаммад ибн-Рушд) (1126—1198). Аверроэс знаменит своими переводами сочинений Аристотеля.

Аверроэс является автором медицинской системы под названием «Colliget» (искаженное арабское «куллийят» — общее, система), которая была переведена на латинский язык и несколько раз перепечатывалось (Венеция, 1482 и 1514). По мнению Аверроэса, психика развивается в соответствии с окружающим миром, формируя определенные реакции на раздражители внешней среды.

С эпохой Возрождения связано появление вопросов о свободе человеческой личности, о месте человека в обществе. В этот период было совершено множество значительных открытий в области анатомии, техники, архитектуры. Научный прогресс перевел изучение психики человека из области теоретических измышлений в практическое русло.

Одним из наиболее ярких представителей эпохи Возрождения по праву считается Леонардо да Винчи (1452—1519) — итальянский ученый, представитель типа «универсального человека» (homo universalis) или, как его еще называют — «Человек эпохи Возрождения». Термин «универсальный человек» применяют к людям, чьи знания и успехи не ограничены какой-либо одной областью. Понятие было введено в Италии эпохи Возрождения, когда многими людьми начал признаваться факт, что человек может быть успешен в различных областях, если сам этого захочет. Наиболее известными «универсальными людьми» помимо да Винчи можно назвать Аристотеля, Коперника, Галилея, Ломоносова.

Ему принадлежит классификация основных эмоциональных состояний (аффектов), которые может испытывать человек: радость, горе, распри. Леонардо наблюдал и фиксировал влияние возраста и эмоций на физическое состояние человека. В частности, он отмечал, что состояние ярости негативно сказывается на здоровье человека.

Да Винчи знаменит и тем, что внес значительный вклад в медицину и психологию, занимаясь проблемами анатомического строения человеческого тела. Будучи талантливым художником, да Винчи смог точно отображать строение тела, создав теоретическую работу по анатомии, содержащую более 200 иллюстраций.

Таким образом, в течение многих веков душа является предметом исследования — сначала античных философов, потом богословов эпохи Средневековья и Возрождения, — а значит, можно говорить о понимании души (в контексте этих эпох) как предмета психологического знания.

2.3. Развитие психологии в Новое время

В эпоху Нового времени душевный мир человека осмыслялся с общефилософских, умозрительных позиций.

Направление исследования, считающее ощущения человека основой для получения им, было названо сенсуализмом. Противоположная точка зрения была представлена рационализмом, признающим мышление главенствующим явлением в познании мира человеком.

Фрэнсис Бэкон (1561—1626) — английский философ, основоположник эмпиризма. Бэкон предложил отказаться от умозрительного способа решения вопросов, характерного для ранних этапов развития науки, и перейти к эмпирическому изучению закономерностей развития человека.

Бекон предложил выделять рациональную и нерациональную душу. Рациональная душа — божественна и принадлежит только людям, нерациональная, телесная душа принадлежит и животным тоже. Рациональная душа обладает памятью, рассудком, воображением и волей, нерациональная — способностью к ощущениям. Рациональная душа с помощью метода индукции обрабатывает получаемую нерациональной душой информацию.

Метод индукции (т. е. движение от частного к общему) предлагался Бэконом как главное средство практического исследования. Индукция стала считаться основным методом сенсуалистов в противовес дедуктивному методу рационалистов.

Индукция, по Бэкону, может быть полной и неполной. Полная индукция предполагает повторяемость какого-либо события или свойства предмета — человек делает вывод о том, как будет выглядеть происходящее в схожей ситуации. В основе неполной индукции лежит исследование лишь некоторых свойств предметов или явлений; заключения такого рода носят вероятный характер.

На пути к правильному познанию сути предметов или явлений лежат некоторые препятствия, названные Бэконом «идолами», или «призраками». Среди них есть как заблуждения человека, так и ложное восприятие им реальности.

Бэкон выделил несколько видов таких ошибок:

— призраки рода, в соответствии с которыми человек судит об окружающем мире по аналогии с жизнью человечества;

— призраки пещеры — индивидуальные заблуждения отдельного человека;

— призраки рынка или площади, в соответствии с которыми человек судит о мире, руководствуясь расхожими мнениями;

— призраки театра, за счет которых человек слепо верит в авторитеты, не признавая реальных фактов.

Ошибки такого рода могут быть побеждены с помощью познания человеком окружающего мира и развития средств такого познания.

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик, физиолог и философ.

Декарт говорил о сознании как о способности человека осознавать свои психические состояния, что означает возможность изучить собственный внутренний мир с помощью самонаблюдения. Данный метод был впоследствии назван интроспекцией.

Для объяснения реакций животных и человека на внешние раздражители Декартом было введено понятие рефлекторных действий. Рефлексы проявляются в том, что внешние раздражители приводят к напряжению мышц. Рефлексы, по мнению Декарта, являются обязательным компонентом поведения. При этом рефлекс рассматривался им как чисто механический процесс, что означало отказ от идеи о душе как о движущей силе организма. Декарт начал высказывать идеи о том, что психологические процессы человека, такие как восприятие, память, стремления, возникают автоматически и производятся телом, а не душой. Декарт называл телесное устройство «машиной тела», которое не имеет отношения к сознанию. При этом, несмотря на то что сознание не участвует в рефлекторных процессах, оно, тем не менее, может влиять на рефлексы человека.

Декарт создал первую теорию рефлексов, объясняющую поведение человека. Согласно этой теории различные внешние импульсы приводят в движение «животные духи», частицы, содержащиеся в организме человека. Информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к головном мозгу. По мнению Декарта, душа в теле связана с мозговым органом — шишковидной железой. Из мозга по двигательным нервам передаются сигналы в мышцы, которые заставляют органы тела совершать те или иные действия. Таким образом, Декарт выдвинул идею о том, что не только душа воздействует на тело, но и тело, в свою очередь, влияет на душевные состояния.

Декарт также известен своей приверженностью к дедуктивному методу. В качестве основного правила метода дедукции он установил то, что во всяком вопросе должно содержаться нечто неизвестное. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. Таким образом, в процессе мышления человек приходит от общего к частным выводам.

Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза) (1632—1677) — нидерландский философ.

Спиноза высказал идею о единой субстанции. Субстанция — это то, что «существует само по себе и представляется само через себя» (Спиноза Б. Избранные произведения, т. I, М., 1957, с. 361). Субстанция неделима. Атрибутами ее являются мышление и протяженность. Душа и тело человека, по мнению Спинозы, не воздействуют друг на друга, а соответствуют друг другу. Философ высказал идею, согласно которой тело и душа могут изменяться как в результате воздействия некоторых внешних факторов, так и внутренних причин. При этом душа и тело взаимосвязаны. Например, человек ощущает боль при травме своего тела.

Спиноза создал теорию аффектов. Любой вторичный аффект образуется из трех первичных аффектов: удовольствия, неудовольствия и желания. По мнению Спинозы, чтобы достичь счастья, человек должен избавиться от своих чувств и побуждений и таким образом получить свободу, представление о том, что подлежит его волевым решениям. В качестве основных типов побудительных сил человека Спиноза выделял влечения, чувства радости и печали. Чувство радости, по мнению ученого, усиливает способность человека к действию, тогда как чувство печали действует негативно.

Джон Локк (1632—1704) — британский педагог и философ.

Локк считал, что всякое знание человек получает из опыта. Если бы идеи были врожденными, то они были бы известны как ребенку, так и взрослому. Сознание ребенка он считал «чистой доской» (tabula rasa), где благодаря опыту формируется сознание человека. По мнению ученого в уме нет ничего, чего бы не было в ощущениях.

Источниками опыта Локк считал ощущения и рефлексию. Внешний опыт (ощущения) мы получаем из внешнего мира, под воздействием извне на наши органы чувств; внутренний опыт (рефлексия) — это самонаблюдение, размышления, опыт, полученный с помощью собственного мышления.

Ощущения Локком считал «простыми идеями». Человек получает простые идеи с помощью органов чувств, наблюдая определенные факты. Далее человек начинает мыслить, обрабатывая эти простые идеи и преобразуя их в сложные идеи. Механизмами переработки простых идей в сложные Локк считал обобщение, соединение, сопоставление и сравнение предметов и явлений. За счет получения опыта преобразования простых идей в сложные происходит развитие психики человека.

При этом Локк вводит понятие рефлексии. Рефлексия — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» (Дж. Локк. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960. с. 129), это направленность внимания человека на деятельность собственной души.

Локк ввел также понятие ассоциации — неверного соединения идей, которые в сознании некоторых людей начинают работать как единое целое. Примером работы механизма ассоциации является симпатия или антипатия, вызываемые одними людьми у других.

Ученый также различал первичные (протяженность, вес, форма) и вторичные (цвет, запах, вкус) качества предметов.

Развитие науки привело к широкому использованию математических методов в изучении психики человека. Одним из направлений психологии является психофизика, изучающая влияние различных физических ситуаций на поведение человека.

Густав Теодор Фехнер (1801—1887) — немецкий физик, философ, один из первых экспериментальных психологов, основатель психофизики.

Фехнер начал использовать математические методы для нужд психологии, что позволило науке перейти на качественно новый уровень — психология стала основываться не на домыслах и рассуждениях, а на точных данных, практических исследованиях. Фехнер первым продемонстрировал, что психика поддается измерениям и может быть исследована с помощью математических методов.

Фехнер также ввел в обиход понятие порога ощущений. Он разработал систему методов для измерения ощущений и порогов ощущений и вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя.

Тема ощущений и вклад Фехнера в их изучение будут подробно рассмотрены в начале второй главы.

Голландский врач Франциск (Франс) Корнелий Дондерс (1818—1889) известен своими экспериментами, посвященными скорости протекания психических процессов. Он был первым, кто использовал скорость реакции человека для изучения различий в познавательных процессах человека. Эксперименты Дондерса показали, что психические процессы человека подлежат измерению.

Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (1821—1894) — немецкий физик, физиолог и психолог. Гельмгольц изучал физиологию зрения и слуха, изобрел приборы для изучения глазного дна (офтальмоскоп) и определения радиуса кривизны глазной роговицы (офтальмометр). Проведенные Гельмгольцем исследования зрения позволили признать трехкомпонентную теорию цветоощущения Томаса Юнга как верную. Данная теория, равно как и вклад Гельмгольца в развитие психологии будут рассмотрен в следующих главах.

2.4. Развитие психологии как самостоятельной науки

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. К этому моменту начали создаваться объективные методы исследования, научно обоснованные и достаточно простые. В течение этого периода появилось множество научных институтов, профессиональных сообществ. Психология начала контактировать с рядом развивающихся дисциплин и использоваться для практических нужд.

Вильгельм Вундт (1832—1920) — немецкий психолог, физиолог и философ.

Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а спустя два года — институт психологии. С этими двумя событиями и связано начало психологии как самостоятельной науки.

В лаборатории Вундта проходили обучение более 150 человек из нескольких стран мира, в том числе знаменитые отечественные ученые В. М. Бехтерев и Н. Н. Ланге.

Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте человека. В качестве основного метода психологии, предназначенного для изучения опыта человека, им был предложено использование метода самонаблюдения, названного интроспекцией. Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными методиками, сделав самонаблюдение основным методом исследования психических состояний человека.

Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания человека на отдельные элементы (как можно более мелкие) — ощущения, представления — с помощью самонаблюдения.

Вундт выделил в психологии два основных направления:

— психологию индивидуального сознания, объектом изучения которой являются простейшие элементы сознания;

— психологию народов, объектом изучения которой являются особенности психического развития народов.

Метод интроспекции развил в своих экспериментах ученик Вундта Э. Титченер.

Эдвард Брэдфорд Титченер (1867—1927) — американский психолог, один из создателей структурной психологии.

Предметом структурной психологии является структура сознания как совокупности некоторых элементов. При этом целью психологического исследования Титченер назвал анализ конкретного душевного состояния, которое раскладывается на простейшие составные части:

— ощущения — элементы восприятия, обладающие такими характеристиками, как интенсивность, отчетливость и длительность;

— образы — элементы памяти и воображения;

— чувства — элементы эмоций, душевных переживаний, обладающие определенной интенсивностью.

При наблюдении в процессе интроспекции за данными элементами необходимо соблюдать несколько рекомендаций: исключить различные влияния на человека, мешающие его наблюдению; выражать наблюдаемые явления сознания словами, что позволяет вести протокол исследования.

Титченер пытался разложить психику на целый ряд составных элементов, число которых доходило до тридцати тысяч. По мнению ученого, психика в целом была сопоставима с таблицей химических элементов.

Франц Брентано (1838—1917) — австрийский философ, создатель «психологии акта».

Брентано выступал против теорий Вундта и Титченера, так как считал невозможным выразить качества психических процессов путем их измерения. Брентано критиковал метод интроспекции как рассматривающий только отдельные, изолированные процессы. Предметом критики служило также то, что интроспекция предполагает значительную роль субъективизма, т. к. проводится самим экспериментатором и не может быть подвержена проверке. Помимо этого проведение интроспекции исключительно для себя снижает ценность этого метода, не позволяя работать с другими людьми. Кроме того, развитие психиатрии и исследования таких ученых, как Шарко или Фрейд, к тому моменту продемонстрировали, что помимо сознания психика обладает и значительным пластом бессознательного, которое не может быть учтено с помощью самонаблюдения.

В качестве главенствующего качества сознания Брентано выделил интенциональность, активность. Сознание человека раскрывается не через простой набор его ощущений, а через активность, с которой оно взаимодействует с объектами внешнего мира.

Брентано предложил следующую классификацию актов.

— Акты представления: восприятие, воображение и др. Представлению принадлежит ведущая роль среди всех психических актов.

— Акты чувства, передающие отношения к предмету: желание, интерес и др. С помощью чувств производится оценка объекта или предмета.

— Акты суждения, с помощью которых человек воспринимает объект как истинный или ложный.

Уильям Джеймс (неверное, но достаточно распространенное прочтение фамилии — Джемс) (1842—1910) — американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма.

Джеймс, совместно с Гуго Мюнстербергом (1863—1916), создал в 1892 г. первую в США лабораторию прикладной психологии при Гарвардском университете.

По мнению ученого, роль сознания состоит в предоставлении человеку возможности приспособиться к возникающим ситуациям. Для этого у сознания есть ряд инструментов — от копирования уже выработанных реакций или форм поведения до поиска новых решении, отработки новых действий.

В качестве метода изучения функций сознания Джеймс предлагал использовать интроспекцию. При этом он считал необходимым изучать не отдельные элементы сознания, а изменяемые состояния сознания (поскольку сознание является процессом динамичным). Им был предложен термин «поток сознания», обозначающий непрерывное изменение состояний сознания. По Джеймсу, состояния сознания можно разделить на две группы: произвольные, сознательно управляемые человеком, и непроизвольные, происходящие без участия его воли и сознания.

Джеймс известен также как создатель одной из исторически первых теорий личности. В соответствии с его классификацией в личности выделяются следующие стороны:

— материальная, или физическая, сторона, которая представляет физическое тело человека и его базовые потребности (в питании, жилье, признании и т. д.);

— социальная личность, отражающая общественную структуру личности — собственные социальные роли человека и особенности его взаимоотношений с другими людьми;

— духовная личность — единство духовных и психологических состояний личности — мышления, эмоций, потребностей.

В рамках теории эмоций Джеймс высказал идею о том, что эмоция рождается из соответствующего ей физиологического процесса (например, эмоция грусти — из плача).

Одним из первых научных направлений в психологии принято считать бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в психологии, занимающееся изучением поведения живых существ, понимаемого как совокупность реакций организма на некоторые стимулы окружающей среды. Основателем данного направления является Дж. Б. Уотсон.

Джон Бродес Уотсон (1878—1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма. Началом развития данного направления принято считать статью Уотсона «Психология глазами бихевиориста» (или «Психология, каковой ее видит бихевиорист») («Psychology as the Behaviorist Views It»), вышедшая в 1913 г.

По мнению Уотсона, сознание не может быть объективно изучено, поэтому психические явления необходимо исследовать через изучение поведения человека, которое проявляется в виде отдельных реакций (R) организма на те или иные внешние стимулы (S). Бихевиористы выражали это явление формулой. При этом задача психологии состоит в том, чтобы выявить воздействующий стимул и определить соответствующую ему реакцию.

Согласно представлениям бихевиористов реакции подразделяются на два вида — условные и безусловные рефлексы. Безусловные рефлексы являются наследственными, присущими всем особям данного вида. Условные рефлексы являются приобретенными и могут формироваться посредством сознательной тренировки или вырабатываться неосознанно; они возникают в ходе индивидуального развития, часто являясь результатом обучения.

Для изучения поведенческих реакций Уотсон предлагал метод наблюдения, считая его более надежным, чем интроспекцию. При этом значительная часть опытов проводилась на животных, особенности формирования рефлексов которых затем проецировались на психику человека.

Беррес Фредерик Скиннер (1904—1990) — американский психолог. Скиннер выдвинул теорию «оперантного» научения, в соответствии с которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что подкрепляет их (подкрепление является следствием того действия, которое выполняет человек или животное). При должном подкреплении реакция на тот или иной стимул закрепляется гораздо быстрее и легче. Таким образом, в схему Скиннер добавил возможность подкрепляющего воздействия.

Закрепляемое поведение усиливается при положительном подкреплении и ослабляется при отрицательном.

Еще одно важное предложение Скиннера — перенести практические результаты исследований с животных на человека. При этом предлагалось воспринимаемый человеком материал делить на части и в случае успешного изучения, выполнения или запоминания каждой части давать положительное подкрепление, а в случае неудачи — отрицательное.

Скиннер известен также как создатель «Коробки Скиннера» — лабораторного аппарата, предназначенного для изучения поведения животных в ограниченном пространстве. Аппарат представляет собой короб, в который помещается объект изучения (как правило, в исследованиях использовались крысы или голуби). Зачастую короб конструируется таким образом, чтобы быть звуконепроницаемым и не пропускать света, чтобы не допустить замены используемого стимула. Задача исследователя — получить от животного новую реакцию на предъявляемый стимул. Данный аппарат был сконструирован Скиннером еще в бытность его студентом Гарвардского университета.

Значительное влияние идеи Скиннера оказали и на развитие педагогики. Связав возможности обучения с мотивационными факторами, ученый провозгласил превосходство положительного подкрепления над наказаниями. По мнению Скиннера, единственное чему можно научиться будучи наказанным — то, как избегать этого наказания.

В обучении он выделил несколько основных проблем:

— люди испытывают страх совершить неудачу,

— у учащихся нет выбора направлений обучения,

— применительно к ученикам не применяют положительное подкрепление,

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть 1. Введение в психологию

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я