Познавательный интерес как ценность университетского образования

О. Н. Шевченко, 2007

Монография содержит исследовательские материалы по процессу развития познавательного интереса будущего инженера при изучении графических дисциплин в вузе.

Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательного интереса будущего инженера в личностно ориентированной образовательной...

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познавательный интерес как ценность университетского образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательного интереса будущего инженера в личностно ориентированной образовательной среде

§ 1 Развитие познавательного интереса будущего инженера как объект педагогического исследования

Проблема интересов пронизывает все общественные науки и является одной из узловых в общей социологической и психологической теориях личности, развитие которой ставится целью высшего профессионального образования (2, 12, 21, 35, 181, 231).

В исследованиях последних лет просматривается устойчивая тенденция к выявлению условий формирования познавательного интереса будущих специалистов (78, 108, 171), познавательнопрофессиональных потребностей и активности (5, 6), повышения интереса к учебной и научной деятельности (1, 135, 227).

Проблема развития познавательного интереса будущего инженера тесно связывается с проблемой развития личности (25, 86, 140, 192) специалиста, возросшими требованиями общества к инженерупрофессионалу, сложностью и целостностью социоинженерных задач (148, 123, 152). Будущий инженер — специалист с высшим техническим образованием — субъект современной культуры, активный член общества, способный творчески и высокопрофессионально решать на современном научном и техническом уровне с пользой для общества задачи в избранной сфере деятельности и развивать эту сферу (231, С.70).

Цель труда инженера — инженерное решение, содержащее информационную основу для изменения действительности (167, С.234). Инженерная деятельность полидисциплинарна, ее информационной базой является множество научных дисциплин.

Общепрофессиональные качества инженера, по мнению Ю.Г. Фокина, включают ориентацию на высокие технологии, на нетрадиционные решения, умение эффективно использовать средства информатизации, профессиональную эрудированность и активность в освоении нового. Кроме того, инженер должен быть способен решать не только производственные, эксплуатационные и управленческие вопросы, но обладать специализирующими качествами исследователя, проектировщика, инструктора-методиста (231, С.70). В таких обстоятельствах познавательный интерес будущего инженера становится профессионально значимым качеством личности, обеспечивающим компетентность специалиста, «конвертируемость образования» (157), возможность самообразования в течение жизни. Именно с таких позиций рассматривается познавательный интерес будущего инженера в нашем исследовании.

На наш взгляд, развитие познавательного интереса будущего инженера является элементом профессиональной подготовки, лежит в основе формирования так называемых «базисных квалификаций» (А.М. Новиков) или «ключевых квалификаций» (Э.Ф. Зеер), к которым данные авторы относят владение компьютером, экологическую культуру, экономические и правовые знания, трансфер технологий, знание языка, психологическую готовность к смене занятий, т.е. довольно мощный слой образовательных компонентов.

Познавательный интерес — основа познавательной деятельности, посредством которой можно приобрести необходимые будущему инженеру образовательные компоненты, «обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств» (Н.Г.Чернышевский). В контексте нашего исследования мы подчеркиваем нравственную, духовную основу образования. Это положение согласуется с современным подходом к образованию, декларируемым ЮНЕСКО: Образовательная система должна быть способна не только вооружить знаниями обучающегося, но, и, вследствие постоянного быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека (Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. ЮНЕСКО. Париж, 1998).

Обзор литературы по теории интереса в историческом аспекте (66, 83, 170, 245) указывает на существование многочисленных направлений (интеллектуалистическое, волюнтаристическое, эмоциональное) в исследовании этого сложного и значимого для личности образования. Понять природу интересов, описать факторы, определяющие их развитие, пытались отдельные ученые и целые научные школы.

В.И.Даль в своем словаре дает следующее толкование слова «интерес» — польза, выгода, прибыль; проценты, рост на деньги; сочувствие в ком или в чем-либо, участие, забота. Занимательность или значение, важность дела. Интересный — корыстный; занимательный, завлекательный, заманчивый или любопытный, возбуждающий участие; забавный (81).

По толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «интерес» трактуется как:

1) особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять;

2) занимательность, значительность;

3) нужды, потребности;

4) выгода, корысть (разг.) (159).

Интерес, по Гельвецию, есть мера человеческих поступков, единственный способ оценки честности и ума, всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета (64). Интерес, по мнению Г.В.Ф.Гегеля, есть содержание тех влечений, на удовлетворение которых направлена деятельность субъекта. Интерес есть «момент субъективной единичности и ее деятельности» во всяком деле, получающим осуществление. «Ничто не осуществляется поэтому помимо интереса» (62, с.321). Философы придавали чрезвычайно важное значение проблеме интереса, подчеркивали его особое место в жизни человека и общества.

Интерес как социологическая категория подробно рассматривалась А.Г. Здравомысловым, В.О. Бернацким, А.Т.Ханиповым, А.С. Айзиковичем, Г.И. Гаком, Г.Е. Глезерманом и другими учеными (96, 35, 233, 4, 63, 72). Здравомыслов А.Г. считает, что «…интересы… лежат в основе идеологической и познавательной деятельности общества, пронизывают собой всю сумму ценностей, культуры общества» (96, С. 36). Интерес рассматривается А.Г. Здравомысловым как единство выражения (обнаружения, проявления) внутренней сущности субъекта и отражения субъективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта.

В.О. Бернацкий подчеркивает генетическую связь интересов с потребностями и возможность их выявления только в деятельности. «Для потребности деятельность служит условием и возможностью ее удовлетворения, для интереса деятельность — это способ его существования, т.к. вне ее интереса просто нет». Особую роль он отводит осознанию интересов. «Интересы не только возможно осознавать,… знание их выступает непременным условием их оптимальной реализации, успешного достижения цели». А.С. Айзикович также считает, что осознание объективно данных интересов есть «процесс превращения интересов из потенциальной побудительной силы деятельности их носителей в силу актуальную» (4, С.149).

А.Т.Ханипов выделяет характерную особенность интереса: «…присущая всякому субъекту деятельная позиция, выражающая его избирательное отношение к объективным возможностям общественного развития, и есть интерес» (233, С.56).

Таким образом, проблема интереса в современной социологии является одной из актуальных. Интерес в обществе выступает как одна из категорий причинного объяснения познания и практической деятельности.

В психологии интерес определяется как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому освоению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса (185, С.146).

Интерес, — писал С.Л. Рубинштейн, — специфическая направленность личности, сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения (192, С.525).

Как сложное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок в своих психологических определениях (7, 44, 74, 85, 231).

Особенно важным для характеристики общего феномена интереса является принадлежность его как интегративного свойства личности ко всей жизнедеятельности человека (192, 231). «Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы — восприятия, памяти, мышления» (192, С.526). Это позволило исследователям (М.А. Данилов, Н. А. Менчинская, М.Н. Скаткин, С.Л. Рубинштейн) считать наличие интересов показателем общего развития личности обучающегося.

Кэролл Э.Изард считает интерес позитивной эмоцией, которая переживается человеком чаще, чем прочие эмоции и играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Именно эмоция интереса, по мнению К.Э. Изарда, заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным видом деятельности или выработкой определенного навыка, что является значимым для нашего исследования. «Чем больший интерес вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее ваше стремление сделать это дело хорошо… Мы ценим то, что пробуждает в нас определенные чувства, и чем сильнее эти чувства, тем более значимы для нас соответствующие им ценности» (101, с.142). В контексте нашего исследования это очень важное замечание, так как мы связываем развитие познавательного интереса будущего инженера с развитием его ценностного отношения к знаниям, интеллектуальному богатству, образованию в целом.

Лев Выготский в своих работах также связывает интерес с эмоциональной окраской, говоря о процессе запоминания: « Память наиболее усиленно работает, когда она влечется и направляется интересом. Те слова, которые связываются с какими-либо личными переживаниями, запоминаются гораздо чаще, чем эмоциональнобезразличные. Ничто не запоминается так, как то, что с свое время было связано с удовольствием» (59).

Психологические характеристики интересности тесно связаны с вопросами потребностей и мотивов деятельности личности. Вопросам общих, фундаментальных проблем мотивации посвящены работы Б.Г.Ананьева. Д.И.Кикнадзе, А.Н.Леонтьева, Н.Г.Морозовой, В.С.Мерлина, В.А.Мясищева, А.В.Петровского, Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейн. Различным проблемам мотивации посвящены работы В.Г.Асеева, И.А.Джидарьяна, С.Г.Москвичева, Е.П. Ильина и др. Особенности мотивации в познавательной деятельности раскрываются в работах П.Я.Гальперина, М.Г.Ярошевского, Л.И.Божович, А.М.Матюшкина, Г.И.Щукиной, А.К.Марковой, Н.Ф.Талызиной.

Таким образом, в психологических исследованиях интерес выступает как: избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности; тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворение; мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; особое, избирательное, наполненное активными замыслами, сильными эмоциями, волевыми устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам (В.Н.Мясищев).

Великие педагоги прошлого всегда относились с должным вниманием к категории «интерес». Первое серьезное упоминание об интересе содержится в трудах великого чешского педагога Я.А.Коменского, который в"Великой дидактике"советует"всеми возможными средствами воспламенять жажду знаний", указывает на титульном листе своей работы, что обучение должно быть « сокращенным, приятным и основательным», что организация и способы обучения должны доставлять детям « больше досуга, радостей и прочного успеха» (115). Ж.Ж.Руссо говорит о непосредственном интересе как об очень важной составляющей воспитания и обучения, называет его двигателем, «единственным, который ведет верно и далеко» (245). Условиями развития интереса к учению И.Г. Песталоцци считает игру, психологическую подготовку к умственному напряжению, точно направленное внимание:…благодаря интересу, вызываемому разнообразием объектов, на которые направлено это необходимое внимание, и гармонии, которая создается между внешними впечатлениями и сознанием полноты внутреннего познания их, (учение) становится легким и приятным» (170, С. 247).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательного интереса будущего инженера в личностно ориентированной образовательной...

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познавательный интерес как ценность университетского образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я