Пророки, ученые и гадатели. У кого истина?

Группа авторов, 2011

Автор-составитель, руководствуясь Писанием и Преданием православной церкви, предлагает задуматься над вопросами, важными для каждого человека. Что значило в древности, и, что значит теперь, пророческое служение? Как отличить пророка от лжепророка, почему экстрасенсы, гадатели и астрологи продолжают привлекать внимание? Какое место в современной культуре занимают научные прогнозы, в каких границах допустимо им верить? В изданиях серии «Святые с нами говорят» приводятся свидетельства из творений Святых Отцов, Житий Святых, выдержки из проповедей и писем исповедников прошлых времен, суждения верующих во Христа, – ныне совершающих свое земное служение. Нам необходимо искать Волю Божию о мире и человеке, – прежде всего о церкви и своей общине, – но также и о себе, о своей семье, о своей стране и человечестве. Без знания Воли Божией и следования Ей, свобода ведет в тупик. То, что открывает нам Бог в судьбах церкви и в опыте ее святых, вдохновляет, но и показывает, как надо действовать, чтобы будущее стало достойным человека. Пророчество, однажды явленное, никогда не устаревает, но рано или поздно сбывается, при этом, от повседневных решений и действий человека зависит не мало. Отрывки из книг Святых Пророков, специально подобранные для чтения в кругу семьи, помогут читателю проникнуться духовным смыслом, красотой и непреложностью пророческого Слова. В книге также разъясняется суть деятельности экстрасенсов, астрологов и гадателей, сопоставляется научный подход к изучению мира и путь веры, постижения Откровения Божия.

Оглавление

Из серии: Святые с нами говорят

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пророки, ученые и гадатели. У кого истина? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Издательство «Благовест» — текст, оформление, оригинал-макет, 2011

© Глянц А.Г. — текст, 2011

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Автор-составитель, руководствуясь Писанием и Преданием православной церкви, предлагает задуматься над вопросами, важными для каждого человека. Что значило в древности, и, что значит теперь, пророческое служение? Как отличить пророка от лжепророка, почему экстрасенсы, гадатели и астрологи продолжают привлекать внимание? Какое место в современной культуре занимают научные прогнозы, в каких границах допустимо им верить?

В изданиях серии «Святые с нами говорят» приводятся свидетельства из творений Святых Отцов, Житий Святых, выдержки из проповедей и писем исповедников прошлых времен, суждения верующих во Христа, — ныне совершающих свое земное служение.

Нам необходимо искать Волю Божию о мире и человеке, — прежде всего о церкви и своей общине, — но также и о себе, о своей семье, о своей стране и человечестве. Без знания Воли Божией и следования Ей, свобода ведет в тупик. То, что открывает нам Бог в судьбах церкви и в опыте ее святых, вдохновляет, но и показывает, как надо действовать, чтобы будущее стало достойным человека.

Пророчество, однажды явленное, никогда не устаревает, но рано или поздно сбывается, при этом, от повседневных решений и действий человека зависит не мало. Отрывки из книг Святых Пророков, специально подобранные для чтения в кругу семьи, помогут читателю проникнуться духовным смыслом, красотой и непреложностью пророческого Слова. В книге также разъясняется суть деятельности экстрасенсов, астрологов и гадателей, сопоставляется научный подход к изучению мира и путь веры, постижения Откровения Божия.

Введение

Более чем полторы тысячи лет назад святитель Афанасий Александрийский писал:

«В прежние времена каждое место было полно мошенничества предсказателей, и изречения их в Дельфии, и Дордоне, и в Боетии, и Ликии, и Ливии, и Египте, и Кабири, и Пифонесе считались изумительными для людей. Но теперь, так как Христос проповедан повсюду, их безумие также прекратилось и не осталось среди них предсказателей вообще»[1].

Так ли это сейчас — в начале XXI века после Рождества Христова?

Увы, предложениями услуг гадателей, магов, экстрасенсов и прочих делателей такого рода полны газеты и электронные средства массовой информации.

Почему вновь вспыхнул темный интерес, казалось навсегда побежденный верой в Единого Бога?

Способность заглядывать в будущее, предсказывать события до их осуществления, во все времена считалась редчайшим даром свыше. К людям, которые, как казалось, могли знать, что случится через какое-то время, приходили за советом не только соседи, но приезжали из дальних мест с вопросами о самых серьезных жизненных проблемах, в том числе, по поручению первых лиц государства.

Как правило, упомянутые «властители дум» могли, кроме предсказания будущего, и в настоящем совершать то, что в глазах большинства называется чудом.

Из Библии мы знаем о многих случаях прорицания и чудотворения, совершавшихся язычниками. Трудно утверждать, что все предсказатели и чудотворцы всегда были только шарлатанами или не более, чем хорошими психологами и гипнотизерами.

Современные нам «целители» тел и душ тоже не все жулики: если бы их предсказания никогда не сбывались, а все действия были безуспешными — обман долго не продержался бы, никто не станет давать себя дурачить бесконечно. Можно предположить, что порча, сглаз, приворот, зомбирование, не объясненные наукой, но известные из многовекового опыта также, как и беснование — существуют. Для кого и почему они реальны? С чем связан категорический запрет Священного Писания и церковного Предания вступать в общение с любыми прорицателями, заклинателями и гадателями?

Наш век — время расцвета экстрасенсорики[2] нетрадиционных «духовных» практик. Всплеск интереса к легкому решению проблем бывал и во времена, предшествовавшие земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, во времена святых пророков Божиих[3].

В современной России ситуация усугубляется семидесятилетним принудительным атеизмом, в результате чего религиозные традиции оказались во многом прерванными; теперь мы начинаем почти сначала. Приходится учитывать и духовную безграмотность большинства наших соотечественников, и агрессивную устремленность бизнеса играть на этой безграмотности. Людей соблазняют ложно понятой «свободой» потребления информации. Спекулируют на неискоренимой потребности человека поклоняться Богу, постигать Его Откровение о тайнах мироздания, вечной жизни.

Из вышесказанного следует, что задача различения подлинных пророков от лжепророков, является достаточно актуальной. При этом человеку, обращающемуся к Богу, необходимо трезвенно понимать и место современной науки.

Что же это за удивительные способности? Нужно ли каждому человеку стремиться к их обретению? Что конкретно говорит о ворожении, волхвовании, волшебстве Священное Писание Ветхого и Нового Заветов? Что говорили об этом святые Отцы?

Есть ли критерии, позволяющие отличить подлинное пророчество от лжепророчества?

Обо всем этом и пойдет речь в предлагаемой книге.

Люди, имевшие провидческий дар от Бога, назывались в Библии пророками.

Смысл пророческого служения виден в самих терминах, которыми оно описывается. Слово «наби», употребленное в оригинале Ветхого Завета, можно перевести на русский язык, как «призванный» (Богом). А греческое слово «профетес», — значит — «человек, говорящий от чьего-либо лица» (в данном случае — от Бога).

Рассматривая пророческое служение во всем библейском контексте, можно сказать, что пророчество — это изъявление воли Божией о настоящем, прошлом и будущем применительно к отдельному человеку, народу, избранному Богом, и человечеству в целом. Христианская церковь — новый народ Божий, и поэтому слова святых пророков, сказанные для Ветхозаветного народа, остаются важными, сохраняют свое исключительное значение.

Является ли пророчество редким даром от Бога, предназначенным для избранных людей или дару пророчества, так или иначе, причастны все люди?

Как пророчествует пророк?

Погружается ли в божественный экстаз, не помня себя или всё, что он говорит, проходит через его душу и сердце?

Об этом также будет сказано далее.

С другой стороны, доверять ли научным прогнозам?

Проходят несколько десятилетий или столетий и научные представления о мире в корне меняются.

Например, за последние 3000 лет менялся, и неоднократно, взгляд на то, что представляет собой движение небесных тел:

— сначала звезды и планеты считали прикрепленными к круглым небесным сферам;

— потом оказалось, что планеты движутся по своим эллиптическим орбитам[4];

— потом стали понимать, что планеты, например, наша Земля, не только двигаются по орбитам вокруг солнца, но и вращаются вокруг собственной оси;

— теперь и Солнце, как оказалось, не неподвижно пребывает в центре мира, а имеет свой путь, да и галактика (скопление звезд, подобных Солнцу), куда-то движется, то ли к центру мироздания, то ли — от центра…

Такое непостоянство в научных взглядах на мир Божий…

С другой стороны, — факт, мы каждый день пользуемся прогнозами погоды, результатами анализов, прогнозирующих течение производственных процессов, развитие болезней; мы пользуемся средствами навигации, прогнозирующими оптимальный путь движения транспортных средств. При запуске космических аппаратов математики прогнозируют движение планет и их спутников.

А как тогда относиться к астрологии?

Многие выдающиеся ученые прошлых веков были астрологами и не скрывали этого, да и сейчас претензии астрологии серьезны как никогда — издаются тысячи книг на десятках языков мира, их с интересом читают, в том числе, образованные люди…

Есть ли сходство между астрологами, гадателями по линии руки, на картах, кофейной гуще, предсказателями, использующими руны, деревянные палочки, кости? Почему церковь запрещает обращение к астрологам и гадателям также как к колдунам и магам?

И еще такой «неудобный», парадоксальный, даже странный, но честный вопрос: можно ли считать лжепророком лжеца, пустослова, всякого, кто говорит не от Бога?

Приходя к православной вере, мы становимся наследниками богатейшей сокровищницы Церкви, в том числе, творений святых Отцов, сохранивших апостольское Предание в первозданной чистоте. Несмотря на трудности с восприятием текстов, написанных столетия назад в иной культурной среде, надо не бояться задавать святым Отцам вопросы и искать на них ответы. В этой книге предпринимается такая попытка. В наследии святых Отцов мы встречаем толкования на книги пророков, многие упоминания о пророках и лжепророках. Вот только некоторые выписки из их творений для начала нашего разговора.

Святитель Василий Великий: «Всякое сотворенное естество, и видимое и умопостигаемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении»[5].

Священномученик Киприан Карфагенский: «Бог благоволил многое возвестить и предложить через… Своих — пророков»[6].

В творениях священномученика Киприана Карфагенского найдем и такие слова: «Часто слышим, как говорят: «о, Боже!», «видит Бог», «поручаю Богу», «да воздаст тебе Бог», «как Богу угодно», «если даст Бог». Потому-то величайшее преступление — не хотеть познать Бога»[7].

Преподобный Ефрем Сирин: «Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы»[8].

Святитель Иоанн Златоуст: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души»[9].

И он же в другой своей книге говорит: «Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления»[10].

Святитель Григорий Нисский: «Чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых… карты и многое другое… И на всякую… примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам…»[11].

Преподобный Иоанн Лествичник: «Суеверие в мирских людях сопротивляется вере в Промысл Божий»[12].

Святитель Тихон Задонский: «Суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера»[13].

Как мы уже обращали внимание читателя, святые Отцы в своих наставлениях опирались на Слово Божие и апостольское Предание:

Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, и кто отвратит ее? (Ис. 14: 27).

Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои (Притч. 3: 6).

Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6: 8).

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти и пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 7–8).

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет. 2: 1–3).

Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4: 1–2).

Итак, мы должны, сколько даст нам Бог терпения и разумения, понять существенную разницу между делами пророков, лжепророков и ученых; нам необходимо определиться и с пониманием нашей свободы, ведь выбор, кого слушать и как жить, остается за нами.

Оглавление

Из серии: Святые с нами говорят

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пророки, ученые и гадатели. У кого истина? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Творения: в 4 т. / Святитель Афанасий Великий. — Репр. изд. 1902–1903 гг. — М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

2

Экстрасенсорика — способность узнавать скрытую от других информацию о людях, предметах и явлениях природы и на расстоянии воздействовать на них.

3

Рост интереса к «нетрадиционным духовным практикам» объясняют «усталостью» от привычных верований и желанием найти новое учение, удовлетворяющее потребностям и вкусам современного человека. Святые пророки обращались к народу со словами от Бога.

4

Сферы — здесь плоскости, имеющие сферическую форму. Эллиптические орбиты — здесь замкнутые линии движения, похожие на овал.

5

Уроки и примеры христианской веры: Сист. сб.: Опыт катихизической хрестоматии / Сост. свящ. Григорий Дьяченко. — 4-е изд. — М.: Тип. Е. Г. Потапова, 1894. — С. 745.

6

Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского / Общ. ред.: А. И. Сидоров. — М.: Паломник, 1999. — С.719.

7

Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского / Общ. ред.: А. И. Сидоров. — М.: Паломник, 1999. — С.612.

8

Творения святого отца нашего Ефрема Сирина. — 5-е изд. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1907. Ч.3. [Писания духовно-нравственные, 60–133.] — 5-е изд. — Сергиев Посад. Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1912. — С.431.

9

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Духовной Акад., 1898. Т.12. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Духовной Акад., 1906. — С. 708.

10

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Духовной Акад., 1898. Т.12. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Духовной Акад., 1906. — С. 142.

11

Избранные творения / Свт. Григорий Нисский, сост. диак. Александр Гумеров, — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — С. 383.

12

Лествица / Преп. Иоанн Лествичник. — М.: Лепта: Трейд Сервис, 2006. — С.799.

13

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации. Иоанн Маслов, схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении: Магистерская диссертация. Статьи разных лет. — М.: Издат. Отд. Московского патриархата: Мир отечества, 1993. — С. 527.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я