Этнокультурные основы педагогики олонхо

Екатерина Чехордуна, 2013

В монографии изложены результаты педагогического исследования воспитательного потенциала героического эпоса олонхо, как ресурса сохранения духовно-нравственной самобытности народа, раскрыты практические направления педагогики олонхо как этнокультурной составляющей регионального образования.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Дидактические закономерности и принципы использования героического эпоса олонхо в урочной и внеурочной деятельности

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этнокультурные основы педагогики олонхо предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Дидактические закономерности и принципы использования героического эпоса олонхо в урочной и внеурочной деятельности

По материалам, собранным вице-президентом АПСН и РАО, доктором психологических наук, профессором Д. И. Фельдштейном, за последние годы сильно изменилась сущность самого детства. Ученый-исследователь всерьез беспокоится за будущее детей. Он отмечает: «Необходимость глубокого изучения данной проблемы диктуется и тем, что наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, прогноз, который подкрепляется ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям» [52, с. 6].

К числу негативных влияний он относит следующее: низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, отрыв ребенка от культурных традиций семьи, общества и его истории, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима.

Но, современный гражданин России защищен установленным российским законодательством. Так, в Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной». Среди принципов государственной политики в области образования первостепенным является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [13, с.4].

Исходя из этого, в настоящее время важнейшим является необходимость проведения фундаментальных исследований истоков духовно-нравственного развития и воспитания целого народа, в том числе и этноса.

По определению исследователей, духовность — это «стыд, милосердие, благоговение перед добром» (М. С. Каган) или «принцип саморазвития и самореализации человека» (В. В. Занков). Другая группа исследователей утверждает, что духовность — это «качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию её внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонировать свои отношения с окружающим миром» (Н. Н. Никитина).

Нравственность или мораль — это «совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность» [48, с. 495)].

Нравственность — это индивидуальная духовно-практическая сфера свободного бытия и саморазвития человека, добровольного выбора им поступков в соответствии с целеполаганием по критериям добра, гуманности, совести и личной ответственности.

В современном российском образовании возрождении нравственности и духовности постепенно осознается как наиболее важная и существенная задача. Воспитание ориентируется на обеспечение идеального человека, т. е. идеала, отвечающего требованиям в «конкретно-исторических социокультурных условиях» [21, с.10]. Отсюда вытекают цели и задачи воспитания в современных условиях модернизации российского образования и глобализационных преобразования мировой цивилизации.

Так, основная цель современного образования заключается в обеспечении развития и саморазвития личности каждого ученика, в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих.

Одной из главных целей, безусловно, является раскрытие особенностей социокультурной среды развития детства, выявление тех факторов этой среды, которые активно воздействуют на детей — от социально-культурной ситуации социума в целом до различных макро — и микросред, в которые включен современный ребенок.

Во-вторых, определение оптимальных путей развития ребенка, одновременно ведя и поиск возможностей минимизирования имеющихся отрицательных тенденций.

В-третьих, необходимость исследования не только когнитивного, социального, но и духовного развития детей, имеющих целью раскрытии внутреннего мира растущего человека, его переживаний, стремлений, сомнений, общих и специальных, в том числе и творческих способностей.

В-четвертых, выявление специфики формирования духовно-нравственных потребностей субъектов образовательного процесса, этических установок современного общества.

Федеральный государственный стандарт образования перед обществом ставит основную цель: готовить ребенка к осознанию ответственности за себя и других людей, за безопасность жизни на Земле, стимулируя совершение поступков, достойных человека. А современный воспитательный идеал — это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [21, с.11].

Традиционная культура и этнопедагогика, как неотъемлемые части развития общества, играют огромную роль в формировании духовно богатой, творческой, созидающей, успешной личности человека.

Если этнопедагогика способствует приобщению подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям через освоение ими духовного наследия родного народа, а также воспитанию у них нравственно-этических идеалов, то традиционная культура — сохранению устойчивого уклада жизни в обществе. В связи с этим перед научно-педагогическим сообществом определилась задача поиска оптимальных путей, средств и форм воспитания гражданина — носителя этно — и поликультур.

Исходя из этого, следует заметить, что настало время формирования новой гуманистической культуры, в которой каждый этнос (народ) сохранял бы национальную и культурную идентичность и принимал бы определенное участие в общей жизни человечества.

Научное исследование проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение опыта воспитания всегда входило в круг научных интересов исследователей. Издревле считается, что одним из основных факторов народного воспитания является родное слово, материнский язык.

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670) обосновал «материнскую школу», в основу которой заложен опыт семейного воспитания. Он, рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, призывал к универсальному образованию на основе родного, а затем латинского языка. Цель воспитания Я. А. Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Основоположник научной педагогики России К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он считал, что художественное слово организует духовную жизнь человека, формирует его внутреннюю культуру.

А. Ф. Хинтибидзе, анализируя гениальное произведение Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а также народные сказки «Цикара», «Горлинка», «Этери» и др., раскрывает народные идеалы и представления об умственном труде, нравственном, эстетическом воспитании молодого поколения.

В трудах Г. Н. Волкова, Ш. А. Мирзоева, Я. Н. Ханбикова и др. рассматриваются народные словесные методы воспитания, при этом особо выделяется роль родного языка как важнейшего фактора воспитания.

Как верно отмечал А. Э. Измайлов, памятники народной педагогики хранятся народом «в созданных им сказках, легендах, эпосах, пословицах и поговорках, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и, в конечном счете, имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс…» [14].

Вершиной художественного слова являются мифы и эпосы народов мира. Древние мифы — своеобразные «устные энциклопедии» или первые издания «умственного словаря человечества» (Д. Вико).

В 2005 г. Всемирная организация ЮНЕСКО провозгласила якутский героический эпос олонхо шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Мир олонхо, созданный творческим гением народа саха, всеобъемлющ. В нем отражены все пласты духовной культуры народа. Как отметил профессор А. М. Лобок, «олонхо… — это культурная память, которая создает смысловое, мировоззренческое поле для процесса живой мыследеятельности современных якутов, выступает живым источником философских размышлений о мире и месте человека в нем» [26, с.25].

Якутский героический эпос олонхо — выдающийся памятник эпического наследия народа саха и «представляет собой уникальный феномен концентрации генетической памяти, мировоззрения, философии, религиозных представлений, обрядов и обычаев, песенной и устной сказительской традиции в виде импровизации и традиционных запевов, сохранивший на протяжении столетий культурную идентичность якутского народа» [67].

Первый этнопедагог народа саха В. Ф. Афанасьев на основе всестороннего анализа народных традиций и обычаев отмечал, что в эпосе олонхо у народа издревле существовала и сформировалась своя самобытная этническая система традиционного воспитания [3].

Особенностью героических эпосов является воспевание воинской героической этики и эстетики, описание эпического времени и архаической космологической модели мира. Важнейшим источником формирования героического эпоса являются мифы, в особенности, мифологические сказания о первопредках — культурных героях. Якутские богатыри Ньургун Боотур Стремительный, Алаатыыр Ала Туйгун, как и другие богатыри, например, Гильгамеш и Энкиду (шумеро-аккадские), Амирани (грузинский), Персей, Тесей, Геракл (древнегреческие), Сигмунд, Сигурд, Беоувульф (германо-скандинавские и англосаксонские), индийский Рама и другие, посланы на землю с особой миссией — очистить землю от чудовищ, т. е. от всего злого, недоброго, бесчеловечного.

В эпосах отражено сознание народа. Весь процесс формирования человека земли — это результат сопряжения, проникновения и восполнения различных ценностей. Таким образом, аксиологическая интеграция в эпосах выражается во взаимоуважении, духовном взаимообогащении и взаимопонимании, имеющим общечеловеческую значимость.

Необходимо отметить новый подъем исследований, начавшихся благодаря государственной поддержке в Республике Саха (Якутия) по использованию педагогического потенциала великих, глубоко философских идей героического эпоса олонхо.

Основоположник Оросунского этнопедагогического музея Республики Саха (Якутия), академик К. С. Чиряев ввел термин «педагогика олонхо» («олонхо педагогиката»). Он отметил огромное значение исследования педагогического потенциала олонхо в деле воспитания подрастающего поколения [65].

Педагогика олонхо — это своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов якутского героического эпоса олонхо нынешним и будущим поколениям через современные формы и методы воспитания детей, основанная на лучших традициях народной педагогики, деятельностных технологиях современного образования, нравственно-этических идеалах, мировоззрениях олонхо.

Использование материалов героического эпоса олонхо (ведущие идеи, воззрения, морально-этические ценности) в урочной и внеурочной деятельности способствует формированию у детей не только углубленных знаний конкретно по предмету, а прежде всего новой гуманистической культуры. Философские размышления, мировоззренческие представления, художественный язык якутского героического эпоса олонхо как средства формирования духовно-нравственных ценностей способствуют воспитанию морально-этических, эстетических ценностей.

Как видно из вышесказанного, использование педагогического потенциала, мировоззренческих установок, морально-этических и эстетических ценностей эпоса позволяет выделить следующие положения к использованию олонхо в урочной и внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений: обоснование дидактических закономерностей и принципов использования героического эпоса олонхо в урочной и внеурочной деятельности; нормативно-правовое обеспечение использования педагогических основ героического эпоса олонхо в образовательных учреждениях; обоснование методических решений использования героического эпоса олонхо в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений; конструирование эффективного урочного и внеурочного процесса использования героического эпоса олонхо.

В современных условиях модернизации образования, наступившей эры коммуникационной цивилизации необходимо трансформировать сущностные основания воспитания. Это означает, что категория воспитания определяет сегодня ценностное состояние, пути и средства решения национальных проблем экономики, образования, культуры, обеспечения качества жизни граждан. На сегодняшний день очень важно не только то, какие идеи находят свое отражение в обществе, но и какими способами они претворяются в жизнь.

Новые взгляды на идеи и содержание эпоса убедительно доказывают, что олонхо в современном мире — явление национального и общечеловеческого характера. Глубокий анализ мифологических основ олонхо, его идейно-эстетического содержания, жанровой, сюжетно-композиционной структуры служит благодатной почвой для дальнейших научных исследований. Эпос, отличаясь устойчивостью духовных традиций, выражает согласие, терпимость, социальную и духовную общность народов. Потому олонхо — объект и источник научных исследований не только якутских, но и многих отечественных и зарубежных исследователей.

Одним из принципов государственной российской национальной политики в области образования является защита и развитие национальных культур, региональной — культурных традиций и особенностей, ценностных ориентиров в условиях многонационального государства.

1.1. Этнокультурное региональное образование как составляющая российской системы общего образования

Содержание этнокультурного регионального образования. У всех народов веками выработана своя культура, поскольку все этносы имеют разный ландшафт и различное прошлое, у каждого — свое особое видение мира. Это влечет за собой особенности в обучении и воспитании, данное положение требует создания своей национальной философии образования.

Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и культура совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Дидактические закономерности и принципы использования героического эпоса олонхо в урочной и внеурочной деятельности

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этнокультурные основы педагогики олонхо предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я