Мир самоцветов и драгоценных камней

Александр Ханников

Драгоценные и цветные камни – изумруды, алмазы, сапфиры, агаты, жемчуга, янтарь, аметисты издавна привлекали человека своей красотой и необычностью. Об особенностях самоцветов, цветных и поделочных камней, об их диагностике и сборе, о художественной обработке камня от разрезания до полировки, об искусстве мозаики, глиптики, инкрустации, гравирования, о камнерезном искусстве, об огранке и изготовлении кабошонов и иных изделий, об исторических алмазах, о символическом, магическом, астрологическом значении камней-самоцветов и их целительных свойствах, об амулетах и талисманах, а также о гороскопах драгоценных камней и о многом другом узнает читатель из этой книги. Легенды и поверья приведены по массовой литературе. Для широкого круга читателей, а также для любителей камня и природы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир самоцветов и драгоценных камней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КАМНИ И ЛЮДИ. НЕМНОГО ИСТОРИИ

Необозрим сказочно интересный мир камня. У малахита, гранита, горного хрусталя, агата, аметиста, гальки на берегу, у каждого камня — своя необычная история жизни. Человек с незапамятных времен использует камень, как орудие труда. Ряд свойств камня определили его огромную роль в развитии человеческой культуры.

Острым камнем первобытный человек рассекал тушу убитого животного, из камня изготовлял скребки, лопаточки, чаши, плоским камнем растирал зерна, из цветных и блестящих камней делал украшения.

Прошли тысячелетия. Человек уже не довольствуется случайно найденным подходящим камнем, он изготовляет из него ножи, топоры, наконечники для копий и стрел, молотки, познает некоторые особенности камня и умело использует их.

В одних случаях использовались такие свойства камня, как вязкость и плотность, как например у нефрита. Этот камень сохранялся при сильных и многогократных ударах, из него делали молотки.

Другие камни раскалывались на тонкие осколки с острыми краями, как напри мер, кремень и обсидиан, они годились для ножей, скребков, наконечников стрел и копий. Замечалось, что некоторые камни легки в обработке — селенит, пирофилит, тальк и другие. Декоративность иных (халцедон, агат, янтарь и др.) отличалась красивым цветом и блеском. Эти ценные свойства, во многих случаях свойственные только камню и не встречающиеся в других материалах, определили основные пути использования горных пород. Камень нашел широкое применение в строительстве, архитектуре, скульптуре, ювелирном деле, декоративном искусстве. Известняк нужен для выжигания и извести, из мергеля получают цемент. Из белой глины изготавливают фарфоровые и фаянсовые вещи, из обычной глины — гончарные изделия, черепицу, кирпич. Из некоторых пород в последнее время стали извлекать алюминий, из других — редкие металлы.

Первые дома люди строили из необработанного камня, но уже тесаный камень применяли при кладке стен древней Трои, в Древнем Египте возводили дворцы и пирамиды, вытесывая огромные блоки известяка и двадцатиметровые гранитные колонны. Затем в строительстве дворцов и зданий стали применять цветной камень. Из него изготовляли архитектурные украшения и скульптуры. Гранит оказался лучшим материалом для величавых фигур, мрамор стал незаменим для передачи красоты тела, черный базальт — для выражения печали и скорби.

В быту и технике камнем называют неметаллический твердый материал естественного и искусственного происхождения. Однако слово камень не совсем точно выражает свойства материала, из которого построена земная кора — верхняя оболочка Земли толщиной до 60 километров. В геологии вместо слова камень используют понятие горная порода. Изучением и описанием камней, горных пород занимамается один из новых разделов геологии — петрография. Однако в большей части горные породы применяются в строительстве, архитектуре, искусстве, т. е. там, где издавна принято говорить просто"камень".

Горная порода — это материал, из которого построены участки земной коры, имеющей относительно постоянный состав и строение, образованный одним или несколькими минералами. В отличие от минералов, физически простых тел — природных химических соединений или элементов, горные породы — физически сложные тела, природные образования, возникшие в результате естественных процессов в земной коре. Этим они отличаются от технического камня, который изготавливают на предприятиях, расплавляя камни и получая изделия нужной формы. Некоторые горные породы при нагревании вспучиваются, превращаясь в необходимый тепло — и звукоизоляционный материал.

Горная порода — не всегда твердая. Существуют мягкие породы, например тальковый сланец, гипсовая порода, пластичные породы, легко меняющие форму, например глины и сыпучие — галечник, песок.

Названия горных пород сложились постепенно, происхождение их сложно.

Большинство из них связано со словами двух древних языков — латинского и греческого. Например, происхождение названия «базальт» связывают и с эфиопскими словами «базаль» и «бзальт» — кипяченый, и с латинскими словами «базальтс», «базанитес» — камень из Базана в Сирии.

Названия горных пород обычно заканчивается на «ит»: гранит, порфирит, андезит, диорит и т. д. Это окончание является частью латинского слова «литос» камень и говорит о том, что таким образом построенное название обозначает горную породу. Ряд горных пород названы по признакам, которые в свое время считались характерными. Например, в названии «гранит» подчеркивалась зернистость камня, «мрамор» — блеск кристаллов на поверхности излома. Название кварцит говорит о том, что эта порода образована почти исключительно зернами кварца.

Особенности строения горных пород и их внешние признаки прослеживаются в названиях гнейс, роговик, адинол и других. Так, предполагают, что название гнейс связано со славянским словом «гноец» — гнилой, разрушенный и говорить о непрочности этой породы. Когда расплавленная магма внедряется в породу, с которой соприкасается, происходит перестройка породы, ее перекристаллизация в тонкозернистую породу с изломом, который напоминает поверхность разломанного рога. Так произошло название роговик. Роговики являются наиболее характерными представителями пород контактового метаморфизма. Плотный роговик возникший при таком преобразовании глинистых пород называют адинолом от греческого слова «адинос» — плотный. При сильном прогреве в роговиках появляются минералы, несвойственные их предшественникам, таким, как кордиелит, андалузит и др. Также в роговиках всречаются скопления рудных минералов — сульфитов меди, молибденита и др. Обычно роговики состоят из небольшого числа минералов и отличаются от родоначальных пород строением. На разных глубинах земли, в разных условиях и географических широтах камень подвергается воздействию высокой и низкой температур. Образование главных цветных камней в некоторых регионах обусловлено деятельностью минерализированных термальных палеовод.

Термальные минерализированные воды и в настоящее время существуют в палеозойских образованиях на глубине двух километров. Действие вод помогало процессу образования кремней, халцедонов и кварцев в послепалеозойское время, а затем во времена мезозоя и палеозоя, когда происходило разрушение и размыв образовавшихся пород. Обнажившиеся на поверхности слои с кремнями, халцедонами и кварцами разрушались с высвобождением более стойких в поверхностных условиях образований — прежде всего кремнезема. Благодаря этому желваки кремней, их куски, жеоды кварцев и халцедонов, окремненные остатки палеоорганизмов попали в галечники и морены в виде валунов, галек и обломков разных размеров.

На протяжении миллионов лет крепкие желваки кремней и халцедонов последовательно переотлагаясь из более древних в более молодые отложения и находятся в современных галечниках рек, ручьев и оврагов, а также в суглинках склонов долин, холмов, в почве пашень. Наиболее красивыми цветными камнями, встречающимися в российских краях являются разнообразные кремни, халцедоны, кварцы, агаты, карбонаты.

Никто не знает, как давно появилась у человека любовь к цветому камню. Археологические раскопки свидетельствуют, что все цивилизации высоко ценили их как предметы украшения или атрибуты культового поклонения, как например, нефрит в Китае.

Интерес к минералам проявляют ученые еще в античные времена. Тайне их происхождения посвящено множество научных трактатов. Аристотель и Теофраст ссылаются на работы предшествующих исследователей в области минералогии.

Аристотель (384–322 гг до н. э.) упоминает о минералах в своей «Метеологии», Теофраст (322–287 гг до н. э.) написал трактат"О камнях", который был по-видимому, одной из первых специальных работы по минералогии.

Многим известна"Естественая история"римского ученого Плиния Старшего, куда вошли четыре трактата о минералах. Написана она была в 40 — 50-х годах н. э.

После падения Римской империи до средних веков никаких публикаций на эту тему не известно. В средние века появились описания, в которых авторы рассказывали о магических и целительных свойствах камней, например, «Лапидария» и"Естественная история"Альберта Магнуса.

Работавшие над обработкой камней, древние мастера хорошо знали секреты подвластных их мастерству камней и, словно маги и волшебники, могли превращать их в любые предметы, хотя некоторые из этих камней были тверже металлов.

С тех давних времен пришел к нам термин «лапидари» — от слова «лапис» — камень, обозначающий мастера, который режет камни, придает им необходимую форму или гравирует на них.

Позднее чешский ученый Георг Бауэр, известный под именем Георгиуса Агриколы напишет книгу"О природе ископаемых", в которой минералы классифицируются на основе диагностических свойств — по плотности, твердости и т. д. А в труде де Боодта"История драгоценных камней и гранильного искусства", вышедшего в 1609 году, имеются взгляды очень близкие к современным.

В странах Древнего Востока, Древнем Египте, на юге Европы, где камень был более доступен и разнообразен, среди массы природных каменных материалов человеку вдруг попадалось нечто такое, что резко выделялось неблекнущими красками, прозрачностью, твердостью и полным безназличием ко времени и силам природы, перед которыми сам человек чувствовал свою беспомощность. Такие находки стали хранить как драгоценные носители магической силы, в которых красота приобрела особый смысл. Люди старались объяснить происхождение и свойства таких камней-самоцветов, завораживающих радужной игрой света и яркими красками природы. О таких камнях слагались сказания и легенды, дошедшие до наших дней.

С миром драгоценных камней породнилась астрология. Люди наделяли эти камни всемогуществом и совершенством. Жрецы и предсказатели по самоцветам определяли судьбу. В церквах и костелах ими украшались иконы и религиозные книги, а государи и высшее духовенство носили их в скипетрах, коронах и панагиях.

У различных народов известно почитание камней-талисманов. Например, у аборигенов Австралии колдуны носят при себе блестящие камушки, которые служат главным признаком их могущества. Чем больше их, тем сильнее колдун. Во многих африканских пламенах охотники не начинают охоты до тех пор, пока не найдут подходящего камня, который поможет им найти и убить животное. Особое почитание камней как могущественных помощников человека выпало на долю самоцветов, которые окружали ореолом таинственности. Однако никогда интерес к камню не был чисто утилитарным, во все времена люди замечали их красоту.

Недаром человек наделен чувством прекрасного, которое открывает дорогу познанию, открывает целесообразность и совершество природы, побуждает брать ее в пример, творить и наслаждаться творчеством.

Красивый камень заставлял остановиться и взглянуть внимательнее, стараясь проникнуть и разгадать его тайну. Редкость красивого камня настраивала человека на мистический лад и обеспечивала ему место как амулета и талисмана, защищающего от злых духов, а с XII века почти шестьсот лет кремень давал искру пороховому заряду в пушках и ружьях воинов.

Был камень и книгой, на листах которой древние художники начертали сцены охоты и зверей, с удивительной точностью и художественной силой показали окружающий мир того времени.

Всегда собирал и хранил человек простые камни, порой некрасивые, но редкие, оригинальные, в чем и состояла их ценность.

Может быть так появились первые искатели, собиратели и любители самоцветов и цветных камней — богачи и сановники, крестьяне, рабочие-горняки, горные служащие, геологи, ученые, представители множества других профессий, благодаря которым были открыты и сохранены многие ценнейшие минералы — наша историческая память.

Первых музейных собраний и коллекций самоцветов и цветных камней в Европе насчитывалось немного. Однако с XU — XUII веков интерес к минералам значительно вырос, так как быстро росла добыча полезных ископаемых, давшая новый импульс развитию наук о Земле. Закладывая основы минералогии, геологии, горного дела, ученые и инженеры нуждались в образцах минералов, руд, горных пород и как в объектах изучения, и как в наглядных пособиях для обучения будущих специалистов. Постепенно количество крупных минералогических музеев росло, коллекционеров и любителей цветных камней становилось все больше.

На Руси разнообразные самоцветные камни ценили и знали издавна. Веками этим товаром торговали с ближними и дальними странами русские купцы. Культура ювелирного камня была высокой, познания в искусстве зарубежных мастеров обширными, а камнерезное искусство в России началось развиваться в IX XII веках. До XUII века поделочный цветной камень в России не добывали, а привозили главным образом из Византии, Средней Азии и различных стран Западной Европы. Только начиная с XUII века в России появляются свой цветной камень и русские самоцветы. И тем не менее русские мастера достигали вершин мастерства в ювелирном искусстве. Так, в 1553 году ими была создана Шапка Казанская — так и поныне, следуя древней традиции, называют драгоценный царский венец. Предполагают, что выполнены он был для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства. Русские и восточные мастера вдохнули в это неповторимое произведение, созданное из золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга, опалов, меха, частицу высочайшего мастерства, выразили по-своему представление о прекрасном. В работе присутствовали и чеканка, и литье, и чернь, и эмаль, и резьба по камню. Золотая тулья Шапки Казанской украшена мелким цветочным изящным черневым орнаментом. Рядом с ней прикреплены резные кокошники — «городки», очень распространенные в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» — крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает золотую шапку желтый сапфир в 90 каратов.

Драгоценными камнями в сочетании с жемчужным шитьем обильно украшали парадные облачения русского высшего духовенства XUII века. Для этого использовали как привозной, так и отечественный жемчуг, в немалом количестве добывавшийся в северных реках, а также русские самоцветы. Этим великолепием украшена митра, которая является одной из самых красивых в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля.

Примерно в 1635 году в предгорьях Урала были открыты медные руды, малахит, а еще раньше здесь были обнаружены"узорчатые каменья" — сердолики, яшмы, агаты.

В 1725 году по указу Петра I в Петергофе была основана первая гранильная фабрика, куда со всех концов России привозили разнообразные поделочные камни.

Через год в Екатеринбурге, район которого изобиловал месторождениями цветных камней, открывается вторая такая фабрика. Вокруг Екатиринбургской гранильной фабрики возникли небольшие мастерские по обработке цветных камней. Через 60 с лишним лет организуется третья государственная гранильная фабрика — Колывановская.

В связи с провозглашением России империей в 1721 году древний обряд венчания на царство Шапкой Мономаха был заменен обрядом коронации. Корона императрицы Анны Иоановны — великолепный образец ювелирной работы с драгоценными камнями. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов, и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшало корону императрицы Екатерины I, так же как и помещенный под алмазным крестом неправильной формы темно-красный турмалин. Вес этого униального драгоценного камня — 100 граммов.

В XIX — ХХ веках ювелирные изделия из цветного камня петербургской фирмы Фаберже получили признание не только в России, но и всемирную известность.

В частности мастерами фирмы были созданы поля для иконы"Казанская богоматерь", оклад которой был сделан ранее. Перед ними стояла задача дополнить произведение, не нарушая художественной целостности. Ювелиры московского отделения фирмы выполнили сканый декор, расцвеченный яркой эмалью и дополненный драгоценными камнями — густо-вишневыми альмандинами и опалами, пронизанными небольшими трещинами, с удивительной игрой цвета.

В 1902 году Николай II подарил на Пасху императрице Александре Федоровне изящное пасхальной яйцо, изготовленное мастерами Фаберже. Листья и цветки клевера выполнены из тонкой золотой проволоки и заполнены нежно-зеленой эмалью, секрет изготовления которой знали очень немногие. С мягким мерцанием эмали сочетается блеск бриллиантов и рубинов, которыми осыпаны листья и цветки клевера и тонкие извиващиеся ленточки.

Некоторые предметы, изготовленные фирмой Фаберже по особым заказам, посвящены знаменательным событиям в истории России и царской семьи или различным памятным датам. Другое пасхальное яйцо выполнено фирмой Фаберже к 300-летию дома Романовых, и потому на его поверхности изображены 18 миниатюрных портретов представителей правящей династии. В яйце укреплен вращающийся шар в виде глобуса, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария. На одном из них цветным золотом обозначена террритория России в границах 1613 года, на другом — в границах 1913 года. Пасхальное яйцо украшено бриллиантами, пурпурином и другими самоцветами.

Для мастеров XIX века характерно умение выявить природную красоту драгоценного и поделочного камня, тщательно продумать форму изделий с тем, чтобы показать лучшие свойства материала.

В наше время художественная обработка камня совершествуется во многих регионах России: в Екатеринбургском, Пермском, Нижегородском, Краснодарском крае и т. д.

В произведениях современных мастеров-ювелиров прослеживается стремление к четким, лаконичным, тщательно продуманным формам, к гармоничному цветному решению. Основное внимание мастеров и художников камнерезного искусства направлено на выявление природной красоты камня — его цвета, строения и рисунка жилок, вкраплений, полос.

Однако наряду с профессиональными мастерами насчитываются тысячи любителей обработки камня, любителей минералов и ювелирного дела.

Поначалу идея обработки камня может отпугнуть от себя потому, что кажется невозможным этому научиться. Однако многое из того мастерства, на овладение котором раньше уходили годы, оказалось теперь ненужным, поскольку любителям стали доступны станки и приспособления, специально для них созданные, и люди, которые раньше и подумать не могли, что им по силам превратить кусок сырья в драгоценный камень, настолько красивый, что хоть в оправу вставляй, успешно справляются с огранкой.

На минералогических выставках в музеях можно заметить, что в порядке расположения образцов не учитываются их размеры и окраска. Это происходит потому, что образцы в музеях экспонируются по несколько иному принципу классификации, когда в основу классификации положен химический состав минералов. Расположены они по группам, в каждую из которых соответственно входят самородные элементы или различные сложные соединения — окислы, сульфиды, силикаты и т. д.

Горные породы, залегающие на поверхности Земли, состоят из минеральных агрегатов по большей части мелко — или скрытокристаллических. Сравнительно редко минералы встречаются в виде крупных, хорошо сформированных кристаллов. Разнооб разные процессы приводят к образованию минералов. Многие из минералов остаются неизменными в земной коре миллионы лет, другие возникают, возможно, под воздействием высоких температур и давлений в недрах на глубине нескольких километров. В ряде случаев минералообразование идет на поверхности земли в результате охлаждения горячих вод и газов вулканического происхождения.

Понятие «минерал» не имеет однозначного определения. Термин minera (лат.) означает"кусок руды", «штуф». Минералом обычно называют природное химическое соединение или химический элемент, образующийся в результате различных физикохимических процессов, протекающих в земной коре, водной оболочке или атмосфере.

Искусство обработки самоцветов и цветных камней в течение веков оставалось под покровом тайны, и сравнительно недавно были раскрыты его секреты.

Теперь многие могут научиться превращать «сырой» материал — драгоценные и полудрагоценные камни в ювелирные камни, резные изделия и другие предметы декоративного характера.

Термины драгоценные камни и поделочные камни в настоящее время не всегда относятся к собственно минеральным видам или породам. Первоначально в качестве сырья для изготовления ювелирных и резных камней действительно использовались горные породы и минералы, встречающиеся в земной коре. Однако позднее в ряде благоприятных мест древний человек обнаружил внутри раковин прекрасные жемчужины, а в некоторых осадочных породах — янтарь и гагат. Эти материалы за их красоту и ценность также стали называть драгоценными камнями.

В дальнейшем список драгоценных камней пополнился такими материалами, как панцырь черепахи, перламутровые раковины, кораллы, различные типы кости. В большинстве современных книг по геммологии они описываются и обсуждаются наравне с драгоценными и поделочными камнями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир самоцветов и драгоценных камней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я