Российская история в лицах

В. В. Фортунатов, 2009

В книге представлены биографические портреты главных героев российской истории. Первые лица страны от Рюрика до Путина, отважные полководцы, среди которых Суворов, Кутузов, Скобелев и Жуков, политические лидеры от Вадима Новгородского до Владимира Жириновского, религиозные деятели – митрополит Илларион, Ксения Петербургская, Алексий II и многие другие, творцы отечественной культуры от Нестора до Лихачева, знаменитые женщины, герои и антигерои нашей истории предстанут перед читателями. Жестокие и справедливые, мудрые и безрассудные, восхваляемые и ненавидимые, овеянные легендами, они творили и творят нашу историю. Впечатляющая галерея звёзд российской истории призвана помочь не только лучше понять наше прошлое, но и разобраться в современной жизни. Книга построена по хронологическому принципу, каждая эпоха представлена увлекательными сюжетами о наиболее значимых персонажах нашей истории. Издание рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся историей России.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российская история в лицах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел II

Русь под Ордой

(1237—1480 ГГ.)

2.1. Первые лица государства, высшие руководители страны

2.1.1. Батый — первый русский хан

Сын Чингисхана Чжучи-хан погиб в ходе междоусобной войны. Юный хан Бату (1208—1255) был вынужден скитаться и постоянно опасаться за свою жизнь. При поддержке опытного полководца Субэдэя, который в 1223 г. разгромил русско-половецкие войска на реке Калке, Бату избрали джихангиром — верховным военным предводителем. Он постепенно взял под свой контроль «улус Джучи» — территорию, закрепленную за отцом Батыя еще Чингисханом. Это была огромная территория, большую часть которой еще предстояло завоевать.

Батый был хорошим полководцем. В 1236 г. его войска покорили Волжскую Булгарию. В 1237—1238 гг. были разгромлены основные силы северовосточных русских княжеств. Монголы не дошли только до Новгорода. В 1239 г. войска Батыя разбили половцев во главе с ханом Котяном, подавили восстание мордовских племен, взяли Переяславль и Чернигов, вторглись в Крым. В 1240—1242 гг. разгрому подверглась Южная Русь. Затем Батый перешел Карпаты и в 1241 г. одержал победу над венгерским королем. Его войска побывали в Нижней Силезии, Австрии, на берегу Адриатического моря.

В 1243 г. образовалось государство Золотая Орда, во главе которого встал Батый. Многие русские люди гордятся тем, что Русь не стала «ордынским улусом», сохранила собственную культуру, веру. На территории русских княжеств фактически не было ордынской администрации. Некоторые авторы придают исключительное значение тому уважению, которое Батый оказывал великому князю владимирскому Ярославу Всеволодовичу, назначив его старшим над всеми русскими князьями. Александр Невский в ряде исследований представлен чуть ли не равноправным партнером Батыя, его «кровным», «названным» братом. Почему-то отечественным патриотам не приходит в голову простое соображение. Батый нагнал такого страху на русских людей, так прошелся по русским землям «огнем и мечом», что мог позволить себе «дистанционное» управление вновь присоединенными землями.

Чингисхан. Бронзовый барельеф.

Батый никогда не был самым главным в Монгольской империи, великим каганом. Этот титул формально принадлежал его двоюродному брату Мункэ. Но авторитет у Батыя был огромный. Свою жизнь он проводил в походах и сражениях, в одном из которых погиб.

Наверное, несправедливо исключать Бату, Батыя, Саин-хана из числа первых лиц русской истории. Батый как раз и стал первым «первым лицом» очередного периода отечественной истории, когда русские люди оказались «под монголами».

2.1.2. Выбор Александра Невского

Александр Ярославович большую часть своего детства и юности провел в Северном Переяславле. Принято считать, что он родился 30 мая 1220 г. Его отцом был Ярослав II Всеволодович, сын Всеволода III Большое Гнездо. Ярослав первым поехал на поклон к хану Батыю в Золотую Орду, где прошел между двух огней и поклонился тени Чингисхана. Он первым получил ярлык на великое княжение, стал князем Владимирским. И первым же был отравлен монголами, которым казался подозрительным умный и авторитетный князь.

Александр Ярославович подолгу жил в Новгороде с отцом и старшим братом, был правителем этого города в 1236—1251 гг. На великокняжеском престоле он утвердился в 1252 г. после того, как младший брат Андрей был разгромлен монголо-татарскими войсками и бежал в Швецию. Андрей занял престол путем военного переворота, а Александр в борьбе с ним получил поддержку со стороны Золотой Орды.

В тяжелейшее для Русской земли время Александр Ярославович выбрал единственно правильную стратегию. Он стремился спасти население от набегов татар, удержать людей от стихийных и обреченных на поражение выступлений. Он ездил в Сарай (в низовьях Волги) и даже в Каракорум (в Монголии), чтобы поддерживать отношения с непобедимым пока врагом. Хан Берке, брат Батыя, согласился с тем, чтобы русских не включали в войска для дальних походов в Переднюю Азию. В то же время Александр Ярославович спас Русскую землю от немецкого владычества и окатоличивания. Крестовые походы, предпринятые в русские земли, остановлены русским мечом. 15 июля 1240 г. шведы, норвежцы и прочие были разбиты на Неве, а 5 апреля 1242 г. немцы, чудь, эсты и прочие получили урок в Ледовом побоище на Чудском озере. В старинной народной песне о победе над шведскими рыцарями-крестоносцами есть такие слова:

А и было дело на Неве-реке,

На Неве-реке, на большой воде:

Там рубили мы злое воинство…

Уж как бились мы, как рубились мы,

Корабли рубили по досточкам,

Нашу кровь-руду не жалели мы

За великую землю Русскую…

Кто придет на Русь, будет насмерть бит,

Не уступим мы землю Русскую.

В современном фольклоре нашлось место для героя далеких времен. «Лед тронулся, господа крестоносцы», — сказал Александр Невский.[14]

Успешно воевал Александр Невский и против литовцев. «Меч на Западе, мир на Востоке», — так можно определить стратегию выживания, которую успешно реализовал этот гениальный спаситель Русской цивилизации.

Не поддался Александр Невский и на предложения Папы Римского о союзе против монголов. Посланцы папы в беседе с Александром ссылались на то, что его отец Ярослав дал слово монаху Карпини принять латинскую веру, и настаивали на том, что сын должен последовать примеру отца. Александр всесторонне проанализировал ситуацию и написал Папе ответ. В нем излагалась вся история Ветхозаветной и Новозаветной Церкви и догматы семи Вселенских соборов, которые Русская православная церковь признавала. В заключение послания говорилось: «Все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем». Послы уехали ни с чем, а Русская православная церковь высоко оценила этот поистине эпохальный выбор великого князя.

Александр Невский.

В действительности Папа вел двойную игру. Одновременно в Орде он начал переговоры о принятии католичества кочевниками. В случае успеха Папа Римский мог бы убить и «второго зайца». Договор с сюзереном русских земель позволил бы папству распространить свои права на верховное управление Русской церковью. Через двести с лишним лет после переговоров папских легатов с Александром Невским Папа Римский в 1439 г. обещанием помощи против турок склонил Византию к унии (союзу) на условиях, выгодных для католиков. В 1453 г. турки штурмом взяли Константинополь. Помощи от Ватикана византийцы так и не дождались. Раздосадованные иерархи греческой православной церкви впоследствии говорили: «Лучше турки, чем Папа».

Жизнь Александра Невского оказалась короткой. Князь умер 14 ноября 1263 г. в Городце на пути из Орды, где был, как предполагают, отравлен монголами. 23 ноября 1263 г. его похоронили в соборе Владимиро-Рождественского монастыря. В 1381 г., на следующий год после Куликовской битвы, Александр Ярославович Невский причислен к лику святых митрополитом московским и киевским. В 1491 г. мощи святого почти полностью сгорели. В 1724 г. мощи по повелению Петра I были перенесены в Петербург в Александро-Невскую церковь, а затем в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Александр Невский с 1704 г. почитался покровителем нового города на Неве вслед за апостолами Петром и Павлом. После 1922 г. мощи князя оказались в Казанском соборе, а серебряный саркофаг — в Государственном Эрмитаже. В 1989 г. мощи выдающегося государственного деятеля и полководца возвращены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Фреска.

Писатель Д. Балашов высказал предположение, что Александр Невский умер не от яда, а от тяжелейшего переутомления.

В 1725 г. учрежден орден Святого Александра Невского, выше которого в дореволюционный период был лишь орден Св. апостола Андрея Первозванного.

В советское время Александра Невского почитали как великого патриота, государственника и полководца (1938). Ледовому побоищу посвящен художественный фильм «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн, исполнитель роли А. Невского — Н. А. Черкасов, музыка С. С. Прокофьева), который стал классикой советского киноискусства. В годы войны был учрежден орден Александра Невского, который высоко ценился военными, так как его давали за личную храбрость и умение при проведении боевых операций.

Сам Александр Ярославович Невский не потерпел ни одного поражения. При этом он придавал большое значение подведению итогов военного столкновения, подписанию мирных соглашений, которых строго придерживался. «Бог повелел каждому народу жить в своей стране и не вступать в чужие пределы», — любил повторять князь.

От брака с дочерью полоцкого князя Вассой (Александрой) Брячиславной у Александра Ярославича было четверо сыновей. Прямым продолжателем политики отца стал Даниил Александрович, первый князь Московский.

В Санкт-Петербурге имя Александра Невского носят улица, мост, площадь, станция метро и лавра. Памятники в его честь сооружены в Санкт-Петербурге, на берегу Чудского озера, в поселке Усть-Ижора, на месте Невской битвы, где формируется мемориальный комплекс. Даты побед князя входят в официальный перечень Дней военной славы. Православная церковь ежегодно отмечает несколько дат, связанных с именем одного из самых почитаемых русских святых. Во всех православных храмах в России и за рубежом Александр Невский на иконах изображен в военном облачении.

2.1.3. Первые московские князья (Даниил, Иван Калита, Симеон Гордый, Иван Красный)

Возвышение Московского княжества началось с… кобылы. Кобыла дьякона Дудко, «млада и зело тучна», мирно пила воду из Волги, которая протекает через Тверь. Татарские воины, сопровождавшие посла Чолхана, стали отбирать кобылу у дьякона. Надо заметить, что сам Чолхан по прибытии в Тверь выгнал великого князя Александра Михайловича из княжеского дворца и сам поселился в нем. Так что князь не стал урезонивать тверичей, перебивших обидчиков дьякона Дудко, и, несмотря на понимание опасности, возглавил восстание против Чолхана. Александр приказал поджечь свой княжий двор, где укрылся Чолхан, который сгорел вместе со своими людьми. Из Орды хан Узбек послал пять темников (50 000 воинов), вместе с которыми в карательном походе приняли участие Иван Данилович Московский и Александр Васильевич Суздальский. Александр некоторое время скрывался от ордынской кары, но в 1339 г. все-таки появился в Орде, где его убили вместе со своим сыном Федором. «По всей вероятности, конец Александра был уготован московским серебром», — подводит итог всей этой истории исследователь.[15] А гибель князя Александра Михайловича стала началом выдвижения Ивана I, важным этапом возвышения Московского княжества.

Ветвь Рюриковичей, правившую Московским княжеством, чаще всего называют Даниловичами. И это правильно. До 1276 г. Москвой управлял посадник.

В 1276 г. здесь появился свой князь — Даниил Александрович (1261—1303), младший сын знаменитого Александра Невского. Даниилу было около двух лет, когда 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, возвращаясь из Орды во Владимир, скончался его великий отец — Александр Невский. Духовная грамота — завещание А. Невского — не сохранилась, но, судя по более поздним источникам, он завещал Москву с ближними волостями Даниилу, выделив ее из состава Великого княжества Владимирского.

Изначально территория княжества была маленькой. В малолетство Даниила, как и на протяжении длительного времени до этого, Москвой управляли тиуны — княжеские наместники. Дата появления на политической карте Руси самостоятельного Московского княжества — 1276 г. связана с тем, что в этом году князю Даниилу исполнилось 15 лет. С этого возраста, а иногда и более раннего, княжичи (и вообще мужчины) считались взрослыми и начинали действовать самостоятельно. В источниках же имя Даниила как независимого московского князя впервые появляется только в 1282 г.

В генеалогическом отношении (по степени знатности) московские князья занимали скромное место. Даниил был младшим, четвертым сыном Александра Невского. Он участвовал в разного рода политических альянсах, княжеских коалициях в качестве младшего партнера. Например, вместе с третьим сыном Александра Невского, своим старшим братом князем Андреем Александровичем он выступает против второго сына Александра Невского, который был старше обоих и к тому же великим князем Владимирским. Для потомков Даниила, которые, являясь ветвью рода Рюриковичей, стали называться Даниловичами, низкий «рейтинг» стал своеобразным вызовом, стимулом в политической борьбе. На это обстоятельство обратил внимание еще В. О. Ключевский.

Св. Даниил Московский. Икона.

При Данииле Александровиче в состав Московского княжества вошел Переяславль (1303). Там умер бездетным Иван Дмитриевич, и выморочное княжество должно было перейти под контроль великого князя Владимирского Андрея Александровича. Даниил опередил старшего брата и занял Переяславль, использовав завещание Ивана Дмитриевича Переяславского. В том же году Даниил умер.

«Летописи и другие письменные источники сохранили для нас известия о политической, военной и дипломатической деятельности первого московского князя. По ряду его поступков видно, что это был независимый и незаурядный правитель, к концу жизни достигший значительного могущества, оказавший влияние не только на развитие собственного княжества, но и на межкняжеские отношения во всей Северо-Восточной Руси. Гораздо меньше известны внутренняя политика первого московского князя, его экономическая и градостроительная деятельность, отношения с церковью. Однако археологические исследования показывают, что во второй половине XIII в. в Москве происходило интенсивное расширение городской территории, совершенствовалось керамическое производство. Это признаки определенного экономического подъема, приходящиеся на время правления князя Даниила», — подводит итоги известный историк.[16]

Кое-что о деятельности Даниила Александровича за пределами военно-политической сферы все-таки известно. При нем была учреждена первая в Москве архимандрития, что явилось первым шагом на пути превращения Москвы в признанный религиозный центр страны. Не всем даже великим людям удается увековечить свое имя. Князь Даниил сделал это самым надежным способом. Он основал Свято-Данилов монастырь, который стал местом его последнего упокоения. Велики заслуги князя Даниила перед Русской православной церковью. Позже его причислили к лику святых. Свято-Данилов монастырь в настоящее время является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси. Это ли не памятник деятельности князя!

Даниил Александрович имел пятерых сыновей, что служило надежной гарантией будущего молодого Московского княжества.

Один из сыновей основателя Московского княжества, Иван Данилович по прозвищу Калита, после истории с кобылой тверского дьякона Дудко и разгрома Твери получил ярлык на великое княжение и право самому собирать налоги для хана. При нем прекратились набеги татар, была перенесена митрополия из Владимира в Москву.

Иван I, являвшийся посредником Золотой Орды по сбору дани, добился фактической монополии на посещение Сарая. Это привело к тому, что постепенно Иван I и его преемники оставляют за собой право общения с Ордой и другими странами, и Москва превращается в дипломатический центр Северо-Восточной Руси. Обогащение казны московского князя позволило ему присоединять к своим владениям новые территории, которые он отбирал у удельных князей, не имевших возможности своевременно выплачивать дань Орде. Объединительная, налоговая политика Ивана Калиты заложила основы жесткого подчинения внутри русского общества. Ивану Даниловичу приписывают и освобождение Русской земли от татей, то есть разбойников.

Иван Данилович предположительно родился в 1283 г. Имя матери не установлено. Около года он находился с посольством в Орде, куда впоследствии неоднократно ездил, чтобы заручиться поддержкой в борьбе с политическими противниками. В знак верховенства Москвы над Тверью в Москву был отправлен колокол из тверского Спасского собора. В Ростове в 1330 г. воеводы Ивана I творили произвол и повесили старшего ростовского боярина Аверкия. Иван I вел борьбу с Новгородом. Признанием возросшей силы московского князя стал переход к нему на службу бояр из Твери, Чернигова, Киева и знатных людей даже из Орды.

Иван I построил в Кремле каменный собор во имя Успения Божией Матери. Митрополит Петр, переехавший в Москву из Владимира, был похоронен в Успенском соборе, который стал усыпальницей высших иерархов Русской православной церкви. Митрополит Петр причислен к лику святых, а Москва стала ведущим религиозным центром Северо-Восточной Руси. В Кремле при Иване I построен также собор Архангела Михаила, который стал усыпальницей московских правителей начиная с самого Ивана I. Московский князь реконструировал кремлевские стены (из дуба).

Свое прозвище внук Александра Невского получил за умение распоряжаться деньгами, которые он и копил, и раздавал нищим, и отдавал в виде подарков в Орду. «Калита» означает «кошелек, мешок с деньгами». Остается фактом, что ни один правитель, кроме Ивана Калиты, подобного прозвища не удостоился.

После Ивана Калиты правили его сыновья — Симеон Гордый и Иван II Красный.

Симеон (или Семен) Гордый (1316—1353) был старшим сыном Ивана Калиты. В 1340 г. он занял московский великокняжеский стол, а в следующем году в Орде получил ярлык на великое княжение владимирское. Сравнительно непродолжительное правление Симеона Гордого прошло без войн и крови. Он сгладил противоречия между Тверью и Смоленском, посадил своего наместника в Новгороде, с жителями которого старался поладить.

Считается, что именно Симеон Гордый установил новый порядок престолонаследия: власть передавалась от отца к сыну. Это имело большое значение для развития государства, так как выявление в соответствии с «лествичным правом» после смерти правителя старшего из претендентов приводило к бесконечным выяснениям отношений и делению удельных княжеств на более мелкие уделы. Сам Симеон Гордый не смог реализовать свою идею. У него было три жены, но все родившиеся дети умерли в младенчестве. Наследников он не имел.

Умер Симеон Гордый в 1353 г. от «великого мора» — чумы, занесенной на Русь из Европы. Это была страшная пандемия, жертвами которой в Азии и Европе стали около 75 млн человек. Симеон успел составить завещание, в котором наказывал слушать советов митрополита Московского Алексия.

Предполагается, что прозвищем Красный сын Ивана Калиты князь Иван II Иванович обязан своей внешности. В 1353 г. он стал великим князем московским и владимирским, отстоял право на великокняжеский престол в борьбе с суздальско-нижегородским князем Константином Васильевичем. Будучи человеком глубоко верующим, Иван Иванович находился в очень хороших отношениях с митрополитом Алексием, который стал настоящим наставником сына Ивана II Дмитрия Ивановича, известного как Донской.

2.1.4. «Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы

Дмитрий родился 12 октября 1350 г. в семье звенигородского князя Ивана II Ивановича Красного (среднего сына Ивана Калиты) и княгини Александры Ивановны. Он был окрещен в честь святого Дмитрия Солунского, почитаемого на Руси мученика за христианскую веру. Дмитрий был первым сыном у своего отца, но шансов на верховную власть не имел, так как у старшего сына Ивана Калиты Семена (Симеона) Гордого подрастали два своих сына. Однако в 1353 г. в результате пандемии легочной чумы («черной смерти») два дяди и двоюродные братья Дмитрия умерли. В 1359 г. умер и отец Дмитрия. С этого момента мальчик оказался в водовороте политической борьбы за великокняжеский престол. Большую помощь ему оказывал митрополит Алексей (Алексий). Однако после смерти Алексея отношения с духовенством у правителя осложнились.[17]

В 15 лет он женился на Евдокии, младшей дочери суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича, который до этого претендовал на великокняжеский ярлык. Следующим противником Дмитрия Ивановича стал Михаил Александрович Тверской, который опирался на поддержку Великого княжества Литовского. В 1367—1375 гг. борьба шла с переменным успехом. Литовцы совершили три крупных похода на Москву, нанеся ей большой ущерб. Следует упомянуть, что вскоре после свадьбы Дмитрия Ивановича началось сооружение каменной московской крепости вместо дубового кремля, построенного еще Иваном Калитой. В борьбе с литовцами белокаменный Кремль очень пригодился Дмитрию Ивановичу. И в 1368 г., и в последующие XIV—XV вв. Кремль Дмитрия Донского ни разу не был взят штурмом. Воевал же Дмитрий Иванович много и не раз укрывался за стенами единственной каменной крепости на всем русском Северо-Востоке. Дмитрий сумел склонить на свою сторону хана Мамая и даже за 10 000 рублей серебром выкупил из Орды Ивана, сына Михаила Тверского, и сам держал его в качестве заложника. После того как Дмитрий Иванович с большими силами в 1375 г. осадил Тверь, а литовцы на помощь не пришли, Михаил Тверской признал себя младшим братом Дмитрия, обязался участвовать в его военных предприятиях и не претендовать на великое княжение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российская история в лицах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

14

Комсомольская правда. 2007. 19 октября. С. 24.

15

Клюг Эккехард. Княжество Тверское (1247—1485 гг.). Тверь, 1994. С. 116—122.

16

Кучкин В. «Данило Олександрович с москвичи». Как зарождалось могущество Москвы // Родина. 2003. № 12. С. 23.

17

См.: История государства Российского: Жизнеописания. IX—XVI вв. С. 187—199. В биографических материалах этого митрополита называют и Алексеем и Алексием. Второе более правильно.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я