Я – типичная личность

Лени Фич, 2015

Эта книга про тебя и меня, про простых смертных, про типичную личность, растущую в Человека. Эта книга для всех и того, о котором не написала пресса, не показала репортаж, не создала легенду о его жизни до и после, не создала фондов и премий его имени. Бессмертный памятник каждого – это его жизнь и его творения, даже если творение – это вскопанное поле и выращенная на нем картошка. И для тех, кому хочется жить в счастливой семье.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я – типичная личность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вечер второй. Личность

— Что пишешь сегодня? — спросил Майкл, заходя в комнату.

— Пишу признаки личности, ни света, ни свята в перечне нет, — ответила Лени. — Начнем сегодня с типологии. Вернее, почему так много систем классификаций психотипов по личностным качествам человека. Ведь на этом основано твое критическое отношение к типологиям личности человека в целом?

— Типологий может быть сколько угодно, как и сколько угодно типов там, где существует большое количество эмпирического или описательного материала. Там, где есть конкретика, там и типология строится быстро и будет применяться легко на практике.

— Любая типология основана на описании свойств одного элемента, исходя их целостности принятой теории, и проводит границы по одному отдельно взятому критерию, — добавила Лени.

— Граница разделения на элементы пролегает в этом случае там, где на самом деле ее нет, и в зависимости от того, какой критерий ты возьмешь, то и выведешь разные типы и разное распределение групп по этим типам.

— Типология важна, как инструмент для решения практических задач, можно построить типы в соответствии с критериями, которые потом можно применить на практическом опыте, — согласилась Лени. — Именно поэтому психологий личности существует так же много, как много социальных задач и медицинских проблем у общества и человека.

— Для решения исследовательских задач сама задача не может определять необходимость выбора какого-то одного критерия и игнорировать все остальные, и так как нельзя самовольно выбрать критерий даже из огромного эмпирического материала, что взять за основу, такая типология, как инструмент исследования, оказывается искусственной процедурой и плохо применимым инструментом, — возразил Майкл.

Анекдот от V.

Блондинка летит на самолете в Нью-Йорк. После взлета самолета она пересаживается из экономического салона в салон первого класса. К ней подходит стюардесса и просит пересесть на свое место. Блондинка отказывается. Выходит капитан, чья жена тоже блондинка. Он что-то говорит ей, и девушка быстро пересаживается обратно. Стюардесса спрашивает капитана, что он ей сказал такого.

— Очень просто, я сказал, что салон первого класса не летит в Нью-Йорк.

— Ум, при его правильном использовании, тоже является великолепным инструментом, — отпарировала Лени. — Только некоторые совсем не используют даже и пару процентов его мощности. Так типизировать личность можно или нельзя?

— Давай определимся с личностью. — «Личность — это система мотивационных отношений человека к социуму», или еще определение — «Личность является атрибутивной характеристикой каждого человека, но не им самим», можно еще предложить: «Личность — это психологическая характеристика, регулирующая отношения человека с объективной действительностью», — фыркнула Лени. — Одно знаю точно, в отличие от неизменяемой сущности человека, личность меняется с течением времени.

— Значит, это приобретенные свойства человека, по которым можно определить степень развития человека в процессе его жизнедеятельности.

— Если принимать за основу гипотезу, что при неизменном наборе свойств, данных человеку при рождении, через точку пересечения времени-пространства человек начинает свой уникальный путь развития через свою жизнедеятельность, чтобы развиваться до уровня понимания мироустройства внутри и вне себя и стать осознанным Творцом-Созидателем, — выдохнула Лени. — И нам всё для этого дано. Дальнейшая трансформация этого «Человека с большой буквы» происходит уже только в целях и задачах всего человечества. То есть могу предложить такое определение — «Личность — это изменяемый в процессе жизни набор приобретенных свойств человека, живущего в обществе себе подобных».

— Если мы исходим из того, что развитие личности идет от рождения и продолжается всю жизнь, и не только в детстве, как считали классики психоанализа. Сам процесс зависит сначала от места и узкого круга людей, окружающих ребенка, далее зависит от общества в целом, — сказал Майкл. — То есть мы понимаем под личностью процесс формирования индивидуальности, понимание свойств которой очень важно и с точки зрения сохранения и поддержания цельности человека, его «Я», его «Эго» социального, и с точки здоровья, которое является главным фактором устойчивости человека к неврозам, депрессиям и состояниям подавленности.

— У Эриксона было выделено восемь основных этапов развития идентичности человека, при переходе от предыдущего к следующему происходит осознание себя к другом состоянии, причем каждый этап дает возможность для формирования противоположных качеств и черт, которые осознает в себе человек.

— Какие у него этапы? — Все этапы разбиты по возрастам, и я прошу тебя, помоги мне подобрать ключевые слова для каждого этапа:

— Первый этап — до одного года. В это время развитие происходит в кругу семьи и формирует у ребенка чувство базового доверия или недоверия, открытость к миру или настороженность.

— Здесь ключевое слово — «доверие», — сказал Майкл.

— Второй этап — от одного года до трех лет, у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих, как результат реакций взрослых на первые попытки ребенка в самостоятельности.

— Ключевое слово — «самостоятельность».

— третий этап — от трех до шести лет, время инициативы, ответственности и вины, фактически это процесс социализации ребенка в зависимости от норм и правил поведения и контроля за их соблюдением.

— Ключевое слово — «социальность».

— Четвертый этап — от шести до четырнадцати лет, здесь основное в развитии — это трудолюбие, чувство превосходства или неполноценности. Помимо семьи в процесс идентификации вмешиваются еще школа, учителя и одноклассники, общество в целом.

— Ключевое слово — «трудолюбие».

— Пятый этап — от четырнадцати до двадцати лет, это формирование чувства ролевой инициативы или неопределенности, главным фактором развития здесь служит выбор профессии, способа достижения карьеры, выбор путей построения своей дальнейшей жизни, поэтому адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения уже должно быть сформировано.

— Ключевое слово — «инициативность».

— Шестой этап — от двадцати до тридцати пяти лет — развитие близких, интимных отношений с противоположным полом, и при отсутствии таковых развивается чувство изоляции.

— Ключевое слово — быть вместе, то есть «совместность».

— Седьмой этап — от тридцати пяти до шестидесяти — шестидесяти пяти лет — тот самый этап стремления человека к постоянному развитию, творчеству или к состоянию покоя и стабильности. В этот период большое значение имеет сама деятельность, тот интерес, который человек испытывает, его удовлетворение своей жизнью. Направление к стабильности и боязнь перемен останавливают процесс саморазвития и являются гибельными для личности, так считает Эриксон.

— Готов был бы с ним согласиться, но скорее не гибельным, а недоразвитым, так как это не прекращает саму жизнедеятельность человека, поэтому здесь два ключа — «деятельность и творчество».

— Восьмой этап — после шестидесяти—шестидесяти пяти лет. Подводя жизненный итог, человек или удовлетворен и осознает идентичность, целостность своей жизни, принятие ее в качестве своей, или испытывает чувство отчаяния, жизнь кажется состоящей из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря, что точно ведет к невротизации. Это все, и, на мой взгляд, деление по возрасту настолько условное, насколько мы все одинаковые, что просто отчаяние берет — действительно невозможно стипизировать личность отдельно взятого человека.

— Чувство отчаяния может проявиться в любом возрасте после шести лет, в условном делении по Эриксону, а ты явно уже переросток для этого, — пошутил Майкл. — Отчаяние, как и остановка в развитии, как и деградация или потеря индивидуальных свойств — это все путь развития самого человека, независимо от возраста. Сколько примеров детей, с задатками гениев, где и что они потом, в каких личностей развиваются?

Анекдот от V.

Мужик просыпается в три часа ночи и, чувствуя себя неважно, вызывает врача. Врач приходит, тщательно его обследует и с жестом отчаяния говорит:

— Пожалуйста, позовите всех своих детей, адвоката и нотариуса.

— Все так плохо, доктор? Я умру?

— Да нет, просто я не хочу быть единственным, кого неизвестно зачем поднимают с постели в три часа ночи!

— На мой взгляд, типизация Эриксона сделала свое положительное дело уже в том, что до него сугубо медицинская психология не подвергала сомнению необходимость преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считал эти качества положительными, тем не менее считал гораздо важнее оставаться цельным на заданном пути развития и не менять его на противоположный, несвойственный, чтобы не нарушить личность. Для некоторых детей попытки развить инициативу, активность могут оказаться губительными, в то время как неуверенность поможет ему найти адекватный для него способ жизни.

— Как справедливо, — подхватил мысль Майкл. — Сколько раз я тебе говорил, а ты все «вставай с дивана» да беги с тобой в музей на выставку. А потом вырастают дети, перекормленные культурой или ненавидящее классическую музыку, потому что они уже бесконечное число раз пересчитали все лампочки в филармонии.

— Культурой перекормить нельзя, а воспитанием можно. Взгляды Эриксона оказались важны для практической психологии, для коррекции и формирования индивидуальности, — сказала Лени. — Я понимаю, что послужило основой для их возникновения, но предлагаю иную модель человека-личности. С чем я полностью согласна, так это с его идеей о сохранении цельности, непротиворечивости структуры личности, и пагубностью внутренних конфликтов, при том, что внешние конфликты должны обязательно присутствовать в жизни любого человека и ребенка тоже. Внешняя среда, в которой живет человек, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей способны нарушить идентичность и обесценить жизнь человека. Только я бы добавила, что понимание своей сущности и сохранение внутренней ее целостности является основной задачей при развитии личности. Человек должен принимать свою сущность и не пытаться ее изменить. Это невозможно. Развивать можно только личность, сначала под влиянием окружения, сохраняя свое «Я», а потом такая личность и сама будет способна менять социальные связи и взаимодействия и влиять на внешнюю среду.

— Тогда о какой типологии личности может идти речь? — спросил Майкл.

— Будучи самому бессознательным, нельзя сознательно исследовать бессознательное, — ответила Лени. — Я крайне критически отношусь к всякому анализу психического состояния человека вне медицинской сферы. Медицинская психология в форме лечения психических заболеваний, хотя бы знает сам предмет изучения. Социальная же часть психологии, скорее прикладная, чем академическая наука, и в ней так много отраслей, так что существование разнообразия критерия выбора для систематизации делает саму идею типизации бессмысленной. Личность человека, живущего в социуме, — это изменяемая величина, это процесс. Нельзя типизировать процесс, можно типизировать только результат на данный момент времени.

— Процесс развития может разбивать на куски, что и сделал Эриксон. Процесс имеет направление движения, самая простая типизация — прогресс, остановка и регресс, — заметил Майкл.

— Типизация по социальным ценностям личности в качестве академической проблемы не является предметом моего исследования, скорее, я ищу инструмент из области психологии личности, отвечающий за развитие человека и максимально приближенный к жизни нормального человека.

— Нормальных психов достаточно и в психушке, и на улицах, — пошутил Майкл. — Вот «настоящих буйных мало…» — из русско-советской классики.

Анекдот от V.

Работал один парикмахер с молодым учеником, а тот и говорит своему шефу:

— К нам в парикмахерскую последнее время повадился ходить какой-то псих! Приходит каждый день после обеда, пересчитает всех людей в очереди и уходит.

— А ты, когда он от нас выйдет, пойди за ним, а потом расскажешь, куда он пойдет. После обеда приходит хорошо одетый молодой человек, сосчитал всех в очереди и ушел. Ученик за ним незаметно выскользнул, потом вернулся. Парикмахер его спрашивает:

— Ну, рассказывай, чего этот тип еще делал?

— Купил букет цветов и пошел домой.

— Ну, значит, точно псих, — говорит парикмахер.

— Не-а, он к вам домой пошел.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я – типичная личность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я