Программист-фанатик

Чед Фаулер, 2009

В этой книге вы не найдете описания конкретных технологий, алгоритмов и языков программирования – ценность ее не в этом. Она представляет собой сборник практических советов и рекомендаций, касающихся ситуаций, с которыми порой сталкивается любой разработчик: отсутствие мотивации, выбор приоритетов, психология программирования, отношения с руководством и коллегами и многих других. Подобные знания обычно приходят лишь в результате многолетнего опыта реальной работы. По большому счёту перед вами – ярко и увлекательно написанное руководство, которое поможет быстро сделать карьеру в индустрии разработки ПО любому, кто поставил себе такую цель. Конечно, опытные программисты могут найти некоторые идеи автора достаточно очевидными, но и для таких найдутся темы, которые позволят пересмотреть устоявшиеся взгляды и выйти на новый уровень мастерства. Для тех же, кто только в самом начале своего пути как разработчика, чтение данной книги, несомненно, откроет широчайшие перспективы. В формате ios.epub представлен издательский файл.

Оглавление

Из серии: Библиотека программиста (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Программист-фанатик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. Найди свой рынок

Ты собираешься сделать крупные инвестиции. Я подразумеваю не большие денежные суммы, а твое время — твою жизнь. Большинство не привыкло прикладывать усилий к построению своей карьеры, предпочитая плыть по течению. Человек изучает язык Java или Visual Basic, и в какой-то момент работодатель оплачивает ему курсы повышения квалификации для знакомства с последними новинками отрасли. И снова начинается рутинная работа, пока не появится очередная направляющая сила. В итоге карьера целиком зависит от стечения обстоятельств.

Дэйв Томас и Энди Хант в книге «Программист-прагматик: путь от подмастерья к мастеру» (The Pragmatic Programmer: From Journeyman to Master) рассказывают о программировании в расчете на совпадения. Большинство программистов начинают работать над задачей, добавляя небольшие фрагменты кода. Иногда просто берется фрагмент кода с сайта и редактируется под собственные нужды. Принцип работы программы при этом остается непонятым, но в нее вносятся многочисленные коррективы, пока она не начнет соответствовать текущим надобностям. Полученный таким образом продукт напоминает карточный домик, и добавление каждой следующей подсистемы повышает вероятность сбоя.

Любой разработчик программного обеспечения понимает порочность подобного подхода. При этом собственный карьерный рост многие оставляют на волю случая. Каким технологиям следует уделить повышенное внимание? Эксперты в какой области являются самыми востребованными? Что лучше — расширять кругозор или углублять свои знания? Мы просто обязаны задавать себе все эти вопросы.

Представь, что ты создал компанию и работаешь над продуктом, которому суждено стать ее флагманом. Если твое творение не будет пользоваться спросом, компания обанкротится. Насколько внимательно ты подойдешь к выбору целевой аудитории? Как будешь думать о свойствах продукта, перед тем как начать производство? Невозможно представить бизнесмена, который отдаст подобные вопросы на откуп посторонним людям. Деловой человек участвует на всех этапах принятия решения.

Так почему же большинство из нас не столь тщательно относятся к решениям, связанным с карьерным ростом? Если взглянуть на карьеру как бизнес (а так оно и есть), твоим «продуктом» будут те услуги, которые ты в состоянии оказать.

Что это за услуги? Кому ты собираешься их продавать? Возрастет или сократится спрос на них в будущем? Насколько ты готов рискнуть, делая выбор?

Ответы на все эти важные вопросы поможет найти первая часть книги.

Совет 1. Будь впереди или погибнешь?

Существует множество возможностей инвестировать свои деньги. Можно отнести их в банк, но зачастую проценты не покрывают инфляции. Можно вложиться в государственные сберегательные облигации. Много таким способом не заработаешь, хотя какой-то доход наверняка будет.

Еще можно вложиться в молодой стартап. За несколько тысяч долларов у тебя появится небольшая доля. При условии интересной идеи, лежащей в основе нового проекта, и эффективного управления ты можешь получить хорошую прибыль. Но, разумеется, даже возврат первоначальных инвестиций тебе не гарантирован.

Ничего нового в этой концепции нет. Осваивать ее мы начинаем еще с детских игр. Если не убегать, а рвануть в сторону других игроков и попытаться проскочить, все удивятся, и никто меня не поймает. О ней напоминают события нашей обычной жизни. Когда ты опаздываешь на работу, приходится рисковать в поисках самого быстрого пути. Если не будет пробок, то, проехав по 32-й улице, я выиграю 15 минут. А если там пробка, мне конец.

Оценка рисков является необъемлемой частью выбора технологий и областей для будущих инвестиций. Пятнадцать лет назад ты практически ничем не рисковал, решив изучать COBOL. Программистов, пишущих на этом языке, было много, и их зарплаты не поражали своим размером. Найти работу в этой области было легко, но особых доходов ждать не приходилось. Риск был невелик, но и награда не впечатляла.

Если бы в то время ты обратил внимание на язык Java, разработанный компанией Sun Microsystems, тебе пришлось бы поискать фирму, в которой этот язык был бы востребован. Кто знал, будет ли вообще нужен Java?

Но если вернуться назад и взглянуть на состояние отрасли в то время, как это сделали в Sun, то в языке Java обнаружится кое-что особенное. Можно было понять, что его ждет большое будущее. Инвестиции в эту область позволяли любому стать лидером в новом, подающем большие надежды технологическом направлении.

Правильно разыграв свои карты, ты мог получить высокий доход от инвестиций в язык Java. Высокий риск в полной мере себя оправдывал.

А теперь представь, что 15 лет назад ты участвовал в презентации новой операционной системы BeOS от фирмы Be. Это было что-то невероятное. Она создавалась для поддержки многопроцессорной архитектуры. Мультимедийные возможности поражали. Платформа наделала много шума и вскружила голову специалистам, которые ждали появления нового сильного игрока на рынке операционных систем. Должны были родиться новые способы программирования, новые API и новые концепции пользовательского интерфейса. Приходилось многое изучать «с нуля», но, казалось, дело того стоит. Приложив немало усилий, можно было создать первый FTP-клиент или программу-календарь для BeOS. Но сразу после выпуска Intel-совместимой версии операционной системы появились слухи, что Apple покупает фирму Be, которая собирается использовать разработанные технологии как основу для следующего поколения операционной системы Macintosh.

Apple не стала покупать Be. Более того, стало понятно, что Be не собирается захватывать даже узкоспециализированный рынок. Продукт просто не пришелся ко двору. Множество разработчиков, занимавшихся программированием для BeOS-окружения, медленно, но неуклонно понимали, что в долгосрочной перспективе их инвестиции себя не оправдали. В конечном счете Be приобрела компания Palm, и работа над операционной системой прекратилась. В данном случае мы имеем пример рискованных, хотя и привлекательных технологических инвестиций, которые не принесли долгосрочной выгоды вкладчикам. Награды за высокий риск не последовало.

Я показал вам разницу между новыми и уже успевшими найти свое место на рынке технологиями. Выбор стабильной, используемой в промышленности по всему миру технологии является более безопасным, но потенциально менее выгодным, чем ставка на только что появившуюся и никем не освоенную технологию. А как насчет технологий, которые себя исчерпали? Ожидающих, когда в крышку их гроба будет вбит последний гвоздь?

Кто забьет этот гвоздь? Можно вспомнить, например, последних оставшихся седовласых и считающих часы до пенсии программистов на языке RPG, о котором молодое поколение даже не слышало. Сейчас все увлечены Java и. NET. Легко представить, как карьеры последних приверженцев устаревшей и умирающей технологии движутся по той же самой смертельной спирали, что и сама технология.

Старые системы умирают не сразу. Их замещают другие технологии. В большинстве случаев это многоэтапный процесс. И пока он протекает, старые системы должны взаимодействовать с новыми. Нужен человек, знающий, как склеить старое и новое. Молодежь, как правило, не знает (или не хочет знать), с какой стороны подойти к старой системе. А закосневшие в своей любви к старым системам специалисты пенсионного возраста не имеют представления о способах перехода к новым технологиям.

Доходным может оказаться любой из концов кривой восприятия технологий

Расчетливый технический специалист в подобных случаях может взять на себя роль посредника. Помочь старой системе спокойно и с достоинством уйти на покой — задача, важность которой нельзя недооценить. Разумеется, большинство специалистов постарается — выйдя на пенсию или переключившись на другую технологию — убежать с этого корабля, пока он окончательно не утонул. Решив до последнего поддерживать все еще нужную систему, ты сможешь диктовать свои условия. Это рискованно, ведь после окончательной смерти технологии ты окажешься экспертом в не существующей более области. Но при умении быстро переключаться ничто не мешает найти следующее поколение устаревших систем и начать все заново.

Кривая восприятия технологий имеет два конца. Насколько близко к ним ты готов подойти?

Действуй!

1. Составь список новых, самых популярных и угасающих технологий. Перенеси их на лист бумаги: слева должны оказаться только что заявившие о себе направления, а справа — идущие к своему логическому концу. Постарайся вспомнить как можно больше примеров для каждой части спектра. Тщательно оценивай их положение друг относительно друга.

Когда схема будет готова, пометь те технологии, с которыми ты знаком наиболее полно. Затем выдели другим цветом сферы, в которых у тебя есть некий опыт, но недостаточный, чтобы считаться квалифицированным специалистом. В каком месте на кривой восприятия окажется наибольшее количество пометок? Образуют ли они группу? А может быть, равномерно распределены по всей длине? Есть ли среди граничных технологий интересующие тебя особо сильно?

Совет 2. Предложение и спрос

Когда интернет только начал входить в нашу жизнь, можно было хорошо заработать на создании простых HTML-страниц для фирм. Буквально каждый жаждал иметь собственную страничку, а вот создавать их умели немногие. Компании были готовы платить большие деньги «опытным» веб-дизайнерам, которые знали лишь основы HTML, процедуру связывания посредством гиперссылок и имели общее представление о том, что такое структура сайта.

Создание HTML-страниц — процесс несложный. Трудно создавать красивые страницы, а основы освоить нетрудно. Как только выяснилось, сколько веб-дизайнеры запрашивают за свою работу, многие приобрели книги по HTML и занялись самообразованием. Спрос рос, зарплаты и почасовая оплата были крайне привлекательными, и ответом на это стал рост количества специалистов по HTML.

По мере наполнения рынка веб-дизайнерами началось расслоение на настоящих художников и приверженцев утилитарного подхода. Кроме того, конкуренция привела к снижению цен. В итоге возросло количество фирм, желающих быть представленными во Всемирной паутине. Те, кто не мог заплатить за первый сайт $5000, получили его за $500.

Разумеется, остались компании, готовые платить огромные деньги за фантастический сайт. А значит, некоторые веб-дизайнеры все еще могли рассчитывать на фантастическое вознаграждение.

В конечном счете поток веб-дизайнеров в нижнем и среднем ценовых сегментах иссяк. Наименее талантливых вытеснили пользователи и люди, имеющие отношение к IT, но не специализирующиеся на HTML-дизайне. Наступило равновесие между предложением, спросом и ценой на написание HTML-кода.

Эволюция связанной с веб-дизайном профессии демонстрирует знакомую нам всем экономическую модель спроса и предложения. Большинство при этих словах подумает о цене, которую можно запросить за товар и за которую он в итоге будет продан. Если товара больше, чем покупателей, его цена начнет падать. Если людей, жаждущих приобрести определенный товар, больше, чем количество выставленных на продажу единиц товара, цена будет расти, так как между покупателями возникнет конкуренция.

Модель спроса и предложения предсказывает не только цену на товары и услуги, но и влияние изменившейся цены на количество желающих продать и приобрести некий товар или услугу. Обычно на дешевый товар находится куда больше покупателей, чем на дорогой.

Почему нам это важно? Мода на создание программного обеспечения в других странах привела к появлению на нашем рынке большого количества дешевых IT-специалистов. В то время как мы на внутреннем рынке беспокоимся о потере работы, на самом деле снижение затрат на программистов повышает общий спрос. А одновременно с ростом спроса падает цена. Конкуренция в сфере пользующихся высоким спросом товаров и услуг зависит от цены. На рынке труда ценой является заработная плата. Здесь ты не конкурент. Ты просто не можешь себе этого позволить. Так как же быть?

Низкооплачиваемые программисты из стран третьего мира работают с относительно небольшим количеством технологий. В Индии полным-полно людей, пишущих на Java и работающих с. NET. Там множество специалистов по базам данных Oracle. Экспертов в области менее популярных технологий в этой группе намного меньше. Выбирая направление развития, учитывайте перспективы роста предложений в этой сфере и, как следствие, снижение зарплат.

Конкурировать, предлагая более низкую цену на свои услуги, ты не можешь. Точнее, ты не можешь себе этого позволить.

Конкуренция среди программистов, работающих с платформой. NET, на десятки тысяч человек выше, чем среди тех, кто пишет программы на Python. В результате средняя цена такого специалиста сильно падает, что потенциально может привести к повышению спроса (то есть к созданию большего количества рабочих мест в этой области). В итоге у тебя не будет проблем с трудоустройством, но вряд ли зарплата будет тебя устраивать. Программистов на языке Python намного меньше, чем программистов для. NET, но и спрос на них невелик. Но если на рынке труда такой специалист будет стоить заметных денег, это привлечет людей, которые начнут предлагать эту услугу. Конкуренция повысится, и цена начнет падать.

В какой-то момент наступает баланс между спросом и предложением. Но пока с уверенностью можно утверждать только одно. Среднестатистические индийские фирмы никогда не занимаются нестандартными технологиями. Они не первопроходцы и, как правило, не склонны к риску. Они дожидаются стабильной ситуации на рынке сервисных услуг, а затем дестабилизируют этот рынок относительно дешевой рабочей силой.

Исходя из этих наблюдений имеет смысл выбрать для приложения своих усилий область рынка труда, спрос на которую невысок. Это может прозвучать абсурдно, но если тебя беспокоит заполнение рабочих мест иностранной рабочей силой, достаточно избегать областей, на которых специализируются офшорные компании. Они выполняют работы, пользующиеся высоким спросом. Значит, сконцентрировавшись на узкоспециализированных технологиях, ты пусть и не облегчишь себе конкурентную борьбу (так как предлагаемых вариантов работы в этом случае куда меньше), но будешь соперничать уже не в расценках, а в умении. Именно это и требуется. Ты не способен конкурировать в расценках, но в состоянии соревноваться в компетентности.

Но не стоит упускать из виду, что снижение средней стоимости среднестатистического программиста приводит к повышению спроса. В свою очередь, возросший общий спрос, к примеру, на Java-программистов, может вызвать увеличение, а не уменьшение количества рабочих мест определенного типа в твоей собственной стране. Рост числа дешевых иностранных специалистов в состоянии повлиять на рынок в целом, в том числе — на разработки в более высокой ценовой категории.

На практике так и происходит. Многие компании обнаруживают, что для нормального функционирования иностранных филиалов требуются высококлассные специалисты на местах, которые будут задавать стандарты, гарантировать качество и обеспечивать ведущее положение технологии. Повысившийся спрос на Java-программистов естественным образом привел к росту спроса на подобных сотрудников. Работы нижнего ценового сегмента могут передаваться офшорным фирмам, но именно благодаря этому растет и количество высокооплачиваемых рабочих мест. И так же, как на узкоспециализированном рынке труда, фактором конкуренции в области Java-разработок становится не цена, а квалификация.

Используй дисбаланс рынка труда.

Рассмотренная в этом разделе экономическая модель позволяет понять важный факт: повышение спроса увеличивает конкуренцию по цене. Проверенная временем стратегия следования за рынком заставит тебя конкурировать по цене с иностранными разработчиками, потому что твои навыки будут соответствовать именно этому сегменту рынка. Для успешной конкуренции в области устоявшейся технологии нужен переход на более высокий уровень. В качестве альтернативы можно обратить внимание на нестабильные сферы, не интересные офшорным компаниям. В любом случае, важно понимать расстановку сил и корректно реагировать на ее изменение.

Действуй!

1. Исследуй рынок труда. Какие технические навыки наиболее или наименее востребованы? В этом тебе помогут рекрутинговые сайты. Найди несколько сайтов офшорных компаний (или поговори с теми, кто работает в таких компаниях). Сравни навыки, которые требуются для работы в такой компании, с навыками, наиболее востребованными на рынке труда. Выдели те из них, которые пользуются более высоким спросом внутри страны и практически не представлены среди иностранной рабочей силы.

Таким же образом проанализируй ведущие технологии и квалификацию специалистов в офшорных фирмах. Обрати внимание на области, не занятые иностранными разработчиками. Сколько времени потребуется для их появления на этом рынке (если такое вообще произойдет)? Именно за этот промежуток и произойдет стабилизация рынка.

Совет 3. Умения писать код мало

Недостаточно выбрать технологию, на которую стоит сделать ставку. В конце концов, разве знание технологии — не товар, который нужно продать? Ты не сможешь расслабленно совершенствовать навыки программирования, оставив связанные с бизнесом аспекты специалистам. Очень легко найти человека, способного писать код. Но если ты хочешь стать незаменимым, придется детально разобраться в особенностях бизнеса, с которым связана твоя деятельность.

По сути дела, технический специалист должен понимать принцип ведения бизнеса на куда более глубоком уровне, чем требуется для разработки программного обеспечения. На предыдущем месте работы мне довелось столкнуться с подобными специалистами. Команда, отвечающая за администрирование баз данных, состояла из людей, которых не слишком интересовали технологии баз данных как таковые. При первой встрече с ними я испытал недоумение. Почему эти люди работают в области информационных технологий? Хотя их техническая квалификация оставляла желать лучшего, это была особенная команда. Они не только хранили и защищали данные нашего предприятия, но и разбирались в его хозяйственно-экономической деятельности лучше любого из наших экономистов, занимающихся вопросами конъюнктуры. Именно знание и понимание всех аспектов бизнеса обеспечили им повышенный спрос на рынке труда. В то время как мы, компьютерные гики[2], смотрели на них свысока, коммерческая структура, для которой они работали, оценила их по достоинству.

Умение разобраться в особенностях бизнеса должно стать неотъемлемой частью твоих навыков. Например, музыканту, который добавляет в репертуар новое произведение, недостаточно один раз его сыграть. Его следует по-настоящему выучить. Именно так следует воспринимать знание бизнес-сферы. Ты можешь поработать в отрасли медицинского страхования, но так и не понять, в чем состоит разница между EDI-транзакциями HIPAA 835 и HIPAA 837. А ведь именно знание подобных тонкостей выделило бы тебя из числа разработчиков программного обеспечения, квалификация которых аналогична твоей.

Можно быть «обычным программистом», но умеющим говорить с деловыми клиентами на их языке. Ты только представь, насколько упростилась бы твоя жизнь, если бы все, с кем тебе приходится иметь дело, понимали принципы разработки программного обеспечения. Не приходилось бы тратить время на объяснения, почему не стоит выводить по 30 000 записей на одной странице веб-приложения или почему ссылки не должны вести на сервер разработки. Клиенты испытывают по отношению к тебе совершенно аналогичные чувства. Им хотелось бы работать с программистами, которые сразу понимают, что от них хотят, без объяснений на пальцах и абсурдного рассмотрения мельчайших деталей!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека программиста (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Программист-фанатик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Гик (англ. geek) — человек, фанатично увлеченный чем-либо, чаще всего компьютерными технологиями. — Примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я