Происхождение слов и примет. Наука о суевериях

Андрей Евгеньевич Тихомиров

Область мистики, религии, сверхъестественного наступает тогда, когда человек не уверен в завтрашнем дне, верит во всемогущий случай, в то, что называется удачей, счастьем, когда иллюзия заменяет настоящую действительность. Когда-то впервые это действие «дало» хороший результат, а если оно повторилось – то это становится уже приметой и его отсутствие психологически выбивает из колеи. Эта «связь» закрепляется на уровне нейросвязей в мозгу, и человек бессознательно ищет опору в этой примете.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Происхождение слов и примет. Наука о суевериях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Составитель Андрей Евгеньевич Тихомиров

ISBN 978-5-4485-7283-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Область мистики, религии, сверхъестественного наступает тогда, когда человек не уверен в завтрашнем дне, верит во всемогущий случай, в то, что называется удачей, счастьем, везением, когда иллюзия заменяет настоящую действительность. Логика так дает объяснение области сверхъестественного: «Обоснованность — важнейшее свойство логического мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей. В этом состоит коренное отличие научного мышления от мышления ненаучного, которое характеризуется бездоказательностью, способностью принимать на веру различные положения и догмы. Это особенно характерно для религиозного мышления, опирающегося не на доказательство, а на веру. Закон достаточного основания не совместим с различными предрассудками и суевериями. Например, существуют нелепые приметы: разбить зеркало — к несчастью, рассыпать соль — к ссоре и т.д., хотя между разбитым зеркалом и несчастьем, рассыпанной солью и ссорой нет причинной связи. Логика — враг суеверий и предрассудков. Она требует обоснованности суждений и не совместима поэтому с утверждениями, которые строятся по схеме „после этого — значит, по причине этого“. Эта логическая ошибка возникает в случаях, когда причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за причину последующего» (Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 1998, с.17—18). Вот 3 основных правила, по которым формируются приметы, вера в сверхъестественные явления. 1. Правило омонизации (от слова — омонимы) — разные, но примерно одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (напр., слова или иероглифы) создают в сознании человека ассоциацию об их непосредственной связи и взаимообусловленности, что в свою очередь, приводит к выводу о схожести их смысла. 2. Эвфемизм (от греч. — воздержание от неподобающих слов) — непрямые, смягченные выражения вместо резких или нарушающих нормы приличия. 3. Древний принцип талиона (от лат. talio — возмездие, восходящее к talis — такой, столь замечательный, важный). Данный принцип применяется в истории юриспруденции как принцип наказания, сложившийся в родовом обществе, заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им («око за око, зуб за зуб», этим же можно объяснить и поговорку — кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому два вон, в данном случае старое подразумевает нечто особо ценное, также объясняется и следующий вариант: танцуй — тебе письмо). Используется также рифмообразование. Но необходимо его рассматривать более широко, во всех областях жизни человека. Современные научные данные говорят о том, что онтогенез повторяет филогенез и в социальном плане, по фактам развития одного индивидуума можно судить и развитие всего социума с точки зрения социального развития. Может показаться парадоксальным, но в нашу эпоху огромных завоеваний человеческого разума мистика не только удерживает свои позиции, но и укрепляет их во многих странах. Это — проявление духовной сущности буржуазного общества, порожденного общей задачей отвлечения людей от реальной жизни. В условиях общей неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне, бесперспективности существования жители современных стран видят единственный для себя выход в мистических переживаниях. Человеку свойственно связывать счастливые и несчастливые события с каким-либо амулетом, оберегом, талисманом, действиями сверхъестественных сил. Напр., потрогать нос скульптурной собаки в метро, прежде чем пойти на экзамен. Когда-то впервые это действие «дало» хороший результат, а если оно повторилось — то это становится уже приметой и его отсутствие психологически выбивает студента из колеи. Эта «связь» закрепляется на уровне нейросвязей в мозгу и человек бессознательно ищет опору в этой примете. В 2008 году в Москве даже открыли памятник студенческим приметам — гранитный круг, в центре которого 5 копеек 1978 года диаметром 1 метр, чтобы отлично сдать сессию, нужно загадать хорошие оценки, стоя на пятаке. А чтобы «счастливый» пятак не украли, его решено было застраховать. Что же такое суеверие и примета? Откуда пришли эти нелепые представления в наш «просвещенный век»? Почему они столь упорно держатся среди людей? Каковы же основные направления современной буржуазно-клерикальной пропаганды сегодня? Прежде всего, попытки показать несостоятельность марксистско-ленинского учения о религии как «опиуме народа». Предпринимаются попытки утвердить мнение о прогрессивной роли религии в истории общества. Имевшие в прошлом место факты религиозного фанатизма, разгула инквизиции, преследования свободомыслия, разжигания религиозных распрей и т. п. объясняются субъективными причинами, «неправильными действиями» отдельных церковных иерархов, отдельных церквей. В то же время подчеркивается роль религии в распространении культуры, просвещения и т. д. Религиозные апологеты настойчиво развивают мысль о том, что именно религии обязаны народы разных стран становлением своей государственности и культуры. Примечательно, что в этой пропаганде все большее место занимают «факты истории», будто бы свидетельствующие об исключительной роли религии в историческом процессе. Буквально любой повод служит основанием для пропагандистских кампаний церковников. Всячески подтасовываются факты истории, фальсифицируется исторические события в России и других странах, идеализируется русское православие как «неотъемлемый элемент русской жизни». В современной религиозной пропаганде довольно четко прослеживается несколько основных направлений. Все они, в конечном счете, подчинены одной цели — защите и оправданию основных принципов капиталистического общества. Для этого предпринимаются попытки дискредитировать науку, фальсифицировать историю, с религиозно-идеалистических позиций показать несостоятельность диалектико-материалистического понимания мира. Расчет делается в первую очередь на людей, которые сами не могут разобраться, где правда, а где ложь. В выходящих религиозных пропагандистских материалах подчас подвергаются критике некоторые буржуазные идеи, что создает видимость объективности. В действительности же речь идет о незначительных уступках во имя наиболее эффективной критики материалистической идеологии. Хотя во многих из современных государств формально провозглашено отделение церкви от государства, фактически существуют многообразные формы связи церкви и светских институтов. Убедительный пример этому — США, где церковь от государства была формально отделена еще в 1781 году. Но и по сей день, свобода совести остается там пустым звуком. И сегодня деятельность государственных органов США освящается религией, связана с исполнением определенных религиозных ритуалов. Молебном открываются сессии обеих палат конгресса США, широко распространены религиозные клятвы и присяги. Лицо, вступающее на пост президента, приносит присягу на Библии. В 1956 году конгресс установил, что национальным девизом США является принцип: In God we trust — «Мы надеемся на бога». В некоторых штатах США законодательно закреплена дискриминация неверующих, во многих штатах теория Дарвина под запретом. Так, согласно законам, действующим во многих штатах, показания в судах свидетелей-атеистов не признаются.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Происхождение слов и примет. Наука о суевериях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я