Теория семи Я. 7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера

Николай Михайлович Татаров

Теория семи Я – это психология, какой она должна быть: простая, ясная, без заумных слов. Это учение о семи внутренних Я, из которых складывается характер человека, рождаются 7 психических типов и 7 ролей коллектива.Речь о душевных качествах и чертах характера, склонностях натуры и особенностях нрава.Теория 7Я – мощный инструмент познания внутреннего мира: помогает понять себя и других, найти в глубинах души скрытые Я, превратить особенности характера в конкурентные преимущества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория семи Я. 7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

§2. Семь Я

7Я — ячейка общества

Семья — не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья — это обязательно сложившийся, притёртый коллектив. Если характеры не притираются, то никакие узы брака и родства семью от распада не удержат.

Любой коллектив — это не просто набор некоторого количества членов. Коллектив обладает внутренним устройством — системой отношений между его членами. Внутри коллектива отношения выстраиваются не сразу: каждому надо найти своё «место» в коллективе, занять «положение», получить роль.

«Места», «положения», роли — это одно и то же.

Люди, умудрённые жизненным опытом, знают, что в коллективе надо себя «поставить». Это значит — тоном речи, жестами, позами, манерами, поведением заявить о претензиях на вполне конкретное «положение» в коллективе. Однако не всем может понравиться притязания на это «положение». В ответ человеку могут «указать его место». А могут и «поставить на место». И это будет не то место, на которое человек хотел себя «поставить» сам.

В процессе притирания людей в коллективе между ними идёт борьба за роли, «места», «положения». Происходят ролевые разборки и выяснение отношений. Если человеку в коллективе предложена или навязана роль, не соответствующая складу его характера, у него возникает душевный дискомфорт. Он стремится изменить отношение к себе, пытается изменить своё положение в коллективе. В итоге, человек либо добивается другой роли, либо смиряется с предложенной ему ролью («стерпится — слюбится»). А иначе он покидает коллектив и про него говорят: «Не ужился в коллективе». В трудовых коллективах говорят: «С ним не сработались».

Коллективы теряют не ужившихся членов и приобретают новых на вакантные роли. В конце концов, когда в коллективе заполнены все вакантные роли и занимаемые роли всех устраивают, когда члены коллектива притёрлись между собой и отношения между ними стабилизировались, такой коллектив называют стабильным, притёртым, сложившимся коллективом.

Поскольку в коллективе 7 «мест», ролей, «положений», то сложившийся притёртый коллектив состоит из 7 членов. Отсюда и происходит слово «семья» (7Я).

Говорят, что семья — ячейка общества. Это верно. Сложившийся, притёртый коллектив — это ячейка общества. Такой коллектив состоит из 7 членов, из семи Я.

Язык чувств и отношений

Теперь о том, откуда вообще берутся роли…

Между собой люди общаются не только на языке слов, но и на языке чувств (эмоций, настроений). А язык чувств — это язык отношений, поэтому вопрос: «Как ты относишься?» — это всегда вопрос: «С каким чувством ты относишься?». Оттого в ответ называют какое-то чувство. Говорят: «Я отношусь с восхищением (презрением, радостью, ужасом и т. д.)».

Отношения и, следовательно, чувства, имеют ролевую природу. Они, явно или неявно, но всегда связаны с «местами», «положениями», ролями.

Тоном речи, жестом, мимикой, позой, которыми люди выражают свои чувства и отношения, можно «указать человеку его место», а можно и «поставить человека на место». Другое дело, что в ответ можно услышать: «Ты за кого меня принимаешь? В каком тоне со мной разговариваешь?!» Это означает, что человеку не нравится то «место», которое ему «указали» и на которое его «ставят».

У каждого чувства, кроме силы (глубины переживания), есть ещё и ролевая направленность. Каждое чувство — это отношение, обращённое от одной роли к другой.

Везде в этой книге речь идёт о психических ролях (психоролях), а не ролях театра и кино.

С каждой психической ролью связаны 3 чувства (эмоции, настроения, состояния души). Переживая какое-либо чувство, человек находится на той роли, с которой это чувство связано.

Переход к другой роли проявляется в смене эмоций — в переходе к чувствам, связанным с другой ролью.

7 ролей связаны между собой 21 чувством (эмоцией, настроением), составляющим базовый набор чувств. Из чувств базового набора складываются все перипетии отношений и переживаний, подобно тому, как из букв складываются слова и предложения. Существует схема отношений между ролями и ролевая запись чувств, которые используются в ролевой теории психики (ролевой теории чувств и отношений).

Склад характера и качества души

В коллективе роли существуют в виде вакансий, которые могут быть заполнены, а могут, и нет. Внутри человека 7 ролей присутствуют в виде 7 внутренних Я.

Из сочетания качеств 7 психических ролей (7 внутренних Я) складывается характер человека. У каждого человека свой склад характера. В характерах разных людей различное соотношение внутренних Я: качеств одних Я в характере больше, а других Я — меньше.

Например, есть люди, в характере которых избыток шкурности и хитрости, а героизма и жертвенности не хватает. А у других иначе: заносчивости, кумирства избыток, а старательности, педантизма недостаток.

Роли, качеств которых в характере избыток, будем называть превалирующими ролями. Наиболее превалирующая роль (основное внутреннее Я человека) — это доминанта характера (доминирующая в характере роль). Она определяет тип характера (психотип). Доминанту характера называют ещё сущностью характера, сущностью души или попросту сутью человека. Чувства, связанные с доминирующей ролью, порождают ведущие черты характера.

Например, чувства, связанные с ролью Кумира — гордость, радость и благодушие, — порождают соответствующие качества души: заносчивость, праздность и лень (самоуспокоенность). Если роль Кумира доминирует в характере, то эти черты будут ведущими в характере человека.

Склад характера определяет ролевые предпочтения. Человек стремится занимать в коллективе роли, соответствующие доминанте или превалирующим в его характере ролям. Иначе у него возникает душевный дискомфорт.

Характер человека не сводится к доминанте или превалирующим ролям. Характер складываются из сочетания качеств всех 7 ролей. Чтобы определить склад характера человека (составить психический портрет) надо:

1. Выявить выделяющиеся роли, т. е. выявить роли, качеств которых в характере избыток или недостаток.

2. Распределить роли по степени их значимости в характере: наиболее значимая роль — это доминанта характера (основное Я человека), менее значимая роль — его второе Я, ещё менее значимая роль — его третье Я и т. д.

На рисунке ниже изображён древнеславянский бог Ругевит. 7 голов Ругевита — это 7 его внутренних Я.

Семиголовый Ругевит

Верхняя голова Ругевита — его основное Я (доминанта его характера), а две головы ниже — это другие превалирующие в характере Ругевита роли.

Другое изображение семиголового Ругевита

Семиликому богу поклонялись не только западные славяне. Ненцы также поклонялись семиликому идолу Вэсако на острове Вайгач.

Идея 7 ликов и 7 членов коллектива чётко выражена петроглифом (наскальным изображением) в Хакасии: на камне изображено семиголовое существо и рядом с ним 7 человек.

Петроглиф в Хакасии

(датируется возрастом 5 тысяч лет)

Древним цивилизациям Америки тоже была знакома идея семи ликов души.

Семиголовое существо в музее антропологии Мехико

(зал тольтеков)

7 ролей — 7 типов характера

7 психических ролей порождают 7 психотипов (7 типов характера). Это происходит так.

Получив в коллективе роль, человек постепенно свыкается с нею и роль становится ему привычной. Пребывание на роли не проходит бесследно. Вместе с ролью человек получает и связанный с нею набор чувств, которые начинают проявляться в тоне речи, в жестах, мимике и позах. Постепенно они закрепляется в манерах и привычках, и, в конце концов, становятся чертами его характера. Так, занимаемая человеком в коллективе роль превращается сначала в превалирующую роль характера, а затем становится доминантой характера.

Поговорка: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер…», — описывает процесс превращения занимаемой роли в доминанту характера.

Пример.

Бывает, что человеку досталась в коллективе роль Кумира. Это значит, что к нему все относятся с уважением, почтением. Если роль Кумира приемлема для этого человека, то, находясь на этой роли, он не испытывает дискомфорта. Свыкнувшись с ролью, тот, как и положено Кумиру, начинает обращаться к остальным свысока, с превосходством. Роль Кумира закрепляется в чертах характера. Человек становится заносчивым и высокомерным. И ведёт он уже себя по-кумирски не только в том коллективе, где ему отведена роль Кумира, но и среди других людей. Он уже не может и не хочет вести себя иначе. Это означает, что роль Кумира стала доминантой его характера, стала его основным Я, стала сущностью его души. Такой человек будет в любом коллективе стремиться занять роль Кумира. А если там уже есть свой Кумир? У них начинается борьба за роль Кумира в коллективе. Они терпеть один другого не могут. У них происходят ролевые разборки и выяснение отношений. Всё закончится, когда один из них либо покинет коллектив, либо перестанет претендовать на роль Кумира.

Душа и тело

Давно замечено, что существует связь между чертами характера человека и особенностями его организма. Например, добродушного весельчака обычно изображают толстым, хитреца — с длинным носом, а умника — в очках. Говоря про силача, наверняка подчеркнут его простоватость: «сила есть, ума не надо». Но ярче всего о связи характера с особенностями организма говорит слово «шкурник» — оно хоть и связано со шкурой (кожей), но говорит о вполне определённых чертах характера.

Особенности организма — это лишь возможные приметы, а не верные признаки соответствующих им черт характера.

Связь между чертами характера (качествами души) и особенностями организма не является жёсткой: не все кумиры толсты, не у всех хитрецов длинный нос, не у всех умников слабое зрение, не все силачи простоваты, не все шкурники обладают чувствительной кожей и т. д. И всё же связь между чертами характера человека и особенностями его организма существует. Её можно объяснять по-разному, однако для психологии важен лишь сам факт существования такой связи, а её природа (физиологический механизм связи) не имеет значения.

Далее в этой книге речь пойдёт о 7 ролях и 7 типах характера. Это 7 хорошо узнаваемых типажей. Каждый человек легко узнаёт в них своих родных и близких, друзей и знакомых, соседей и сослуживцев. Узнает и себя самого, ибо 7 ролей — это 7 психических начал, 7 сущностей, 7 ипостасей, 7 измерений души каждого человека.

Рассказ о семи Я ведётся по схеме: роль — чувство — душевное качество (черта характера) — манера поведения (поступки). Т. е. чувство, связанное с ролью, порождает душевное качество (черту характера), которое, в свою очередь, порождает поступки и манеру поведения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория семи Я. 7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я