Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи

Т. С. Овчинникова, 2013

В книге представлен широкий спектр психодиагностических методик (более 100), направленных на изучение психических процессов, поведенческой, когнитивной и эмоционально личностной сфер психики. При отборе предпочтение отдавалось методикам, которые являются результатом обобщения многолетнего опыта научных исследований и практического их применения. Психодиагностические методики помогут логопеду различить речевые расстройства по их происхождению, а также уточнить механизмы имеющихся у ребенка, подростка или взрослого психологических нарушений. Пособие предназначено студентам, педагогам, логопедам, психологам и родителям.

Оглавление

Из серии: Психологический взгляд

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Методы психологической диагностики детей раннего дошкольного возраста

Особенности психодиагностики детей раннего дошкольного возраста

В первые три года происходит интенсивное физическое, эмоциональное и умственное развитие ребенка. Малыш знакомится с разнообразными свойствами предметов и первоначально осваивает те их сенсорные признаки, которые полезны для выполнения действий, — форму и величину. Его восприятие в этот период основано на внешних ориентировочных действиях, т. е. освоение окружающего мира осуществляется путем проб и ошибок.

На третьем году жизни ребенок начинает понимать, что существует много предметов, имеющих одинаковые свойства. Эти свойства приобретают самостоятельность, а их репертуар (форм, цвет, отношение величин, пространственные отношения и т. д.) все время расширяется, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

Большое значение для психического развития ребенка имеет развитие внимания, с которым связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Внимание позволяет достичь точности и детализации восприятия, прочности и избирательности памяти, направленности и продуктивности мыслительной деятельности. До 3 лет внимание ребенка непроизвольно, но с развитием речи оно все чаще замещается произвольным вниманием. Развитие получают все стороны внимания: концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Возраст от года до 2 лет можно назвать периодом фиксированного внимания. В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Освоение функций предметов, совершенствование действий с ними требует обращения к все большему числу их свойств, а значит, способствует совершенствованию переключения внимания. Взаимодействие с двумя предметами развивает способность распределять внимание. Если на втором году жизни малыш осваивает концентрацию внимания по своему выбору, то после 2 лет у него формируется гибкость внимания за счет быстрого переключения с одного занятия на другое. Однако направление внимания ребенка все еще в значительной мере определяется взрослыми. Трехлетние дети уже могут удерживать внимание на игре до 30–40 минут. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, в этот период способствуют тренировке распределения и сосредоточения внимания.

Развитие было бы невозможно, если бы приобретаемый опыт не сохранялся в памяти ребенка. Память составляют процессы запечатления, хранения и воспроизведения информации. В зависимости от вида воспроизведения информации память разделяют на зрительную, моторную (двигательную) и словесную, а в зависимости от длительности хранения информации — кратковременную и долговременную память. Исследования показывают, что память на зрительные впечатления, действия и даже события развивается очень рано и является относительно прочной. До 3 лет преобладает непроизвольная память, не требующая активного сознательного участия ребенка. В начале второго года память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствии, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием, ребенок может запоминать несколько предметов. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. В возрасте от 2 до 3 лет происходит интенсивное развитие словесной памяти.

Еще одним важным психическим процессом является мышление, которое подразделяют на предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Мышление начинает формироваться только на основе действий с предметами после появления акта хватания. После первого года происходит переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению. Ребенок осваивает действительность методом проб и ошибок и постепенно приобретает навыки отвлечения и обобщения. После 2лет ребенок начинает выполнять мыслительные действия в уме, не прибегая к внешним пробам. При этом он опирается на образы предметов, представления о способах их употребления. Так формируется наглядно-образное мышление ребенка, в котором решение задач происходит в результате воображаемых действий с предметами. Но еще некоторое время оба вида мышления сосуществуют, и при решении сложных задач ребенок возвращается к использованию предметно-действенного мышления. Постепенно малыш накапливает все больше представлений об общих свойствах предметов — их форме, цвете и величине. С развитием речи начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания, в формировании которой ведущую роль выполняют взрослые, так как знаковая функция не открывается, а усваивается ребенком. И образцы замещений, и образцы игровых переименований предметов дает взрослый. В раннем возрасте разные виды мышления развиваются не всегда согласованно.

При общем интенсивном формировании в первые три года жизни ребенка пассивная речь опережает активную. Имеется определенная пропорциональность в пополнении пассивного и активного словаря. Сначала ребенок учится понимать слова-указания, затем — слова-названия, позднее — инструкции и поручения, наконец — рассказы, т. е. контекстную речь. Здоровый ребенок за первые три года способен овладеть любым языком, а в двуязычной среде и двумя. С возрастом большинство детей теряют свою «лингвистическую гениальность», так как заканчивается формирование структур, ответственных за языковое развитие. Дети хорошо подготовлены к восприятию речи, так как располагают врожденными или очень рано формирующимися способностями к распознаванию звуков речи (фонем). В критический период дети очень быстро схватывают фонемы того языка, который постоянно слышат, и он становится их родным языком. С другой стороны, при рождении способность слышать различия между фонемами еще не ограничивается тем языком, который они слышат дома. Универсальная способность различать фонемы разных языков утрачивается детьми примерно к восьми месяцам. Способность понимать обращенную к ним речь совершенствуется примерно до 1,5 лет. В этот период дети быстро усваивают названия предметов и действий. Второй год является решающим для появления самостоятельной речи. Словарный запас превышает 50 слов. Произнося первые слова, дети используют разные вербальные стратегии. При экспрессивной стратегии бо́льшую часть из первых 50 слов составляют названия действий и имена людей, при референтной — имена предметов. Быстрее увеличивают свой словарный запас те дети, которые предпочитают использовать названия предметов. В этом возрасте ребенок начинает употреблять двухсловные предложения, в которых обнаруживаются определенные закономерности грамматики. В возрасте от 2 до 3 лет ребенок начинает вступать в диалоги не только со взрослыми, но и с детьми. Словарный запас стремительно увеличивается и к 3 годам может достигать 1000 слов. Р. Браун выделяет для этого возраста две последовательные стадии овладения языком. Пройдя период образования двухсловных предложений, дети увеличивают количество слов в предложении до трех и больше, могут образовывать различные формы глагола, а также множественное число существительных и притяжательные прилагательные. На следующей ступени овладения языком дети начинают использовать в речи отрицательные, повелительные и вопросительные предложения. Начинает формироваться планирующая функция речи. Возникает описательная речь-монолог.

В обследовании детей раннего дошкольного возраста используются, как правило, нестандартизированные методики. Обычно это игровые методики со знакомыми ребенку предметами: кубиками, пирамидками, картинками и т. д. Оно проводится в свободной форме, и при этом значительное внимание уделяется методу наблюдения. Специалист, проводящий обследование, должен хорошо ориентироваться в возрастных нормах и учитывать индивидуальные условия развития ребенка (например, посещал он какое-либо детское учреждение или находился дома).

Для детей данного возраста, относящихся к группе «риска», в анамнезе которых имеются признаки предрасположенности к появлению речевых нарушений, значимыми являются методы, позволяющие выявить степень развития неречевых функций. Именно отставание в психомоторном развитии, отсутствие способности выполнять инструкцию, несформированность сенсорных эталонов в соответствии с возрастом являются признаками нарушенного развития. При отсутствии речи особенно важно обратить внимание на особенности слухового и зрительного восприятия ребенка, оценить его память, произвольное внимание и психомоторную активность.

Основой обследования ребенка раннего дошкольного возраста является сбор информации. Детальный анамнез может оказаться важной прогностической частью всего построения обследования и отбора диагностических методик. Как правило, сбор психологического анамнеза проводится со слов родителей в форме структурированного интервью.

Приводимая ниже анкета позволяет охарактеризовать пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития ребенка. На основании сведений, полученных с ее помощью, психолог может предположить наличие тех или иных проблем у ребенка и правильно организовать методику его обследования.

Анкета для родителей детей раннего дошкольного возраста

Час, число, месяц, год рождения ребенка.

1. От какой по счету беременности ребенок, чем заканчивались предыдущие (аборт, выкидыш, роды)? Сколько времени прошло от последней беременности до настоящей, были ли перед беременностью волнения, напряжения, заболевания?

2. Была ли беременность запланированной (ожидаемой), желаемой в принципе, но преждевременной по времени или нежелательной в силу разных обстоятельств (учеба, работа, жизненные и семейные обстоятельства)?

3. Соответствовал ли пол ребенка тому, что ожидалось матерью и отцом?

4. Возраст матери при рождении, возраст отца.

5. Как протекала беременность а) в первую половину; б) во вторую половину? Характер патологии беременности: падения, ушибы, травмы, психозы, заболевания. Выраженные волнения при беременности в связи с семейной обстановкой, жилищными условиями, проживанием у родителей, родственников, учебой, экзаменами и болезнями близких.

6. Нервно-психическое заболевание матери, отца.

7. Заболевания родственников: эпилепсия, психические заболевания, туберкулез, алкоголизм, заикание, наркомания, сифилис.

8. Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция. Крик: был, нет. Асфиксия: белая, синяя.

9. Резус-фактор: отрицательный, совместимость.

10. Вес и рост ребенка при рождении.

Вскармливание: к груди приложили на день (грудь взял активно, не взял, взял с помощью, сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания). Вскармливание грудью до, последующее кормление: смешанное, искусственное до.

11.Выписка из роддома____на день.

Дополнительное время пребывания в роддоме, причины____________.

Состояние ребенка в грудном возрасте: спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др. Долго ли сосал соску, пустышку__________________________.

Предпочитал тугое пеленание (успокаивался при этом), свободное пребывание без одежды, когда как.

12. Заболевания на 1-м месяце жизни: сепсис, грипп, анемия, пневмония, диспепсия, желтуха и др._____________________.

Заболевания на 1-м году жизни: пневмония, грипп, скарлатина, коклюш, дизентерия и др.__________________.

Заболевания от 1 года до 3 лет:______________________.

13. Травмы головы: с потерей сознания, без потери сознания. Закрытие родничка: раннее, норма.

14. В первые годы жизни не обращал на себя внимание или был сонливым, вялым, заторможенным, постоянно спал или наоборот, был беспокойным, крикливым, перепутал день и ночь, отказывался брать грудь, крайне трудно было успокоить. Отметьте возможные причины крика: родовые травмы, не хватало молока, жирное молоко, волнения у матери в период грудного вскармливания, семейная обстановка: шум, конфликты. Вздрагивал ли при громких звуках в первые месяцы жизни или начинал плакать при этом.

Особенности формирования моторики

1. Удержание головы с _____________.

2. Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с_________________.

3. Движения со спины на бок с, со спины на живот с _______________________.

4. Стал сидеть без поддержки с___________________.

5. Первые попытки подтянуться, ухватиться за пальцы взрослого с_________.

6. Ходил ровно с пробежками, часто падал с_______________.

7. Проявлял крайнее бесстрашие.

8. Характер нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив, заторможен, неповоротлив.

9. Моторные навыки: одевается с__________, раздевается с_____________, застегивает пуговицы с_____________, ест самостоятельно с____________, регулирует физиологические потребности с_________.

10. Правша, левша, амбиверт (были ли попытки переучивать левшество).

Развитие взаимоотношений

1. Специфические реакции на других детей: улыбается, тянется к другим, стремится забрать у него игрушки.

2. Стал проявлять эмоциональное отношение к одному ребенку с_________, к группе детей с_________.

3. Редко вступает в контакт со взрослыми, детьми, воспитателями. Держится в стороне, не стремится к контакту.

4. Быстро утомляется от больших групп детей и длительных контактов с ними.

5. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение, упрям, конфликтен.

Игровая деятельность

1. Эмоциональное отношение к игре:

а) активное: является организатором, весел, жизнерадостен;

б) неустойчивое: повышенная возбудимость, агрессивен, настроение часто меняется, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватность выражения радости и огорчения, не способен долго играть в одну и ту же игру, с ребятами ссорится, дерется.

2. Имеет ли место выдумка и фантазия___________.

3. Какую роль выполняет в игре______________.

4. Как разрешаются конфликты__________________.

Возрастные нормы физического и нервно-психического развития детей раннего возраста 1

Таблица 1

Возрастная шкала оценки психического развития детей первого года жизни

Таблица 2

Возрастная шкала оценки психического развития детей с года до 3 лет

Исследование состояния общей моторики

Материал: мяч, обруч.

Процедура 1: Ребенок стоит прямо, руки разведены в стороны, глаза закрыты в течение 10 секунд.

Инструкция 1: «Встань прямо, руки в стороны, глазки закрой, как я».

Процедура 2: Ребенок находится в том же положении, его просят прикоснуться любой рукой к кончику носа.

Инструкция 2: «Встань прямо, руки в стороны, глазки закрой и дотронься рукой до кончика носа. Вот так».

Процедура 3: Ребенок стоит прямо с вытянутыми вперед руками, его просят нарисовать руками в воздухе небольшие круги.

Инструкция 3: «Встань прямо, руки вытяни вперед и нарисуй ими кружочки в воздухе. Вот так».

Процедура 4: Логопед и ребенок встают друг напротив друга и кидают мячик.

Инструкция 4: «Давай поиграем в мячик. Лови! А теперь кидай мячик мне».

Процедура 5: Логопед кладет на пол обруч и просит ребенка несколько раз в него прыгнуть.

Инструкция 5: «Давай поиграем. Представь себе, что ты птичка, а этот круг — твой домик. По моей команде ты будешь залетать и вылетать из домика».

Оценка (общая для всех заданий): Полный объем выполнения пяти заданий, нормальный темп, достаточная координация, быстрая переключаемость движений — 5 баллов; полный объем выполнения всех заданий в замедленном темпе, нормальная координация и переключаемость с одного движения на другое — 4 балла; неполный объем выполнения заданий, замедленный темп и переключаемость с одного движения на другое, координация не нарушена — 3 балла; неполный объем выполнения заданий, медленный темп, нарушение переключаемости и координации движений — 2 балла; невыполнение большинства заданий, медленный темп, грубые нарушения координации и переключаемости с одного движения на другое, хаотичный характер выполнения проб — 1 балл.

Исследование зрительного восприятия

а. Соотнесение картинок по цвету

Материал: Цветные квадраты 10×10 см и цветные фигуры (синего, красного, желтого, черного цвета).

Процедура: Перед ребенком раскладываются цветные квадраты и даются цветные фигуры. Дается ниже приведенная инструкция.

Инструкция: «Положи фигурку на квадрат такого же цвета».

Оценка: Задание выполнено без ошибок и без помощи логопеда — 5 баллов; задание выполнено правильно только с организующей помощью логопеда — 4 балла; даже после организующей помощи логопеда допущена одна ошибка — 3 балла; после организующей помощи логопеда допущены две ошибки — 2 балла; после организующей помощи логопеда допущены три ошибки — 1 балл.

б. Показ основных цветов

Материал: Цветные фигуры (синего, красного, желтого, черного, белого цвета).

Процедура: Перед ребенком раскладывают пять цветных фигур. Дается ниже приведенная инструкция.

Инструкция: «Покажи синюю (красную, желтую, черную, белую) фигурку».

Оценка: Задание выполнено без ошибок — 5 баллов; допущена одна ошибка — 4 балла; допущены две ошибки — 3балла; допущены три ошибки — 2 балла; допущены четыре ошибки — 1 балл.

в. Различение основных геометрических форм

Материал: Два комплекта геометрических фигур.

Процедура: Перед ребенком раскладывают геометрические фигуры в такой последовательности: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Затем логопед просит ребенка разложить второй комплект геометрических фигур в такой же последовательности.

Инструкция: «Положи картинки так же, как я».

Оценка: Аналогична предыдущему заданию.

г. Восприятие величины

Материал: Три карточки, на которых изображены одни и те же предметы разного размера: большой, средний и маленький.

Процедура: Логопед дает ребенку карточку и просит обвести самый большой (маленький) предмет.

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы грибы разного размера. Обведи самый маленький гриб (самый большой дом, самую маленькую елочку) ».

Оценка: Задание выполнено быстро, без ошибок и помощи логопеда — 5 баллов; задание выполнено самостоятельно, но медленно, с длительным поиском нужного варианта ответа — 4 балла; задание выполнено правильно после организующей помощи логопеда — 3 балла; после организующей помощи логопеда допущена одна ошибка — 2 балла; после организующей помощи логопеда допущены две ошибки — 1 балл.

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

а. Ориентировка на собственном теле

Процедура: Педагог называет части тела и просит ребенка их показать.

Инструкция: «Покажи, где у тебя голова, глаза, живот, уши, ноги».

Оценка: Задание выполнено без ошибок — 5 баллов; допущена одна ошибка — 4 балла; допущены две ошибки — 3балла; допущены три ошибки — 2 балла; допущены четыре ошибки — 1 балл.

Исследование слухового восприятия

а. Оценка способности к дифференциации звучащих игрушек

Материал: Звучащие игрушки (бубен, дудочка, погремушка, гармошка, колокольчик), ширма.

Процедура: Ребенку демонстрируют звучание пяти игрушек. Затем логопед за ширмой подает звуковой сигнал какой-либо игрушкой и просит ребенка сказать, какая именно игрушка звучала.

Инструкция: «Покажи, какая игрушка звучала».

Оценка: Правильно названы все пять игрушек — 5 баллов; правильно названы четыре игрушки — 4 балла; правильно названы три игрушки — 3 балла

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Психологический взгляд

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См.: Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста: В помощь педагогу детского сада / Сост.: Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. СПб., 1995. С. 30–31.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я