Тайна золотой медали, или Как стать отличником в школе, в вузе и в жизни

Дмитрий Юрьевич Суслин, 2011

Кто такие отличники? Откуда они берутся? Что отличает их от обычных школьников и студентов? Можно ли раскрыть их секреты и самому стать отличником? Дмитрий Суслин, учитель с многолетним стажем и автор книг для детей и взрослых, уверен: отличником может стать каждый. И знает, что для этого нужно делать. В этой книге, адресованной и родителям, и детям, нет морализаторства в духе «надо стараться и слушаться старших» (для детей) или «надо заниматься с ребенком» (для взрослых). Читателю предлагается четкая, живо и с юмором написанная «инструкция по подготовке отличников». Отдельного внимания заслуживают главы о взаимоотношениях с учителями и одноклассниками, о подготовке к обычным урокам и ЕГЭ, выборе лучшей школы и вуза.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна золотой медали, или Как стать отличником в школе, в вузе и в жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Учебный марафон, или Отличники: кто они?

Будь писцом — он освобожден от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями.

Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой.

И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать.

Наставление древнеегипетским писцам, выбитое на стенах пирамид

Глава первая

Заветная мечта учеников и их родителей

Те, кто окончил школу и вуз, не получив золотой медали или красного диплома, наверняка скажут: «Да мы об этом и не думали! Ничего подобного, вовсе нам не нужны медали. Главное — окончить учебу, а там хоть трава не расти».

Никто никогда не признается, что мечтал о золотой медали или о красном дипломе. И все же самые принципиальные противники отличной учебы грустно вздыхают, когда наступает день получения аттестатов и дипломов.

Кто из взрослых не прошел через это? Все мы видели, как чествуют победителей. А победители — это и есть отличники. День получения аттестатов и дипломов — это их день. И день их родителей.

Отличники — самые счастливые люди на этом празднике жизни.

Им завидуют учителя. Даже те учителя, которые в свое время сами были отличниками. Им завидуют немногочисленные школьники и студенты, дети богатых родителей, которым те устилают путь красными коврами и розами. Даже они в этот день завидуют отличникам. И знаете почему? Потому что перед отличниками открываются все дороги. И эти дороги будут самыми гладкими и самыми широкими.

Это их день! Ради него совершены титанические усилия, проведены тяжелые дни и бессонные ночи, ради него принесены бесчисленные жертвы: не прочитаны бестселлеры, не просмотрены сериалы и кинохиты, пропущены футбольные матчи и веселые вечеринки. Но теперь именно в честь отличников гремит музыка, произносятся речи и льются счастливые родительские слезы.

Отличнику не страшны самый капризный и требовательный начальник, самые сложные условия труда, самые трудные задачи. Через все это он уже прошел на школьной или студенческой скамье. Жизнь уже у него в руках. И он, будьте уверены, ее не выпустит.

Это их День победы! И с этой победой они пойдут по жизни с гордо поднятой головой, сметая с пути самые сложные препятствия. Что они для отличников? Семечки! Людям, которые получили медаль или красный диплом, уже все нипочем. Им не страшны самый капризный и требовательный начальник, самые сложные условия труда, самые трудные задачи. Ведь через все это они уже прошли в школьные или студенческие годы. Так что жизнь уже почти у них в руках. И они ее, будьте уверены, не выпустят.

Вот почему так радуются отличники, вот почему плачут от счастья их родители, бабушки и дедушки, вот почему директора, ректоры и деканы с чувством жмут им руки.

И вот в этот самый момент большинство хорошистов и троечников спрашивают себя:

«Почему не я получаю эту золотую или серебряную медаль?»

«Почему не мне вручают красный диплом?»

«Чем я хуже их всех?»

Эх, вернуться бы назад на пару лет! Но поезд ушел. И неотличники вздыхают.

И чего они грустят? Подумаешь! Золотая медаль! Красный диплом! Столько прекрасного в жизни потеряно из-за них. Зачем? Нет, мы ничуть не хуже этих скучных зубрил!

Но неотличники все равно вздыхают.

Вздыхают школьники, что остались без медалей. Потому что не им достанутся места в самых престижных вузах. Вздыхают студенты, что с обыкновенным синим или даже зеленым дипломом. Потому что не им достанутся лучшие рабочие места с высокими окладами в престижных фирмах.

Все это ждет отличников. Все это они получат в награду за то, что поставили перед собой цель — золотую медаль, красный диплом — и превратили заветную мечту в реальность.

И уж конечно нет таких родителей, которые бы не мечтали об этом самом для своих детей. Они взрослые люди и в отличие от детей знают, что в жизни все достается по очереди. Только вот очередь за жизненными благами — не та, что в магазине. В жизни не действует принцип «кто успел, тот и съел». А действует совершенно другой принцип: каждый получает то, что ему положено. А положено то, что заслужено — самим человеком и еще семью поколениями его предков. В жизни сначала все получают власть имущие, затем богатые, потом знаменитые, потом их дети, внуки, их родственники. И только потом — все остальные.

Отличников ждут в самых лучших вузах. Им рады в самых престижных фирмах и готовы предложить места с высокими окладами. Спросите у работодателя: кого он хотел бы взять на работу? Конечно же, отличника!

Социологи структуру общества часто изображают в виде пирамиды. На ее верхушке — слой богатых, элита, затем — средний класс, а в основании пирамиды, внизу — бедные. Раньше, когда общество было сословным, перейти из низшего сословия в высшее было очень сложно. А, например, в Индии, где общество разделялось даже не на сословия, а на касты, это было и вовсе невозможно. В России сословный барьер преодолеть удавалось лишь единицам. Ломоносов, происходивший из низшего сословия, получил дворянское звание. А вы помните, кем был Михайло Васильевич? Отличником!

Когда на смену сословиям пришли классы, общество стало стремительно меняться, прогресс ускорился. Знаете почему? Потому что в Европе и России все больше и больше отличников, таких как Ломоносов, поднимались вверх по социальной лестнице. Они переходили из класса бедных в класс средний, а потом и в класс богатых и влиятельных. И они быстро меняли все вокруг себя. Вскоре Европа перешла из Средневековья в Новое время, а потом и в России Петр I призвал на службу отличников, и здесь тоже начались быстрые перемены.

К слову, я думаю, что именно благодаря отличникам Россия выжила во всех исторических катаклизмах и победила в самой страшной за всю историю войне. Да еще и первой запустила человека в космос. Отличника!

Но теперь давайте закончим вспоминать историю и вернемся в реальность. Скажите, кто сейчас решает каждодневную, будничную судьбу большинства людей?

Политики? Нет.

Государство? Нет.

Родители? Не у всех и не всегда.

Тогда кто же?!

Я так отвечу: работодатель.

Да-да. Тот самый добрый (или не добрый, а очень даже злой, вредный или равнодушный) дяденька, который подпишет с вами очень важную бумагу — трудовой договор. Или не подпишет. Если подпишет, то будут вам и оклад, и премии, и ежегодные оплачиваемые отпуска, и вы сможете хорошо жить, оплачивать жилье, товары и услуги, брать кредиты, заводить семью и детей и получите многое другое, о чем мечтаете.

Конкурс на соискание самой лучшей, престижной, хорошо оплачиваемой работы выигрывают отличники. Если в резюме соискателя сказано, что он получил красный диплом, а в школе — золотую медаль, его кандидатуру рассматривают в первую очередь.

А кого больше всего любит работодатель?

Отличников! Не верите? Поставьте опыт. Возьмите с собой знакомого отличника, пойдите к какому-нибудь работодателю и спросите, кого из вас двоих он возьмет на работу.

Работая над этой книгой, я побеседовал не с одним десятком людей, занимающихся подбором кадров. И все кадровики в один голос твердят, что первое, на что они смотрят, — это диплом. Красный он или нет. А если в резюме соискателя сказано, что и в школе у него была медаль, то все остальные кандидатуры тут же отметаются.

Конкурс на соискание хорошей работы всегда выигрывают отличники.

Из ста с половиной отличников, которых я учил, ни у кого и никогда не было проблем с поиском работы. Половина из них находят себе работу еще в период учебы. И, как правило, это престижная, хорошо оплачиваемая работа.

Отличники нужны везде. У них никогда не бывает проблем с поиском престижной и высокооплачиваемой работы. Все работодатели жаждут заполучить их к себе. А почему? Потому что отличники с детства умеют хорошо работать! Иначе отличником просто не стать.

Спрашивал я и работников бирж труда, и сотрудников департаментов занятости. Все эти специалисты уверяли меня, что отличники к ним обращаются очень редко. Почему? Потому что их не увольняют с работы. Их не сокращают. А если уж отличнику приходится менять работу, его тут же позовут в пять других мест. И уже давно зовут. Жаждут заполучить к себе и только и ждут, чтобы он освободился.

Отличники нужны везде. А знаете почему?

Потому что отличники с детства умеют хорошо работать!

Иначе отличником не стать.

И господин работодатель очень хорошо это знает. Ведь чаще всего он сам — бывший отличник. Он сразу же определяет отличника в очереди из соискателей и берет его на работу. И предлагает отличнику хорошую должность, и высокий оклад, и удобное место для работы.

Так что карьерный рост отличника начинается еще до подписания договора. Даже на старте своей профессиональной карьеры отличник уже не в последних рядах. И у него немало шансов подняться выше, стоит лишь постараться. А уж стараться отличники умеют!

Вот почему так радуются родители отличников в день, когда их чадам вручают золотые и серебряные медали и красные дипломы. Вот почему им завидуют те, кто этого достичь не сумел.

В этот день отличник — победитель. Его заветная мечта сбылась.

А для кого-то она осталась теперь уже несбыточной мечтой.

Эх, вернуть бы годика два, отмотать время назад!

Глава вторая

Марафон нашей жизни

Ученье свет, а не ученье — чуть свет и на работу.

Народная мудрость

Какое место занимает в нашей жизни учебная деятельность? Попробуем выяснить.

Психологи и социологи делят жизнь человека на несколько этапов в зависимости от того, какой вид деятельности является для человека главным.

Первое, чему учится малыш в раннем детстве, — игра. Она и есть главный вид его деятельности. Про маленького ребенка, когда он чем-нибудь занимается, так и говорят: он играет. Человек играющий — самый приятный, но, увы, и самый короткий период в нашей жизни, он продолжается всего пять-шесть лет.

Затем начинается второй этап — учебный. Ребенок из человека играющего превращается в человека учащегося. В наши дни этот этап начинается чаще всего первого сентября, когда ребенка одевают в школьную форму, вручают ему рюкзак, набитый учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, и большой букет цветов для первой учительницы. Покидает школу он уже почти взрослым человеком и отправляется в жизнь. Начинается следующий ее этап — трудовой. Человек учащийся становится человеком трудящимся.

Стоп!

Это в индустриальном обществе можно было сразу после школьной скамьи пойти работать на производство и получать хорошую зарплату. Большинство людей так и делали и другой жизни себе не представляли. Соответственно на учебный этап в жизни человека приходилось тогда семь-восемь, от силы десять лет. Так было раньше, полвека — тридцать лет назад. Сегодня с таким образованием на хорошую работу можно даже не рассчитывать.

В давние времена, когда общество было традиционным или аграрным, учебный этап жизни был совсем коротким. Крестьянскому мальчику или девочке, чтобы овладеть началами грамоты, навыками сельского и домашнего труда, требовалось два-три года. Двенадцати-тринадцатилетним крестьянским ребятишкам приходилось работать уже наравне со взрослыми. Потом обязательным для всех стало четырехлетнее образование, затем семилетнее, восьмилетнее, девятилетнее… В наши дни от человека, начинающего трудовую деятельность, требуется образование не ниже полного среднего — согласно российскому законодательству. Это минимум!

Как правило, за полным средним образованием настает черед профессионального образования. Среднее профессиональное образование получают в техникумах и колледжах, высшее — в университетах, академиях, институтах. Некоторые продолжают учиться дальше и получают еще и послевузовское профессиональное образование в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре, интернатуре или оканчивают еще одно высшее учебное заведение. Посчитаем? Мы учимся одиннадцать лет в школе, пять-шесть лет в институте, затем еще три года требуются на послевузовское или второе высшее образование. Получается, что в современной России многие люди учатся пятнадцать-двадцать лет! И это не предел. В некоторых странах, в Германии например, вполне нормальным считается, что человек учится все тридцать лет, до тридцатипятилетнего возраста, и только после этого начинает работать.

Мало того, в наши дни начало трудовой деятельности вовсе не означает, что учебный этап в жизни человека закончился. Сегодня специалисту нужно постоянно повышать свою квалификацию, для чего приходится осваивать различные прикладные науки, посещать и изучать дополнительные курсы. По сути дела, мы теперь учимся всю жизнь.

Каковы сегодня факторы успеха в жизни? Отличное базовое образование. Соответствие требованиям рынка труда. И самый важный фактор — умение учиться, повышать квалификацию, овладевать новыми знаниями и умениями, которые ценят работодатели.

Почему же так удлинился учебный этап в жизни современного человека? За ответами мы заглянем в школьный базовый учебник по обществознанию за десятый класс под редакцией Л. Н. Боголюбова, в раздел «Социальное развитие и молодежь». Авторы отмечают рост конкуренции в современном обществе и перечисляют те качества, которые определяют сегодня жизненный успех. Вот эти качества:

высокий уровень образования;

готовность менять характер деятельности в ответ на требования рынка, осваивать другую специальность;

овладение знаниями, навыками и умениями, которые ценятся на рынке труда (компьютерная грамотность, иностранные языки, умение водить автомобиль).

Так что слова Пушкина о том, что «мы все учились понемногу», давно потеряли актуальность. Сейчас нам всем приходится учиться много, многому и подолгу.

Могу проиллюстрировать это на собственном примере. Я окончил исторический факультет в 1993 году. Поступил работать в школу. Это был как раз тот момент, когда преподавание истории и обществознания претерпело кардинальные изменения. От марксистско-ленинской концепции развития общества отказались. Стали больше внимания уделять изучению законов демократии, общечеловеческих ценностей. В 1997 году в школах был введен предмет «Основы правовых знаний», так что всем историкам и обществоведам пришлось изучать и его.

Потребовалось срочно осваивать и новые компьютерные технологии. Появились школьные сайты, сайты учителей, и вдобавок к учительской специальности пришлось освоить и ремесло веб-мастера и веб-дизайнера, блоггинг и онлайн-мастеринг. В общем, сегодня постоянно нужно изучать что-то новое, чтобы не отстать от времени и быть современным, конкурентоспособным специалистом.

Вывод из всего вышесказанного можно сделать следующий. Учебный этап в жизни человека за последние десятилетия увеличился как минимум вдвое.

Учеба — это марафон нашей жизни.

Марафон, как вы помните, это селение, рядом с которым состоялась великая битва. В Марафонском сражении в 490 году до нашей эры греки отстояли свою независимость от персидского царя Дария. А еще марафон — это одна из самых сложных легкоатлетических дисциплин, в которой спортсмену надо бегом преодолеть дистанцию в сорок два километра и сто девяносто пять метров. Так вот, современному человеку, чтобы самореализоваться, надо во что бы то ни стало пройти свой марафон, получить отличное образование. Иначе вся жизнь его будет проиграна.

Учебу можно сравнить с марафоном. Только длится он не часы и минуты, а десять-пятнадцать лет. Главное правило в учебе такое же, как в марафонском забеге: рывок к пятеркам нужно сделать на старте. Чем раньше — тем лучше!

Надо сказать, что и ведут себя люди во время учебного этапа жизни точно так же, как спортсмены во время забега на длинную дистанцию.

Все мы не раз видели — воочию или по телевизору — подобные соревнования. Готовится забег. Все участники на старте имеют одинаковые условия и занимают одинаковые позиции. Раздается выстрел, забег начинается. Первые несколько мгновений все бегут дружной толпой. Но затем толпа начинает распадаться на группы: вырываются вперед лидеры и появляются первые аутсайдеры.

Лидировать может один спортсмен или несколько. Но лидеры всегда в меньшинстве. С каждой секундой они отрываются от основной группы, бегут все быстрее и быстрее. И вот уже становится ясно: их никому не догнать до самого финиша.

Одновременно растет и другой разрыв — между группой бегущих спортсменов и отстающими, аутсайдерами. И чем ближе к финишу, тем больше аутсайдеры отстают от основной группы.

Очень редко, но бывает, что спортсмен из основной группы на последней трети дистанции вдруг совершает рывок, вырывается в лидеры. Для такого рывка ему нужно собрать все свои силы, показать героизм древних эллинов, разгромивших полчища персов.

И уж совсем редко подобный рывок удается сделать кому-то из аутсайдеров. Ведь им, чтобы преодолеть накопленное отставание, нужно приложить и вовсе запредельные, нечеловеческие усилия.

Так и с учебой. В первый класс все дети приходят нарядные, с цветами, все тянут руки, торопятся дать ответ, хотят получить хорошую оценку. Но очень быстро класс делится на лидеров, хорошистов и отстающих. Лидеры — отличники или те, у кого всего лишь одна-две четверки. Их всегда меньшинство. Хорошисты — это те, у кого все четверки, есть даже одна или две пятерки, а может быть и пара троек. Отстающие — это отпетые троечники, у которых половина троек — это натянутые двойки.

Настоящий отличник обладает теми же качествами личности, что и спортсмен-чемпион. Чтобы стать чемпионом в учебе, хороших способностей недостаточно. Отличник видит свою цель, упорно к ней стремится. И готов всю свою жизнь подчинить определенным правилам.

И почти все они такими и останутся до самого финиша, до выпускного бала: лидеры, середняки и отстающие. Учебу можно сравнить с забегом на длинную дистанцию. Только длится он не минуты и секунды, а десять-пятнадцать лет.

Я думаю, что теперь вы и сами можете сделать два первых и очень важных вывода.

Вывод первый:

Чтобы стать отличником, надо сделать рывок к пятеркам сразу же, на старте. Чем раньше — тем лучше.

Вывод второй:

Чтобы стать отличником, только лишь хороших способностей к учебе недостаточно. Нужны упорство, и прилежание, и умение видеть свою цель. И еще — умение подчинить свою жизнь определенным правилам.

Сегодня быть отличником намного труднее, нежели двадцать лет назад. Не только объем знаний вырос, но и общество усложнилось. Отличнику надо быть настоящим психологом. Как разведчик на вражеской территории, он должен уметь правильно выбирать друзей и пользоваться их помощью. Ему необходимо знать своих врагов и уметь нейтрализовать их недоброжелательные действия.

На тернистом учебном пути отличника таится множество подводных камней. Как их увидеть? Как обойти? Всему этому я и научу вас на страницах этой книги.

Но для начала попробуем найти ответ на самый важный вопрос:

Кто такой отличник?

Об этом мы поговорим уже в следующей главе.

Вы уже наверняка поняли, что первая часть книги — это теория. Вторая и третья части будут посвящены практике. Но не спешите переходить к практике, не освоив теорию. Ведь одно из главных качеств отличника — это способность думать и размышлять, прежде чем действовать.

Глава третья

Мифы об отличниках

Едет студент в автобусе, в руке держит плащ. Рядом сидит старушка.

— Ой, какой ты худенький, бледненький! Наверно, отличник.

— Нет, бабушка, хорошист я.

— Ой, как тяжело, наверно, учиться?

— Тяжело, бабушка!

— Садись, милок, я тебе место уступлю. Упадешь ведь!

— Спасибо, бабушка, я постою.

— Ну, давай тогда хоть твой плащ подержу.

— Это не плащ, это Сидоров. Вот он — отличник…

Анекдот

Миф [греч. mythos — рассказ] — повествовательная форма понимания мира, сложившаяся в дописьменный период человеческой истории.

Общая психология. Словарь

Мир уже перешагнул за порог второго десятилетия двадцать первого века, а мы все еще живем во власти мифов и стереотипов. Мы, конечно, понимаем, что небесный свод не лежит на плечах Атласа и по нему не катится колесница Гелиоса. В реках и морях мы не ожидаем встретить водяных и русалок, а в лесу — лешего. И кто теперь поверит в то, что мир был создан за семь дней? Эти мифы умерли. Но на смену старым мифам приходят новые.

В советские времена рассказывали про злого и жестокого царя-угнетателя и про Российскую империю, «тюрьму народов». В девяностые годы прошлого века то же самое стали говорить про генерального секретаря ЦК КПСС и про Советский Союз.

Мифов существует великое множество, во всех сферах. Есть политические мифы, экономические, этнические, психологические. И мы в них верим. Почему?

Давайте вспомним, что такое миф в современном значении этого слова. Это не действительность, а наше представление о ней. Мифы все объясняют. Это очень удобно, потому что вместе с мифом рождается и стереотип поведения, которое строится на самоуспокоении.

Вот лишь некоторые современные довольно распространенные мифы:

• Раньше жить было легче. Трава была зеленее, небо голубее, люди добрее.

• Во всем виноват Чубайс (Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев).

• Политика — грязное дело.

• Америка — рай на земле.

• Европа — центр мировой цивилизации и культуры.

• В России пили, пьют и будут пить.

• Без блата не проживешь.

• Чтобы быть отличником, надо учиться круглые сутки.

• Все отличники зануды и подлизы и в жизни ничего не добиваются.

Мифы существуют для того, чтобы людям было чем себя оправдать и успокоить, объяснить свои неудачи или бездействие и продолжать вести себя соответствующим образом дальше. То есть ничего не предпринимать для самосовершенствования и развития личности. К чему стараться, трудиться и хорошо работать? Все равно не одолеть продажную власть и все государство. А вот раньше было! Да! Раньше стоило! И люди были другими, и страна. А сейчас что? Без блата никуда! Карьеры не сделаешь. Кругом сынки и дочки. Вот то ли дело в Америке! Там свобода и демократия. Там люди! Там стоит жить и что-то делать. Идти на выборы? Глупости! Политика — дело грязное, нечего в нее и соваться. Сам в грязи вымажешься. Лучше пусть все остается как есть. Все равно ничего изменить нельзя. Только хуже будет. Мы не Европа. Зачем нам культура? Зачем нам учиться? Дураками родились, дураками помрем. Те, кто учился, чего они достигли-то? Да ничего!

Чтобы быть отличником, надо учиться круглые сутки? Все отличники зануды и подлизы и в жизни ничего не добиваются? Полно! Уж не миф ли это?

Мифы позволяют жить удобно. Они дают возможность оправдать любые свои недостатки. Можно оставаться невежественным и некультурным, политически пассивным и необразованным и продолжать себя обманывать тем, что качественно можно жить только где-нибудь не здесь — в Америке или в Европе.

А что отличники? Отличники тоже окружены мифами. Эти мифы всплывают, стоит лишь зайти в Интернет и задать вопросы на каком-либо форуме или в блоге: «Кто такие отличники?», «Как вы относитесь к отличникам?», «Вы любите отличников?». Вы тут же получите массу ответов самого негативного и недоброжелательного содержания.

На сайте «Любовь и ненависть» (http://www.lovehate.ru) любой желающий может признаться в любви или ненависти к чему и к кому угодно. Вот вам живые примеры признаний в нелюбви к отличникам, я только грамматические ошибки исправил:

«Отличники — хорошие исполнители, а из себя ничего не представляют. Они только умеют делать, что им скажут. Как правило, за рамками школы им приходится очень тяжело. Быть отличником большая обуза. Нужно постоянно учиться, учиться, не отдыхать. Даже если ты получишь четверку, это уже трагедия».

Быть отличником большая обуза…

«Если отличные оценки отражают их реальные знания, то таких отличников я очень уважаю. Но дело в том, что зачастую пятерки в зачетке — это не результат мастерского овладения дисциплиной. Это лишь результат упорной, но пустой зубрежки, умения списать у умника-соседа или с тетради, активности во всяких мероприятиях (за которую обещают льготы на сессии) и подмазывания со всякими «творческими» работами, скачанными с Интернета. Преподаватели такому «трудолюбивому активному» студенту с удовольствием ставят пятерки автоматом. А попробовали бы они этому студенту парочку вопросиков задать по дисциплине, выяснилось бы, что он даже самого элементарного не знает. Вот только какой тогда смысл в этих пятерках? Ведь любого работодателя будут интересовать твои знания, а не зачетка. Но, увы, к некоторым студентам это понимание придет слишком поздно. Пока же главным для них является любой ценой сдать на отлично сессию. А что знаний нет — это дело десятое…»

Для них главное пятерку получить. А что знаний нет — дело десятое…

«В большинстве случаев залог красного аттестата/диплома — тупое, механическое заучивание. Сдал — забыл. Сдал — забыл. В результате в голове пусто. Но самомнение при этом…»

В голове пусто. Но самомнение при этом…

«Есть 2 типа, самый распространенный — это зубрилы, которые очень ограниченны в интеллекте, но постоянно что-то учат и потому создают впечатление умного человека. Таких дотягивают до 11-го класса, а дальше они кончают жизнь на помойке, потому что они изнеженные и не самостоятельные. 2-й тип — действительно умные, интеллектуалы, одаренные люди. Но поскольку они уверены в своей избранности, то плюют на дальнейшее развитие, постепенно деградируют, спиваются и в лучшем случае работают на троечников, а в худшем — оказываются на свалке».

«Развиты духовно»? Ой, не смешите мои тапочки. Отличник — это тот, кто умеет делать все только по правилам, тот, кто живет по указке. Тот, кто не может без того, чтобы не выполнять чьи-то распоряжения, чтобы его потом за это похвалили, погладили по головке и передвинули на более высокую ступень социальной лестницы. Терпеть не могу отличников».

Терпеть не могу отличников!

«Пустые людишки без мыслей, чувств, души; временами — зазнавшиеся, временами — закомплексованные, некоторые просто равнодушны ко всему происходящему вокруг них. В большинстве случаев ничего, кроме отвращения, вызвать они не способны. Они даже сочинения пишут, будто по шаблону: абсолютно стилистически ничтожные и на редкость одинаковые. Как это возможно? Я так не умею… Ха, но марьиванны от них без ума! Те же бывшие ботаники, ни в чем не состоявшиеся и никак себя не проявившие. Такие же нудные и одинаковые. Вот уж родственные души».

Равнодушны ко всему… ничего, кроме отвращения, вызвать они не способны…

«Липа — она и есть липа. Отличников я не встречал — пятерочки исправно получали детишки учителей, при этом ни разу не ответив на уроках. Яне преувеличиваю: сын химички ни разу не ответил по химии, он был тупой, как дуб, он вообще ничего не понимал, только хвастался, как он богат. А еще есть любимчики. Во всяком случае, в мое время работы этим помогали писать учителя. Билет выдавали именно тот, которого они ждали… А потом им впаривали медальку, дешевенькую, оловянную. И цена такой медальке — грош. Я думаю, что сейчас ситуация в школах не изменилась. Были у нас двое отличников — первый спился и упал под поезд, как мешок. А куда второй пропал, не знаю. Мне хотелось бы верить, что за прошедшие годы что-то изменилось, но почему-то не верю, а жаль…»

Впаривают им медальку, дешевенькую, оловянную. И цена такой медальке — грош…

«Они, конечно, бывают разные, но… Большинство — это зубрилы, учащиеся ради медали — красного диплома — аспирантуры. И они чаще всего люди противные, завистливые и не переносящие конкуренции. По-настоящему талантливых людей, которые часто чудаковаты, они не любят. Есть в моей группе такая одна, одни пятерки. И что ж? Ко мне и брату, хорошистам и чудакам, она относится с нелюбовью, но к серебряной медалистке, бездарно учащейся, с добротой».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна золотой медали, или Как стать отличником в школе, в вузе и в жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я