Египетский цветник

Группа авторов, 2011

Мудрые изречения египетских отцов справедливо называются перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы богоносных отцов. Так как эти изречения ведут начало из долговременного опыта и просвещения свыше, монахи, всю жизнь проведшие по заповедям Божиим, своими беспрерывными трудами, молитвой, постом достигли ангельского жития и созерцания. Отеческие повести и изречения, примеры самих отцов и окружающих их лиц открывают нам сокровенную глубину природы нашей в различных ее состояниях: в естественном – ее растление, немощи, пороки, в состоянии благодатном – ее обновление, крепость и высоту духовную, до которых верующий достигает силою Христовою; открывают разнообразные и вернейшие способы врачевания и духовного совершенствования человека.

Оглавление

  • Предисловие

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Египетский цветник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Миланский эдикт святого императора Константина (313 г.), в котором христианам была дарована свобода вероисповедания, а также Вселенский собор (325 г.) знаменуют открытие новой эпохи в истории аскетических учений, равно как и аскетической практики. Именно на водоразделе эпох сформировалось египетское монашество как особая форма христианской жизни. Египет стал образцом классического монашеского опыта. Монашество здесь возникло в трех основных формах: отшельничество, скитское житие и общежитие. Отцом отшельнического монашества считается преподобный Антоний Великий. Едва ли не всех египетских монахов IV века можно считать его учениками; они селились вокруг на значительном расстоянии и жили в строгом уединении. Слава египетского монашества быстро разнеслась по всему христианскому миру, а пример жизни и подвигов святых подвижников послужил для многих поколений образцом.

Мудрые изречения египетских отцов справедливо называются перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы богоносных отцов. Так как эти изречения ведут начало из долговременного опыта и просвещения свыше, монахи, всю жизнь проведшие по заповедям Божиим, своими беспрерывными трудами, молитвой, постом достигли ангельского жития и созерцания. Отеческие повести и изречения, примеры самих отцов и окружающих их лиц открывают нам сокровенную глубину природы нашей в различных ее состояниях: в естественном — ее растление, немощи, пороки, в состоянии благодатном — ее обновление, крепость и высоту духовную, до которых верующий достигает силою Христовою; открывают разнообразные и вернейшие способы врачевания и духовного совершенствования человека.

Мария Строганова

Три есть вещи, которые человеку трудно приобрести, — а ими хранятся все добродетели: сокрушение, плач о грехах своих и имение смерти пред очами своими.

Преподобный Исаия.

(1, с. 319.)

Надобно написать Божественную заповедь в уме и сердце; пользу этого ясно показывает божественный Давид, говоря о всяком праведнике: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его (Пс. 36: 31). Ибо, я думаю, очень ясно, что у кого Божественный закон пребывает в уме, тот, несомненно, будет и хорошо утвержденным, и в добродетели устойчивым.

Святитель Кирилл Александрийский.

(3, с. 343.)

Если человек будет помнить изречение Писания: от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишься (Мф. 12: 37), то решится лучше молчать.

Авва Пимен.

(2, с. 18.)

Желающий узнать, вселился ли в нем Христос, познает сие из своих помыслов. Доколе грех влечет сердце, дотоле Бог не вселялся еще в него и Дух Его не нашел еще Себе в нем покоя.

Преподобный Исаия.

(1, с. 400.)

Познавший истину не противится скорбным приключениям. Ибо знает, что они руководствуют человека к страху Божию.

Преподобный Марк Подвижник.

(1, с. 552.)

Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей.

Преподобный Антоний Великий.

(1, с. 80.)

Истинному хранителю закона и неослабному любителю того, что угодно Богу, по справедливости даруется упоение обилием небесных благ. Духовное и свыше ниспосылаемое утешение, орошая, подобно дождю, душу праведного, как бы тучную и плодородную землю, весьма радует ее, потому что делает ее способною производить неиссякающий и разнообразный плод благочестия пред Богом; а мир ее венчает, доставляя постоянство благополучия.

Святитель Кирилл Александрийский.

(3, с. 344.)

Четырьмя вещами множится гнев: даянием и приятием (сделками), держанием воли своей, желанием учить, почитанием себя разумным [человеком].

Преподобный Исаия.

(1, с. 318—319.)

Если человек сделает новое небо и новую землю, то и тогда не может остаться беспечальным.

Авва Пимен.

(2, с. 71.)

Кто с послушанием и молитвой борется со своими хотениями, тот искусный борец, удалением от чувственного явно показывающий мысленную борьбу.

Преподобный Марк Подвижник.

(1, с. 554.)

Слезами человек достигает добродетелей; слезами получается оставление грехов.

Потому, когда ты плачешь, не возвышай голоса воздыхания и да не увесть шуйца твоя, что творит десница. Шуйца означает тщеславие.

Авва Моисей.

(2, с. 13.)

Желающие чужого лишаются своего и погибают.

Святитель Кирилл Александрийский.

(4, с. 16.)

Терпеть скорби и не обвинять [сторонних] людей в своих бедствиях есть истинное ведение.

Преподобный Марк Подвижник.

(1, с. 543.)

Плач приносит двоякую пользу: производит добродетели и сохраняет.

Авва Пимен.

(2, с. 14.)

У людей ничего нет честнее слова. Слово столь важно, что словом и благодарением мы Бога чтим. Употребляя слова непотребные, или бесчестные, обличаем непотребство души своей.

Преподобный Антоний Великий.

(1, с. 75.)

Уму по естеству свойственен гнев на страсти. Без гнева и чистоты не бывает в человеке — то есть если не будет он гневаться на всё всеваемое в него врагом.

Преподобный Исаия.

(1, с. 456.)

Знак нелицемерной любви есть прощение обид. Так Господь возлюбил мир.

Преподобный Марк Подвижник.

(1, с. 542.)

Если будут у тебя какие-либо житейские сделки и ты, потерпев ущерб, восскорбишь о том, то нет тут страха Божия.

Преподобный Исаия.

(1, с. 392.)

Мы должны помнить, что если возненавидим кого-либо из единоверных как злого, то и Бог возненавидит нас как злых; и если кого-либо отвергаем от покаяния как грешника, то и мы будем отвержены [Богом] как грешники; и если мы не прощаем ближнему согрешений, то равным образом и сами не получим прощения в согрешениях наших.

Преподобный Марк Подвижник.

(1, с. 494—495.)

Истинная смерть не та, которая разлучает душу от тела, но та, которая удаляет душу от Бога.

Святитель Кирилл Александрийский.

(4, с. 19.)

Истинная радость исходит от Бога и подается только тому, кто самого себя нудит постоянно на то, чтоб свою волю отвергать, а волю Божию во всем исполнять.

Преподобный Антоний Великий.

(1, с. 57.)

Всегда делай доброе по силе своей и, когда предстоит случай сделать большее, не обращайся к меньшему, ибо обратившийся вспять, говорит Господь, несть управлен в Царствие Божие (см. Лк. 9: 62). Преподобный Марк Подвижник.

(1, с. 537.)

Зло никаким образом не истребляет зла; а потому если кто сделает тебе зло, то делай ему добро, дабы добром истребить зло.

Авва Пимен.

(2, с. 56.)

Внемли себе, всегда помни и пред очами имей огнь вечный и вечные муки и осужденных туда, и почитай себя паче за одного из тамошних, чем из живых.

Преподобный Исаия.

(1, с. 430.)

Если мы будем иметь в сердце страх Божий и в душе будем носить память о смерти, то пусть вооружаются на нас все демоны — они не причинят нам никакого вреда, а окажутся овнами, без успеха бьющими стену, потому что стену нашу найдут несокрушимою, так как с нами будет Господь Бог наш.

Святитель Кирилл Александрийский.

(4, с. 19.)

Велика добродетель — терпеть постигающее нас и, по слову Господа, любить ненавидящего нас ближнего.

Преподобный Марк Подвижник.

(1, с. 542.)

Подвизающиеся на олимпийских играх увенчиваются не тогда, как победят одного, или другого, или третьего, но когда победят всех вступающих с ними в состязание. Так и всякому желающему быть увенчанным от Бога надобно обучать душу свою целомудрствовать не только в отношении к телесным страстям, но и тогда, как бывает искушаем корыстолюбием, желанием похитить чужое, завистью, сластолюбием, тщеславием, укорами, опасностями смерти и подобным сему.

Преподобный Антоний Великий.

(1, с. 77.)

Если возложишь на себя крайний пост и станешь совершать продолжительные молитвы, не подумай, что они спасут тебя, но верь, что Бог умилостивится озлоблением тела твоего и поможет немощи твоей.

Преподобный Исаия.

(1, с. 366.)

И молитва называется добродетелью, хотя она есть мать добродетелей, ибо порождает их чрез сочетание с Христом.

Преподобный Марк Подвижник.

(1, с. 541.)

Вот главные [страсти, неестественные человеку], овладевшие всеми сынами Адама: прибыль, честь, покой, величание тем, что оставишь; [наконец], украшение тела, чтоб оно было чисто и благообразно, и взыскание добрых одежд.

Преподобный Исаия.

(1, с. 366.)

Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно; не грех просто смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо, ненасытно; не грех слушать мирно, но грех слушать с гневом; не грех заставлять язык благодарить и молиться, но грех позволять ему клеветать и осуждать; не грех утруждать руки милостыней — подаянием, но грех позволять хищение и убийство. Так каждый член грешит, когда по нашему свободному произволению делает злое вместо доброго, в противность воле Божией.

Преподобный Антоний Великий.

(1, с. 74.)

Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет собраться с силами. От этого зависит и равновесие, и склонение, и перевес порока; этим испытывается весь род человеческий, испытываются все христиане, живущие в городах, или в горах, или в обителях, или в полях, или в местах пустынных, потому что человек, уловляемый собственной своей волей, начинает любить что-нибудь — любовь его связывается чем-нибудь и не всецело уже устремлена к Богу.

Преподобный Макарий Великий.

(1, с. 192.)

Страх геенны поощряет начинающих [подвиг добродетельный] избегать злонравия; желание же воздаяния благ подает преуспевающим усердие к совершению благого; а таинство любви возвышает ум превыше всего сотворенного, соделывая его слепым ко всему, что после Бога.

Преподобный Марк Подвижник.

(1, с. 516—517.)

Осуждение первее самого себя приносит смиренномудрие, а оставление воли своей для ближнего с разумом есть смирение. Чистота есть молиться Богу. Не осуждать есть любовь. Долготерпение есть не помышлять ничего против ближнего. Боголюбивое сердце есть не воздавать [за зло]. Безмолвие есть не допытываться до того, что тебя не касается. Нищета есть незлобивое сердце. Владеть своими чувствами есть мир. Переносить [все] есть кротость. Милостыня есть прощать. Порождает же все сие отсечение воли своей. Оно умиротворяет добродетели между собою. Оно соделывает владычественное [ум] безмятежным.

Преподобный Исаия.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Египетский цветник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я