Спросите у психолога

Сергей Степанов

Перед нами ежедневно встает множество проблем, разрешить которые нам не всегда удается достаточно безболезненно. И тут может потребоваться помощь профессионального психолога. Сергей Степанов много лет вел «колонку психолога» в таких периодических изданиях, как «Вечерняя Москва», «Неделя», «Аргументы и факты», отвечая на бесчисленное количество вопросов от читателей, и накопил немалый «багаж советов», которые помогут разобраться с наиболее часто встречающимися ситуациями. Когда вовремя сменить место работы, кто должен быть хозяином в семье, как правильно тратить деньги, что делать, если ребенок ушел в «виртуальную реальность», можно ли выучить английский язык за неделю, как поделить наследство и при этом никого не обидеть, как относиться к «позднему» браку – на эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в этой книге. И даже если вы не сразу сможете разрешить свою проблему, а лишь измените отношение к ней, то это уже почти победа!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спросите у психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Искусство тратить деньги

Наша семья неплохо материально обеспечена. По крайней мере у нас с мужем хорошие по нынешним временам оклады. Но и мы постоянно сталкиваемся с нехваткой денег. Муж упрекает меня, что неразумно веду хозяйство. И кое в чем он, наверное, прав. Я нередко делаю слишком дорогие покупки, бывает, не очень-то и нужные. Сначала не могу устоять перед соблазном, а потом вынуждена экономить «на спичках». Наверное, достаток — это все-таки вопрос не столько денег, сколько психологии?

Потихоньку мы начинаем привыкать к тому, что почти всякая реальная ценность — будь то кусок хлеба или билет в консерваторию — имеет конкретное денежное выражение. А потому, нравится нам это или нет, мы стремимся заработать побольше денег, чтобы сделать свою жизнь удобной и приятной. Самоучители жизненного успеха, заполонившие книжные прилавки, недвусмысленно подразумевают, что деньги — это и есть успех. И учат, как найти кратчайший и вернейший путь к такому успеху. Вряд ли стоит присоединяться к мажорному хору этих советов, тем более что они мало кому по-настоящему помогли. А те счастливчики, кому удалось разбогатеть, могут засвидетельствовать: сами деньги порой стоят слишком дорого, да и к тому же много проблем с их помощью решить не удается. Поэтому не станем рассуждать о том, как приобрести деньги, а подойдем к ним с другой стороны: в чем состоит искусство их тратить?

У многих этот вопрос наверняка вызовет усмешку: «Были бы деньги, а уж потратить их — дело нехитрое». Но «презренный металл» имеет одно коварное свойство — его никогда не бывает достаточно. Чем больше потребностей с его помощью удается насытить, тем шире разрастается круг желаний, который рано или поздно упирается в предел материальных возможностей. Эта проблема неведома лишь горстке финансовых воротил, остальным приходится постоянно соизмерять свои возможности и запросы. Финансовые ресурсы отдельного человека ограничены (у одного — суммой социального пособия, у другого — миллиардным счетом, но все равно — ограничены). Поэтому все мы стремимся расходовать свои средства рационально, то есть каждую покупку делать с выгодой и пользой. Увы, на сей счет не существует практических рекомендаций, и нам остается лишь полагаться на свой здравый смысл. Но он-то часто и подводит.

Искусству продавать учат на специальных курсах и семинарах. В результате нам, покупателям, противостоит хорошо обученная армия продавцов, знающих свои интересы и умеющих их отстаивать (разумеется, за наш счет). Попробуем и мы разработать свой «курс молодого бойца», точнее — рядового покупателя.

Начнем с повседневных бытовых покупок, которые, однако, и составляют наибольшую часть наших расходов, причем зачастую — неоправданно большую часть. Ибо тут мы попадаем в плен иллюзии, порожденной, как сказали бы математики, «исчезающе малыми величинами». Так как за несколько копеек сегодня практически ничего купить нельзя, то даже очень небогатые люди копейки деньгами не считают. И без размышлений покупают, скажем, батон за 5.90, хотя неподалеку такой же можно купить за 5.30. Однако такой батон приходится покупать почти каждый день, как и множество столь же недорогих, но повседневно необходимых вещей. Не поленитесь произвести несложный подсчет: если каждую такую покупку удастся сделать всего на несколько копеек дешевле, то поистине копейка рубль сбережет.

Правда, эта старинная поговорка популярности ныне не имеет. Против нее с негодованием восстает наша исконная российская натура, неотъемлемыми свойствами которой принято считать широту и щедрость. На иностранцев эти наши качества производят странное впечатление. Широкие жесты вполне объяснимы, когда человек ничем не скован. А россиянин, едва выбившись из нищеты, начинает любую экономию считать мелочной. Рассказывают, что один из наших разведчиков, в годы войны скрывавшийся под личиной немецкого офицера, однажды едва не попался на мелкой оплошности: в ресторане сунул в карман сдачу, не пересчитав ее. Немец себе такого не позволяет, и не только немец!

Кстати, само понятие «шопинг» означает вовсе не набег нашего челнока на стамбульский базар и издавна употребляется западноевропейцами, которые так называют поход по магазинам с целью прицениться и выбрать товар подешевле. Какой-нибудь датчанин, увидев на витрине рубашку ценою в 300 крон, преисполнится глубокого удовлетворения от того, что сумел неподалеку приобрести такую же за 280. При этом можно не сомневаться, что его банковский счет многократно превышает сбережения почти любого из нас. Писатель Эфраим Севела в одной из своих книг приводит такой эпизод. В США богатый дядюшка в присутствии юной племянницы, эмигрантки из России, терпеливо дожидается, когда таксист отсчитает ему несколько центов сдачи. Та укоряет его: «Как это неловко — проявлять такую мелочность! Вот папа всегда дает в такси не меньше доллара чаевых». На что следует резковатый, но справедливый ответ: «Зато твой папа был и останется голодранцем, а я миллионер». Поэтому не бойтесь показаться скупым, в частности — хотя бы просто пересчитывать сдачу. Ведь вы считаете свои деньги, а это вовсе не так унизительно, как с завистью считать чужие (чего мы почему-то не стесняемся).

Но самое главное — надо держать в узде свою широкую натуру и не пытаться вести себя как миллионер. Во-первых, потому что настоящие миллионеры ведут себя совсем иначе, а во-вторых, потому что большинству из нас небрежная расточительность просто не по карману. Хотя сами мы, часто пренебрегая возможностью подыскать хороший товар по невысокой цене, всякий раз судорожно хватаемся за эту возможность, когда нам ее прямо предлагают. Ну кто же откажется приобрести товар за полцены? Вся система скидок, бонусов и распродаж как раз и направлена на то, чтобы подхлестнуть нашу полузабытую рачительность. Мы даже не отдаем себе отчета, что формула «цены ниже рыночных» абсурдна по своей сути: никто не станет торговать себе в убыток. За бесценок можно купить только то, что и в самом деле не стоит ломаного гроша. Когда вам навязчиво доказывают вашу выгоду, это лишний повод насторожиться: всякий продавец в первую очередь заботится о выгоде собственной, а о своей вам надо позаботиться самим, не давая себя загипнотизировать рекламными зазываниями.

Вознамерившись сделать дорогостоящую покупку, надо быть осмотрительным вдвойне. Прежде всего надо ясно представлять свои потребности, то есть тот товар, который бы вас удовлетворил. Надо четко знать те обязательные качества товара, из которых отсутствие хотя бы одного автоматически отменяет покупку. От продавца надо добиваться, чтобы в первую очередь были продемонстрированы те качества товара, которые интересуют вас. По своей инициативе продавец демонстрирует только то, что свидетельствует в пользу товара.

Прошли те времена, когда за полупустым прилавком неулыбчивые тетки болтали между собой, не обращая внимания на покупателей. Современный продавец понимает, что любезность — его важнейшее профессиональное качество. А продавцы-виртуозы также понимают, что это их безотказное оружие. Мы же никак не можем к этому привыкнуть и расцениваем профессиональную улыбку как жест личного расположения. А как не довериться человеку душевному и обходительному, который к тому же нам симпатизирует? Не спешите. Этой уловке уже много тысяч лет. Вы пришли к продавцу за покупкой, а не ради приятного общения. Тем более что удовольствие от беседы с милейшим человеком быстро пройдет, а огорчение от неудачной покупки останется надолго.

Но такая подмена — не единственная уловка. В принципе продавец призван помочь вам выбрать то, за что стоит отдать деньги. Присмотритесь, как он это делает. Если хвалит все товары, все образцы и модели подряд, то тут нечего и слушать. Если же он находит недостатки в отдельных образцах, то скорее всего просто пытается продать то, что подороже. Вы же проникаетесь к нему неосознанным доверием и тут же оказываетесь во власти его манипуляций.

Умелый продавец легко вводит покупателя в замешательство, когда резко повышается внушаемость и снижается критичность. Добиться этого проще всего, если перекрыть вашу способность к восприятию информации. Для этого продавец начинает суетиться, тараторить, не давая покупателю опомниться и вдуматься. Если на вас воздействуют таким образом, не поддавайтесь провокационной суете, не позволяйте заразить вас возбуждением. Переждите, а потом задайте интересующие вас вопросы в естественном для вас темпе. Так или иначе, не спешите расстаться с деньгами. Вы почувствуете себя увереннее, если станете покупать то, что по-настоящему нужно вам, а не то, что очень хотят вам продать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спросите у психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я