8000 км по Индии вдвоем. Путевые жж-заметки. nayana-elena & city-shamans

Станислав Шапошников

Путевые заметки о 24 городах Индии, встречах с людьми, местами, событиями. В книге много личного материала и фишек путешественников.

Оглавление

Девятый день. Индия. Гайя и железные дороги в Индии

Сегодня я расскажу о том, как мы ждали наш поезд, который опоздал на 6,5 часов, где вообще можно быть все это время, и как его провести.

Индийские поезда — это вообще отдельная тема, которую я постараюсь раскрыть как можно полнее, благо мы уже проехались во всех, как мне кажется возможных классах, и с удовольствием ответим на все вопросы, которые по этому поводу могут возникнуть

Планирующим свое путешествие по Индии в первый раз желательно прочитать эту статью полностью, дабы не быть шокированным и застигнутым врасплох.

И так, в путь, по железной дороге

В истории второго дня я рассказывала, как можно иностранцу взять билеты на железную дорогу в Индии, если они не приобрели их заранее на сайте. Для онлайн покупки билетов индийские железные дороги предлагают вот этот официальный интернет-сайт — www.irctc.co.in. Также есть сайт — www.indianrailways.gov.in, где можно посмотреть дополнительную полезную информацию о железных дорогах Индии. Стоить обратить внимание, что курсируют также специальные поезда, с совершенно иным высоким уровнем комфорта: Royal Rafasthan on Wheels (www.rtdc.in), Deccan Odyssey (www.maharashtratourism.gov.in), The Golden Chariot (www.goldenchariot.org), Maharajas’ Express (www.rirtl.com), Fairy Queen (www.railtourismindia.com), билеты на которые можно приобрести на их сайтах. Сами мы, однако, онлайн резервацией не пользовались, поскольку обычно планы на путешествие материализуем уже будучи на самой территории страны. Вот так.

И я сейчас расскажу, как взять билеты, если вы уже в Индии, в Дели.

Вырезка из моей книги об Индии (по приезду будет готова книга, прочитав которую можно будет пережить весь наш опыт путешествия по Индии):

«…

Как и где купить билеты

В Дели есть один из нескольких вокзалов — New Delhi. Именно на этом вокзале находится специальный офис для иностранных туристов, где они могут в спокойном режиме купить билеты на железную дорогу. Сразу скажу, что по нашему опыту, несмотря на все недостатки путешествия поездами и сравнительно большую комфортность некоторых люксовых автобусов, все таки трансферы железной дрогой более безопасны. Это каждый может оценить хоть раз проехавшись на любом рейсовом автобусе, сидя, например, так, чтобы видеть через лобовое стекло ситуацию на дороге — зрелище незабываемое, особенно ночью. И экстремалам это необходимо испробовать в любом случае!

Офис на вокзале New Delhi находится на первой платформе, ближе к центральному входу. Он так и называется — International Tourism Office. Если никак не получается его найти, то спрашивать нужно только военных. Люди в гражданском или не знают, или с удовольствием отведут незадачливого и доверчивого туриста в свой как они говорят Realy Government Tourism Office, где собственно и помогут, и расскажут, и дальнейший тур организуют, и стоить это будет тоже очень недорого — ровно столько, сколько у вас есть…

Когда мы искали этот офис в первый раз в 2010 году, то один добрый человек сказал нам, что такого вообще здесь нет, он точно знает, а взамен начал обводить на нашей карте кружочками места, где находится его туристический офис, предлагая нам туда сразу же поехать. Другой добрый человек сразу сориентировавшись сказал, что у него друг в Москве, и мол он сейчас нас проведет в этот, который мы ищем офис, при этом ведя нас в совершенно другую сторону. Третий добрый человек согласился пройти с нами до этого самого места, провел нас через весь вокзал, поднялся по ступеньками и на втором этаже вокзала, повел к казавшимся офисными помещениям, но подходя к одному из них мы увидели там отсутствие дверей и вообще состояние ремонта. Добрый человек сказал нам, что этот искомый нами офис действительно был именно здесь, а теперь его нет, он переехал, и принялся обводить другие кружочки на нашей уже почерканной бес спросу добрыми людьми карте. Я уже не говорю о тех, кто пытался вступить с нами в контакт с целью просто помочь, потому что казалось что весь вокзал сплошь и рядом полон добрых людей, которые готовы помочь иностранному туристу в любую минуту… освободиться от лишнего пресса в кошельке. Но также оговорюсь, что это вообще не было с нами в этот раз, к нам не подошел ни один добрый человек, и даже те, кто подходил, быстро терялись в толпе. Они очень хорошие психологи, просто прекрасные, абсолютно все, от водителя авторикши до такого вот доброго человека. По одному только взгляду они ловят состояние человека, его готовность вступить в разговор, его знание или не знание территории, в общем все…

При попадании в International Tourism Office иностранный турист немного успокаивается, увидев там от нескольких единиц, до нескольких десятков белых, желтых и других лиц. Офис предназначен для всех иностранцев, хоть даже они и индийцы по национальности, поэтому и индийцев там тоже хватает. Но присутствие белого лица, а еще и если оно издает знакомые слова — как бальзам на душу… Процедура следующая: турист берет бланк заказа (он находится в коробочке на колонне в центре зала), заполняет его (откуда, куда, паспортные данные, адрес, дополнительные пожелания и сведения — все предельно понятно), потом можно подойти к сидящему отдельно от ряда кассиров консультанту (справа от входа), который найдет и скажет номер поезда, а также наличие мест (кстати, нужно также в бланке указать, каким классом вы планируете ехать), затем вы занимаете очередь (ничто не мешает вам сразу занять очередь, если много людей, но обычно она движется довольно быстро), и продвигаетесь до заветного кассира. Кассиры сидят в один ряд за столиками, больше напоминают офисных работников, которые принимают заявки граждан, все в белых халатах, с табличками, чувствуется, что очень гордятся своей работой. Турист обычно подсаживается к освободившемуся кассиру и предоставляет свой бланк заказа. Кассир только вносит все данные (паспорт обязателен) и выдает билет. Оплата производится в рупиях (хотя это, скорее всего может поменяться, т.к. в прошлом году мы могли оплатить в долларах, Visa/MasterCard также не принимаются) на месте.

Купить билеты можно и в других местах, если не считать обычные кассы, то часто на вокзалах есть туристические офисы, которые наверняка окажут заблудшему туристу такую услугу, но при этом обязательно постараются продать ему интереснейший тур по местным достопримечательностям, а если повезет, то и все путешествие с заказом гостиниц и гидом. Также в большинстве отелей можно за определенный процент приобрести нужный билет. В этом случае сотрудник отеля или сам едет на вокзал, или делает заказ онлайн.

Стоимость дороги зависит от нескольких переменных: сам поезд (есть несколько видов поездов, соответственно компаний, которые предоставляют услуги перевозки), класс вагона, километраж. Компаний таких много, потому мы перестали их запоминать, т.к. основные условия у всех почти одинаковые. Только некоторые поезда предлагают включенное питание. Единственное, что стоит запомнить, что наиболее комфортабельные поезда Rajdhani из тех, которые обслуживают большое число направлений.

Если турист планирует сложный маршрут, то есть смысл приобрести за 35 рупий в любой вокзальной книжной лавке справочник Trains at a Glance. В нем очень доходчивым образом изложено расписание поездов по направлениям, по номерам, по времени и т. д. и тому подобное. Индийцы составляют единое расписание на вторую половину одного года и на первую половину следующего (c 01 июля по 30 июня), т.е. на год. Именно по этому расписание и работают все индийские железные дороги. Иногда, правда, не очень часто ставят поезда, равно как и отменяют, которых нет в справочнике. Со справочником можно проложить свой маршрут, найти более подходящий поезд, время, тип поезда, можно выписать себе подходящие варианты и уточнить наличие нужных мест, в общем есть поле для действий. В таком случае есть смысл самостоятельно внести в бланк заказа нужный номер поезда и класс вагона. И.. не бойтесь исправлять информацию в бланке, черкать там, менять номера и значения — это не имеет никакого принципиального значения, это не бланк строгой отчетности.

Одно из наибольших недостатков железной дороги — это опоздание поездов. Об это все слышали и знают, но всегда неприятно, если это происходит именно с тобой. При планировании путешествия обязательно брать запас хотя бы от шести часов на небольшие расстояния, и до 36 часов для расстояний до 2000 километров. Причины задержки могут быть разные: от поломки рельсов до пропуска более важного поезда, индийцы никогда не переживают по этому поводу, они вообще мало по какому поводу переживают, а опоздание поездов принимают вообще как должное.

Приезжать на вокзал желательно заранее. Хоть все обычно предельно понятно, но бывают ситуации, которые выходят за рамки понимания русского, может даже европейского человека, и нужно некоторое время, чтобы в них разобраться. На любом вокзале обязательно есть стационарное табло, где есть перечень поездов, которые приходят и уходят с этого вокзала. Перед тем как спокойно стоять и ждать поезда, желательно проверить, с этого ли точно вокзала уходит поезд, т.к. очень часто в более менее крупных городах более, чем один вокзал, и чаще всего они находятся не близко друг от друга.

Очень часто на вокзалах есть электронное табло, где анонсируются ближайшие поезда с их номером, временем отправления и платформой. Опять же информация представлена как на хинди, так и на английском. И следует отдать должное, сто объявления по громкой связи также делаются на английском, правда иногда акцент объявляющего делает его речь больше похожей на хинду. Следует обращать внимание на то, что время отбытия поезда может меняться, если этот поезд проходящий (если нет справочника, то желательно уточнить это при покупке билета). А при выборе поезда лучше ориентироваться на прямые и не проходящие поезда.

Когда есть уверенность в том, что поезд уходит с этого вокзала, с такой-то платформы, то не мешало бы уточнить у местных, в какой части перрона будет именно ваш вагон. Поезда очень длинные, остановки короткие, часто приходится наблюдать как индийцы в поезд впрыгивают на ходу.

Обратите внимание, что может быть, когда именно вашего вагона не будет в приехавшем поезде. Не спешите паниковать, если номер поезда совпадает с указанным в билете. Этот вагон вскоре прикрепят к основному составу, и не факт, что вы вовремя покинете станцию отбытия. Лучше этот момент уточнить у проводника или у знающих местных, и обязательно узнать с какой стороны будет подведен вагон..

Также бывают сцеплены два поезда в один, так что на это можно не обратить внимание, а метаться из одного края поезда в другой в надежде, что на эту платформу придет другой поезд.

Индийцы заполняют поезда задолго до их отправления, как только подают поезд — там уже полно людей. Но раньше времени в расписании поезд также не поедет.

Номер вагона указывается в билете и зачастую обозначается на самом поезде, так что довольно легко его найти. Но нумерация совсем не номерная, а буквенно-номерная. Вагоны называются: A1, A2, A3,…, B1, B2,…, C1,…, D1,…, S1. Где-то так. Также буква вагона связана с его классом. Буквой «A», «B» точно обозначаются кондиционируемые вагоны, закономерности как таковой мы не заметили, но чем дальше буква по алфавиту, тем более бюджетный вагон.. Но это не столь важно, как сам класс вагона.

В целом можно разделить места с возможностью лежать, как наши купе и плацкарты, и только сидеть, как наши электрички.

Спальные места: 1AC (1 air-condition class), FC (first class), 2AC (2 air-condition class), 3AC (3 air-condition class), Economy AC, SL (Sleeper class)

Сидячие места: Ex (Executive), CC (AC chair car), ll/2S/SC (second class)

1AC (1 air-condition class) — кондиционируемые купе с четырьмя /двумя полками для сна в купе, больше всего похожи на наши купе, обивка сидений/полок из кожзама, более-менее мягкая, в каждом купе есть розетка, выключатели на основной свет в купе, держатели для бутылок (это из того, что в наших вагонах обычно не бывает), кондиционер, вентилятор. Места в таких вагонах наиболее дорогие, но на коротких расстояниях цены вполне соизмеримы с нашими обычными плацкартами и купе. Удобство, комфорт и чистота существенно разнятся в зависимости от компании-перевозчика, но принцип остается одинаковый.

ФОТО добавлю позднее

FC (first class) — несколько ниже ощущение комфорта, чем в 1AC, но разница заключается только в том, что так называют свои вагоны только некоторые перевозчики, чаще всего это дополнительные вагоны.

Это два места в купе

Вид по коридору

Это купе с четырьмя спальными местами 2AC (2 air-condition class) — кондиционируемые плацкарты с четырьмя полками для сна с одной стороны вагона и двумя с другой стороны, полностью напоминающие наши плацкарты, часто со шторками, которыми можно как бы закрыть свое купе, обивка сидений/полок из кожзама, более-менее мягкая, в каждом купе есть розетка, выключатели на основной свет в купе, держатели для бутылок (это из того, что в наших вагонах обычно не бывает), кондиционер, вентилятор. Места в таких вагонах менее дорогие, чем 1AC, цены вполне соизмеримы с нашими обычными плацкартами. Удобство, комфорт и чистота существенно разнятся в зависимости от компании-перевозчика, но принцип остается одинаковый.

3AC (3 air-condition class) — кондиционируемые плацкарты с шестью полками для сна с одной стороны вагона (три полки вместо двух, в разложенном состоянии прямо сидеть невозможно, можно опустить вторую полку и получится сидячее место с мягкой спинкой) и двумя с другой стороны, частично напоминающие наши плацкарты, иногда со шторками, которыми можно как бы закрыть свое купе, обивка сидений/полок из кожзама, более-менее мягкая, в каждом купе есть розетка, выключатели на основной свет в купе, держатели для бутылок (это из того, что в наших вагонах обычно не бывает), кондиционер, вентилятор. Места в таких вагонах наименее дорогие из кондиционируемых вагонов. Удобство, комфорт и чистота существенно разнятся в зависимости от компании-перевозчика, но принцип остается одинаковый.

Вид корридора

С левой стороны вторая полка опущена, а справа поднята, обратите внимание, что есть даже зеркало:)

Фото боковых спальных мест

Более крупный план места с розетками

Economy AC (economy air-condition class) — дополнительный класс вагона, который используют немногие перевозчики, по уровню ниже, чем 3АС.

SL (Sleeper class) — плацкарты без кондиционера (возможно наличие вентиляторов) с шестью полками для сна с одной стороны вагона (три полки вместо двух, в разложенном состоянии на первых двух полках снизу прямо сидеть невозможно, можно опустить вторую полку и получится сидячее место с мягкой спинкой, третья полка наиболее удобна для сиденья, т.к. не ограничена кондиционером на потолке, как это в 3АС вагоне) и двумя с другой стороны, частично напоминающие наши плацкарты, обивка сидений/полок из кожзама, более-менее мягкая, в каждом купе есть розетка, выключатели на основной свет в купе, держатели для бутылок (это из того, что в наших вагонах обычно не бывает). Такие места наиболее бюджетны. Удобство, комфорт и чистота существенно разнятся в зависимости от компании-перевозчика, но принцип остается одинаковый. В таких вагонах ездят обычные люди, не бомжи (эти ездят на крыше и в багажных отсеках). Если по каким-то причинам пришлось ехать в слипере — не расстраивайтесь — это нормальные и вполне приемлемые места, а если необходимо спланировать наиболее бюджетные переезды — то лучше брать слипер.

Вторая полка в опущеном состоянии

Ex (Executive) — наиболее комфортабельные сидячие места для переездов на короткие расстояния с тремя отдельными креслами с одной стороны прохода и двумя с другой, кресла повернуты в одну сторону, как в самолете, обивка из кожзама, в кресле впереди сидящего вмонтирован раскладной столик, карман для прессы, есть держатели для бутылок, розетки, выключатели, кондиционер, полки для багажа. Наиболее дорогие сидячие места, очень комфортные и приятные.

CC (AC chair car) — комфортабельные сидячие места для переездов на короткие расстояния с тремя отдельными креслами с одной стороны прохода и двумя с другой, кресла повернуты в одну сторону, как в самолете, обивка из кожзама, в кресле впереди сидящего вмонтирован раскладной столик, карман для прессы, есть держатели для бутылок, розетки, выключатели, кондиционер, полки для багажа. Достаточно дорогие сидячие места, довольно комфортные и приятные.

SC/ll/2S (second class) — сидячие места для переездов на короткие расстояния, в зависимости от дальности следования поездов и их типа есть разные варианты:

— с восьмью местами, т.е. по четыре человека на лавке с одной стороны прохода и двумя с другой, расположение, как в плацкарте, но только сидячие места, а вверху багаж, все как бы разбито на купе, и возникает схожесть с плацкартным вагоном, когда все сидят, здесь также есть карман для прессы, есть держатели для бутылок, розетки, выключатели, полки для багажа. Одни из бюджетных сидячих мест второго класса

— по три места на лавке, повернутых друг к другу, или в одном направлении с одной и с другой стороны вагона, как наши местные электрички, но сидения мягкие из кожзама, окна могут открываться полностью, оставляя лишь решетку, есть багажная полка, крючки, именно в эти вагоны чаще всего забивает очень много людей, что возникает ощущение, что кто-то из них точно теряется где-то по пути на полном ходу поезда, т.к. двери тамбура постоянно открыты

В каждом вагоне в тамбуре есть умывальник, независимо от наличия 2 или четырех туалетов с умывальниками.

В поезде можно ожидать:

— что двери тамбура открыты постоянно, так что следует быть осторожным, чтобы поддавшись новому опыту не вывалиться из скоростного, но все же движущегося поезда

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я