Воскрешение калокагатоса. Духовная физкультура

Сергей Викторович Короткий

Книга посвящена описанию сущности традиционной физкультуры. Рассмотрены цель, принципы и традиционный подход к формированию и выполнению физических упражнений.Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами духовного совершенствования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воскрешение калокагатоса. Духовная физкультура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Сергей Викторович Короткий, 2021

ISBN 978-5-4498-6401-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

«Каждую вещь делает прекрасной то,

что для каждой вещи подходит»

Гиппий Больший

Калокагатос — человек, воспитанный в духе калокагатии. Термин «калокагатия» (с древнегреч. kalos — красота + agatos — благо, нравственное совершенство; единство красивого и доброго) не имеет буквального перевода и не поддается однозначному определению, как и любой термин целостной культуры.

В самом общем виде калокагатию можно определить как проявление Духовной сущности в физическом теле, что возможно только при наличии великой, в смысле большой, Души, потому иногда калокагатию переводят как «великодушие».

Внешнее проявление калокагатии — гармония внешнего и внутреннего (Ксенофонт, Платон и Аристотель), сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей (Платон). Под внутренним понимается трансцендентная сущность человека (его Дух), проявление которой в физической жизни и приводит человека к калокагатии. Калокагатия, являясь термином трансцендентной сущности человека, характеризуется целостностью и мудростью, потому деление на внутреннее и внешнее её проявление это рациональная условность, отсутствующая в реальности.

Первое известное упоминание о калокагатии содержится в материалах, относящихся к временам семи мудрецов. Солон рекомендует хранить калокагатию «нрава вернее клятвы», отечественный аналог — «береги честь смолоду».

Калокагатия тесно связана, вплоть до смешения, с другими терминами трансцендентной личности — счастье, мудрость, разумность, здоровье, достоинство, свободная убежденность, которая не нуждается во внешних законах и заключается в естественном умении правильно жить.

Калокагатию можно обозначить также, как этико-эстетическое воспитание человека. Кьеркегор рассматривал эстетику как способ человеческой жизни, выделяя две главные формы существования — эстетическую и этическую1. Причем «…эстетическим началом может быть названо то, благодаря чему человек является тем, что он есть, этическим же — то, благодаря чему он становится тем, чем становится»2. Эстетика относится к предмету, а этика к процессу, этика воплощается в ритуале. Этику можно определить также как искушенность в жизни, а эстетику — как явное проявление Духовных эманации на чувственном уровне. Таким образом, калокагатия является одновременно признаком этичности и эстетичности.

У греков калокагатия была исключительно этико-эстетическим термином, однако смертные искажают семантику, превращая калокагалию в социально-этическое понятие, ибо калокагатос должен был, по мнению смертных, предоставить себя в распоряжение общества, продать себя государству.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воскрешение калокагатоса. Духовная физкультура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Кьеркегор С. Или-или. Фрагмент из жизни. — М.: Академический проект, 2018 г. — 775 с.

2

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. — К.: Киев, 1994. — 495 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я