Партнерство Франции и России. Интернационализация образования, науки, экономики

Сборник статей, 2015

Сборник статей подготовлен группой экспертов Федерального ресурсного центра по сотрудничеству в сфере образования Россия – Франция Министерства образования и науки Российской Федерации, а также Российско-французского центра образования и консалтинга Института государственной службы и управления РАНХиГС. Авторы, статьи которых легли в основу сборника, давно и плодотворно занимаются исследованиями различных сфер сотрудничества Франции и России и представляют ведущие высшие учебные заведения – РАНХиГС, МГИМО, НИУ ВШЭ, РУДН и др. Тематика представленных научных позиций охватывает обширный круг проблем внешней политики, экономики, социальной сферы Франции, однако наибольшее число статей посвящено стратегии и тактике развития международных образовательных программ в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, дополнительном профессиональном образовании. Сборник статей будет полезен тем, кого интересуют вопросы развития сотрудничества между Францией и Россией в разнообразных сферах, особенно – в образовании и научных исследованиях.

Оглавление

  • Предисловие
  • Раздел 1. Трансграничное образовательное пространство: Франция и Россия на мировом рынке образовательных услуг

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Партнерство Франции и России. Интернационализация образования, науки, экономики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1

Трансграничное образовательное пространство: Франция и Россия на мировом рынке образовательных услуг

Высшее образование Франции состояние и перспективы

Ш. В. Тагирова

Директор по международным связям НИУ ВШЭ,

стипендиат программы Bourse Regionale des Rhone-Alpes

(2008 г.)

В рейтинге глобальной конкуренции 2014–2015 гг. Франция вошла в категорию 37 государств с инновационно развивающейся экономикой и заняла 28 место (из 140) по уровню развития системы высшего образования [7]. Франция имеет показатель образованности населения возрастной категории 30–34 года свыше 40 % от общего числа населения страны, в то время как средний показатель в Европе варьируется на уровне 33–34 % [9].

Главным источником финансирования системы образования Франции является государство. В 2015 г. в государственном бюджете на развитие образования предусмотрено 65,02 млрд евро [1], из которых 23,05 млрд евро отводятся для высшего образования, что на 45 млн евро выше предыдущего года [1], но меньше бюджета 2012 г. (28,7 млрд евро) [5].

В среднем государственные расходы на одного студента во Франции составляют 11740 евро. Сумма варьируется в зависимости от типа высшего учебного заведения: от 10940 евро в год в государственных университетах до 15020 евро в рамках двулетних специализированных подготовительных отделений высших школ (les classes préparatoires aux grandes écoles; далее — CPGE). Основная причина разницы расходов — соотношение количества преподавателей и студентов в образовательном учреждении.

Правительство Франции оказывает студентам финансовую поддержку по разным направлениям: выделение бюджетных мест, предоставление стипендий, образовательных кредитов по льготной ставке и др. В 2015 г. выделено 75 тыс. бюджетных мест для обучения во французских вузах с ежемесячным денежным пособием в размере 1000 евро [12]. Ранее в 2013 г. было выделено 56 тыс. бюджетных мест. Для малоимущих студентов предусмотрено 1000 стипендий в размере от 4000 до 5000 евро [12]. Кроме того, с 2008 г. сроком от одного месяца до года присуждается социальная стипендия студентам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации [13].

Для иностранных граждан, желающих получить высшее образование во Франции, также предусматриваются различные виды грантов/стипендиальных программ, которые можно классифицировать следующим образом:

• стипендии на обучение (Bourse d’études), выделяемые иностранным студентам последних курсов национальных вузов для продолжения обучения в высших учебных заведениях Франции в рамках второго цикла высшего образования с целью получения диплома высшей школы или диплома университета уровня «Магистр»;

• стипендии на стажировку (Bourse de stage), которые предоставляются сроком от трех до двенадцати месяцев для прохождения практики в рамках образовательной программы студента. Кроме того, по решению Министерства образования Франции такой вид стипендии может предоставляться для краткосрочной языковой или педагогической стажировки;

• научные стипендии высокого уровня (Bourse de séjour scienti-fique de haut niveau) сроком от одного до трех месяцев предоставляются в рамках исследовательской работы, обменных программ в области науки, культуры и технологий;

• стипендии для покрытия социальной страховки (Bourse de couverture sociale), финансирующие большую часть расходов, связанных с обучением во Франции по программам бакалавриата и магистратуры;

• стипендии для написания диссертаций при совместном франко-российском научном руководстве (Bourse de thèse en со-tutelle) предоставляются аспирантам для написания диссертации с двойным научным руководством и возможностью получения двойного диплома.

Отдельного внимания заслуживают стипендиальная программа имени Гюстава Эйфеля (Bourses d’Eiffel), которая является одной из самых востребованных и престижных среди иностранных абитуриентов. Стипендия позволяет оплатить обучение во французском вузе полностью или частично. Ходатайствовать о присуждении стипендии может только французский вуз, в котором кандидат желает обучаться. Существует два вида стипендий имени Г. Эйфеля — учебная стипендия Bourses d’excellence Eiffel, позволяющая оплатить один или два года обучения во Франции в зависимости от срока, требующегося кандидату для получения диплома по таким направлениям, как экономика, менеджмент, инженерные науки, право, политические науки, управление. Вторая разновидность — аспирантская стипендия Эйфеля (Eiffel Doctorat), в рамках которой студент-аспирант получает возможность провести один учебный год во Франции, обучаясь по модели совместной аспирантуры. Кандидаты отбираются французским учебным заведением, которое обязуется принять исследователя на один год обучения в аспирантуру. Предпочтительными являются 2-й или 3-й год обучения, за исключением особых случаев. Максимальный срок программы 10 месяцев, без права продления. Направлениями обучения могут быть инженерные науки, математика, физика, химия, бионауки и биотехнологии, экология, науки и технологии информации и коммуникации, экономика, управление, право, политические науки и международные отношения [15].

Курирующим органом по присуждению учебных грантов/стипендий иностранным гражданам является Министерство иностранных дел Франции. Существуют также стипендии Министерства культуры, Министерства финансов, различных организаций и многие другие [16].

Ежегодно расходы Франции на обучение иностранных студентов составляют около 3 млрд евро. Однако ежегодные поступления в национальную казну от иностранных студентов достигают 4,65 млрд евро [11], из которых:

• 3250 млн евро приходится на ежедневные потребительские расходы иностранных студентов;

• 563 млн евро — на оплату за обучение;

• 364 млн евро — на доходы национальных авиакомпаний;

• 466 млн евро — на посещения Франции родственниками иностранных студентов [11].

Кроме того, «перспективный» доход Франции от иностранных студентов также весьма существен. По окончании вуза 65–85 % выпускников отдают предпочтение французской продукции, образованию, развитию партнерства с французскими компаниями, туристическим поездкам во Францию. По данным КампюсФранс, большинство иностранных студентов, не являющихся изначально франкофонами, по окончании обучения свободно говорят по-французски и стремятся к дальнейшему развитию контактов с Францией [11].

22 июля 2013 г. во Франции был принят Закон о высшем образовании и научных исследованиях. С этого момента начались официальные реформы системы высшего образования Франции, которые привели к существенным структурным изменениям, включая механизм управления на разных уровнях системы образования. Закон предусматривает введение квот на дипломы техников высшей квалификации (Le brevet de technicien supérieur (BTS) и университетские дипломы технологов (Le diploma universitaire de technologie (DUT), подписание соглашений между подготовительными отделениями и университетами, открытие новых отделений бакалавриата, изменение управленческой структуры университетов, интеграцию стажировок в учебные программы, предписание учебным заведениям, предлагающим дипломы о высшем образовании (технические дипломы, подготовительные отделения CPGE), публикацию статистики об успеваемости своих студентов на выбранных ими специальностях, а также об их дальнейшем образовании и трудоустройстве после окончания вуза. Особый акцент делается на развитии цифровых технологий в образовании. В соответствии со ст. 16 Закона о высшем образовании и научных исследованиях вузы должны «выкладывать в свободный доступ электронные версии учебных программ в случае, если данные дисциплины позволяют это сделать».

Закон преобразовал внутреннюю систему управления университета, прекратив существование двух центральных университетских советов — Ученого совета (Conseil Scientifique) и Совета по образованию и студенческой жизни (Conseil des études et de la vie étudiante), преобразовав их в Комиссию по науке [2] (Commission de la recherche) и Комиссию по учебной работе и студенческой жизни [2] (Commission de formation et de la vie universitaire) соответственно. Обе комиссии образуют Академический совет университета (Le Conseil Académique) и имеют консультативные функции. В случае если решения, принимаемые Комиссией по науке и Комиссией по учебной работе и студенческой жизни, затрагивают финансовые аспекты, то в обязательном порядке необходимо получить одобрение Административного совета университета (Conseil d’administration) (табл. 1).

Административный совет университета (далее — АСУ) состоит из 24–36 членов, восемь из которых являются внешними экспертами (кандидатуры могут быть номинированы партнерами университета или же рекомендованы Административным советом), но принимают участие в избрании президента университета.

Таблица 1. Реформирование Административного совета университета (АСУ)

Основными функциями АСУ являются:

• подписание четырехлетнего контракта контракта (le contrat d’établissement de l’université) с Министерством национального образования, высшего образования и науки Франции. Процедура подготовки контракта занимает около года. Инициатива принадлежит президенту вуза, но фаза обсуждения контракта различными комиссиями вуза является необходимым условием легитимности документа. До проведения переговоров по контракту вуз должен выполнить ряд требований. Ему необходимо подвести итог результатов предыдущего четырехлетнего контракта и составить план развития вуза, который определяет, в общих словах, свои цели развития (стратегические оси) с учетом регионального и национального направления развития, что предусматривает определенную связь с национальным планом государственно-регионального развития. По мнению многих президентов вузов, составление плана развития вуза является самым важным во всей процедуре заключения контракта, так как на данном этапе мобилизует все вузовское сообщество, придавая вузовской жизни чувство динамичности и единения. После этого государство и вуз приступают к проведению процедуры переговоров по контракту, учитывая одновременно план развития, составленный вузом, и приоритеты проводимого политического курса. Переговоры состоят из трех фаз: общего обмена, специальных обменов и заключительной фазы (иногда с перерывами между второй и третьей фазами). В итоге контракт будет содержать конвергентные цели и важные приложения. В частности, список дипломов, который вуз правомочен выдавать; список учебных программ и научно-исследовательских коллективов, признанных государством и официальными органами, ответственными за научно-исследовательский сектор, а также финансовое приложение, содержащее в себе список дотаций, которое государство обязуется предоставить вузу в рамках реализации четырехлетнего контракта. Подобная контрактная политика стала одновременно существенным элементом стимулирующей стратегии государства по отношению к вузам и стратегией развития каждого вуза отдельно, основываясь сначала на внутреннем планировании, затем на составлении положений контракта, подписываемого государством и органами власти, отвечающими за развитие высшего образования Франции [4]. В случае наличия непреодолимых разногласий и невозможности подписания контракта ежегодно вузу предоставляются только финансовые отчисления, обеспечивающие его функционирование только как органа государственной службы в области высшего образования и исследований [3];

• принятие бюджета;

• одобрение соглашения/конвенции/договора, подписанного президентом университета;

• принятие окончательных решений по ряду финансовых вопросов (пожертвования в адрес университета, продажа собственности университета и др.);

• разработка и принятие внутреннего регламента/устава университета;

• утверждение ежегодного отчета о деятельности университета и др. [2]

Таким образом, АСУ определяет политику развития университета.

Еще одним важным нововведением является разрешение французским вузам вести преподавание не только на французском языке, но и на иностранном, в случае если курс читается приглашенным зарубежным профессором. Данная мера направлена на увеличение предложения образовательных программ на английском языке. С момента принятия Закона о высшем образовании и научных исследованиях от 2013 г. во французских вузах было запущено более 1000 англоязычным программ.

Наряду с принятием нового Закона были разработаны две национальные стратегии развития высшего образования Франции: Стратегическая программа научных исследований (un agenda stratégique de la recherche) и Национальная стратегия развития высшего образования (une stratégie nationale de Venseignement supérieur), обязательность которых закреплена новым Законом.

Разработка и реализация Стратегической программы научных исследований Франции (далее — СПНИ) находится в ведении Стратегического совета по научным исследованиям, в состав которого входят ведущие эксперты и исследователи, выдающиеся политические и экономические деятели. Основными направлениями СПНИ являются:

• поиск решения социальных проблем Франции;

• реформирование механизма координации научных исследований;

• продвижение технологических исследований;

• развитие информационного образования и информационной структуры;

• усиление развития инноваций и трансфера технологий;

• развитие научной культуры;

• разработка средств программирования приоритетных научных и инновационных областей;

• создание сайтов с когерентной системой памяти;

• усиление конкурентных преимуществ французских исследований на европейском и международном рынках [18].

Таким образом, новая национальная стратегия развития научных исследований, закрепленная в Законе о высшем образовании и научных исследованиях, позволит, с одной стороны, создать инновационную модель развития научных исследований Франции (в Германии — Стратегия по высоким технологиям 2020), а с другой — решить основные экономические и социальные проблемы.

В свою очередь Национальная стратегия развития высшего образования Франции (далее — НСРВО) регулирует развитие французской системы высшего образования. Так же как и Стратегическая программа научных исследований Франции, НСРВО введена новым Законом о высшем образовании и науке и реализуется специальным Комитетом НСРВО. Основными задачами Комитета НСРВО являются осуществление среднесрочного и долгосрочного планирования развития высшего образования Франции с определением его главных национальных приоритетов на ближайшие 10 лет; разработка государственных программ по достижению заявленных целей, мониторинг реализации НСРВО [9].

В результате проводимых реформ было создано Национальное исследовательское агентство (Agence nationale de la recherche), деятельность которого направлена на повышение количества исследовательских проектов; учреждены конкурентоспособные полюса образования и научных исследований (Poles de recherche et d’enseignement supérieur — далее PRES), позволяющие вузам объединять свои ресурсы и более эффективно вести совместную деятельность; увеличен бюджет Министерства высшего образования и науки Франции; усилена автономия университетов согласно закону о свободе и ответственности, который позволяет университетам создавать свои собственные фонды для привлечения внебюджетных средств [19].

Активно стимулируется деятельность по продвижению французского высшего образования за рубежом агентством Кампюс-Франс (CampusFrance) — главной организации по развитию академической мобильности Франции, имеющей широкую сеть представительств по всему миру [6]. Вузы могут привлекать иностранных граждан на обучение самостоятельно. Многие французские университеты внедряют у себя систему «единого окна поддержки иностранных студентов» (далее — «единое окно»), а именно оказание всяческого содействия в адаптации и интеграции иностранных граждан, прибывших на обучение, в университетскую жизнь и жизнь французского общества. Предоставление необходимой информации по студенческой жизни в вузе, оказание помощи в приобретении медицинской страховки, продлении учебной визы, поиске жилья, во встрече в аэропорту и многое другое. Данный перечень — это всего лишь незначительная часть услуг, предоставляемых «единым окном» университета. Каждый вуз самостоятельно устанавливает функционал для своего «единого окна» [19].

Государственная стратегия по привлечению иностранных студентов, на наш взгляд, является эффективной. По данным ЮНЕСКО, Франция занимает третье место в мире по количеству принимаемых иностранных студентов (796 от общего количества). На протяжении последних пяти лет количество иностранных студентов во Франции растет ежегодно (рис. 1).

Рис. 1. Количество иностранных студентов во Франции в период с 2009–2010 по 2013–2014 гг.

Источник: Институт статистики ЮНЕСКО.

В 2013–2014 гг. во Франции обучалось 295084 иностранных граждан по программам третичного образования [21], что на 2 % больше предыдущего года. Из них 217 926 человек (73,8 %) являются учащимися университетов [21]. Необходимо отметить, что общее количество студентов в национальных вузах за последние 50 лет возросло более чем в 8 раз. Если в 1960 г. число студентов в национальных вузах составляло 310 тыс. человек, то в сентябре 2013 г. насчитывало 2422 900 [9]. Из них доля иностранных студентов составляет 12,1 %, а аспирантов — 41,4 % [9]. В 2014 г. также ознаменовался ростом общего количества студентов (по сравнению с 2013 г.) на 1,5 % (2466500 чел.) [5].

Традиционными странами, из которых во Францию прибывает наибольшее количество иностранных студентов, являются Марокко, Китай, Алжир, Тунис и Сенегал (табл. 2). Количество студентов из этих стран составляет более 50 % иностранных студентов Франции в целом.

На протяжении многих лет наиболее крупным контингентом иностранных студентов являются представители Королевства Марокко. Однако существует высокая вероятность того, что в ближайшие годы студенты из Китая смогут потеснить студентов из Марокко, так как Франция занимает шестое место в мире по приему китайских граждан на обучение и интерес к французскому высшему образованию среди китайских студентов растет. В целом географический разброс иностранных студентов Франции выглядит следующим образом: 43 % — представители Африки, 26 % — Европы, 19 % — Азии, 8 % — Америки и 4 % — Ближнего Востока [11].

Таблица 2. Страны, из которых во Францию прибыло наибольшее количество иностранных студентов, 2012–2014 гг.

Источник: КампюсФранс.

Высшее образование Франции всегда отличало высокое качество. Проводимые в настоящее время реформы направлены не только на сохранение имеющегося потенциала сектора, но прежде всего на его дальнейшее развитие в соответствии с вызовами XXI века в условиях жесткой конкурентной борьбы на международном образовательном рынке. Несмотря на то что мнение французских экспертов относительно эффективности реформ системы высшего образования, проводимых Правительством Франции, разделилось, бесспорным остается тот факт, что более эффективная национальная система высшего образования будет оказывать непосредственное влияния на экономическое развитие страны посредством внедрения инновационных технологий. Вот почему расходы на национальное образование являются самым главным приоритетом страны и самой крупной статьей расходов государственного бюджета Франции. Сегодня, как никогда ранее, Министерство национального образования, высшего образования и науки Франции говорит о долгосрочных эффектах вложенных инвестиций в образование, которые позитивно отразятся на развитии экономики, общества, окружающей среды, культуры Франции.

Проводимые реформы направлены на повышение уровня привлекательности французского образования для иностранных студентов не только в части отдельных всемирно признанных французских университетов, но в целом как системы высшего образования, ее эффективности, прозрачности и доступности. Закон об образовании, принятый 22 июля 2013 г., является важным шагом на этом пути: направлен на решение основных проблем студентов, дает новый стимул в поиске решения социальных проблем Франции, оптимизирует внутреннюю систему управления вузами, повышает прозрачность внешних и внутренних административных процедур. Кроме того, новый Закон инициировал разработку Национальной стратегии развития высшего образования каждые пять лет с определением национальных приоритетов на ближайшие 10 лет, а также механизмы их достижения. Никогда ранее такого документа Правительством Франции не принималось. Национальная стратегия развития высшего образования совместно с Национальной стратегией научного развития направлены на улучшение доступа к высшему образованию граждан, на усиление интеграции между вузами и предприятиями для повышения профессиональной подготовки студентов с целью предоставления им конкурентоспособных знаний и компетенций, отвечающих современных требованиям рынкам труда.

Литература

Нормативные правовые документы

[1] Projet de la loi de finance 2015.

a. http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid8266l/plf-2015-budget-en-hausse-pour-l-enseignement-supérieur-et-la-recherche.html

[2] Code de l’education. Version consolidee au 5 mars 2015. http://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006071191

[3] Циркуляр № 98-118 от 22 мая 1998 г. (Circulaire № 98-118 du 22 mai 1998).

Неопубликованные документы

[4] Тагирова Ш. В. Политика стратегического управления системой высшего образования: сравнительный анализ западного и российского опыта: на примере Франции, Великобритании и Российской Федерации: дисс. канд. полит, наук. М., 2009.

Электронные ресурсы

[5] Министерство национального образования, высшего образования и науки. Официальный сайт: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Раздел 1. Трансграничное образовательное пространство: Франция и Россия на мировом рынке образовательных услуг

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Партнерство Франции и России. Интернационализация образования, науки, экономики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я