Добротолюбие. Избранное для мирян

Сборник, 1929

Сборник поучений святых отцов, выбранных из пяти томов Добротолюбия, переведенного на русский язык святителем Феофаном Затворником, был составлен в 1929 году архимандритом Ювеналием, настоятелем Казанского Богородичного монастыря в Харбине. Настоящее издание расширено и дополнено. Избранное Добротолюбие предназначено для душеполезного чтения широкого круга православных читателей.

Оглавление

Ад

По благословению

Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского

ВЛАДИМИРА

Предисловие

«В былые времена у многих, даже у живших в миру, и у царей, и у их подданных, занятых мириадами мирских забот и попечений, было одно насущное дело: непрестанно молиться сердцем. Сегодня, вследствие небрежения и невежества, это дело крайне редко не только у живущих в миру, но и монахов в пустыни. Но без непрестанной сердечной молитвы человек не принесет никакого плода, даже если он старается по своей силе и терпит скорби ради добродетели. Ибо невозможно принести плод без непрестанного поминания Господа и очищения ума и сердца от всего злого. Господь говорит: …без Мене не можете делать ничего и… кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15,15)…»[1]

Что такое Добротолюбие (Φιλοκαλια)? Многотомная антология святоотеческих наставлений о духовной жизни и непрестанной молитве, которая на первый взгляд представляется малопонятным и недоступным для современного человека чтением.

Действительно, Добротолюбие обращено в полноте своей к избранникам Божиим — монахам, отшельникам, безмолвникам, желающим жить только в Боге и для Бога. Но много ли их ныне? Не указывает ли видимое отсутствие множества читателей на неизбежную участь сборника: занять дальнюю полку в качестве литературного памятника древней церковной письменности?

Опыт многочисленных переизданий за последние годы всех пяти томов и избранного из Добротолюбия доказывает, что интерес к нему не снижается, а все более возрастает, значит, перед нами книга живая.

Не дерзостью будет назвать ее вечным духовным источником, содержащим не только животворное аскетическое учение для подвижников, но и утешающее просветительское слово, обращенное ко всем. Немощные, маловерные, осуетившиеся от наплыва житейских забот, уставшие от тщетных поисков истины — все найдут здесь святоотеческое объяснение причин своих тягот и обретут путь к Истине, путь ко Христу.

Основой для предлагаемого читателям Избранного Добротолюбия послужил труд настоятеля Казанского Богородичного мужского монастыря в Харбине архимандрита Ювеналия, опубликованный впервые там же в 1930 году. Приснопамятный составитель совершил душеполезное дело, выбрав из всех пяти томов Добротолюбия некоторые замечательные поучения святых отцов и соединив их в одном доступном для всех сборнике. Настоящее издание Избранного Добротолюбия расширено и дополнено. В него включены поучения преподобных Антония Великого, Аввы Евагрия, Марка Подвижника, Иоанна Кассиана Римлянина. Для удобства статьи сборника размещены в алфавитном порядке.

От редакции

Ад

Примечания

1

Из предисловия к первому изданию Добротолюбия на греческом языке. (Перевод Л. Сикорской и В. Джонсон). — М., «Паломник», 2000 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я