История вожатского дела

Е. А. Леванова, 2017

Методические рекомендации адресованы вожатому, организующему работу с детьми в условиях временного детского коллектива в период летнего отдыха. Знание исторических основ становления и развития детских лагерей в России и за рубежом позволяет использовать, ставшие уже традиционными и зарекомендовавшими себя как эффективные, методы организации отрядных мероприятий. Надеемся, что представленный материал станет не только справочником, а руководством к действию, путеводителем по нелёгкой, но интересной вожатской дороге и позволит быть не просто вожатым, а стать настоящим Мастером своего дела.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История вожатского дела предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1

История и опыт вожатскои деятельности в россии

В современной России все большее внимание уделяется вопросам разработки модели культурно-оздоровительного и оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря. В связи с этим оправдан интерес к богатому историческому и педагогическому опыту детского лагеря дореволюционной России и Советского Союза.

ЛЕТНИЕ КОЛОНИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

основная миссия — компенсация недостатков жизни ребенка в летний период в крупном городе (недостаток зеленых насаждений во дворах, платность парков, занятость родителей, отсутствие у них отпусков в этот период времени), в этой линии проявляются идеи Викторианского общества о широком использовании сил природы для физического и морального развития человека;

целевая группа — ослабленные дети из бедных семей (отправка осуществлялась организацией питания (дети обеспечивались молоком), велся учет роста и только по назначению школьных врачей), важнейшее значение придавалось физическому развитию воспитанников); организовывалось обучение детей бытовым и гигиеническим навыкам (заправка кровати, уборка помещений, починка одежды, чистка зубов и т. п.);

осуществлялось развитие кругозора ребенка путем естественнонаучного просвещения, путешествий, экскурсий, организации сельскохозяйственных работ (работа на огороде, помощь местным крестьянам в уборке сена), походы за грибами, ягодами и лекарственными растениями.

В настоящее время, исследователи практики пионерских лагерей, в частности, профессор Б.В. Куприянов (МГПУ), предлагает рассматривать следующие формы пионерского лагеря (или четыре «элементарные частицы» пионерского лагеря), существовавшие в начале XX века:

• пионерский лагерь как дача — закрытое и диспозитивное пространство;

• пионерский лагерь как коммуна — открытое и диспозитивное пространство;

• пионерский лагерь как санаторий — закрытое и императивное пространство;

• пионерский лагерь как военное поселение — открытое и императивное пространство.

ИМПЕРАТИВНОСТЬ (директивность, авторитарность, субординированностъ, власть и подчинение) — предполагает вертикальность отношений, при которых руководители наделяются полномочиями, а подчиненные обязанностями.

ДИСПОЗИТИВНОСТЬ — предоставление возможности субъектам свободно распоряжаться своими правами, допускается инициатива и самостоятельность в выборе варианта поведения участниками регулируемых отношений, участники получают право урегулировать собственные действия по своему усмотрению, нормы определяют пределы такого усмотрения либо устанавливают процедуры регулирования.

ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО — предполагает предоставление обучающимся возможности взаимодействия с окружающей средой (коммуникации), как индивидуально, так и в рамках коллективной организации, исследование и преобразование внешней среды, получение обратной связи в этом взаимодействии.

ЗАКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО — ограничение взаимодействия (коммуникации) с окружающей средой, основные события разворачиваются внутри пространства, участники образовательных отношений защищены от культурных и социальных влияний внешней среды.

Кто много говорит о неповторимости, тот плохо знает историю.

Вильгельм Швебель

Пионерский лагерь как санаторий

От латинского «sano» — лечу, исцеляю. Лечебно-профилактическая организация для непосредственного лечения и профилактики заболеваний, использующая главным образом природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания) в сочетании с лечебной физкультурой, рациональным питание, при соблюдении строго определенного режима лечения и отдыха. Например, в 1876 году практика организованного оздоровления детей в США и в Европе.

Пионерский лагерь как коммуна

От французского «commune» — община, сообщество. Идейное и кооперативное сообщество, группа лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда, в которой решения принимаются по общему согласию. Например, деятельность пионерских отрядов может рассматриваться как общественно полезная деятельность.

Пионерский лагерь как военное поселение «Каструм» — от латинского «castrum» — военное поселение.

Распространенный во времена античности тип римского военного поселения. Например, скаутские лагеря в Великобритании начала XX века или летние лагеря кадетских корпусов Российской Империи с середины XIX века.

Страница истории стоит целого тома логики.

Оливер Уэнделл Холмс

Пионерский лагерь как дача

Дача — загородный дом для городских жителей, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания. Например, дореволюционные благотворительные практики по отношению к городским детям, чьи родители не могли вывести их летом на дачу.

Первые лагеря за рубежом и в России

В Европе в 1876 году в швейцарских Альпах был построен первый в мире лагерь отдыха. В него входило всего 68 детей, по преимуществу это были дети из рабочих семей. В качестве воспитателей выступали их же родители-добровольцы. Позднее в лагерях появились и педагоги. Дети строили шалаши, устраивали соревнования, разучивали и пели песни. Взрослые организовывали различные походы, экскурсии, устраивали мероприятия для поддержания командного духа. Игры на свежем воздухе, коллективные походы и жизнь за пределами цивилизации благоприятно влияют на здоровье и эмоциональное состояние детей. После этого летние лагеря стали организовывать и во всем мире.

Они появились и в Северной Америке в 1880-х годах. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах.

Нация болела, вырождалась, детская смертность была очень высокой. И решение создать детские летние кампусы было продиктовано тем, что преимущества сил природы для физического и морального блага человека неоспоримы.

Популярность таких кампусов росла, и в 1890-е годы их появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи из бедных слоев городского населения смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков.

Первые летние лагеря для девочек также стали появляться в начале 20-го века, создавались они «для нового, более самостоятельного поколения женщин». Таким образом, общество начало признавать неизбежность феминизации.

Так в 1902 году появляются лагерь Kehonka в Нью-Гемпшире, Wyonegonic в Бриджтоне (штат Мэн), в 1911 и 1912 годах появляются лагеря Camp Fire Girls и Girl Scouts of the USA. Вскоре начинается строительство летних кампусов для девочек из семей среднего класса.

Движение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов

Движение наиболее активно проявилось в Москве, Петрограде, Томске и в других городах России. В Москве оно ярко проявилось, как попытка включиться в международное движение сетлементов в 1905 году.

Педагогический терминологический словарь дает следующее определение данному термину: «Сетлемент (англ, settlement — поселение) — просветительное общество по воспитательной работе среди детей и взрослых, 1906–1907 гг., Москва. Основано А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацким и др.

Общество осуществляло экспериментальную культурно-просветительную работу в районе Марьиной Рощи, изучало вопросы социального воспитания детей, организации детских сообществ и воспитательных учреждений нового типа, самоуправления и др. В 1907 было закрыто за «попытку проведения социализма» среди маленьких детей [5, с. 258].

В конце 19 века общество искало пути решения проблемы беспризорных детей, наводнявших улицы многих городов мира. Это были преимущественно дети рабочих, ремесленников и городской бедноты, родители которых были заняты обеспечением пропитания. Без должного контроля со стороны взрослых, они были подвержены негативному влиянию улицы, попадали в группу риска и часто пополняли ряды преступности.

В Америке возникло движение, объединившее под своим знаменем всевозможные кружки, союзы, общества, поставившие себе целью — заботу о нравственном и физическом благополучии беспризорной детворы городских бедняков.

Первый американский клуб «Сетлемент» был основан доктором Стантом Койтом в 1887 году в Нью-Йорке.

В 1889 году возникают два сетлемента, основанные прогрессивными женщинами, окончившими американские университеты. Клубы «Сетлемент» были признаны лучшим средством для перевоспитания детей. Им были предоставлены светлые, благоустроенные помещения, где они при полной свободе и без излишней опеки могли проводить время с пользой для себя. В этих клубах молодёжь получала возможность взаимопомощи, училась и развлекалась.

В 1906 году в России было официально зарегистрировано общество «Сетлемент» (переименованное позже в общество «Детский труд и отдых»). Его главная цель — удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Возник «Сетлемент» на базе «Дневного приюта для приходящих детей» и объединял группу представителей московской интеллигенции Станислава Теофиловича Шацкого, которая занималась организацией детских объединений, первых детских площадок, загородной летней колонии труда и отдыха, мастерских, «дополнительной школы», педагогических курсов.

«Самая важная работа наша должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. И это, очевидно, невероятно трудно по самой природе своей».

С.Т. Шацкий

Участники Общества считали необходимым вести работу углубленно, качественно и лишь с посильным количеством детей (около 300 детей). Педагоги создавали условия, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. В обучении упор был сделан на усвоение практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами.

Поиск средств наиболее интенсивного воспитания привел к созданию на базе летней колонии «Бодрая жизнь» круглогодичного воспитательно-учебного заведения «Школы-колонии» (своеобразного лицея).

Движение организаторов русского скаутизма 10-х годов XX века

На развитие скаутского движения оказали большое влияние работы Эрнеста Сетон-Томпсона.

14 августа 1860 года Томпсон появился на свет в городке Саут-Шилдс. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду и носил имя Сетон. С детства Эрнест Эван любил природу, часто гулял по канадским лесам, потому что в 1866 году семья перебралась в страну кленового листа, следил за животными, описывал их поведение, рисовал.

В ходе написания своих произведений Сетон-Томпсон постепенно сформировал идею «пионеринга», частично связанную с его мировоззрением, частично — с романом Фенимора Купера «Пионеры», где повествуется о первых американских переселенцах.

В 1900 году на его поместье повадились набегать мальчишки, которые регулярно мародерствовали и наносили большой ущерб имуществу писателя; стремясь их унять и занять чем-то другим, он разработал программу воспитания детей на природе. В 1902 году вышла первая статья Томпсона, посвященная данной теме. За 4 года вышло еще несколько работ, а его идеи получили общенародную поддержку и вскоре вылились в национальную программу скаутов.

Впрочем, не обошлось без скандала: английский генерал Баден-Пауэлл, с которым в 1906 году Сетон-Томпсон общался и которому показывал некоторые свои проекты, опубликовал через 2 года книгу «Скаутинг для мальчиков», подозрительно похожую по сути на замысел писателя-анималиста, но с большим акцентом на военное воспитание. После этого Сетон-Томпсон больше не занимался общественной деятельностью.

В 1907 году появляется скаутское движение в Великобритании, которое организовал полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл, человек, избравший военную карьеру и всю свою основную жизнь проведший в походах английских колониальных войск. В составе тринадцатого гусарского кавалерийского полка он был отправлен на службу в Индию.

«Лучше всего обучаться искусству разведчика с детства. Это искусство пригодится всегда, какую бы профессию человек ни избрал, будет ли он военным, или штатским».

Роберт Баден-Пауэлл

У рыцарей было одно замечательное правило: каждый день они должны были оказать кому-нибудь добрую услугу.

Роберт Баден-Пауэлл

С детства любя охоту, Баден-Пауэлл вскоре прославился как лучший следопыт и охотник, великолепно знающий тайны джунглей. Тяжелые условия службы в Индии быстро развили твердый характер, настойчивость, хладнокровие и решительность. Излюбленной охотой Баден-Пауэлл было выслеживание кабанов и борьба с ними один на один с копьем. Этот вид охоты был настолько опасен, что многие охотники редко принимали в ней участие. Здесь, в Индии, Баден-Пауэлл становится известен и как хороший полевой разведчик, который сформировал из солдат своего полка отряд разведчиков. Из страниц его дневника можно видеть, что именно здесь появилась мысль о воспитательном значении разведческой тренировки, лагерной жизни и охоты.

Баден-Пауэлл участвовал практически во всех экспедициях английской колониальной армии в разных частях света, и в 1890 году оказался на острове Мальта, где впервые столкнулся с легендами и преданиями рыцарского ордена иоаннитов. Их законы и послужили в будущем фундаментом для создания свода моральных законов скаутов.

В 1899 году началась англо-бурская война. Вряд ли она была справедливой с обеих сторон, но симпатии многих были на стороне буров. Так как Баден-Пауэлл служил в английской армии и был патриотом своей империи, он сражался с войсками буров.

По долгу службы он оказался в маленьком слабоукрепленном городке Мейфикинг. Город осаждали превосходившие по численности его гарнизон войска. Солдат катастрофически не хватало, и тогда возникла мысль собрать городских мальчишек. Так появился первый отряд мальчиков-велосипедистов, или, как их называли, мейфикингских кадет, которые заменили взрослых. Несмотря на опасность, на велосипедах они развозили приказы, служили вестовыми, патрульными, наблюдателями. Их доблесть часто воодушевляла взрослых. Осада продолжалась 217 дней, и известия о ней и о мужестве городских мальчишек докатились до Англии.

Внезапно Баден-Пауэлл стал получать письма от английских ребят, которые восхищались своими сверстниками и очень хотели быть на них похожими. Баден-Пауэлл возвращается в Англию и убеждается в недостатках английской воспитательной системы. Школа, по его мнению, не может сформировать характер ребенка, она лишь дает определенную сумму знаний.

Время с 1902 по 1907 годы можно считать периодом, переменившим всю жизнь Баден-Пауэлл. Результатом этой перемены стало стремление к более обширной государственной работе и новая программа воспитания — скаутинг.

Читая работы Баден-Пауэлла, можно четко сформулировать причины, которые привели его к скаутингу:

во-первых, англо-бурская война. Участвуя в ней, Баден-Пауэлл воочию убедился, насколько моральный дух и физическая закалка противника превосходила состояние английских солдат: они быстро гибли от болезней, не умели питаться растительной пищей в незнакомой местности, выбирать источники воды;

во-вторых, приехав в Англию, Баден-Пауэлл поразился чрезмерным увлечением нации спортом, в частности футболом. Но спортом, не как участием в соревнованиях, а как зрелищем, где теряющая над собой власть толпа ревела от возбуждения;

в-третьих, рост хулиганства в английских школах. Баден-Пауэлл заметил и четко определил признаки разложения империи и сделал вполне закономерный вывод:

«Нация обнаруживает признаки болезни. Мы можем определить эту болезнь как упадок гражданского духа. Средство для излечения общественного недуга — подрастающее поколение и его воспитание».

В 1907 году была сделана первая попытка проверить логичность критики существовавшей воспитательной системы. Баден-Пауэлл собрал группу мальчишек, представляющих разные социальные слои общества, и организовал с ними лагерь на острове Броунси. Лагерь был палаточный, и участвовало в нем всего 22 человека. Удача этого опыта была столь очевидна, что в 1908 году появляется его книга, где изложены основы скаутинга «Scouting for boys», которая мгновенно расходится в Англии. Движение распространяется по всей стране, проникает в колонии, и Баден-Пауэлл понимает, что его необходимо доводить до логического завершения, т. е. создавать организацию. Официально движение бойскаутов было основано в 1908 году. В 1910 году Баден-Пауэлл окончательно оставляет военную службу и целиком отдается руководству своим детищем.

К 1913 году скаутское движение принимает крупные размеры во всех странах Европы и Северной Америки. Начавшаяся мировая война показывает Баден-Пауэлл, что он трудился не зря. Через несколько часов, например, после начала войны отряды английских скаутов собрались и приступили к работе по охране мостов, железных дорог, телеграфных линий морского побережья. Тысячи юношей отправились на фронт, уже готовые к лагерной жизни.

К 1925 году в США было около 300 скаутских лагерей. Мальчиков и девочек учили основам выживания в условиях дикой природы, занимались с ними гимнастикой, учили плавать, обучали основам декоративно-прикладного искусства. Вечером у костра пели, рассказывали разные истории, устраивали театральные представления, здесь же открывали и закрывали сезон — в общем, делали все то же самое, что и в советских пионерских лагерях.

Каким образом обстояли дела у нас в России? Основатель скаутского движения Баден-Пауэлл (по непроверенным данным) побывал в России дважды. Первый раз как шпион, когда он вместе с братом, тоже разведчиком, пытался проникнуть на территорию воинской части в Царском Селе, чтобы разведать устройство русских военных аэростатов. Братья были задержаны, но им удалось бежать и достичь английского торгового судна, ожидавшего их в гавани Санкт-Петербурга. Второй раз он появился в России вместе со своей новой воспитательной системой.

«Идея рыцарства, идея самовоспитания, идея сближения с природой, идея закалки воли и развития характера и самостоятельности, идея служения Родине и ближним не могут не захватить молодежь и не зародить в ней светлые идеи…».

О. И. Пантюхов

Первый русский вариант «Scouting for boys» был напечатан Академией Генерального штаба и вышел под названием «Юный разведчик». И в России родоначальниками этого начинания стали тоже военные, в частности, капитан первого лейб-гвардии стрелкового его Величества полка Олег Иванович Пантюхов.

Он родился 3 октября 1882 года. Его отец был доктором, известным ученым-антропологом. Учился Пантюхов в Тифлисском кадетском корпусе, потом в Павловском военном училище в Петербурге. Вспомним, что Россия в 1904–1905 годах проиграла войну с Японией и, как у Баден-Пауэлла, у многих русских появилась мысль о необходимости дать молодежи патриотическое воспитание. Так, в 1908 году возникло движение «потешных». Это название было взято в память о мальчиках, с которыми Петр Великий играл в войну, а потом создал из них лучшие гвардейские полки — Семеновский и Преображенский. Проходило это движение под эгидой Министерства Просвещения в виде военизированных отрядов, сначала для сельской, а потом для городской молодежи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История вожатского дела предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я