Инновационный менеджмент. Учебное пособие

С. В. Короткий

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.Учебное пособие посвящено изучению теоретических основ инновационного менеджмента, содержанию инновационного процесса, государственному и правовому обеспечению инновационной деятельности.Пособие предназначено для студентов вузов всех форм обучения по направлению «Менеджмент», а также для студентов других направлений, изучающих данную дисциплину.

Оглавление

  • Введение
  • РАЗДЕЛ 1. Инновационный процесс как объект менеджмента

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный менеджмент. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

РАЗДЕЛ 1. Инновационный процесс как объект менеджмента

Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента

Сущность инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Можно выделить следующие наиболее характерные черты инновационного менеджмента:

— инновационные процессы имеют вероятностный характер и по своей сути слабо детерминированы;

— инновационные процессы носят творческий характер и требуют применения методов креативного менеджмента;

— центральным субъектом инновационных систем является инноватор;

— личность новатора или инновационного менеджера как субъектов инновационного менеджмента должна рассматриваться как сложная социальная система, требующая применения новейших социально-психологических, эвристических, дидактических методов воздействия;

— для повышения результативности инновационной деятельности необходимо использовать гибкие, адаптивные, морально-этические и индивидуальные подходы.

Основная задача инновационного менеджмента — управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т. е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Кроме того, рекомендуется пользоваться официальными рекомендациями Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) — Руководства Фраскати «Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок», которому также следует Постановление Госкомстата Р Ф от 20.06.95 N 63.

Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара — научно-технической продукции — и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

С целью сохранения конкурентоспособности и стабильного получения прибыли предприятие должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие1.

Последнее приобрело особое значение на современном этапе НТП, берущем начало во второй половине 70-х гг., и обусловлено:

— усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП во всех сферах человеческой деятельности;

— определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии;

— необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии;

— повышением технического уровня производства;

— необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

— спецификой процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов);

— увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

— быстрым моральным старением техники и технологии;

— объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.

Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному менеджменту.

НТП — взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействие науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. На уровне коммерческих организации НТП реализуется в виде инноваций.

Новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере научной деятельности. Новшества могут оформляться в виде: патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.), результатов маркетинговых исследований и т. д.

Нововведение — процесс внедрения, распространения и использования новшеств с целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня; это такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, население, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы (нововведения выступают как форма управляемого развития); это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект; это процесс, характеризующий переход системы из одного состояния в другое за счет введения отдельных новшеств.

Инновация — это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.

Инновационная деятельность — это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности.

Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.

Инновационная среда — сочетание внутренней и внешней сред участника инновационного процесса. Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя инновационная среда — дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат.

Компонентами внешней микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), бизнес-область, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.

Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность.

Знание внутренней инновационной среды дает возможность оценить инновационный потенциал фирмы. Знание внешней — инновационный климат. Знание среды в целом — инновационную позицию фирмы.

Основные элементы инновационной среды:

— собственно инновации;

— товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;

— инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;

— соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности, приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.

Теоретические основы

Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.

В 30-х гг. XX в. австрийский экономист Й. Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Й. Шумпетер основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом (по К. Марксу), а внедрению новшеств в хозяйство государства.

В ходе исследований выяснилось также, что источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.

В работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер выделил две стороны хозяйственной жизни:

— статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства — участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, так как ситуация понятна);

— динамическую (инновационный кругооборот означает развитие — особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).

Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности, и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.

Производить — значит, комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое — значит, создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений:

— изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;

— изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;

— изменения вследствие использования нового сырья;

— изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;

— изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

Основные подходы к инновационной деятельности

1. Системный подход — философия управления, метод выживания в условиях переходной экономики, метод превращения сложного в простое, восхождение от абстрактного к конкретному. Системный подход — методология исследования объектов как систем.

Система — целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство при взаимодействии с внешней средой и представляющей собой подсистему системы более высокого порядка. Единство системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов. Системный анализ — анализ на основе всестороннего изучения с применением научных подходов ее свойств для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития.

2. Воспроизводственно-эволюционный подход как элемент бенчмаркинга ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшим по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Копирование у своих конкурентов новшеств из различных сфер деятельности, с одной стороны, более простой и менее капиталоемкий путь, а с другой — более рискованный (на каждое новшество конкурента лицензию не купишь) и менее долговечный (так как вы копируете, а не создаете вновь). На Западе это направление развития продукции и организации назвали бенчмаркингом.

В СССР этот метод назывался:

а) в планировании НИОКР — ориентацией на лучшие мировые образцы;

б) в стандартизации — опережающей стандартизацией;

в) в производстве — обмен передовым опытом;

г) в межличностных отношениях — социалистическим соревнованием;

д) в творчестве — плагиатом.

3. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. При применении предметного подхода к развитию систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем (поиск работы для имеющихся коллективов). При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требования «выхода» системы, возможностей на ее «входе». При применении функционального подхода абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих (потенциальных) потребностей.

4. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие: 1) повышение качества продукции в соответствии с нуждами потребителя; 2) экономия ресурса у потребителя за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов; 3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, НТП, совершенствования системы менеджмента. В условиях централизованно-плановой системы хозяйствования приоритетами альтернативного производственного подхода были следующие: 1) снижение себестоимости продукции; 2) повышение качества продукции, затраты у потребителя продукции не регламентировались и не управлялись.

5. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и по времени. Чем больше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов по менеджменту, тем выше будет его организованность, уровень автоматизации стратегического планирования и регулирования на всех уровнях управления. Нормирование — это процесс анализа использования оборотных средств, разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода оборотных средств или других объектов.

6. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические, демографические, гендерные и др. аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

7. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

а) между отдельными подсистемами и компонентами системы инновационного менеджмента;

б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т. п.);

в) между уровнями управления по вертикали;

г) между субъектами управления по горизонтали.

8. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет).

9. Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию.

10. Оптимизационный подход заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, математических и статических методов, экспертных оценок, системы баллов и т. п.

11. Директивный подход заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.

12. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук и построению и управлению фирмой.

13. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, возникшей в конкретное время.

14. Логический подход основан на отношении к логике как науке о мышлении, т. е. для применения логического подхода к выполнению почти любой работы необходимо руководствоваться принципами диалектической и формальной логики. К методологическим принципам диалектической логики относятся принцип объективности, принцип системности, принцип историзма. К методологическим принципам формальной логики относятся: принцип тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного обоснования.

15. Инновационный подход ориентирован на развитие экономики на основе активизации инновационной деятельности, т. е. на основе разработки и введения новшеств.

16. Сущность глобального подхода заключается в том, что при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов, точка обзора должна быть мысленно в глобальной системе, а не на уровне анализируемого объекта.

17. Виртуальный подход заключается в применении глобальной сети Интернет, сотовой связи и других средств связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, передачи и использования информации для удовлетворения соответствующих потребностей.

18. Стандартизационный подход заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы норм, правил, характеристик с целью обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости.

19. Эксклюзивный подход заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на использование по своему усмотрению новшества или конкурентного преимущества в любой области деятельности.

20. Структурный подход — это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, инвестиций, проектов, принципов и других категорий в их совокупности (по одному направлению) с целью установления рационального отношения (структуры) и повышение обоснованности распределения соответствующих ресурсов.

21. Деловой подход является наиболее комплексным (после системного) и сложным, так как у каждого индивидуальное воспитание и образование. Выделяют объективные и субъективные факторы делового подхода.

Эти подходы не дублируют друг друга, но раскрывают разные аспекты менеджмента.

Методы инновационного менеджмента

Цели, характер и содержание инновационной деятельности определяют особенности и значительное отличие инновационного менеджмента от его традиционных видов. Целью развития любых инновационных систем разного уровня иерархии является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка. Исходя из теории конкуренции, именно инновационный потенциал развития науки и внедрения новой технологии создает конкурентные преимущества высшего порядка.

Под влиянием идей инновационного менеджмента перестраивается весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия инновационного решения. Возникает особая взаимосвязь и логическая последовательность в осуществлении основных функций инновационного менеджмента. Так, резко повышается значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента, таких как, коммуникации, мотивация, процесс делегирования полномочий. Среди способов организации инновационных процессов преобладают неформальные виды, опирающиеся на закономерности межличностных отношений, групповой динамики и т. п.

Изменяются соотношения между различными видами контроля. Они все больше нацелены на самоконтроль, на стратегический контроль инноваций, а также на финансово-экономические виды контроля. Особое значение приобретают коммуникации, связанные с контролем за ходом инновационных процессов. В них превалирует процессуальный характер и непрерывный процесс обмена информацией.

Особые изменения претерпевают функции и методы менеджмента в инновационном управлении персоналом. Разработка и внедрение новшеств, усложнение процессов, появление новых технологий требуют от работника соответствующей квалификации и особых профессиональных знаний и умений. В инновационных структурах происходит значительное повышение общего уровня образования работника. В инновационном менеджменте изменяется тип поведения работника, инновационного коллектива и самого инновационного предприятия в целом. Главным компонентом поведения становится не столько целеориентированное рациональное действие, сколько ценностно-ориентированное рациональное действие.

В инновационном менеджменте значительно видоизменяется состав, структура и содержание методов управления: большее место, чем в традиционном менеджменте, отводится анализу и прогнозу, количественным методам моделирования, социально-психологическим методам воздействия, обогащается содержание экономических и эвристических подходов, сужается круг возможностей для применения административных рычагов.

Перечень основных методов инновационного менеджмента

Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, но и специфические методы инновационного менеджмента.

Основные аналитические методы

1. Функционально-стоимостный анализ — это метод комплексного технико-экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.

Метод ФСА разработан в США и впервые применен в 1947 г. в компании «Дженерал Электрик». Инженер Лоуренс Д. Майлс пришел к выводу, что снижение издержек производства надо начинать с анализа потребительских свойств изделия и технических функций составляющих его частей. В центр внимания ставился вопрос, насколько оправданы затраты с учетом полученных свойств товара, удовлетворяющих те или иные запросы и потребности. Для получения соответствующих свойств товара необходимы определенные затраты, поэтому важны пропорции между полезностью отдельных свойств и понесенными затратами. Не все свойства товара являются полезными и необходимыми для потребителя. В связи с этим нужно провести анализ, используя принцип Эйзенхауэра по схеме ABC. Необходимо выделить главные (А), второстепенные (В) и ненужные или излишние функции (С). Средства следует затрачивать на получение главных функций, в определенной мере — на второстепенные (В). Затрат на получение излишних функций нужно избегать.

Исключение излишних функций позволяет снизить затраты на производство продукции при одновременном сокращении или даже повышении качества. Объектами ФСА могут быть потребительских свойства изделия как в целом, так и его отдельных частей (узлов, групп деталей, отдельных деталей и т. п.). Только коллективное, всестороннее рассмотрение проблемы повышения качества при одновременном снижении себестоимости может гарантировать успех. К проведению ФСА могут привлекаться и консультанты со стороны: научные работники, преподаватели вузов и др.

Цель ФСА — снижение затрат на производство, проведение работ и оказание услуг при одновременном повышении или сохранении качества выполняемой работы. Работа по ФСА будет считаться выполненной при условии, если будет найден вариант изделия или процесса с низкой себестоимостью и высоким качеством.

2. SWOT-анализ. Его идея состоит в применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу и в развитии сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

3. Факторный анализ — процедура установления силы влияния факторов на функцию и результативны признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Системный анализ, методы управления персоналом и т. п.

Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

1. Метод написания сценариев. Сценарий инноваций — это упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой. Метод написания сценариев заключается в подборе коллектива людей по составлению сценария будущего развития процессов, выделяя потенциальные последствия, которые могут при этом возникнуть. Цель написания сценария — это осветить гипотетическую будущую ситуацию в инновациях.

Достоинства сценария: наиболее эффективный метод ослабления традиционного мышления; вынуждает специалиста погружаться в незнакомое будущее, а не только проецировать настоящее в будущее; вынуждает специалиста заниматься детализацией возможных процессов, что позволяет увидеть потенциал; важный прием изучения будущей ситуации.

2. Метод игр. Игра — вид моделирования процессов с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. При проведении игры каждый участник должен играть, т. е. имитировать какую-то специфическую роль, отведенную ему сценарием. Для инновационных решений используются стратегические игры, в том числе деловые игры.

Стратегические игры — это конфликтные игры, в которых эффективность решения, принимаемого одним участником (т. е. элементом системы), зависит от образа действия других участников. Такая ситуация называется конфликтной, хотя не обязательно наличие антагонизма. Стратегия — это система поведения участников игры в той или иной конфликтной ситуации. Игры бывают парные и множественные (по числу игроков), бесконечные и конечные (при ограничении количества стратегий).

Деловые игры являются разновидностью стратегических игр. Деловая игра — это система управления, состоящая из подсистемы принимаемого решения (управляющая подсистема) и системы, в которой реализуется решение (управляемая подсистема). Между этими подсистемами возникает обратная связь. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием решений претерпевает изменения. Деловая игра включает в себя три элемента: участника, правила, информационную базу. Информационной базой деловой игры служат количественные показатели, соответствующие состояниям моделируемых процессов и характеристикам реальных объектов.

3. Метод Дельфи — это метод прогноза, при котором в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий.

Основные особенности метода Дельфи: полный отказ от личных контактов между экспертами,; обеспечение экспертов необходимой информацией, включая и обмен между ними после каждого тура опроса; обеспечение анонимности, аргументации и критики оценок.

Цель метода Дельфи — это получение прогнозов или перечень потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающей гораздо большей степенью надежности, чем анализ, проведенный одним специалистом.

4. Имитация — создание модели реальной хозяйственной ситуаций и манипулирование этой моделью в целях получения выводов о действительном мире. Методы имитации базируются на принципах теории массового обслуживания, которая является одной из ветвей теории исследования операций. Исследование операций — это прикладная систематическая наука о путях и способах наиболее рациональной организации целенаправленной человеческой деятельности в различных областях практики. Сущность теории исследования операций можно определить просто — это точная количественная оценка соизмерения затрат (капитала, текущих издержек) и ожидаемых доходов (валового дохода, прибыли).

5. Метод Монте-Карло позволяет построить модель при минимуме данных, а также максимизировать значение данных, используемых в модели. Он может быть применен для решения почти всех задач при условии, что альтернативы могут быть выражены количественно. Построение модели начинается с определения функциональных зависимостей в реальной системе. После этого метод позволяет получить количественное решение, используя теорию вероятностей и таблицы случайных чисел.

Методы прогнозирования инноваций

Прогноз (греч. Prognosis — предвидение, предсказание) — основанное на реальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе какого-либо явления, события, показателя.

1. Экстраполяция (экстра + лат. Polire — делать глубоким, отделывать) представляет собой метод исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть.

2. Поисковые прогнозы — это прогнозы, отвечающие на вопрос типа «что было бы, если…?», которые можно объединить под одним названием «цепь предположений».

3. Нормативный прогноз означает, по существу, целевое предсказание. Например, реклама, цель которой заключается в том, чтобы вызвать интерес и побудить к действию. Целевые предсказания являются хорошим инструментом для разработчиков инновационной политики. Они могут быть: мерой, позволяющей сопоставить фактический прогресс в данной сфере с прогнозируемым прогрессом; основой для принятия решений по вопросам, не имеющим прямого отношения к самим предсказаниям.

4. Прогноз на основе анализа тенденций. Прогнозирование инноваций есть попытка определить ход событий в будущем, исходя из того, что случилось в прошлом. Это означает, что все методы прогнозирования основаны на анализе тенденций. По степеням надежности прогнозов, построенных на основе анализа тенденций, можно выделить пять типов. Иерархия этих типов, т. е. переход от низшего к высшему включает в себя: предположение, метафору или аналогию, квазимодель, эмпирическую модель, аналитическую модель.

5. Интуитивный прогноз представляет собой некий обобщенный образ, охватывающий многие взаимосвязанные аспекты любой сложной проблемы и формирующий нечто целое, значительно превосходящее сумму составляющих частей. В основе этого прогноза лежит интуиция, под которой понимается способность как бы внезапно находить правильное решение проблемы. Существует два метода интуитивного прогнозирования: высказывание о будущем какого-либо одного человека (пророка или провидца); высказывание о будущем, сделанное на основе опроса или коллективного суждения группы экспертов.

Методы поиска идеи инновации

В творческом процессе существует большое количество различных методов поиска новой идеи, а именно: метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика, стратегия семикратного поиска, теория решения изобретательских задач, метод направленного мышления, метод использования библиотеки эвристических приемов, метод десятичных матриц, метод системной эвристики, метод комплексного решения проблем, метод творческого инженерного конструирования, метод ступенчатого подхода к решению задачи, метод матриц открытия, интегральный метод «Метра» и др. Для поиска финансовой идеи наибольшей эффективностью обладают следующие методы:

1. Сущность метода проб и ошибок заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы.

2. Метод контрольных вопросов по существу представляет собой усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является проблемой.

3. Метод мозгового штурма заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи.

4. Морфологический (греч. Morphe — форма, внешний вид) анализ заключается в соединении в единую систему методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо функции данной инновации.

5. Метод фокальных объектов основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.

6. Синектика (греч. синектика — «совмещение разнородных элементов») представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.

7. Стратегия семикратного поиска означает, что выбор правильной идеи производится путем ее поиска последовательно по семи этапам: анализ проблемы; анализ характеристик имеющихся аналогов новых продуктов или операций; формулировка общей идеи; выбор основополагающих идей; контроль идеи; оценка выбора одной оптимальной идеи; превращение выбранной идеи в инновацию.

8. Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ состоит из 9 этапов, каждый из которых содержит несколько последовательных шагов, регламентированных конкретными правилами и рекомендациями.

П. Друкер выделяет семь источников инновационных идей:

— неожиданное событие для организации или отрасли — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;

— неконгруэнтность — несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней (какой она должна быть);

— нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);

— внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

— демографические изменения;

— изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

— новые знания (как научные, так и ненаучные).

По мнению П. Друкера, систематический инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. Первые 4 источника инновационных идей (области изменений) он относит к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг (такие источники доступны для работающих в данной организации или в данной отрасли). Последние три источники относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение вне данной организации или отрасли. Однако между всеми источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться.

Приемы инновационного менеджмента

Прием инновационного менеджмента — способ воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношение на рынке реализации инновации.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • РАЗДЕЛ 1. Инновационный процесс как объект менеджмента

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный менеджмент. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Исследование Института мировой экономики и международных отношений РАН с целью определить самый значимый вклад в XX в. для будущего человечества пришло к однозначному выводу: главное влияние на всю нашу жизнь, на развитие экономики в мире оказывает и еще долго будет оказывать создание национальных инновационных систем, которые оформились в последние десятилетия (НИС — элемент экономики, главная задача и свойство которого — генерировать постоянный поток нововведений на рынке).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я